Полезные советы для девочек-подростков. Воспитание девочки подростка

История победы императора Траяна над могучим варварским царством это не просто история из-под пера. Это событие, слава которого вырезана в 155 сценах на спиральном фризе могучей монументальной колонны, что завораживает и поныне.

Триумф Императора.

Колонна Траяна со статуей святого Петра, установленной папой в эпоху Возрождения на вершине, возвышается над руинами Форума Траяна, который когда-то включал две библиотеки и большую площадь для граждан и просторную Базилику. Строительство Форума велось за счет военных трофеев, добытых из Дакии.

Сражавшийся бок-о-бок со своими воинами в кампаниях между 101 и 106 годами н.э., император Траян собрал десятки тысяч римских легионеров, пересекших Дунай через два самых длинных моста, которые когда-либо видел античный мир. Победа Траяна продемонстрировала наглядную мощь Рима, в пике принципата: сокрушив могучее варварское царство на дерновых полях их горного дома дважды, методично стерев его с лица древней Европы.

Война Траяна с даками, чья страна располагалась на территории нынешней Румынии, стала определяющим событием его 19-летнего правления. Богатства, привезенные в Рим были ошеломительны. Один современник-летописец хвастался, что завоевание принесло государству свыше 200 тонн золота и 450 тонн серебра, не говоря уже о новой плодородной провинции.

Реконструкция внешнего вида моста Траяна инженера Э. Дюперрекса (1907 год)

Добыча буквально изменила ландшафт Рима. В ознаменование победы Траян распорядился построить новый форум, который включал бы в себя просторную площадь, окруженную колоннадами, две библиотеки, большое общественное здание, известное как Базилика Ульпия, и, возможно, даже храм. Форум был «чудом под открытым небом », один из ранних историков восторгался, что никакого разоряющего слов смертного описания не хватит, чтобы описать оное.

Над форумом возвышалась каменная колонна высотой 38 метров, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Спиралью возвышающаяся вокруг колонны полоса барельефа, как современный комикс - это повествование о Дакийских кампаниях: тысячи искусно вырезанных римлян и даков маршируют, строят, сражаются, плывут, крадутся, ведут переговоры, умоляют и гибнут в 155 сценах. Завершенная в 113 году колонна простояла более 1900 лет.

Колонна является одной из самых характерных монументальных скульптур, переживших падение Рима. На протяжении веков классицисты относились к резьбе как к визуальной истории войн, с Траяном как героем и Децебалом, дакийским царем, как его достойным противником. Археологи тщательно изучили сцены, чтобы узнать об униформе, оружии, снаряжении и тактике римской армии.

Срисовка с рельефа: дакийцы сдающиеся на милость Траяна

Обманчивая колонна. Героическая хроника завоевания или сборник рассказов?

Колонна имела большое влияние и вдохновляла более поздние памятники в Риме и по всей империи. На протяжении веков, по мере разрушения городских достопримечательностей, колонна продолжала завораживать и внушать благоговейный трепет. Папа эпохи Возрождения заменил статую Траяна статуей святого Петра, чтобы освятить древний артефакт. Художники спускали себя в корзинах сверху, дабы детально изучить его. Позже он стал излюбленной достопримечательностью для туристов: немецкий поэт Гёте поднялся по 185 внутренним ступеням в 1787 году, чтобы «насладиться этим несравненным видом ». Гипсовые слепки колонны были сделаны уже в 16 веке, и они сохранили детали, которые стерли кислотные дожди и загрязнение. Дебаты все еще кипят над конструкцией колонны, смыслом и, прежде всего, исторической точностью. Иногда кажется, что существует столько же интерпретаций, сколько резных фигур, а их 2662!

По словам археолога Филиппо Коарелли, работая под руководством императора, скульпторы следовали плану создания колоннадной версии свитка Траяна на 17 барабанах из лучшего Каррарского мрамора. Император - герой этой истории. Он появляется 58 раз, изображается как хитрый командир, опытный государственный деятель и благочестивый правитель. Здесь он произносит речь перед войсками; там он задумчиво совещается со своими советниками; там он присутствует при жертвоприношениях богам. «Это попытка Траяна показать себя не только командиром» - «говорит Коарелли, «но и культурным деятелем ».

Разумеется, Коарелли спекулирует. Какой бы вид они не имели, но воспоминания Траяна давно исчезли. На самом деле улики, почерпнутые из колонны и раскопок в Сармизегетузы, Дакийской столице, говорят о том, что резьба повествует больше о римских предубеждениях, чем о действительности.

Джон Коулстон, эксперт по Римской иконографии, оружию и экипировке из Университета Сент-Эндрюса в Шотландии, изучал колонну вблизи в течение нескольких месяцев со строительных лесов, которые окружали ее во время реставрационных работ в 1980-х и 90-х годах. Будучи автором диссертации об этом монументе, Джон предостерегает, что необходимо сторониться современных интерпретаций и трактовок при чтении памятника. Коулстон утверждает, что за резьбой не стоял ни один гений. Небольшие различия в стиле и очевидные ошибки, такие как окна, которые нарушают сцены и сами сцены, находящиеся на непоследовательной высоте, убедили его, что скульпторы создавали колонну на лету, полагаясь на то, что они слышали о войнах.

Работа, по его мнению, была больше «вдохновлена», чем «основана». На большей части колонны не так уж много изображено сражений для двух войн. Менее четверти фриза демонстрируют сражения или осады, а сам Траян никогда не показывается в бою. Тем временем легионеры-хорошо обученный костяк римской военной машины-заняты строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже уборкой урожая. Колонна изображает их как силу порядка и цивилизации, а не разрушения и завоевания.

Война никогда не меняется.

Колонна подчеркивает огромные масштабы империи. Армия Траяна включала в себя африканских кавалеристов, иберийцев-пращников, лучников из леванта в остроконечных шлемах и гологрудых немцев в штанах, которые казались бы варварством для римлян в тогах. Они все сражаются с даками, предвкушая, что любой, независимо от происхождения, сможет стать римским гражданином. Любопытно, что сам Траян родом из Римской Испании.

Некоторые сцены остаются неоднозначными, а их интерпретации противоречивыми. Неужели осажденные Дакийцы тянутся за чашей, чтобы совершить самоубийство, выпив яд, вместо того, чтобы столкнуться с унижением от рук побеждающих римлян? Или они просто хотят пить? Знатные даки собрались вокруг Траяна для сдачи или переговоров? А как насчет изображения женщин, пытающих без рубашки, связанных пленников-римлян с пылающими факелами? Эрнест Оберлендер-Тырновяну, глава Национального музея истории Румынии, не согласен: «Это, определенно, дакийские заключенные, которых пытают разъяренные вдовы убитых римских солдат». Как и многое в колонне, то, что вы видите, как правило, зависит от того, что вы думаете о римлянах и даках.

Среди римских политиков «дакиец» был синонимом двуличия. Историк Тацит называл их «народом, которому никогда нельзя доверять ». Они были известны тем, что требовали денег на защиту из Рима, а сами отправляли воинов на рейды в ее пограничные города. В 101 году Траян двинулся, чтобы наказать беспокойных даков. В первом крупном сражении Траян победил даков в битве при Тапае . Буря указала римлянам, что бог Юпитер на их стороне. Это событие наглядно отражено и на Колонне.




1 из 2

Юпитер, метающий молнии и современный арт битвы

После почти двух лет битвы царь даков Децебал заключил договор с Траяном, а затем быстро разорвал его.

Рим был предан слишком много раз. Во время второго вторжения Траян не возился. Достаточно посмотреть на сцены, которые показывают разграбление Сармизегетузы или деревни в огне. Но когда Даки были побеждены, они стали излюбленным объектом для римских скульпторов. На форуме Траяна были десятки статуй красивых бородатых Дакийских воинов, гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Разумеется, такое послание предназначалось римлянам, а не выжившим дакам, большинство из которых были проданы в рабство. Никто из даков не смог бы прийти и увидеть колонну. Это было создано для римских граждан, чтобы продемонстрировать силу имперской машины, способной завоевать такой благородный и свирепый народ.

В визуальном повествовании, которое тянется от основания колонны к ее вершине, Траян и его солдаты торжествуют над даками. В этой сцене из гипса и мраморной пыли, отлитой между 1939 и 1943 годами, Траян (слева) наблюдает за битвой, в то время как два римских ауксилария протягивают ему отрубленные головы врага.

За две кровопролитные войны буквально вся дакия была опустошена, Рим не оставил от столицы и камня на камне. Один из современников утверждал, что Траян взял 500 000 пленных, привезя около 10 000 в Рим для участия в гладиаторских играх, которые проводились в течение 123 дней. Поистине, новый Карфаген. Гордый правитель Дакии избавил себя от унижения капитуляции. Его конец вырезан на колонне с этой сценой. Опустившись на колени под дубом, он поднимает длинный изогнутый клинок к собственной шее.

Смерть Децебала

«Децебал, когда его столица и всё его царство были оккупированы и ему самому грозила опасность быть захваченным, покончил жизнь самоубийством; и его голову привезли в Рим », - писал столетие спустя римский историк Кассий Дион.

По-варварски цивилизованные.

Колонна Траяна может и пропаганда, но археологи говорят, что в ней есть доля правды. Раскопки на Дакийских стоянках, включая Сармизегетузу, продолжают обнаруживать следы цивилизации, гораздо более изощренной, чем подразумевалось под «варварским», пренебрежительным термином римлян. У даков не было письменности, поэтому то, что мы знаем об их культуре, фильтруется через римские источники. Многочисленные свидетельства говорят о том, что они веками доминировали в регионе, совершая набеги и требуя дани от своих соседей. Даки были искусными мастерами по металлу, добывали и плавили железо, золото для создания великолепных украшений и оружия.

Сармизегетуза был их политической и духовной столицей. Разрушенный город ныне находится высоко в горах центральной Румынии. Во времена Траяна 1600-километровое путешествие из Рима заняло бы месяц как минимум. Высокие буковые деревья, бросая холодный оттенок даже в теплый день на широкую каменную дорогу ведущую от толстых, наполовину погребенных стен крепости вниз, к широкому, плоскому лугу. Это зеленое пространство-терраса, высеченная на склоне горы, была религиозным сердцем дакийского мира.

Римляне, загружающие вьючный транспорт добытыми трофеями из города

Последние археологические данные подтверждают впечатляющее для такого недружелюбного народа искусство архитектуры, некоторые веяния сюда были занесены даже влиянием Рима и Эллады. Большое количество искусственных террас на более чем 280 гектарах занимаемой городом площади и нет никаких признаков того, что Даки выращивали здесь пищу. Нет возделываемых полей. Вместо этого археологи обнаружили остатки плотных скоплений мастерских и домов, а также печи для переработки железной руды, тонны готовых к работе железных кусков и десятки наковален. Похоже, город был центром производства металла, снабжая других даков оружием и инструментами в обмен на золото и зерно.

Дакийцы превращали драгоценные металлы в украшения. Эти золотые монеты с римскими изображениями и браслетами из руин Сармизегетузы, и восстановлены в последние годы.

После падения Сармизегетузы были разрушены самые святые храмы и алтари Дакии. Все было демонтировано римлянами. Остальная Дакия тоже была опустошена. В верхней части колонны видна развязка: деревня, преданная огню, даки, спасающиеся бегством, провинция, пустая от всех, кроме коров и коз.

Опустошенная Дакия в самом конце истории

На этой ноте, пожалуй, можно и завершить рассказ об интересностях сей внушительной, без преувеличения влиятельной и в целом весьма красивой в своё время постройки.

Подростковый период - жизненный этап, на котором происходит превращение девочки во взрослую женщину и становление ее личности. Другое название этого периода - юность. В юности происходит формирование индивидуальности и основных жизненных понятий. Юные девушки - уже не девочки, но еще и не взрослые женщины. Они представляют собой своего рода гибрид, в котором сочетаются предвкушение взрослой жизни и остатки только что закончившегося детства.

Для развивающихся подростков это сложный критический момент.

Характеристика

Во время подросткового периода девушки быстро растут и развиваются. Эти процессы начинаются обычно в возрасте 11 лет. Гормональная перестройка, лежащая в основе данных изменений, происходит на несколько лет раньше. Это может быть причиной повышенной тревожности и плохого настроения девочек. У них половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков, поэтому, кажется, что они развиваются гораздо быстрее. Совсем юные девушки физически могут не отличаться от своих матерей и даже способны иметь собственных детей. Неудивительно, что у некоторых девочек такой ход событий вызывает озабоченность и даже подавленность, особенно если они растут и меняются не так быстро, как их подруги.

Девушки-подростки начинают по-другому думать и чувствовать. В это время у них зарождаются близкие отношения вне семейного круга, как правило, со сверстниками. Внутрисемейные отношения также трансформируются. Когда у подростков начинается своя жизнь, родительская забота отходит на второй план.

Первые разочарования также, как правило, приходятся на подростковый период. В это время у молодых людей начинает формироваться свое мировоззрение, часто совсем не такое, как у родителей. Чтобы почувствовать себя самостоятельными личностями, подростки стремятся больше времени проводить вне дома или подолгу общаются с друзьями по телефону. Подобное поведение может раздражать родителей, однако, для подростков, это важный способ формирования собственного «я» и независимости от семьи. Через такое общение с друзьями взрослеющая девушка учится понимать, как взаимодействовать с другими людьми.

В этот период одежда, мода и внешность в глазах подростка приобретают особое значение. Они используются как в качестве средства выражения своего единения с друзьями, так и демонстрации все возрастающей независимости от семьи.

Подростковый период, или юность, стадия жизненного цикла, не имеющая четких временных границ. Всемирная организация здравоохранения определяет юность как период развития, протекающий с 10 до 19 лет и включающий два этапа:

  1. раннюю юность (10-14 лет),
  2. позднюю юность (15-19 лет).

Подростковый период начинается во время полового созревания, когда происходит ряд необычайно быстрых физических и физиологических изменений организма, которые завершаются окончательным развитием половых органов и способностью вступать в сексуальные отношения и иметь детей. Однако юность не сводится лишь к этим изменениям. Для этого периода также характерны важные психологические и социальные перестройки, происходящие с девушкой.

Родители часто чувствуют себя отверженными собственными детьми, и в какой-то мере так оно и есть. Такое временное отделение от семьи необходимо юной девушке, чтобы стать взрослой, сформировавшейся личностью. Несмотря на то, что стычки и конфликты между младшим и старшим поколениями могут происходить часто, подростки, как правило, придерживаются высокого мнения о родителях. Споры и разногласия обычно не направлены конкретно против родителей. Подростки провоцируют их, скорее чтобы доказать свою независимость именно от своей семьи. Это особенно важно, если в дальнейшем они будут жить отдельно от родителей.

Помимо того что подростки стараются стать как можно более независимыми, у них появляются новые увлечения и цели. Им не всегда удается самостоятельно справиться с проблемами: часто, столкнувшись с трудностями, они готовы списать неудачу на отсутствие опыта. Это может приводить к быстрым изменениям самооценки и поведения. Потеряв уверенность в себе, молодые люди способны вести себя по-детски. Это чаще проявляется в перепадах настроения и повышенной раздражительности, чем в ссорах и разногласиях.

Несмотря на то что, поведение подростков может внушать опасения родителям, в семье должна быть атмосфера терпимости.

Сексуальное развитие девушки в юности

В юности появляется способность мгновенно и страстно влюбляться. Особенности юношеской влюбчивости объясняются деликатностью отношений между людьми этого возраста.

В ранней юности девушка может влюбиться буквально с первого взгляда. Обычно она вовсе не рассчитывает на взаимность, подчас объект страсти даже не знает о том, что он кому-то понравился. Любимым становится идеализированный образ, кинозвезда, известный спортсмен и т. д., то есть тот, кто обладает качествами человека, способного в какой-то степени заменить девушке родителей.

Во время подросткового периода сексуальные отношения с людьми противоположного пола случаются чаще, чем об этом обычно говорят, хотя, как правило, они носят характер тренировочных упражнений и исследований. Известно, что в юности сексуальное развитие обычно начинается с аутоэротизма. На этом этапе познание противоположного пола осуществляется через танцы, спорт, игры, ласки, а также через весьма распространенный среди мальчиков-подростков интерес к порнографическим журналам.

В поведении девушек иногда могут наблюдаться мужские черты, у юношей - женские. Как правило, это нормальное проявление еще не до конца сформированной сексуальности.

Девушки в это время склонны идеализировать мать. Они видят в ней положительные, яркие качества, учатся у нее женским хитростям и оценивают себя, добавляя себе позитивные черты своей мамы. Нечто похожее происходит и у мальчиков-подростков в их отношениях с отцами.

Если подросток понимает суть происходящих в его организме изменений, адекватно воспринимает появление у него типично женских или мужских признаков, у него формируется нормальная сексуальность и правильное понимание связанной с ней ответственности.

Изменения

  1. Эмоциональная нестабильность и неустойчивость представлений о самой себе. Эти изменения происходят в подростковом возрасте без видимых причин. Иногда подростки кажутся полными энергии, иногда они как будто впадают в летаргический сон.
  2. Беззащитность. Девушка-подросток находится в своем собственном мире, она уже не ребенок, но еще не чувствует себя взрослой. Несоответствие целей, которые она себе ставит, со средствами и опытом, необходимыми для их достижения, обескураживает ее. Иногда ей кажется, что она постоянно терпит поражение. Юность - период личной беззащитности. Изменения, которые происходят с девушкой в это время, ее увлечения, порой перерастающие в настоящую страсть и составляющие часть ее собственного мира, могут вызывать у нее чувство беззащитности, особенно перед будущим. Однако она хочет справиться с этим своими силами. Но несмотря ни на что, это время, когда девушка очень нуждается в искренней любви и поддержке. Ее реакции могут быть прямо противоположны друг другу, но они всегда преувеличены. Несформированная личность девушки-подростка часто действует, прикладывая количество усилий, непропорциональное возникшим перед ней трудностям. Это способно привести к тому, что она будет самоутверждаться назло родителям. Такие реакции приспособительны - как известно, нападение - лучшая защита.
  3. Отсутствие определенности. Девушке-подростку многие дела кажутся слишком трудными, и она может впасть в уныние, столкнувшись с житейскими проблемами. Она с энтузиазмом посвящает себя тому, что интересно именно ей, и прилагает огромные усилия, чтобы достичь своей цели. Как правило, подростки хотят достичь всего за очень короткое время. Их прельщает немедленное удовлетворение своих желаний, хотя начисто отсутствует терпение, чтобы закончить начатое.
  4. Сексуальность. Более половины девушек- подростков получают первый сексуальный опыт, не достигнув 16 лет. Те, кто начинает вести половую жизнь так рано, сильно рискуют столкнуться с нежелательной беременностью и проблемами со здоровьем, например, заразившись заболеваниями, передающимися половым путем. Более того, девушки-подростки могут быть не до конца уверены в своей сексуальной ориентации и испытывать сомнения, какой пол привлекает их сильнее.
  5. Склонность к нахождению в обществе. Отличительные знаки, особенный жаргон - приспособительные механизмы, дающие девушке-подростку чувство причастности к сообществу и единения со сверстниками-друзьями. Кроме того, членство в той или иной группе или группировке способствует общению с представителями противоположного пола и развитию более простых отношений с ними. Девушки ищут таких друзей, которым смогли бы рассказать все, что они чувствуют и чего хотят. Лишь очень небольшое количество людей будут удостоены этого.
  6. Время перемен. В подростковый период девушка замечает, что с ее телом, душевным состоянием и чувственностью происходят изменения, и не знает, как со всем этим разобраться. Она испытывает новые для себя инстинктивные желания, но еще не умеет осмысливать их или как-то им противостоять.

Подросткам надо показать, что на ошибках можно учиться и даже извлекать из них пользу. Вместо того чтобы устраивать допрос, который может лишь рассердить их, гораздо лучше задать, например, такие вопросы: «Как ты думаешь, почему ты ошиблась ?», «Как, по-твоему, следовало поступить? ».

Не стоит давать подросткам инструкций, как действовать в той или иной ситуации. Лучше дать им самим почувствовать ответственность за свои действия. Подходящий вопрос: «Как ты думаешь, что сейчас нужно сделать, чтобы выйти из положения? »

Избегайте заставлять подростков делать что-то именно так, как это делают родители. Вместо того чтобы убеждать, дайте им возможность подумать и сделать выбор самим - например, при покупке одежды.

Помогите подросткам проявить их лучшие качества. Убедите, что их ценят за то, какие они есть, а не за то, что на них надето или чем они владеют.

Дайте молодежи возможность извлечь собственный опыт из ситуаций, не представляющих большого риска Можно, например, выделить подростку определенную сумму денег, которой он сможет распорядиться по собственному желанию.

Убедитесь, что у вас в семье установлены четкие правила и что ваш ребенок знает их, а также то, для чего они существуют. Эти правила должны быть ясными и убедительными. Ребенок, например, должен знать, что он обязан выполнять их ради своей же безопасности.

Следите за тем, что ваш ребенок читает и смотрит. Хорошенько подумайте, прежде чем прибегнуть к наказанию. Вы можете, к примеру, сходить с ним в кино или вместе посмотреть телевизионную передачу, а затем обсудить их и дать им оценку. Это поможет подростку сформировать правильные представления.

Эмоции

В подростковом периоде у большинства девушек наблюдается склонность к меланхолии. Столкнувшись даже с небольшой проблемой, они часто ставят крест на всех своих начинаниях и доходят почти до фатализма. Причиной расстройства могут быть прыщи на лице, лишний вес, задержка в росте и т. д. Часто подросток ведет личный дневник, который представляет собой разговор с самим собой о том, что, по его мнению, он не может доверить больше никому.

Вступление в разнообразные молодежные движения и создание собственных - это выражение желания приобрести известность и стать узнаваемыми личностями, получить одобрение и понимание, столь необходимые в юности.

Что на уме?

  1. Желание обрести независимость от родителей.
  2. Формирование личности.
  3. Сексуальное поведение, развитие сексуальной индивидуальности.
  4. Тенденция к общению в группах.
  5. Важность общения с подругами и необходимость их одобрения.
  6. Отношения с приятелями приобретают все большее значение.
  7. Способность влюбляться.
  8. Возможность построения длительных дружеских отношений.

Основные факторы риска для подростка

  1. Проблемы в семье.
  2. Плохая успеваемость в школе, пропуск занятий.
  3. Нарушения питания.
  4. Прием алкогольных напитков и употребление наркотиков.
  5. Заболевания, передающиеся половым путем. Их появление связано с безответственным поведением.
  6. Нежелательная беременность.

Строение половых органов у девушек

  1. Наружные половые органы (вульва). Расположены на дне тазовой области. Ниже лобка - области, покрывающейся волосами в период полового созревания, - начинаются две пары половых губ, идущих к анальному отверстию.
  2. Большие половые губы. Окружают и защищают выходные отверстия мочевыделительной и репродуктивной систем, клитор и малые половые губы, расположенные за ними и имеющие меньший размер.
  3. Клитор. Наиболее чувствительная область женских половых органов. Напоминает небольшой бутон, длина которого колеблется от 0,5 до 2,5 см. Клитор образован двумя тонкими складками рыхлой ткани. Во время полового возбуждения они увеличиваются в размерах и становятся тверже.
  4. Мочеиспускательный канал, или уретра. Наружное мочеиспускательное отверстие, через которое моча удаляется из мочевого пузыря, расположено между клитором и входом во влагалище.
  5. Влагалище. Представляет собой очень эластичный мышечный орган длиной 10-15 см. Вход во влагалище частично прикрывает девственная плева, которая, как правило, разрывается, когда женщина начинает вести половую жизнь. Во время соития во влагалище располагается половой член мужчины. Кроме того, через влагалище ребенок появляется на свет во время родов.
  6. Матка. Расположена позади мочевого пузыря и спереди от прямой кишки. Это полый мышечный орган грушевидной формы с толстыми эластичными стенками. Его длина составляет 7-8 см. Нижний конец матки, называемый шейкой, достигает влагалища. Функция матки - сохранение и питание развивающегося эмбриона до родов. Окончательных размеров матка достигает к 15-летнему возрасту, после наступления менопаузы она уменьшается.
  7. Яйцеводы, или фаллопиевы трубы. Отходят от верхнего края матки, по одному с каждой стороны, и продолжаются до яичников. Фаллопиевы трубы представляют собой каналы около 10 см длиной. Их функция заключается в захвате вышедшей из фолликула яйцеклетки и направлении ее в матку. Внутренний слой клеток этих органов содержит микроскопические реснички, которые, вибрируя, обеспечивают продвижение яйцеклетки в полость матки. Во время этого путешествия происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом.
  8. Яичники. Представляют собой женские половые железы, содержащие яйцеклетки и продуцирующие половые гормоны. Это овальные образования размером около 4 см, расположенные на конце фаллопиевых труб. В течение жизни женщины половые клетки в ее организме не образуются: к моменту ее рождения яичники уже содержат около 400 тысяч ооцитов - незрелых половых клеток, которые хранятся в фолликулах. Примерно 400 из них достигнут зрелости во время репродуктивного периода женщины, начинающегося во время полового созревания и завершающегося с наступлением менопаузы.

Заболевания, передающиеся половым путем

ЗПП или ЗППП, инфекции, передающиеся половым путем) - эти заболевания распространяются при беспорядочной половой жизни, что часто наблюдается среди подростков.

Сексуальный партнер может выглядеть абсолютно здоровым, но при этом быть носителем, инфекции, способным передавать ее при половом контакте. Опасность большинства самых распространенных и легко поддающихся лечению заболеваний заключается в том, что они могут привести к развитию воспалительных процессов з органах малого таза и спровоцировать необратимые последствия, такие как неспособность иметь детей.

Возбудители ЗППП

  1. гонококки
  2. хламидии
  3. вирус папилломы человека
  4. трихомонады

Другие, например, сифилис (поддающийся лечению), гепатит В и вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывают серьезные нарушения здоровья у их носителя, а также у плода, если речь идет о беременной женщине.

Сексуальность в подростковом возрасте

Для сексуальности подростков-девочек характерны любопытство и беспокойство по отношению к их стремительно развивающемуся и меняющемуся телу, а также к резкому увеличению уровня половых гормонов, сексуальных отпущений и возникновению полового влечения. В результате таких изменений подростки начинают прибегать к мастурбации. Таким образом, мастурбация имеет под собой чисто биологические причины.

Стоит отметить, что мастурбация - отдельная область сексуального развития подростка. Она вполне естественна. Подростки очень любознательны. Во многих случаях их любопытство приводит к раннему началу половой жизни, однако часто это становится не демонстрацией свободы, а, напротив, ее лишением

Подростковая беременность

Нежелательная беременность - одна из главных опасностей, подстерегающих подростков, которые ведут половую жизнь. Далее перечислены некоторые факторы, увеличивающие риск возникновения нежелательной беременности:

Отсутствие правильной информации. Более 70% подростков считают, что они хорошо осведомлены в области секса. Однако среди молодежи до сих пор широко распространены некоторые мифы. Это не вызывает удивления, поскольку почти половина подростков черпает знания от друзей, а также из журналов и фильмов. С другой стороны, многие подростки, желающие получить боле точную информацию по вопросам половой жизни, не знают, куда обратиться, или стесняются этого.

Недостаток социальных навыков, самоконтроля и безуспешные просьбы контролировать себя, обращенные к партнеру. Мнение, что для молодежи иметь половые отношения - это абсолютно нормально, очень широко распространено. Подростки чувствуют давление, как со стороны своих друзей, так и телевизионных программ с участием молодых сексуально активных актеров. Это называется психологическим групповым давлением и может принести к тому, что подростки начинают совершать поступки, в правильности которых они до конца не уверены, полагаясь лишь на мнение остальной части труппы. Так, они готовы следовать принципам поведения, которые выбирают другие, хотя сами не имеют четкой позиции по этому вопросу.

Неоднозначное отношение к беременности. Они воспринимается как плод прекрасной идиллической любви. К этому примешиваются страсть к риску и низкая самооценка, характерные для подростков. Все это помотает понять чувства множества девушек, результатом действий которых является нежелательная беременность.

Подростковый период. Девочка становится девушкой was last modified: Август 14th, 2017 by Мария Салецкая

Маковский Владимир Егорович " Крестьянские дети"

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

Хозяйство водить - не разиня рот ходить

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причем взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребенка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чем-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребенка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принес пользу всей семье.

Наша справка . Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

Отец сына не на худо учит

Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вел лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной. Еще одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным ее членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры. Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К 10 годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей. Любопытно читать об этом, наблюдая перед глазами современных девочек в этом возрасте.

Источник фото: deti.mail.ru

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся.

Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 - уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь». А с другой - в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.

Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости , и осознание того, что семья - это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.


Источник фото: http://russian7.ru

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью - стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку . И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки - «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей - сумма, немалая для подростка.

Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.


Источник фото: http://slawa.su

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой.

Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем - трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено - поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент - это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам - «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.

В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей - от мала до велика - нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку - удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Светлана Голицына.

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновий/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить - не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут ». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме . В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

Ткачество . Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Светлана Голицына

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.