Баловать нельзя контролировать. Баловать или контролировать? Как вести себя родителям, чтобы ребенок рос счастливым


Робин Берман

Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка

Руководитель проекта М. Шалунова

Корректор Е. Чудинова

Компьютерная верстка А. Абрамов

Дизайн обложки С. Золина

Арт-директор С. Тимонов

В оформлении обложки использованы изображения из фотобанка Shutterstock.com

© Robin Berman, MD, 2014

Published in arrangement with HarperCollins Publishers

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Моему замечательному супругу, который оказывал мне неоценимую поддержку во время работы над книгой – и в течение всей нашей совместной жизни.

Моим любимым детям, помогающим мне расти над собой.

Мое сердце преисполнено любви к вам!

Введение

Есть люди – и их не так уж мало, – всю жизнь продолжающие мечтать о любящих, заботливых родителях, которых им не повезло иметь. Я психотерапевт, и меня очень часто охватывает грусть, когда мои пациенты со слезами на глазах вспоминают свое детство, те моменты, которые заставили их страдать, и признаются в том, что это до сих пор влияет на их жизнь. Я много раз мечтала обзавестись волшебной палочкой, вернуться в прошлое и изменить эти ситуации – до того, как они воздействуют на моих пациентов, на их самовосприятие и осознание своего места в мире. Надеюсь, что эта книга станет для вас той самой волшебной палочкой, которая поможет вам превратиться в таких родителей, о которых мечтают дети.

Сама я обожаю детей. Сколько себя помню, они всегда окружали меня. Я была приходящей няней, затем – консультантом в детском лагере, помощником учителя и, наконец, поступила на медицинский факультет, мечтая стать педиатром или детским психиатром. И тут осознала, что здоровые во всех отношениях дети вырастают лишь у здоровых родителей, – и решила, что именно в этой области лежит мое призвание. Если мы будем уделять больше внимания тому, как именно выполняем родительские обязанности, то тем самым избавим своих детей от множества бед в будущем. Подумайте, насколько свободнее и счастливее вы бы стали, если бы ваши родители разумнее подходили к воспитанию и больше заботились о том, что вам по-настоящему нужно.

Когда я писала эту книгу, моей единственной целью было пробудить лучшие чувства в душах пап и мам, чтобы они относились к своим родительским обязанностям со всей ответственностью. Как врач, я верю в профилактику. И эта книга – прежде всего средство профилактики родительских ошибок. Я искренне надеюсь, что написанное мною поможет вам построить более глубокие и эмоциональные отношения со своими детьми. Мне никогда не были близки традиционные представления о родительстве, сохранившиеся с тех времен, когда ребенка видели, но не слышали, когда наказания были исключительно физическими и не заставляли себя долго ждать, а бить детей считалось вполне естественным. Тогда пристыживание и запугивание воспринимались как действенные методы контроля детского поведения, и я не раз слышала от сегодняшних взрослых, что в детстве они боялись своих родителей или постоянно испытывали чувство стыда. Могу вас заверить в том, что это отнюдь не способствует воспитанию чувства собственного достоинства.

Сегодня поколение вечно отвергнутых детей выросло – и хочет уделять своим детям больше внимания, чем доставалось от родителей им самим. Эти новые родители читают книги, ходят на лекции, усваивают прогрессивные взгляды. Многие из них всерьез заботятся о том, чтобы воспитать в своих чадах самоуважение. Мне нравится их подход. Но, как во время игры в испорченный телефон, по ходу действия теряется его смысл. В итоге вместо того, чтобы просто получить не принадлежавшее им прежде право голоса, дети становятся центром вселенной. Привычная семейная иерархия рушится, и ребенок становится боссом, помыкая старшими, как ему заблагорассудится. Каким-то образом идея воспитания у ребенка адекватной самооценки превратилась в стремление предоставить ему право вести себя как заблагорассудится, трястись над каждым его шагом, осыпать его чрезмерными похвалами, никогда не говорить «нет» – и все это из опасения задеть его чувства.

Я долго думала, как могу коротко охарактеризовать эту книгу. В голову ничего кроме » правильная» книга не лезло. А ведь действительно, книга

«Баловать нельзя контролировать!» Робин Берман очень правильная.

Именно поэтому я решила написать по ней рецензию. Надеюсь, она вам пригодится.

Так почему же книга Робин Берман очень правильная?

А все потому, что в ней нет розовых соплей о том, что нужно всегда и во всем соглашаться с ребенком, всегда озвучивать свои и его эмоции. Дело в том, что автор совершенно точно описывает то, к чему привело такое воспитание.

Мне очень понравилось ее точное замечание: «Маятник качнулся в другую сторону - и это привело к появлению целого поколения принцев и принцесс на горошине, каждый из которых считает себя избранным и при этом пасует перед малейшей трудностью.»

Дело в том, что действительно современные родители хотят додать своим детям, то что не дополучили сами. А это большее внимание, принятие, похвалу, поддержку. Только они сильно перебарщивают, и в результате мы имеем неуверенных в себе истеричных детей, то самое общество потребления. Думаю многие из вас знают минимум одного ребенка, который требует у родителя новый гаджет или игрушку, но тут же забывает о ней после получения.

Робин Берман четко подметила, что хоть мы и желаем лучшего своим детям, но в результате не даем им возможности самим решать свои проблемы, испытывать сильные потребности в чем либо, сильные эмоции. Дети растут тепличные, и каждый считает себя пупом Земли, но самое страшное, что они не приспособлены к жизни, не конкурентноспособны.

Автор книги «Баловать нельзя контролировать: Как воспитать счастливого ребенка» четко проводит грань между тем, как не скатиться в пучину вседозволенности и гиперопеки, но и не быть излишне строгими.

А ведь именно строгими и жесткими боятся быть современные родители.
Я очень рекомендую эту книгу к прочтению. Сама читала и делала пометки, уж очень много коротких и емких фраз, которые заменяют целые страницы у других авторов.

Чем еще книга Робин Берман «Баловать нельзя контролировать» отличается от других книг по воспитанию детей?

Тем, что она опирается не столько на философские суждения о том, «что такое хорошо». В каждой главе вы найдете ссылку на физиологическое, неврологическое, нейробиологическое обоснование.

А еще мне очень понравилось обилие цитат и комментариев от обычных людей и детей. Это создает при прочтении такое чувство, будто ты участвуешь в активном обсуждении.

Еще немного о содержании книги «Баловать нельзя контролировать » Р. Берман: Хорошо рассматривается вопрос постановки и удержания границ. Единственное, мне показались немного нереалистичными несколько предложенных ею приемов для разруливания конфликтных ситуаций между детьми.

Многим родителям будет полезна глава о том, как вырастить ребенка самодостаточным и независимым. Особенно для тех, кто не может перенести и намека на слезы у ребенка.

Я всегда говорю родителям, обращающимся за консультацией, о том, что необходимо хвалить детей, но делать это нужно тоже с умом, а не просто «молодец» в любой ситуации, даже не заслуживающей похвалы. Теперь в моем репертуаре появилось еще несколько емких аргументов.

Так же в книге есть главы посвященные режиму, созданию особой семейной обстановки. Очень хорошо автор рассматривает и принятие ребенка, семейные роли.

Вообще, после прочтения книги остается очень позитивное послевкусие. Она очень легкая и одновременно информативная.

Copyright — Доступ к тексту книги закрыт по просьбе правообладателя.

Современные родители впали в очередную педагогическую крайность: сегодня считается правильным всячески баловать, поощрять детей, одобрять каждый их шаг и ни в коем случае не ругать и не огорчать. Звучит вроде бы неплохо, однако на деле такой подход угрожает психологическому здоровью будущих поколений не меньше, чем родительская тирания, общепринятая для прошлых десятилетий. Избалованные, не привыкшие к самостоятельности дети вырастают инфантильными и фактически незрелыми личностями. Робин Берман, дипломированный психотерапевт и мать троих детей, предлагает взять лучшее от прежней системы воспитания (когда потребности детей никого не интересовали) и от современной. В своей книге она постаралась объяснить взрослым, как надо проявлять родительскую любовь и заботиться о своих детях, чтобы они выросли уверенными в себе, самостоятельными, счастливыми людьми, умеющими любить и делать счастливыми других.

Читайте еще:

Жизненная и творческая сила атрофируется, когда человек перестает к чему-либо стремиться. Есть люди, которые глядят на мир равнодушными глазами. Они все знают, все испытали, и, похоже, это чувство пресыщенности им нравится. Для них весь этот мир – словно вдоль и поперек исхоженный парк, где уже...

Таким образом, при вербальной репродукции рассказа опускаются детали, частности, специфическое, и весь рассказ трансформируется соответственно особенностям представлений репродуцирующего, который также привносит эмоционально более аффективные выражения и детали возникающих образов.

Первые методики, созданные в то время, — мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов. Затем появились производные методики, объединявшие или незначительно видоизменявшие основные. / Вот вкратце суть основных методик.


Разумеется, мы запоминаем только то, что для нас важно, а для нас важно только то, что наш инстинкт самосохранения посчитает важным. Иными словами, все, что способно доставить нам удовольствие и неудовольствие (а именно это и занимает наш инстинкт самосохранения), будет выявлено нашим вниманием...

Для этого можно, в частности, попросить пациента представить себе, что он смотрит фильм. А можно ввести зеркало и дать ему возможность посмотреться в него. Обычно диссоциацию можно делать тогда, когда человек предоставляет нам такую поверхность, в которую можно посмотреться, будь то зеркало, или...

Наполеон пользовался почтением и преклонением перед ним не только со стороны толпы и людей, ниже его стоящих, но и равные по положению люди одинаково отдавали ему должное за его необыкновенные дарования и дела. Знаменитый генерал Гош пишет Наполеону: «Честь и слава героям Миллезимо! Честь и...


Практически это должно было выглядеть следующим образом. Вот Юра выходит из своей квартиры, закрывает дверь, вызывает лифт, садится в него и собирается нажать на кнопку первого этажа. Если в этот момент у него появляется мысль, что форточка осталась незапертой, он на упомянутую кнопку не...

Робин Берман – врач-психотерапевт, адъюнкт-профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Сертифицированный тренер программ «Сознательное родительство» и «Родительство – это просто», член попечительского совета психоневрологической больницы Стюарта и Линды Резник при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в своей новой книге «Баловать нельзя контролировать» издательства «Альпина Паблишер» постаралась объяснить взрослым, как надо проявлять родительскую любовь и заботиться о своих детях, чтобы они выросли уверенными в себе, самостоятельными, счастливыми людьми, умеющими любить и делать счастливыми других.

Баловать нельзя контролировать.jpg

«Современные родители впали в очередную педагогическую крайность: сегодня считается правильным всячески баловать, поощрять детей, одобрять каждый их шаг и ни в коем случае не ругать и не огорчать. Звучит вроде бы неплохо, однако на деле такой подход угрожает психологическому здоровью будущих поколений не меньше, чем родительская тирания, общепринятая для прошлых десятилетий. Избалованные, не привыкшие к самостоятельности дети вырастают инфантильными и фактически незрелыми личностями. Робин Берман, дипломированный психотерапевт и мать троих детей, предлагает взять лучшее от прежней системы воспитания (когда потребности детей никого не интересовали) и от современной. В своей книге она постаралась объяснить взрослым, как надо проявлять родительскую любовь и заботиться о своих детях, чтобы они выросли уверенными в себе, самостоятельными, счастливыми людьми, умеющими любить и делать счастливыми других.

robin-author-2_360x420.jpg

Мне никогда не были близки традиционные представления о родительстве, сохранившиеся с тех времен, когда ребенка видели, но не слышали, когда наказания были исключительно физическими и не заставляли себя долго ждать, а бить детей считалось вполне естественным. Тогда пристыживание и запугивание воспринимались как действенные методы контроля детского поведения, и я не раз слышала от сегодняшних взрослых, что в детстве они боялись своих родителей или постоянно испытывали чувство стыда. Могу вас заверить в том, что это отнюдь не способствует воспитанию чувства собственного достоинства.

Сегодня поколение вечно отвергнутых детей выросло - и хочет уделять своим детям больше внимания, чем доставалось от родителей им самим. Эти новые родители читают книги, ходят на лекции, усваивают прогрессивные взгляды. Многие из них всерьез заботятся о том, чтобы воспитать в своих чадах самоуважение. Мне нравится их подход. Но, как во время игры в испорченный телефон, по ходу действия теряется его смысл. В итоге вместо того, чтобы просто получить не принадлежавшее им прежде право голоса, дети становятся центром вселенной. Привычная семейная иерархия рушится, и ребенок становится боссом, помыкая старшими, как ему заблагорассудится. Каким-то образом идея воспитания у ребенка адекватной самооценки превратилась в стремление предоставить ему право вести себя как заблагорассудится, трястись над каждым его шагом, осыпать его чрезмерными похвалами, никогда не говорить «нет» - и все это из опасения задеть его чувства.

В попытках удовлетворять любое желание ребенка, чтобы сделать его счастливым, родители добиваются обратного результата. Маятник качнулся в другую сторону - и это привело к появлению целого поколения принцев и принцесс на горошине, каждый из которых считает себя избранным и при этом пасует перед малейшей трудностью. Стремление привить детям чувство собственного достоинства обернулось своей изнаночной стороной - и все из-за непонимания, из чего, собственно, это чувство произрастает. Родители таких детей больше думают о знаках отличия, чем о результатах учебы, а конкуренцию считают важнее взаимопонимания.

Оказавшись в быстро меняющемся мире, мы потеряли способность смотреть вдаль, утратили внутреннюю гармонию и душевный покой. И разве это удивительно, что мы не сумели дать своим детям то, чем не обладаем сами? Маятник качнулся слишком сильно. В результате дети уже не чувствуют себя отверженными - вместо этого они превратились в объекты гиперопеки. При этом их важнейшие глубинные потребности по-прежнему не удовлетворены. Из лучших побуждений мы оставили их беззащитными перед стрессом. В итоге дети и подростки все больше страдают от повышенного уровня беспокойства, от депрессии, наркозависимости и склонности к суицидам. И я считаю, что просто обязана помочь им.

Итак, неужели в воспитании невозможно избежать крайностей и найти золотую середину? Быть может, она в том, чтобы отобрать лучшее из опыта наших родителей и из новейших теорий, отбросив то, что не приносит пользы?»

Автор подробно и на примерах детей и родителей рассматривает ситуации из собственной психотерапевтической практики, а в конце каждой из глав дает рекомендации и делает выводы. Предлагаем читателям ознакомиться с основными постулатами современного родительства, где есть место и контролю, и балованию, другими словами – соблюден баланс.

Сейчас ненавидишь – потом благодаришь

Если вы говорите ребенку: «Еще раз сделаешь так - и я…», - сделайте то, что обещали. Настойчивость и умение доводить дело до конца необходимы для сохранения эмоционального спокойствия ребенка и вашего собственного душевного здоровья.

Помните о главной цели - вырастить из ребенка хорошего человека. Регулярно повторяйте мантру: «Сейчас ненавидишь - потом поблагодаришь».

Говорите меньше, сужайте пространство выбора, выбирайте простые формулировки. В данном случае чем меньше - тем лучше.

Говоря «нет», подразумевайте именно «нет».

Используйте технику «перевернутого торга»: чем больше ребенок спорит, тем меньше получает. Это работает не хуже волшебного заклинания.

По своему устройству и стилю изложения книга похожа на хороший учебник: все последовательно, рассудительно и по делу, с большим количеством примеров и «домашних заданий». Например, автор уверяет, что воспитание ребенка должно начинаться с воспитания его родителей, т.е. задолго до появления самого ребенка - с такой стратегической смекалкой не поспоришь. Через всю книгу Робин методично раскрывает три идеи: 1. Главное - любить детей и показывать им эту любовь. Особенно важно показывать ее безо всяких явных поводов. Не надо хвалить сына и улыбаться ему только когда он принес пятерку из школы - не ленитесь просто так подойти и обнять его. Только безусловные проявления тепла дадут ребенку ясное понимание: его любят за то, что он есть, а не за пятерки или забитые голы; 2. Любовь - это не выполнение прихотей, а эмоциональная близость, уважение и умение слушать. Неумение правильно слушать - ?большая проблема нашего времени: мы постоянно куда-то бежим, вечно смотрим в телефон, а во время разговора просто ждем, пока собеседник остановится и даст что-то сказать. Пора вводить в школах предмет «умение слушать», и это не шутки. Точно такая же проблема возникает при создании теплой эмоциональной атмосферы в общении с детьми: кажется, что все советы Робин очевидны, но на практике мы постоянно норовим сорваться и перестать управлять нашими эмоциями; 3. Воспитание - это постоянный многолетний труд. Сегодня многие родители думают, что айпад может заменить внимание, живую беседу, игры или семейный ужин. Наверное, потому что у взрослых людей это замещение уже произошло. Но Робин упорно пытается донести идею о том, что если уж вы стали родителями, то будьте так добры уделять своим детям достаточно настоящего внимания и, что не менее важно, научитесь следить за тем, что говорите и какой образец даете ребенку для подражания. Казалось бы, простые вещи, но волшебный пинок никогда не бывает лишним. Единственный недочет, который я нашел в книге - непонятно, что делать с детьми до 2–3 лет, ибо многие советы из книги ориентированы на общение голосом. Скорее всего, это вопрос не к Робин: вряд ли к детскому психологу возят таких малышей. Если честно, я бы рекомендовал этот учебник по воспитанию детей, как минимум, для внеклассного чтения в старших классах школы. Почему-то, в нашей культуре считается, что изучать науку бытия родителем не надо - вся надежда на природные инстинкты, бабушек и интернет. Это порочная позиция! Как молодой папа я могу уверенно сказать: после рождения ребенка начинается такой круговорот событий, что свободного времени на поиск и изучение книг остается крайне мало (я первую книгу «не по работе» прочел в отпуске лишь через 10 месяцев после рождения сына). Во-вторых, практически все описанные практики пригодятся при управлении командой взрослых людей. Поэтому я рекомендую эту книгу и топ-менеджерам: воспитание команды - это ключевая компетенция современного руководителя. Тем более, с каждым днем я все больше понимаю, что взрослые от детей отличаются только ростом, весом и букетом комплексов. Все остальное - тоже самое. Естественно, книга будет полезна родителям детей в возрасте до 9 лет, беременным девушкам и их мужьям, а также тем, кто только планирует расширить свою семью. Важный момент: как любое другое методическое пособие, эту книгу надо периодически перечитывать до тех пор, пока вы не усвоите все навыки на практике. Желаю удачи:)

Гугнин Юрий0, Москва

Из тех книг, что вызывает ураган мыслей и желание начать меняться в сию же минуту. Сначала немного путаешься от собственных противоречий. Вроде как автор права насчет дисциплины, но ведь я люблю и поскакать со своим ребенком на воображаемой лошадке. Читаю дальше. Ага, так поскакать даже нужно, дело в другом - не становись запанибрата, но будь ближе всех на свете - будь родителем. Грань очень тонкая. Соблюдать, не переступать через нее тоже сложно. И, уверена, нет родителей, кто бы этого не сделал по ошибке или осознанно хоть раз в жизни. Робин осуждает тех, кто веками порол своих отпрысков, таким образом воспитывая. Пишет, что все эти люди были морально искалечены. Тут не соглашусь - едва ли? Тут уже встает вопрос прикладной психологии, вопрос характера, темперамента, впечатлительности. Дети - те же люди, просто маленькие, и все они разные. Но порка, однозначно, один из наиболее агрессивных и бессмысленных методов воспитания, порождающих ответную агрессию. Вот, кстати, может, через века, в каком-нибудь генетическом коде это и перешло к нашим детям, которые сегодня не избиты нами, а сами избивают нас:)

Мирошниченко Мария, 40, Минск

Бешено котируя Гиппенрейтер, Петрановскую и Мурашову, по привычке без особого пиетета/энтузиазма отношусь к переведенным забугорным книжкам – в одной воды много, в другой примеры какие-то совсем не наши, в третьей перевод хромает, а эта – понравилась (сам удивился:-)) Во-первых, как мне показалось, книжка не вступает в противоречие с тремя названными выше авторитетами. Во-вторых, хотя в целом речь в ней идет об уже давно знакомых понятиях – границы, привязанность, безусловное принятие и т.д. – встречаются и понятия, ранее неизвестные – например, техника перевернутого торга. В третьих, перевод хороший - и в итоге получается очень небесполезная книга со смешной обложкой:-))

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.