Организация работы с детьми в доу. Современные формы работы с детьми в доу

Перед обществом и родителями, ответственность педагогов за реализацию и за проведение образовательной деятельности. , воспитатель, имеющий педагогический опыт - сможет перестроиться и организовать работу с детьми в ДОУ в любых условиях, потому что основы педагогики не меняются, позиции фундаментальные: учет детей - не меняются.

Все, что сделал педагог в обновлении педагогического процесса, в условиях реализации ФГОС ДО только должно утвердиться и продолжать совершенствоваться. Самое трудное в Стандарте - это переосмыслить два его основных положения. Рассмотрим их.

1. Организация работы с детьми в ДОУ: эмоциональность ребенка

Воспитатель должен помнить, что ребенок очень эмоционален. Педагог должен научиться управлять эмоциями воспитанников, поэтому программы нового поколения ставят во главу содержание: праздники, общественные события, событийность того или иного процесса, происходящего в группе детского сада.

Это переживание подготовки к какому-то событию, затем проведение этого праздника или события в группе или в целом детском саду. Затем - последующий анализ: как это было, что запомнилось, что тебе понравилось, что мы еще можем сделать и т.д. «Проживание ребенком» праздника или еще какого-то интересного календарного события будет влиять на эмоциональное развитие дошкольника, и в то же время выстраивать ненавязчивое обучение.

Когда предлагается такая структура в организации работы с детьми в ДОУ, мы этим возвращаемся к идеалу, к тем замыслам, которые были провозглашены еще Ф.Фребелем 1 . Более 150-ти лет назад им был создан первый детский сад в системе дошкольного образования. Он разработал «Дары» 2 для ребенка, которые очень близки взрослому в виде эмоционального взаимодействия с детьми через специально созданный материал.

Девизом для педагогов должны стать такие слова: «Воспитатель! Не надо обучать ребенка, а надо жить с детьми интересной, общей жизнью».

2. Организация работы с детьми в ДОУ: индивидуальность ребенка

Второе важное положение ФГОС ДО - это учет индивидуальности каждого ребенка. Воспитатели должны четко для себя как установку дать, что ребенок - это целостный организм с индивидуальными особенностями в развитии и его нельзя разделить ни на какие образовательные области, на приоритетные направления в организации педагогического процесса. Его развитие следует выстраивать так, чтобы при организации работы с детьми в ДОУ включать то или иное направление в развитии ребёнка.

Основной акцент делается не столько на содержание программы, сколько на гибкость способов действий каждого педагога: как воспитатель, ориентируясь на Программу, на Стандарт, подбирает методы, приемы работы, какими способами добивается результата развития каждого воспитанника с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей и большой наполняемости группы.

Учитывая эмоциональность дошкольников, педагог должен не столько обучать, сколько создавать условия, чтобы ребенок захотел участвовать в той или иной деятельности. В основе любой деятельности лежат мотивы. Мотивация к детской деятельности формируется при помощи подбора средств, методов, форм, в организации работы с детьми.

При организации НОД необходимо ориентироваться на желания, интересы, склонности, способности детей. Мотивированная таким образом деятельность более результативна, т.к. способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.

«Чем ты хочешь заняться?», «Если ты хочешь узнать … - ты должен сделать…», «У тебя получится, и ты сможешь…», «Давай вместе попробуем, и ты увидишь…» - такого вида вопросы, убеждения, беседы педагога с воспитанником способствуют активной мотивации его к деятельности, формированию личности.

Встречаются такие воспитатели, которые настолько активно включаются в детскую деятельность и ведут дошкольников за собой, что сами все решают за них. В течение каждого учебного дня в каждой возрастной группе ДОУ в организации работы нужно уметь условно выделить совместную партнерскую деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность детей.

Да, использовать индивидуальный подход к каждому ребенку очень трудно для педагога, если группа предельно наполнена, но в то же время есть прекрасные примеры реализации этой позиции. Например, можно изучить опыт ГОУ Центра образования № 548 «Царицыно» (директор - народный учитель России Рачевский Ефим Лазаревич).

ФГОС ДО основывается на новых научных исследованиях. Воспитатель должен их учить и знать, потому что не учитывать те новые научные исследования в развитии ребенка (от рождения до поступления в школу), которые проводятся во всем мире, просто нельзя. При организации работы с детьми в ДОУ очень важно учитывать психологическое сопровождение образовательной деятельности.

Это не просто введение в штатное расписание детского сада должности психолога, причем практического психолога, но и

  • знание педагогом основных положений психологии;
  • четкая организация взаимодействия воспитателей со специалистами всего педагогического коллектива;
  • создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников, ориентация на семью и ценности семейных отношений.

Дошкольное детство - скоротечный и самый яркий период в жизни человека. Мы с вами стараемся сделать эту жизнь еще ярче и более насыщенной для ребенка. Государство, семья, педагоги ДОУ должны создать условия, для того чтобы ребенок с двух месяцев и до поступления в школу был окружен не только заботой и любовью, но чтобы рядом с ним были профессионалы, которые при организации работы с детьми помогут развить его и индивидуальные способности, и скорректировать какие-то имеющиеся недостатки.

1 Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782 - 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

2 «Дары Фребеля» - первый в мире дидактический материал для дошкольников. В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения .

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

  • · прогулка, которая состоит из: наблюдений за природой, окружающей жизнью; подвижных игр; труда в природе и на участке; самостоятельной игровой деятельности; экскурсии;
  • · игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации; спортивные игры;
  • · дежурство детей: по столовой; на занятиях:
  • · труд: коллективный; хозяйственно-бытовой; в уголке природы; художественный;
  • · развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги и др.
  • · В ДОО – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения .

Методы и приемы организации обучения. В дошкольном образовании используются наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД) . Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОО. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» . Работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

  • -Социально-коммуникативное развитие;
  • -Познавательное развитие;
  • -Речевое развитие;
  • -Физическое развитие;
  • -Художественно-эстетическое развитие .

Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы. Формы и методы работы с детьми в новых условиях используются по всем направлениям развития личности ребенка , , , , , , .

Обновление содержания образования требует от педагогов: применения новых современных форм работы с детьми; интегрированной образовательной деятельности; проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду); изготовление макетов; создание проблемной ситуации; использование игровых обучающих ситуаций, эвристических бесед, коллекционирования, различной творческой деятельности – изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок и др.

Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет), систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления). В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом . Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

В основе обучающих игр, которые применяются на занятиях в ДОО, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную .

В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи .

С введением нового ФГОС стал широко использовать такой метод работы с детьми как путешествие по «реке времени» (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Его еще можно назвать «методом каталога». Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. На занятиях фантазирования дети дошкольного возраста играют в «Изобретателей». Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества . Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.) .

Требования ФГОС ДОк условиям реализации программы исходят из того, что формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства .

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

На сегодняшний день накоплен богатый опыт применения различных форм работы с детьми в дошкольном учреждении. В рамках нашей статьи мы обратимся к такой форме работы с дошкольниками как образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера .

А.Г.Арушанова предлагает как форму развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н. рекомендуют такую форму работы, как ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Н.Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Важнейшим направлением рабо­ты педагога в новых условиях с целью развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза­имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в условиях организации детской проектной деятельности при реализации единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с начальной школой» .

Суть метода проектов — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний. Другими сло­вами, от теории к практике - соединение академических зна­ний с прагматическими, при соблюдении соответствующего ба­ланса на каждом этапе обучения.

Представляется важным рассмотреть типы проектов, которые используются в практике современных дошкольных учреждений, и применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:

1) исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследова­ния, пред­полагают выдвижение предположения ре­шения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;

2) творческие проекты, как правило, не имеют детально прорабо­танной структуры совместной деятельности участников, она толь­ко намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видео­фильма, драматизации, спортивной игры, развлечения.

3) структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Это могут быть литературные персонажи или выдуман­ные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему;

4) информационно-практико-ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление учас­тников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фак­тов. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.

Так, ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Невозможно обойти вниманием и такую общеизвестную форму работы с детьми как игра. Она выступает одним эффективных методов развития, по мнению большинства педагогов и психологов. Наблюдая за играющим ребенком, можно определить его интересы, представления об окружающей жизни, обнаружить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения :

  • Игра призвана решать общевоспитательные задачи.
  • Игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
  • Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд, режимные процессы и др.

Чтобы игра выполняла в образовательном процессе организующую функцию, педагогу нужно хорошо представлять себе, какие задачи можно в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (например, учить детей объединяться в знакомой подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого ребенка в сюжетно-ролевую игру).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.

Таким образом, различные формы работы эффективны в плане развития дошкольников. Важно, чтобы дети совместно решали интересные и важные для них учебно-игровые задачи; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания. Педагог должен выступать не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку.

Список литературы:

  1. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И. Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации // Дошкольное воспитание.- 2014. — № 8. -С.89-93.
  2. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности //Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7-2. — С. 7-8.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева, Т.А. Данилина и др. — М.: АРКТИ, 2011. – 196 с.
  4. Сомкова О.Н. Новыеподходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – – № 3. – С. 6 – 17.
  5. Теория и практика дошкольного образования: пути обновления
    сборник научных статей / науч. ред.: Л.Н. Санникова, С.Н. Томчикова. Магнитогорск, 2010. — Том Вып. 3.

    СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ

    Written by: Жильгильдина Алина Александровна, Таскаранова Жанара Зарлыковна

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.