Любовь никогда не перестает библия. Библия онлайн. «Любовь не мыслит зла»

13:1-3 С помощью гиперболы (преувеличения) Павел убедительно доказывает бесполезность дарований, если ими пользуются без любви. "Языки человеческие", - вероятно, дар говорить на иностранных языках (Деян. 2,4-11; "языки ангельские" - скорее всего, гипербола (наравне с выражениями "знаю все тайны" и "могу горы переставлять"). Выражение "отдам тело мое на сожжение" в некоторых древних рукописях выглядит так: "отдам тело мое, чтобы мне похвалиться", что можно счесть указанием на полную отдачу Павла своему служению в ожидании похвалы от Бога в день Христов (Флп. 2,16).

13:4-7 Павел описывает любовь не как эмоцию, а ее проявление в действиях. Персонифицируя любовь, он говорит о том, как поступают любящие. Все описание предполагает Самого Христа. Можно сказать также, что эти стихи являются упреком коринфянам, чье поведение не соответствовало требованиям любви.

13:5 не мыслит зла. Иной перевод: "не ведет счет злу". Тот, кто любит, не концентрирует внимание на зле, которое причиняют ему другие, и сам не замышляет зла.

13:8 Любовь никогда не перестает. Это утверждение позволяет Павлу сопоставить любовь, пребывающую всегда (ст. 13), с духовными дарами, которые прекратятся.

пророчества... языки... знание. Вероятно, Павел упоминает эти три момента, как образцы духовных даров, которые имеют временное, земное значение. Павел приводит только эти три дара, потому что они несут функцию откровения, которое также прекратится с завершением новозаветной эры (ст. 10 и ком.).

13:10 совершенное. Контекст (особенно ст. 12) убедительно показывает, что здесь апостол имеет в виду Второе пришествие Христа как завершающее событие Божиего плана искупления. По сравнению с тем, что верующие получат тогда, теперешние дары частичны и потому несовершенны.

13:12 тогда познаю, подобно как я познан. Может быть, из-за того, что коринфяне преклонялись перед знанием (см. ком. к 8,1), Павел в заключение подчеркивает неполный характер нашего теперешнего знания.

Имеют ли какое значение духовные дарования без любви? (1–3). Высокое существо любви (4–7). Вечное неизменное существование любви, и только ее одной (8–13)

. Без любви и самые высшие духовные дарования не принесут никакой пользы тому, кто ими обладает.

. Если я говорю языками человеческими и ангель­скими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Здесь дар языков Ап. ставит на первом месте, потому что идет от самого малоценного к полезнейшему. – «Языками человеческими и ангельскими» , т. е. если я хвалю Бога или обыкновенным человеческим языком, или возвышаясь в этом случае до ангельского хваления... Последнее, конечно, нужно понимать как «духовное» хваление, потому что ангелы – духи, и языка не имеют (бл. Феодорит, Феофилакт). – "Любви" . Для обозначения понятия "любви" в греческом языке есть два слова: αγάπη и έρως . Последнее обозначает страстную любовь, которая ищет себе удовлетворения в любимом существе. Напротив, первое слово обозначает такую любовь, которая много бескорыстнее первой, которая стремится к тому, чтобы дать счастье любимому существу. У Ап. Павла здесь αγάπη означает главным образом любовь к ближнему, но так как основа этой любви находится в любви к Богу, то и любовь к ближнему принимает характер несвоекорыстия, чистоты и свободы, – качества, какие свойственны любви к Богу. – Возможно ли было иметь дар языков и не иметь в то же время любви? Возможно. И теперь бывает, что человек, который стал на путь веры, скоро замыкается в самом себе, предается мистическим созерцаниям, охладевая в то же время к обязанностям деятельной христианской любви. Он вдается в особую сентиментальность, много говорит о величии христианства, как настоящий поэт, и в то же время является совершенно равнодушным к страданиям своих несчастных собратий. Такой человек идет постепенно назад в духовном отношении и становится похожим на кусок "меди" , который при ударе издает звонкий шум, или на "кимвал" – простую медную чашу, которая на востоке иногда употреблялась как музыкальный инструмент. Души в меди и кимвале – нет!

. Если имею дар про­рочества, и знаю все тайны, и имею всякое по­знание и всю веру, так что могу и горы пере­ставлять, а не имею любви, – то я ничто.

Ап. идет от одного дарования к другому, высшему. – «Пророчество» – см. . – «Знаю все тайны» . Это разъяснение к выражению: «дар пророчества» . Пророк знал тайны Божественного домостроительства о нашем спасении, но, конечно, далеко не все. Ап. представляет теперь возможным существование пророка, знающего "все" тайны. И такой человек, по его убеждению, был "ничто" , если не имел в себе любви! – «Имею всякое познание» . Это дар "знания" – см. . Если бы кто имел такой дар в «полном» его объеме, но не имел любви, то опять такой человек был бы "ничто" . – «И всю веру» – это – дар чудодейственной веры. См. . – «Переставлять горы» , т. е. уничтожать всякие препятствия, стоящие на пути, как бы велики они ни были. – Итак, человек может все высказать, все знать, все мочь, но все это для него лично не приносит никакой пользы, если он не имеет в себе любви. Для Церкви, для общества верующих эти дары полезны, но самих, обладающих ими, они не спасают (ср. ).

. И если я раз­дам все име­ние мое и отдам тело мое на сожже­ние, а любви не имею, нет мне в том никакой по­льзы.

Ап. переходит к действиям, которые, по-видимому, основаны на любви. – «Раздам все имение» – это «дар вспоможения» (см. ) в его высшем проявлении. – «Отдам тело мое на сожжение» , т. е. пойду на мученическую за Христа. – О возможности таких фактов свидетельствует история христианства. Напр. об одном пресвитере «Жития Святых» сообщают, что он, идя на мученическую смерть за Христа, не хотел простить одного своего врага, который просил у него прощения. Ясно, что такой человек не имел в себе "любви" и, может быть, по этой причине не выдержал испытания и отрекся от Христа уже перед самым возведением на эшафот. – «Нет мне в том никакой пользы» . В очах Божиих такие действия не имеют никакой цены, потому что совершающий их думает только о себе и ищет славы у людей.

. Итак, любовь есть самый лучший путь потому, что без нее и самые высокие дарования не приносят пользы самому, ими обладающему. Теперь Ап. доказывает высшее достоинство любви обратным путем. – говорит он, – без которой все остальное – ничто, приносит с собою все, что делает человека добродетельным. Она – мать всех добродетелей.

. Любовь долготерпит, мило­серд­с­т­ву­ет, любо­вь не завидует, любо­вь не пре­воз­носит­ся, не гордит­ся,

«Любовь долготерпит» . Ап. перечисляет пятнадцать свойств любви. «Долготерпение» обнаруживается в отношении к разным оскорблениям, какие причиняются человеку ближними. – «Милосердствует» (χρηστεύεται ), т. е. постоянно стремится оказать услугу ближнему. – «Любовь не завидует» . Отсюда начинается перечисление восьми отрицательных определений понятия любви (до выражения 6-го стиха: «а сорадуется истине» ). Эти определения раскрывают содержание понятия «долготерпения» и имеют между собою тесную связь. Так, кто имеет зависть к преимуществам, какими обладает другой, – тот превозносится , говоря о своих собственных достоинствах, гордится , т. е. весь наполнен чувством самодовольства, презирает других (ср. ).

. не бес­чин­ствует, не ищет своего, не раз­дражает­ся, не мыслит зла,

«Не бесчинствует» . Под «бесчинством» (ασχημοσύνη ) нужно разуметь отсутствие вежливости, учтивости, которое замечалось у некоторых коринфян, напр., в том, что они не давали иногда говорить на богослужебных собраниях людям, обладавшим более полезными для Церкви дарованиями, говоря все время сами. И вообще указанные сейчас четыре определения любви имеют в виду злоупотребление духовными дарованиями. Следующие четыре более относятся вообще к христианской жизни. – «Не ищет своего» . У всякого из нас есть свои права, но любящий ближнего совсем забывает об этих правах и заботится только о том, чтобы другие были удовлетворены. состоит в том, чтобы давать и в том чтобы служить (Друммонд. Самое великое в мире, стр. 21). Некоторые коринфяне думали иначе (см. гл. VI и VIII).

«Не раздражается» . Мы склонны смотреть на вспыльчивый, раздражительный нрав как на невинную слабость... А между тем эта невинная, по нашему, слабость занимает срединное место в анализе любви у Ап. Павла. И это понятно: ничто не может в такой степени ожесточить жизнь, посеять вражду, разрушить священнейшие семейные узы, лишать мужчин их мужеского, спокойного достоинства, женщин – истинной женственности, детей – ласкового чистосердечия, как, так называемые, погрешности характера, угрюмый, вспыльчивый, раздражительный нрав (Друммонд). – «Не мыслит зла» , т. е. не вменяет другим в вину сделанное ей зло. В основе такого отношения к ближним лежит убеждение в том, что никто не хочет намеренно повредить кому-либо; любящий доверяет другим людям.

. не радует­ся неправде, а сорадует­ся истине;

«Не радуется неправде» . Бывает, что люди враждебной нам партии совершают некоторые промахи, которые налагают на них известное пятно. Христианин не радуется, когда замечает такие промахи в других. – «А сорадуется истине» . Отсюда начинается перечисление пяти положительных свойств любви. здесь, как и любовь, олицетворяется. Они – как родные сестры; если истина торжествует, то с нею радуется и любовь. Даже и в том случае, когда эта истина расходится с нашими любимыми мнениями, любовь приветствует ее.

. все по­крывает, всему верит, всего надеет­ся, все пере­носит.

«Все покрывает» , т. е. все извиняет, покрывая своим плащом все недостатки ближнего. Но при этом, конечно, во имя справедливости, любовь в необходимых случаях берет уже на себя все неприятные последствия, какие могут возникнуть из такого отношения к проступкам людей. – «Всему верит» , т. е. доверяет всегда людям, надеясь на то, что лучшие чувства ни в ком не могут заглохнуть навсегда. Это доверие и служит основою для покрывания чужих недостатков и пороков. – «Всего надеется» . Бывает, что для веры в поправление человека уже не остается места в душе любящего: печальная действительность разрушает эту веру. Но и тогда, с падением веры или уверенности в исправлении ближнего, сердце любящего не покидает надежда на то, что добро должно в конце концов победить. – «Все переносит» . , в этом уповании на исправление человека, не устает и терпеливо сносит все огорчения.

. Духовные дарования исчезают, а любовь остается вечно – вот основная мысль этого отдела. Даже важнейшие после любви добродетели – вера и надежда потерпят некоторые изменения, и только любовь будет всегда неизменна.

. Любовь никогда не пере­стает, хотя и про­рочества пре­кратят­ся, и языки умолкнут, и знание упраз­днит­ся.

«Любовь никогда не перестает» . Эти слова заключают в себе тему следующего отдела. – «Пророчества прекратятся» . Здесь, конечно, разумеется «дар пророчества» , какой имели многие христиане первого и второго веков ( и «Учение 12-ти Апостолов»). С тех пор этот дар в своем первоначальном виде уже не существует и, можно сказать, превратился в «дар проповедничества». Со временем же, именно с наступлением царства славы, и в этой последней форме своей он окажется излишним. Кому, в самом деле, нужно будет проповедовать в будущей жизни? Добрые уже достигнут блаженства, а злые потеряют способность к исправлению. – «Языки умолкнут» – точнее: «успокоятся». Кончится это состояние лихорадочного возбуждения, которое казалось так привлекательным для коринфских христиан. Можно полагать, что этот дар языков превратился скоро в религиозную поэзию и музыку, но и этим искусствам не будет места в славном царстве Мессии. – «Знание упразднится» , т. е. знание как особый дар, получаемый только некоторыми лицами, прекратит свое существование, потому что, как сказано у пророка (), все будут знать Господа от мала до велика.

. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти про­роче­с­т­ву­ем;

Ап. указывает основание того, почему указанные дары должны окончить свое существование. Пророчество могло раскрывать только отдельные черты картины будущего, равно как и обладавшие даром знания могли понимать только отдельные стороны истории домостроительства нашего спасения. А между тем для того чтобы понимать хорошо какой-нибудь отдельный пункт, необходимо с ясностью представлять себе целое: только полное познание есть истинное познание, а этого полного познания в настоящей жизни человек добиться не может. – О даре языков. Здесь Ап. не говорит: прекращение его, как предполагающего состояние экстатическое, для него не может быть и предметом вопроса. Кто действительно постоянно находится в Боге, живет в Боге – так будут жить все верующие в царстве славы, а некоторые живут уже и теперь, – тот не нуждается в этом особом средстве, какое представляет собою экстаз, для того чтобы по временам приходить в общение с Богом.

. когда же настанет совершен­ное, тогда то, что отчасти, пре­кратит­ся.

Прекращение дарований не влечет за собою оскудения духа церковного. Напротив, достигнет тогда совершенства во всем. Будущее знание будет отличаться от «дара знания» и широтою своею и легкостью приобретения, потому что мы будем видеть все как бы из центрального пункта, откуда все, весь предмет виден вполне ясно.

. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рас­суждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Ап. разъясняет путем сравнения, почему несовершенное должно уступить место совершенному. Как растет человек, так возрастает и . Там и здесь одинаково действует закон развития и превращения. Как скоро развиваются способности к более высокой форме деятельности, прежнее само собою отпадает. В выражениях: «говорил, мыслил» и «рассуждал» Ап. делает намеки на три, упомянутые выше дара – «дар языков» (говорил), «дар пророчества» (мыслил – точнее: чувствовал, стремился (φρονεῖν ) и «дар знания» (рассуждал). Дар языков уподобляется первому лепетанью младенца, который выражает этим свою радость, какую внушает ему ощущение того, что он живет. Дар пророчества, которое устремляется взором к далекому будущему, соответствует пламенному стремлению отрока, который мечтает о будущем, как о поре радости и счастья. Наконец дар познания, который стремится познать божественную истину, соответствует наивным представлениям ребенка о внешнем мире. – «Оставил младенческое» . Как юноша с некоторою гордостью отрекается от своих детских воззрений, так с чувством внутреннего удовлетворения зрелый человек отрекается от грез своего детства и юности, чтобы осуществлять задачу своей жизни, какую он для себя поставил. Также будут смотреть и христиане на духовные дарования, когда для них (христиан) наступит славная пора царствования со Христом.

. Теперь мы видим как бы сквозь тускло­е стекло­, гадатель­но, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда по­знáю, подобно как я по­знан.

Объясняя употребленное им в 11-м ст. сравнение, Ап. говорит, что в настоящей жизни мы постигаем божественное только в его отражении, как лицо свое видим в зеркале. Но у нас зеркала хорошо отражают лицо, а в древности они не давали ясного отражения, потому что делались из металла («сквозь тусклое стекло» – перевод неправильный. Выражение: δι εσόπτρου значит: посредством зеркала, в зеркале). – «Гадательно» (εν αινίγματι ) т. е. в темных, неясных очертаниях, которые дают только приблизительное представление о вещах. Это определение относится ближе всего к дару пророчества. Дух Божий вызывал в душе пророка такие образы и картины, в каких выражалась божественная мысль. Чтобы понять эти образы, пророку приходилось устремлять на них всю силу своего внимания (ср. 1Петр. 1и сл.). Такое объяснение подтверждается сходством употребленного Апостолом выражения с выражением кн. Чисел о Моисее, которому давал видеть себя явно (έν ειδει ), а не в неясном очертании (не в гадании – δι αινιγμάτων – Чис. XIÏ6–8).

«Теперь знаю я отчасти» . Эти слова имеют ближайшее отношение к «дару знания» . Вместо "знаю" нужно бы сказать: «познаю» (γινώσκω ), что обозначает собою постепенность и затруднительность в достижении знания о вещах божественных. – «А тогда позна́ю» . Употребленный здесь глагол (επιγνώσωμαι ) обозначает познание как уже вполне приобретенное. – «Подобно как я познан» . Ап. приравнивает даже это будущее познание о Боге к тому, какое имеет о нас: оно будет иметь характер непосредственности, полной ясности. Однако, конечно, полного тождества между нашим познанием и Божиим быть не может (И. Злат.).

. А теперь пре­бывают сии три: вера, надежда, любо­вь; но любо­вь из них больше.

«А теперь пребывают» . Ап. впереди говорил, что духовные дарования должны со временем покончить свое существование. Теперь он указывает на то, что никогда не уничтожится и к приобретению чего, следов., стоит стремиться. Это – три важнейшие добродетели христианства – вера, надежда и любовь. Эти три добродетели ("сии три" ), а не те три дара – языков, пророчества и знания – имеют вечное существование. Конечно, "вера" и "надежда" не могут остаться все в одном состоянии: первая перейдет в ви́дение (), а вторая – в обладание (). Но во всяком случае духовное развитие человека и в состоянии прославления не может мыслиться как совершенно законченное – оно будет продолжаться «от славы в славу» (), а для этого необходима и вера и надежда, и эти переходы от веры в видение будут множество раз повторяться в будущей жизни. – «Но любовь из них больше» , т. е. выше всех в этой троице добродетелей именно потому, что она сама – божественна. О Боге нельзя сказать, что Он верит и надеется, но можно сказать, что Он – любит. принадлежит самому существу Его. Любовь – это цель, а вера и надежда – средства, ведущие к достижению этой цели. «Любовь, – говорит Шлаттер (Der Glaube im N. T. 3. S. 373), – больше чем вера, потому что относится к ней как целое к части, как завершение к началу, как плод к корню» .

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Святой апостол Павел, Первое послание к коринфянам.

Ты говоришь, что очень любишь,
Сложила руки на груди.
Но завтра ты со мной не будешь,
От правды разум не спасти.

От правды веселей не станет,
Душе без грусти не прозреть.
Ведь только страсть живёт меж нами,
А всякой страсти участь – смерть.

Страсть – не любовь, за страстью пропасть.
За страстью холод пустоты.
Сегодня – верность, после – подлость,
Недалеко и до беды.

А вот любовь во тьме осветит,
Не зная зависти и лжи.
Любовь сквозь годы долготерпит,
И в горе помогает жить.

Не превозносится, не ропщет,
Но покрывает всё вокруг.
Любовь есть истины источник,
Где каждой каплей сердца стук.

Любовь не злится, не гордится,
Любовь жестокости чужда.
Любовь лишь созидать стремится,
Не разрушая никогда.

Любовь – добра и милосердна,
Необъяснима и проста.
Неповторима и волшебна,
И целомудрием чиста.

Любовь в разлуке неизменна,
И в проявлении любом
Любовь всегда благословенна
Для тех, кто хочет быть вдвоём.

Рецензии

Мы говорим...
Александр Миронов 3
«Говорить правду могут лишь люди с чистым сердцем.
Фарисейская правда хуже лжи.»
Мы говорим, что есть любовь,
а что это не знаем.
Мы говорим, что врать нельзя,
но этим ведь лукавим.
Как важно нам, что бы всё
по чести, а сами искушаемся
от подлости и лести.
Не зная истины, порой
чушь выдаем за правду!?
И досаждаем ей других, пока нам
не закричали
и тогда лишь говорим,
уж лучше бы молчали.
Но тянет снова говорить то,
чего не знаем…..
И так по жизни мы людей,
пинаем и пинаем.
Ответ здесь напросился сам,
ведь веря и любя,
что бы понять других,
сперва пойми себя.
Кто же истины познает суть,
подумай сотню раз,
а нужно ли ее говорить,
ведь это зло для нас.
А истина сравнима
с проституткой и многих
людей губит, её слышать то хотят,
но никто не любит.
Вот же ирония судьбы,
но ВЫ уж как хотите,
надумали, коль что сказать,
с любовью говорите!
Но ключ от этого ларца
у кого лишь чистые сердца.
Сколько проблем породили слова,
люди очнитесь и помните,
слово может сгубить и убить,
но что - бы не случилось это,
природа, ища равновесье,
придумало слово поэта.
Мы говорим, что есть любовь…
Любовь не таинство утехи,
от похоти отлична тем,
что долго терпит, не гордится
и не бесчинствует ничем.
Не мыслит зла и раздраженья,
не в гордости её почёт,
а всему веря и всегда надеясь,
человек с ней всё перенесёт.
А если душу гложет мысль извне,
оставь её,а радуйся лишь истине.
16.01.2012.

© Copyright: Александр Миронов 3, 2012
Свидетельство о публикации №112011700489

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 13, ст. 4-13; глава 14, ст. 1-5.

13:4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

13:5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

13:6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

13:7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

13:8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

13:9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

13:10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

13:11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

13:12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13:13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

14:1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

14:2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

14:3. а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

(1 Кор. 13, 4 – 14, 5)

Напомню, что 12-я, 13-я и 14-я главы посвящены рассуждениям апостола Павла о дарах духовных. Проблема была в том, что коринфяне считали себя особо одаренными, некоторые дары ставили выше других, тем самым у них появлялся повод для превозношения. Апостол Павел как обычно пытается их отрезвить. При чтении 12-й главы мы рассуждали о том, что Церковь – это Тело Христово и каждая ее часть, каждый член является важным, необходимым в этом теле. Соответственно, каждый человек напоен Духом, как и все остальные христиане, поэтому его роль в этом Теле, Церкви, уникальна, и нет смысла превозноситься. Наоборот, всегда нужно больше заботиться о том, кто требует заботы, и еще больше радоваться, если немощный член проявляет себя положительно. Самая главная мысль апостола Павла оказывается в 13-й главе. Сегодня мы начали читать 14-ю главу, которой речь будет идти о говорении на языках, это отдельная серьезная тема. Возможно, мы начнем ее сегодня, а может быть, поговорим в следующий раз, поскольку сегодня практически целиком читали 13-ю главу, известную многим людям, христианам и не только, которую часто цитируют в художественных текстах и даже фильмах. В библеистике, новозаветном богословии этот отрывок называется «гимном любви». Здесь апостол Павел говорит о том, что все духовные дары, какие бы ни были: знания, пророчества, говорение на языках и прочее – ничто, если они не пронизаны любовью.

Первые три стиха 13-й главы мы сегодня не читали, но я рекомендую рассмотреть их тоже сегодня. В них апостол Павел говорит, что чем бы он ни обладал: говорю языками человеческими и ангельскими (1 Кор. 13, 1), имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание (1 Кор. 13, 2) или раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (1 Кор. 13,3), если все это без любви, то ничего не значит. Вспомните практически ту же мысль в Послании к Римлянам: любовь есть исполнение закона. В субботу мы читали отрывок из 13-й главы Послания к Римлянам, с 1-го по 10-й стих, и особое внимание я обращал на 8-й, 9-й и 10-й стихи. Любовь не делает ближнему зла (Рим. 13, 10), любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 8). Если человек живет в любви, если любовь Божия пребывает в нем, то что бы он ни делал, он не сделает ближнему зла, выполнит волю Божию, то есть закон. Если человек в любви, то исполнение воли Божьей становится естественной нормой его жизни, и наоборот. Сегодняшний текст говорит нам о том, что какой бы человек ни был внешне добродетельный, самоотверженный, даже готовый пойти на сожжение, раздать все свое имение, знающий все тайны, имеющий различные дарования, уважаемый в обществе и так далее – если он не имеет любви, не живет в любви, а все это только лишь внешняя форма, то никакой пользы не будет. Поэтому единственное, к чему призван стремиться христианин, – стяжанию Духа Святого, как говорил Серафим Саровский, то есть к любви Божией, ее энергии, которую христианин призван пропустить через себя. Для этого нужно открыть свое сердце, не делать препятствий между собой и Богом. Бог всегда идет навстречу человеку, а человек сопротивляется, поэтому нужно убрать это препятствие: очистить свое сознание, чтобы ум, как говорят наши аскеты-подвижники, опустился в сердце. Там, в сердце, человек встречается с Богом, познает Божественную любовь, впускает ее в себя и дальше распространяет на все остальное мироздание: людей и прочее творение – вот в чем на самом деле цель человека.

Дальше апостол Павел характеризует любовь. Конечно, здесь приведены характеристики, не исчерпывающие, но принципиальные и важные, которые говорят о том, что такое христианская любовь. Это не эмоции, не чувства, не восторг и не эйфория, а именно любовь, которая по-гречески звучит как αγάπη [агапи] (мы недавно это слово упоминали), то есть некая жизненная позиция. Она проявляет себя в действии, поступках, в стойкости, доброделании. Это действительно больше, чем просто что-то чувственное, мимолетное, преходящее, обусловленное лишь биологией или химией. Сейчас есть рассуждения, статьи, передачи на тему «Химия любви», где говорится, почему человек влюбляется, почему раздражается, делает еще что-то. Здесь же говорится о том, что любовь христианская – это что-то фундаментальное, это дар Духа Святого, поэтому просто так она никуда не испарится, как может испариться влюбленность или другие чувства.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...

Русский перевод не мыслит зла не совсем точно отражает смысл оригинала. Любовь не мыслит зла не в том плане, что не думает о зле, а в том, что не запоминает зло. Если кто-то обижает, то любящий человек это пропускает, это зло не задевает его сердце и не оставляет следа обиды; человек все равно пребывает в любви: обида не колеблет его любви.

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Все, о чем говорит апостол Павел в начале 13-й главы, пройдет, и знание этого мира, которым можно превозноситься, кичиться, надмеваться, будет бессмысленно. Мы увидим Бога «лицом к лицу» (как будет написано дальше), поэтому то знание упразднится, языки и пророчества там не будут иметь значения, а любовь всегда будет актуальна, потому что это суть Божественной энергии, Божественной природы. По большому счету главное проявление Бога, по крайней мере нам известное и открытое, – это любовь.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Посвящен апостолам и их проповеди. Ученики Христовы оставили нам богатейшее наследие — послания, являющиеся неисчерпаемым источником духовного назидания. Самым плодовитым писателем был, пожалуй, святой апостол Павел. Он написал 14 посланий к Церквям и отдельным людям. Вершиной его творчества можно считать знаменитый гимн любви, который находится в 13-й главе Первого послания к Коринфянам. Я думаю, что если не весь текст гимна, то, по крайней мере, его последние слова знакомы многим из нас.

То, что апостол Павел пишет о любви, перекликается с тем, что говорил о ней другой апостол — Иоанн, которого принято называть апостолом любви. «Бог есть любовь, — говорил Иоанн, — и пребывающий в любви пребывает в Боге». Возлюбленный ученик Христов говорит о Божественной природе любви, а апостол Павел в своем гимне разъясняет нам ее нравственную природу.

Начинается гимн с трех стихов, в которых Павел называет себя ничтожеством.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий»

Апостол Павел имел дар языков, но он признавал, что любовь намного важнее этого дара. По его мнению, для спасения нужна любовь, а не чрезвычайные харизматические дары. Апостол как бы говорит, что простой верующий, имеющий любовь, выше его, имеющего только дар языков.

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто»

Вера, с помощью которой можно двигать горы — именно о такой вере говорил Господь Иисус Христос апостолам, не сумевшим изгнать беса из юноши (Мф. 17:20). Неужели Павел спорит здесь с Самим Христом? Между Спасителем и Павлом здесь полное согласие, ведь Он Сам указал, что любовь и есть главная заповедь. Вера, двигающая горы, — гипербола. Что толку от перемещения каменных глыб, если это не приносит пользу душе?

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет в том никакой пользы»

Мы не можем даже представить, насколько сложно отказаться от имущества и стать мучеником. Но, оказывается, и такие поступки могут быть основаны не на любви. «О возможности таких фактов свидетельствует история христианства. Например, об одном пресвитере „Жития святых“ сообщают, что он, идя на мученическую смерть за Христа, не хотел простить одного своего врага, который просил у него прощения. Ясно, что такой человек не имел в себе „любви“ и, может быть, по этой причине не выдержал испытания и отрекся от Христа уже перед самым возведением на эшафот» (Библия Лопухина).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.Любовь никогда не перестает»

Каждому «не» в этом гимне можно противопоставить положительное качество. Два положительных качества любви переходят в восемь отрицаний, а затем опять возвращаются к положительным качествам в четырех «все». Павел начертывает путь любви от простых и вполне понятных терпения и милосердия, переходит к воздержанию, описывая его в отрицаниях «не», так как именно через воздержание от указанных страстей видит апостол путь любви. Ее путь заканчивается в непонятных «все покрывает, всему верит, всего надеется». Как это все покрывать? Нужно терпеть недостатки ближнего? И как всему верить, когда вокруг столько лжи?

Апостол говорит нам о любви Христовой — ведь это Он все покрывает Своей любовью, это Он верит нашим обещаниям исправиться, Он переносит наше непослушание… Совершенная любовь — это любовь Христа к нам; тот, кто достиг совершенства в любви христианской, имеет любовь Христову в себе. Только такому человеку понятно, как можно «все покрывать, всему надеется, во все верить и все переносить».

Восемь отрицаний в этом гимне — это как бы десять заповедей любви, ведь заповеди Моисея были такими же отрицаниями (не убей, не прелюбодействуй и т. д.). Только здесь заповеди обращают внимание более на внутренний мир человека.

Не завидует. Завистью диавола, как известно, грех вошел в мир. Конечно, истинная любовь чужда зависти.

Не превозносится . Как мы знаем из притчи о мытаре и фарисее, Господь осуждает превозношение в мыслях над ближним. О какой любви может идти речь, если другой человек, по твоему мнению, хуже тебя?

Не гордится . Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Не бесчинствует . «Все должно быть благообразно и по чину», — говорит Павел в другом месте. Может быть, он имеет в виду поведение на богослужении? Тот, кто имеет любовь Христову в себе, никогда не нарушит ход богослужения своим поведением.

Не ищет своего . Павел никогда не говорит о любви к самому себе. Потому что невозможно основывать любовь к Богу и ближнему на самолюбии. Если ты любишь себя, то будешь искать полезное для себя в первую очередь, а потом, может быть, для ближнего. Какая же тут любовь?

Не раздражается . Умиротворение и душевный покой можно назвать исполнением этой заповеди. Тот, кто постоянно кричит и брызжет слюной, не имеет христианской любви.

Не мыслит зла . Обрати внимание на свои мысли. «Рой пчел шумит в моей голове», — скажешь ты. Мы должны найти среди своих мыслей злые и изгнать их из своей головы.

Не радуется неправде, а сорадуется истине . Где же находится источник радости? Он находится в истине, поэтому апостол и пишет «сорадуется». True уже и есть радость. «Вы познаете Истину, и True сделает вас свободными», — сказал Господь. Человек, получивший свободу, просто радуется уже самому этому факту. Так и мы, имея Истину — Христа, будем сорадоваться с Ним на Тайной Вечери.

В светских песнях часто можно слышать о том, что «любовь скоротечна». Но что говорит нам апостол в конце своего гимна? «Любовь никогда не перестает» — настоящая любовь не проходит со временем, потому что она от Бога, Который вечен. «Видишь ли, чем он завершил и что особенно превосходно в этом даре? Что именно значит: „никогда не перестает“? Не прекращается, не ослабевает оттого, что терпит, потому что любит все. Кто любит, тот никогда не может ненавидеть, что бы ни случилось: в этом величайшее благо любви», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Теги: Апостол Павел любовь Священное Писание

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.