Сведения об авторе драгунского. Виктор драгунский - биография, фотографии

Советский актёр и писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.
Родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И.Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М.Ромма в фильме Русский вопрос, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» – придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е.Весник, Б.Сичкин, тексты писали В.Масс, В.Дыховичный, В.Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ Белые амадины), не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок).

Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди.

В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска – и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, – истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна еще и потому, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно сложны, неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь – тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства.

Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и ежедневно (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой – и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993.

Драгунский Виктор Юзефович (30 ноября 1913г. — 6 мая 1972г.) — советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей. Отец журналиста Дениса Драгунского и литератора Ксении Драгунской.

Биография

Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. Его отчимом стал И. Войцехович, красный комиссар, погибший в 1920 г. В 1922 году его отчимом стал актёр еврейского театра Михаил Рубин, вместе с которым семья объездила всю страну, в 1925 году переехали в Москву. Но однажды Михаил Рубин уехал на гастроли и домой не вернулся. Что произошло - так и осталось неизвестным.

Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Впоследствии организовал и руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка» (1948—1958). Для постановок в «Синей птичке» совместно с Людмилой Давидович сочинил текст к нескольким песням, которые впоследствии стали популярными и приобрели вторую жизнь на эстраде: «Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Березонька».

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении.

С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву». Повесть «Он упал на траву» (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, молодой художник, как и сам автор книги, несмотря на то, что его по инвалидности не призвали в армию, записался в ополчение. Повесть «Сегодня и ежедневно» (1964)посвящена жизни работников цирка, главный герой которой - клоун; это книга о человеке, существующем времени вопреки, живущем по-своему. Но более всего известны советскому читателю и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы». В 1960-х большими тиражами выходят книги из серии «Денискины рассказы»:

* «Девочка на шаре»,
* «Заколдованная буква»,
* «Друг детства»,
* «Похититель собак»,
* «Двадцать лет под кроватью»,
* «Волшебная сила искусства» и др.

* «Красный шарик в синем небе»,
* «Разноцветные рассказы»,
* «Приключение» и др.

Вдова В. Драгунского Алла Драгунская (Семичастная) издала книгу воспоминаний: “О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей”, ТОО “Химия и жизнь”, Москва, 1999.

Библиография

* Борщевская М. Целый мир// Дет.лит.-1979.-№ 3.-С.23-25.
* Виктор Юзефович Драгунский: (К 60-летию со дня рождения)// Книги-детям.-М.: Дет.лит., 1972.-С.128-129.
* Громова Т. Взрослый конферанс на детскую тему// Дет.лит.-1970.-№ 10.-С.11-14.
* Драгунская А. О Викторе Драгунском/ А.Драгунская// НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.-2000.-№ 7.-С.136.
* Косарева А. В. Мастер улыбки: [Литературная игра по произведениям В. Ю. Драгунского]/ А. В. Косарева, М. С. Андреева, М. П. Короткова// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-1999.-№ 2.-С.14-16.
* Линкова И. Я. Виктор Юзефович Драгунский// И. Я. Линкова. Дети и книги.-М.: Знание, 1970.-С.43-47.
* Михайлов Е. Виктор Драгунский// Дет.лит.-1988.-№ 10.-С.53-54.
* Нагибин Ю. М. Не чужое ремесло: [Статьи]/ Ю. М. Нагибин.-М.: Современник, 1983. −350 c.-(Б-ка «О времени и о себе»).
* Сивоконь С. Прикосновение к детству// Семья и школа.-1990.-№ 8.-С.54-56.
* Степченко Э. О Викторе Драгунском и его рассказах// Нач. шк.-1980.-№ 4.-С.58-59.
* Перемышлев Е. Викторина «Денискины рассказы» Виктора Драгунского// Литература: газ. изд. дома «Первое сентября».-1998.-№ 46.-С.13.-(Школа в школе).
* Тарасов К. Г. Вопросы поэтики цикла В.Драгунского «Денискины рассказы»// Проблемы детской литературы и фольклор: сб. науч. тр.-Петрозаводск, 1999.-С.73-96.
* Усачёва Е. Папа Дениса Кораблёва: к 85-летию Виктора Юзефовича Драгунского (род. 1 декабря 1913—1972)// Пион. правда.-1998.-27 ноября (№ 43).-С.2.
* Виноградов О. "Было мокро, грязно и весело"//Маленькая компания.-№15-16.-С.7.

Драгунский Виктор Юзефович - русский писатель. Родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).
Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Драгунский создал пародийный «театр в театре» - придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком - это произошло как бы в одночасье.
Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Все это отразилось в Денискиных рассказах.
Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах.
Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть «Он упал на траву» (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести «Сегодня и ежедневно» (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой - и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993.
Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.

30 ноября (по другим данным - 1 декабря) 1913 года родился Виктор Драгунский, советский писатель и актер

Личное дело

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился в Нью-Йорке, куда его родители Юда Фалькович Перцовский и Рита Лейбовна Драгунская приехали из России в поисках лучшей жизни. В Америке семья не прижилась и, проведя там около года, вернулась в Гомель. Отец Драгунского скончался в 1918 году; мать еще дважды выходила замуж, но оба брака закончились трагически: первый отчим, ревком города, погиб в 1920-м году, а второй, актер водевильного театра, не вернулся с гастролей.

К этому времени - 1925 году - семья уже обосновалась в Москве. Вынужденный самостоятельно зарабатывать на жизнь Драгунский устроился сначала токарем на завод «Самоточка», затем - учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм».

Окончив «Литературно-театральные мастерские», Драгунский был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В. Гоголя), впоследствии перешел в Театр сатиры.

Во время Великой Отечественной актер был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами.

В 1945 году участвовал в нескольких спектаклях в свежесозданном Театре-студии киноактера; однако поскольку в большой труппе участвовали именитые звезды, молодые артисты рисковали остаться невостребованными, поэтому Драгунский искал новое поприще для приложения своих сил. Им стал «театр в театре» «Синяя птичка», специализировавшийся на пародиях и капустниках и быстро завоевавший популярность. Позже был основан эстрадный ансамбль с тем же названием.

Фельетоны и юмористические рассказы Драгунского начали публиковаться с 1940 года. В 1960-м они были объединены в сборник «Железный характер» (1960). Драгунский также писал интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.

С 1959 года выходят в свет рассказы про мальчика Дениса Кораблева и его друга Мишку Слонова; большой цикл под общим названием «Денискины рассказы» включил в себя сборники «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Друг детства» и многие другие.

Драгунский был дважды женат. В первом браке с актрисой Еленой Корниловой родился сын Леонид, ставший журналистом - он работал в «Известиях» и «Неделе», написал несколько книг. Сын Денис от выпускницы ВГИКа Аллы Семичастновой («для которого» и написаны «Денискины рассказы») стал политологом, журналистом и писателем; дочь от этого брака Ксения стала писателем и драматургом.

Чем знаменит

Виктор Драгунский

Славу писателю принес цикл «Денискины рассказы» - истории, написанные преимущественно от лица младшеклассника. Прозе Драгунского присущи мягкий юмор и одновременно ненавязчивое изложение жизненных ценностей, сочетание которых всегда и отличает хорошую детскую прозу. При этом найденный Драгунским стиль повествования делает его едва ли не равно занимательным для детей и взрослых. Блестящая имитация детской речи («наносили целую толпу кастрюлек») сочетается с непринужденным словотворчеством (человек, который пошел пить чай и уже закончил - «почайпил»), заставляющим вспомнить Корнея Чуковского с его «От двух до пяти».

Кинематограф не мог обойти вниманием «Денискины рассказы» - по их мотивам было снято несколько полно- и короткометражных фильмов и сюжет для «Ералаша». Сценаристом большинства картин выступил сам писатель.

О чем надо знать

«Взрослая» проза Драгунского известна значительно меньше. Хотя объем ее по сравнению с рассказами для детей невелик, она заслуживает отдельного внимания. Так, трагический рассказ «Старухи» высоко оценили Юрий Нагибин, Юрий Трифонов и возглавлявший во время его написания «Новый мир» Александр Твардовский, однако света при жизни автора он так и не увидел. Больше повезло двум повестям Драгунского - «Он упал на траву» о днях начала войны и «Сегодня и ежедневно» - о клоуне-профессионале, не умеющем устроить собственную жизнь. Хотя последняя получила нелестную прессу, она была дважды экранизирована, оба раза под заглавием «Клоун»: в 1971-м вышел телеспектакль с Владимиром Этушем в главной роли, в 1980-м - двухсерийный фильм с участием Анатолия Марчевского и Наталии Варлей.

Прямая речь

О правильном восприятии жизни: «А Борис Сергеевич хоть и играл, но весь как-то склонился к роялю, и у него тоже тряслись плечи…

Я сказал:

— Ну как?

— Чудовищно! — похвалил Борис Сергеевич».

О нестареющей дружбе: «И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…»

О произношении: «Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!»

О воспитании родителей: «Дома мама мне сказала, что она уезжает в санаторий на десять дней и чтоб я тут вел себя хорошо и следил за папой. И она на другой день уехала, а я с папой совсем замучился. То одно, то другое…»

О последствиях нравственных переживаний: «Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской».

О движении времени: «Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа».

Об обязанностях: «Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить».

О буддизме: «И я сел на подоконник и принялся ничего не делать».

5 фактов о Викторе Драгунском

  • Повесть «Сегодня и ежедневно» носит отчасти автобиографический характер - в молодости Драгунский немногим более года работал в цирке клоуном.
  • В 1947 году писатель сыграл радиодиктора в фильме Михаила Ромма «Русский вопрос».
  • Для постановок в «Синей птичке» Драгунский совместно с Людмилой Давидович сочинил тексты песен «Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Березонька», которые стали впоследствии популярными, в частности, в исполнении Леонида Утесова и Георгия Виноградова.
  • Алла Драгунская в 1999 году издала книгу «О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей».
  • Денис Драгунский написал сценарии к трем фильмам по произведениям отца: «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблева» и «Клоун».

Материалы о Викторе Драгунском

Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле . Во время войны отец Виктора умер от тифа. Его отчимом стал И. Войцехович, красный комиссар, погибший в 1920 году. В 1922 году появился другой отчим - актёр еврейского театра Михаил Рубин, вместе с которым семья объездила всю страну. В 1925 году переехали в Москву. Но однажды Михаил Рубин уехал на гастроли и домой не вернулся. Что произошло - так и осталось неизвестным.

Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Постепенно пришли роли. Он сыграл несколько ролей в кино (фильм «Русский вопрос», режиссёр Михаил Ромм) и был принят в Театр киноактёра. Но в театре с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвёзды, молодым и не очень известным актёрам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. Тогда у Драгунского возникла идея создания небольшой самодеятельной труппы внутри театра. Правда, самодеятельностью такую труппу можно было назвать условно - участниками были профессиональные артисты. Многие актёры с удовольствием отозвались на идею создания пародийного «театра в театре». Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», который просуществовал 1948-1958 годы. Туда стали приходить и актёры других московских театров. Постепенно маленькая труппа приобрела значимость и неоднократно выступала в Доме актёра (тогда: Всероссийское театральное общество), где в то время директорствовал Александр Моисеевич Эскин . Пародийные весёлые спектакли имели настолько шумный успех, что Драгунский был приглашён создать подобный коллектив с тем же названием в Мосэстраде. Для постановок в «Синей птичке» совместно с Людмилой Давидович сочинил текст к нескольким песням, которые впоследствии стали популярными и приобрели вторую жизнь на эстраде: «Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Берёзонька».

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении.

С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Весёлые истории» (1962 г.), «Девочка на шаре» (1966 г.), «Денискины рассказы» (1970 г.), «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979 г.), короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно - так звали его сына .

Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила искусства (1970)», в котором в качестве героя также выведен Дениска Кораблёв.

Однако Виктор Драгунский писал прозаические произведения для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Герой её, молодой художник, как и сам автор книги, несмотря на то, что его по инвалидности не призвали в армию, записался в ополчение. Повесть «Сегодня и ежедневно» (1964 г.) посвящена жизни работников цирка, главный герой которой - клоун; это книга о человеке, существующем времени вопреки, живущем по-своему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.