Игры для малышей 3 месяца. Третий месяц — развивающие игры для малыша

Малышу исполнилось 3 месяца. К этому времени он заметно округлился, стал умильно пухленьким. Сейчас у него вырабатывается режим дня – устанавливается время для сна и бодрствования. Познание мира выходит на этап «пробы на зубок». Как правильно развивать своего ребенка в 3 месяца, чтобы помочь ему расти крепким, умным, сильным, здоровым?

Навыки месяца

В возрасте 3 месяцев малыш уже может продемонстрировать немного больше навыков, чем месяцем ранее, а те, что уже были, сейчас совершенствуются.

Что малыш умеет в этом возрасте?

  • Он уже уверенно держит голову, находясь вертикально, и поворачивает ее из стороны в сторону. А лежа на животике, может приподнимать и удерживать ее до минуты, при этом опираясь на предплечья.
  • Мышцы ребенка уже достаточно окрепли, чтобы переворачиваться на животик из положения на спине. Многие детки в этом возрасте учатся даже передвигаться перекатами.
  • Если малыша поддерживать под мышки, он будет упираться ножками в горизонтальную опору.
  • Гипертонус новорожденных постепенно угасает, поэтому кроха учится осознанно управлять ручками: он может попадать по игрушкам, висящим перед ним, толкать их. Может схватить игрушку, потянуть ее в ротик, чтобы как следует изучить, ведь слизистая полости рта у него сейчас намного чувствительнее, чем пальчики рук.
  • С интересом изучает свои кулачки, которые уже могут раскрываться, и даже пяточки – рассматривает их, облизывает, сосет.
  • Комплекс оживления проходит активную стадию развития. Кроха узнает маму и папу, живо реагируя на их появление призывным гулением, улыбкой, движениями ручек-ножек.
  • Зрение совершенствуется. Теперь кроха не только следит за предметами перед глазами, даже если их передвигать достаточно быстро, но и всматривается в них, фокусирует взгляд, разглядывает – появляется предметное восприятие.
  • Безошибочно находит источник звука, поворачивая в его сторону головку.
  • Эмоции 3-месячного ребенка становятся все ярче. Общаясь со взрослыми, он может улыбаться и даже заливисто смеяться, уже умеет выражать протест, капризничать, хныкать, требовать, радоваться, пугаться.
  • Что касается речевых навыков, то стадия гуления входит в активную фазу. Ребенок пробует разные интонации, пытается подключать к своим «изречениям» мимику, подражая родителям, в его «лексиконе» появляется все больше звуковых комбинаций.

Если ваш ребенок научился переворачиваться или перекатываться, не оставляйте его без присмотра на кровати или диване – он легко может докатиться до края, а затем упасть. Лучше организуйте ему место на полу. Для этого прекрасно подойдет развивающий коврик. Лежа на такой развивашке, малышу будет что рассмотреть, что потрогать, но при этом исключена возможность падения.

Что важно знать?

В 3 месяца основными психическими процессами для ребенка являются восприятие и ощущение. Именно с их помощью он сейчас изучает окружающий его мир. Эти два процесса затрагивают все чувства крохи: зрение, обоняние, осязание, слух. Малышу сейчас очень нравится все трогать, ощупывать, облизывать, обсасывать, рассматривать предметы, игрушки, лица, прислушиваться к звукам, особенно если они приятные. Поэтому, чтобы правильно развивать ребенка в 3 месяца, нужно, прежде всего, обеспечить ему развитие ощущений и восприятия.

Какие игры помогут это сделать?

  • Возьмите в руку небольшой яркий предмет (шарик), покажите его малышу, подвигайте перед его глазами, чтобы он заинтересовался игрушкой. Перемещайте предмет, проговаривая: а где сейчас шарик? Ах, вот он!
  • По тому же принципу играют с колокольчиком. Только крохе нужно не видеть его, а искать на слух. Мама также приговаривает: где это звенит? Правильно! А теперь где? Вместо колокольчика подойдет любая игрушка, издающая звуки.
  • Давайте малышу в ручки как можно больше предметов разной формы, размера, фактуры, позволяя подолгу их ощупывать. Предметы должны быть безопасными для крохи и удобными для захвата маленькой ручкой. При этом полезно проговаривать: «Да, ложечка гладкая и холодная, мишка лохматый, щеточка колючая».
  • Танцуйте с ребенком под приятную музыку: кружите его, раскачивайте, двигайтесь в такт мелодии. Это не только удовольствие, но и тренировка вестибулярного аппарата, освоение чувства ритма.
  • Предлагайте ребенку пинать ножками яркий мячик. Эта забава позволяет развивать у малыша не только восприятие, но и мышцы, которые позже понадобятся для ходьбы.
  • Научите малыша играть в прятки. Накройте свое лицо полотенцем или салфеткой, спрашивая кроху, куда девалась мама. Затем снимите салфетку (вот где мамочка!). Теперь «спрячьте» и «найдите» свое чадо. Это не только эмоции, но и развитие памяти, внимания, пусть и на начальном этапе.
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему, пойте, рассказывайте сказки, особенно если они рифмованные или имеют ритмически оформленную структуру. Колыбельные, потешки, прибаутки – все это развивает не только слух и эмоции, но и речь. Ребенок пока не понимает ее, но уже начинает накапливать пассивный словарь. Так закладываются основы понимания того, что речь – важнейший навык, необходимый для общения. Поэтому когда вы общаетесь с малышом и он «отвечает» вам, всегда давайте ему возможность «высказаться», внимательно слушайте, выражайте эмоции, спрашивайте.

Эти несложные развивающие упражнения для детей 3 месяцев на самом деле имеют большое значение и влияют на дальнейшее развитие маленькой личности, поэтому не стоит ими пренебрегать, ссылаясь на занятость. Сейчас важно дарить малышу как можно больше внимания, заботы, участия.

Чтобы крепнуть физически

Немаловажное значение сейчас имеет и развитие физических навыков, укрепление мышц и скелета. Поэтому с ребенком в 3 месяца необходимо проводить и физические занятия.

  • Во-первых, тот комплекс упражнений, который обычно рекомендуют педиатры для этого возраста. Выполняйте его обязательно! Это поможет укрепить скелет, мышцы, нормализовать тонус.
  • Чаще выкладывайте кроху на животик. Это способствует укреплению многих мышц его тела. Чтобы ему не было скучно, предлагайте игрушки, пищалки, яркие картинки. Или выкладывайте на развивающий коврик, оснащенный зеркальцем.
  • Чтобы научить ребенка высоко поднимать головку в положении на животике (а это позволяет укрепить мышцы плеч, шеи, рук), поднимайте и опускайте перед его глазками яркую игрушку. Малыш будет приподниматься на предплечьях и поднимать головку.
  • Покажите крохе яркую игрушку и переместите ее, положив сбоку от него. Когда он начнет тянуться к ней, помогите ему перевернуться. Если пока не получается, помогите простым упражнением. Положите малыша на спинку, согните в колене правую ножку и переведите ее влево вниз. Это покажет ребенку, как закидывать ножку, чтобы создать толкающий импульс для переворота. То же самое не забудьте проделать и с другой ножкой, чтобы ребенок учился переворачиваться в обе стороны.
  • Когда кроха лежит на животике, предлагайте ему тянуться к игрушке, лежащей впереди. Помогайте малышу, подставляя под его пяточки опору (ладони). Это начальный этап обучения ползанию.
  • Помните о пользе массажа. Сейчас важно особое внимание уделять разминанию пальчиков и ладошек. Это не только помогает им быстрее раскрыться и освоить хватание, но и является первым этапом пальчиковых игр, стимулирующих мелкую моторику (а значит, и речь!).

Самое главное, о чем сейчас должны помнить родители, – это необходимость постоянного речевого контакта с ребенком и организации всех занятий в форме игры. Сопровождая яркими эмоциями и смешными рожицами зарядку или игру с зеркалом, разделяя с малышом его радость или удивление, родители сделают для своего крохи гораздо больше, чем просто предоставят ему возможность трогать, смотреть, слушать, ощущать.

Малышу исполнилось 3 месяца. Он еще такой кроха, но уже большой молодец: и маму встречает радостной улыбкой, и внимательно рассматривает погремушки, и головку держит с упорством первооткрывателя - в общем, каждый день создает родителям повод для новой радости и новых забот. Во главу угла встает вопрос: как правильно заботиться и развивать ребенка в 3 месяца?

И это неслучайно - развитие ребенка в 3 месяца резко ускоряется. Малыш начинает вести себя более осознанно. Он уже понимает, что может видеть, слышать и осязать окружающее пространство. Инстинкты отходят на второй план. Поэтому так важно знать, как развивать ребенка в этот период.

Физиологический тонус понемногу отпускает конечности, и движения малыша становятся более плавными. Ребенок учится выражать свое настроение: расслабленный и мягкий - когда устал; резкий, активный и энергичный - если что-то не нравится. В период с 2 месяцев до 3 малыш стремительно набирает вес (плюс 700 граммов) и вырастает в среднем на 2 см.

Маленький исследователь

Трехмесячный малыш как никто умеет радоваться жизни - он узнает знакомые лица и не забывает отмечать это улыбкой, способен отдавать предпочтение любимым игрушкам (разглядывает их более внимательно), осознает движение своих ручек и ножек (пытается поймать их в поле своего зрения). Ребенка интересует, прежде всего, он сам. Кроха предпринимает всевозможные попытки исследовать свое тело. Он ощупывает себя, похлопывает, иногда щипает, может нечаянно поцарапать.

И в то же время развитие имеет скачкообразный характер. На пике он активно пытается взаимодействовать с миром, при спаде способен взять паузу на какое-то время - оставаться безучастным к игрушкам и маминым объятиям. Но не стоит беспокоиться, спады необходимы для достижения новых высот.

Психологический аспект развития

Трехмесячные малыши много времени посвящают рассматриванию собственных ручек. Они сжимают и разжимают пальчики, следят за движением, поднимают руки над головой и опускают, располагая вдоль тела. Ребенок начинает понимать, что эти пухленькие ладошки принадлежат именно ему, и он может не только любоваться чудесными складочками, но и получать желаемое. Кроха сконцентрирован на осязании - старается дотронуться до всего в области досягаемости. Детские развивающие игрушки становятся его верными спутниками - он трогает, подолгу удерживает погремушки, мячики и колечки, предпринимает попытки отправить найденное в рот.

Многие трехмесячные малыши способны установить связь между тем, что они видят и слышат. Если провести эксперимент и позвенеть в колокольчик за спиной у крохи, он попробует повернуться, чтобы увидеть, откуда идет звук.

Ребенок различает знакомые звуки и чужеродные. Услышав незнакомый звук, он затихает и на время перестает двигаться. Если ничего страшного не происходит, в малыше просыпается интерес, и он ищет источник новых ощущений. Кроха запоминает мелодии телефонного звонка, звук маминых шагов и даже скрежет ключа в замочной скважине.

Малыш не только щупает, но и гладит окружающие предметы. Он изучает поверхности: гладкая - шероховатая, твердая - мягкая, пушистая - колючая. Нетрудно заметить, что ему нравится все приятное на ощупь, но интересно все.

Эти простые движения позволяют концентрироваться на предметах, развивают координацию, укрепляют мышцы пальчиков и ручки в целом. Таким образом, кроха накапливает необходимые знания о мире вокруг него.

Физиологический аспект развития

Сосательный рефлекс максимально активизирован. Ребенок сосет все, что попадает в рот, будь то игрушка, пеленка или пальчик. При этом кроха уже отличает интерес от голода. Так, сытый он с удовольствием занимается пустышкой, но, ощутив признаки пустого животика, тотчас выплевывает ее.

Малыш меняет свое поведение у маминой груди. Почувствовав себя голодным, он начинает вертеть головой, пытается найти взглядом сосок, а затем самостоятельно ухватить его губами.

В 3 месяца дети могут полностью контролировать движение головы. Находясь на руках у взрослых, они хорошо держат и немного поворачивают ее из стороны в сторону. В положении лежа дети предпринимают попытки сгибать колени - первые признаки нового умения - ползания. Малыши неуверенно переворачиваются со спины на животик и обратно.

Особенности ухода

Первым и основным уходом является гигиена.

  1. Ежедневное умывание при помощи ватного диска, смоченного в теплой кипяченой воде, позволяет предотвратить конъюнктивит и различные формы дерматита. Глазки рекомендуется промывать отдельными тампонами от внешнего уголка глаза к внутреннему.
  2. Для гигиены носовой полости надо использовать тоненькие ватные жгутики, смоченные в детском масле или в кипяченой воде. Для ушек следует использовать специальные ватные палочки с ограничителем.
  3. Необходимо ежедневное купание в теплой воде, по температуре близкой к 37 градусам. В детскую ванну желательно добавлять травяные отвары из цветков ромашки и череды. Последние оказывают обеззараживающее действие на кожу и сокращают проявления дерматита.

Полноценное развитие ребенка в 3 месяца невозможно без ежедневного массажа, но не обязательно профессионального.

Питание

Если малыш потребляет исключительно грудное молоко, то, достаточно ли съеденного, возможно определить только при помощи взвешивания. Суточная норма потребляемого молока составляет примерно 800 грамм (это расчетная величина может меняться в зависимости от веса ребенка). Формула для расчета: численное значение веса крохи, деленное на 6. Превышение нормы при грудном вскармливании не является тревожным показателем, тогда как недоедание, наоборот, повод обратиться к специалисту.

Докорм и прикорм

При недостатке грудного молока педиатр может рекомендовать сухую смесь в качестве докорма. Если малыш нуждается в этом, ни в коем случае нельзя давать молочные продукты (молоко, кефир, творог), предназначенные для питания детей от 3 лет. Они содержат бифидокультуры и элементы, которые младенец попросту еще не может усвоить. Приобретайте продукты, руководствуясь рекомендациями специалистов в соответствии с маркировкой о возрасте на упаковке.

Ребенок с рождения имеет право на получение бесплатного питания на молочной кухне в соответствии с возрастом. Для того чтобы брать там продукты бесплатно, нужно получить рецепт у участкового педиатра.

Если ребенок находится на полном искусственном вскармливании, по достижении им трехмесячного возраста можно вводить прикорм - по чайной ложке овощного (как рекомендуют специалисты) пюре.

Необходимо и обязательно включить в питание витамин D. Его назначают как превентивную меру для профилактики рахита.

Режим дня

Для правильного развития малыша нужно соблюдать режим. В среднем трехмесячный ребенок спит почти треть суток с небольшими перерывами на кормление и игры. Всего за день получается 6-7 кормлений, в исключительных случаях больше. Желательно организовать длительные прогулки на свежем воздухе.

Прогулка

Важно понимать, что здоровье и полноценное развитие во многом зависят от того, сколько вы гуляете с ребенком. Если малыш находится на грудном вскармливании, лучше планировать прогулку на часы сна. В холодное время года специалисты рекомендуют гулять не более часа-полутора за подход. Нельзя выходить с малышом на улицу, если температура за окном опустилась ниже 10 градусов. В противном случае есть риск получить переохлаждение дыхательных путей.

Летом ребенок должен находиться на свежем воздухе как можно дольше. Педиатры советуют летние месяцы проводить за городом: и маме удобнее, и малышу полезнее. Так вы не будете задумываться о том, сколько гулять с ребенком.

Одевать кроху необходимо по погоде, но беречь от сквозняков. Младенцы, так же как и взрослые люди, чувствуют жару и потеют, если слишком тепло одеты. Вспотевшего ребенка рискованно доставать из кроватки или коляски.

Как развивать ребенка в 3 месяца во время прогулки? Вариантов много. Можно прицепить на коляску различные развивающие игрушки для детей: подвесные погремушки, музыкальную игрушку. Когда малыш проснется, ему будет нескучно и полезно полежать в коляске, а у мамы появится время для того, чтобы добежать до дома, пока ребенок не начал плакать.

Ребенок в 3 месяца чрезвычайно любознателен. Ему хочется все потрогать и попробовать, но его возможности пока ограничены. Поэтому основная задача мамы - предоставить малышу максимальный спектр ощущений.

  1. Желательно приобрести развивающие игрушки до года, музыкальные мобили, развивающие коврики, раму и остальные приспособления. Он будет следить за игрушечными карусельками, слушать мелодию и стараться дотянуться до интересующих его деталей.
  2. Понадобятся всевозможные подручные материалы. Под чутким присмотром мамы малышу можно предложить не только игрушки, но и предметы домашней утвари: различные лоскутки ткани, прищепки, пуговицы, шнурки, ложки и т. д.
  3. Манжеты, носочки, пинетки. Казалось бы, это самые обычные предметы гардероба, а сколько они могут подарить минут пристального разглядывания! Можно надеть манжеты на обе ручки или только на одну. Можно надеть разные или поменять местами. И каждый раз ребенок будет с интересом изучать необычную вещицу на знакомой уже ручке или ножке.
  4. Занятия на развитие слухового восприятия. Песенки, прибаутки, стихи и, главное, подражание звукам самого младенца. Конечно, кроха еще толком не поймет ни слов, ни смысла. Зато уловит интонацию и порадуется звучанию маминого голоса.
  5. Простейшая физкультура. Ножки велосипедиком, обхватывающие махи руками - все это помогает укрепить мышцы малыша.

Игры для малыша в возрасте 3 месяцев

Как развивать ребенка в 3 месяца при помощи игр? С удовольствием! Трехмесячный ребенок способен концентрироваться на предмете в течение 3-5 минут. Этого небольшого промежутка времени достаточно для того, чтобы спеть крохе песенку, прочитать потешку или сыграть в пальчиковую игру. Во время игры необходимо стимулировать к развитию не только слух, но и тактильные, зрительные ощущения: массировать пальчики на манер "сороки-белобоки", играть в ладушки, поддерживать зрительный контакт, на прогулке обращать внимание на яркие детали.

Хороши для развития карточки и книжки с большими красочными картинками. Каждая карточка или картинка - целый рассказ: "Мишка одет в синие штаны, у утенка на голове красная шляпа". Покажутся малышу интересными и книги со звуковым сопровождением.

И хотя ребенок еще не понимает смысла слов, произнесенных мамой, он внимательно слушает голос и всматривается в картинку. Постепенно изображенные на ней герои станут для малыша добрыми знакомыми.

Развивающие игрушки необходимо подбирать разные по форме и звучанию. Хорошо, если одна игрушка сочетает в себе несколько различных по форме и тактильным ощущениям элементов.

Развитие интереса к книгам

Важно прививать любовь к книгам с самого раннего детства. Малышу нужно не только рассказывать сказки, но и показывать персонажей на картинках. Таким образом формируется ассоциативная привязанность к изображенному персонажу, а неведомый сказочный мир будет связан с книгой.

Детские книги, предназначенные для чтения малышу в возрасте до года, отличаются от прочих тем, что имеют скругленные страницы, выполненные из плотного картона. Всего несколько страничек, зато на каждом развороте крупная, яркая и четкая иллюстрация.

Итак, что читать детям до года? Хорошо начинать знакомство с классических детских сказок, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", "Зайкина избушка", "Курочка Ряба". Во-первых, основные герои переходят из книги в книгу, во-вторых, тексты перечисленных книг содержат множество повторений одного и того же действия. Впоследствии малышу будет легко запомнить сюжет и самому показывать на картинках тех или иных персонажей.

Развивающие карточки

Специалисты сходятся во мнении, что развивать малыша можно с первых дней жизни, главное, правильно выбирать вспомогательные материалы.

Так как развивать ребенка в 3 месяца при помощи карточек? Развивающие карточки подходят для игр с трехмесячным малышом и старше. Несколько наборов на различную тематику (желательно легко узнаваемую в окружающей обстановке - игрушки, еда, транспорт, животные) станут верными спутниками и помощниками в развитии ребенка до года.

Развивающие карточки для детей можно купить или изготовить самостоятельно. Существуют как наборы карточек по конкретной тематике, так и целые сборники, представленные в книжном переплете. Хорошо, если карточки выполнены из твердого картона или заламинированы. Важно, чтобы края были закруглены и не могли травмировать малыша.

Трехмесячный малыш еще не может полноценно пользоваться музыкальными развивающими игрушками и книжками, но с удовольствием послушает мелодии и сказки из уст мягкого медвежонка или с книжных страниц.

Необходимо уделять особое внимание звуковому сопровождению и техническому оснащению игрушек. Не слишком ли громко и резко звучит музыка? Не испугается ли ребенок, если случайно нажмет на кнопку? Безопасна ли электронная часть устройства? Насколько надежно спрятаны батарейки?

Многие музыкальные развивающие игрушки для детей имеют на своем корпусе рычаг для регулировки громкости звука. Отсек для батареек имеет крышку, плотно примыкающую к корпусу. В целях безопасности крышка крепится на винт.

В целом, развитие ребенка - это кропотливая работа, которая может и должна приносить радость родителям. Огромное количество всевозможных аксессуаров, игрушек и дидактических пособий на тему того, как развивать ребенка, помогают и знакомят с окружающим миром не только малыша, но и открывают новые горизонты для понимания своего чада родителям. Сколько счастья доставляют даже малюсенькие успехи совсем еще несмышленого крохи! А сколько счастья испытывает мать, чувствуя, что ее ребенок не только нуждается в заботе, но и охотно общается, играет и развивается не по дням, а по часам!

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

«Хватайка»

В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.

Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

С появлением малыша у молодых неопытных родителей возникает масса новых забот и хлопот, поэтому часто для решения непонятных вопросов новоиспеченные мамы и папы прибегают к специальной литературе и советам старших товарищей. Развитие ребенка в 3 месяца проходит довольно активно, поэтому это время следует использовать максимально эффективно, ведь именно сейчас закладываются основные навыки и привычки.

Физиологические изменения

В самые первые месяцы жизни новорожденные развиваются очень интенсивно, изменения затрагивают все органы и системы организма. За этот месяц ребенок вырастет примерно на 2-3 см, а головка приобретет более пропорциональный размер по отношению к туловищу.

Активно прогрессирует пищеварительная система, желудок к этому времени увеличивается как минимум вдвое, поэтому новорожденному требуется больше грудного молочка. Кроме материнской груди ребенку такого возраста не требуется дополнительного питания, единственная добавка, допустимая для 3 месяца жизни – это прописанный педиатром, витамин D, предупреждающий развитие рахита. Набору веса на начальных этапах следует уделить повышенное внимание, поскольку в данный период велика вероятность перекормить малыша, особенно это касается грудничков, находящихся на искусственном вскармливании. Оптимальный прирост веса 3 месяца составляет 600-800 грамм, однако следует отметить, что это средний показатель, и он может варьироваться в зависимости от особенностей организма.

К 3 месяцу налаживается координация движений, ребенок уже осознанно берет ручками игрушки, может хлопать в ладоши или тянуться к лицу. Большинство новорожденных к концу 3 месяца способны переворачиваться на бок или на животик. Самые активные детки могут предпринимать попытки подтянуться с помощью рук и немного приподняться. Задача родителей на данном этапе – помочь малышу совершить желанное действие, однако опирать новорожденного на ножки или резко отпускать руки нельзя, так как связки конечностей еще не совсем развиты, поэтому не способны выдержать вес малыша.


Психологическое развитие

С каждым днем жизни у новорожденных формируются новые навыки и умения, детки меньше времени проводят во сне, и все больше познают мир. Многие малыши именно в этот период стремятся как можно чаще находиться на руках у мамы и папы, поскольку это позволяет увидеть больше интересного вокруг.

Ребенок на 3 месяце легко воспринимает звуки и свободно различает родные голоса. Он уже сам поворачивает голову, услышав свое имя, может фокусировать взгляд на мелких элементах и провожать взглядом передвигающиеся предметы. Это удачное время для того, чтобы приучать его к спокойной музыке, например, классическим произведениям или детским песенкам. Можно использовать мобиль для кроватки, благодаря которому у мамы появится немного больше свободного времени. Крутящиеся погремушки и игрушки в совокупности с легкой музыкой займут малыша на некоторое время, а постепенно ребенок станет самостоятельно засыпать с помощью такого нехитрого приспособления.

Еще не умея разговаривать, в этом возрасте ребенок подает родителям сигналы, с помощью которых можно понять его состояние. Во время 3 месяца по плачу ребенка уже можно различить причину его дискомфорта:

  • незначительные всхлипывания, постепенно набирающие обороты и в конечном итоге переходящие в громкий крик, чаще всего означают, что ребенок проголодался;
  • плач во сне, во время которого малыш крутится или потирает ручки – признак недосыпа, в таком случае лучше всего создать тишину в комнате и укачать ребенка;
  • пронзительный и резкий плач, скорее всего, символизирует болезненные ощущения. Третий месяц жизни новорожденных сопровождается коликами и отитами, поэтому в первую очередь следует уделить внимание ушкам и животику малыша;
  • вечерний плач, начинающийся в одно и то же время, может говорить о внутричерепном давлении. Решение данной проблемы – применение соски, что снимет неприятные ощущения и успокоит новорожденного.

Находясь в хорошем настроении, трехмесячный ребенок будет активно гулить и хохотать. С каждым днем звуки, произносимые младенцем, становятся более отчетливыми и разнообразными, усилить речевую активность новорожденного в это время можно при помощи песен и стихов. Кстати, вскоре малыш станет различать уже знакомые ему словосочетания, о чем сообщит вам радостным возгласом, а научившись говорить, может удивить вас самостоятельным повторением изученного материала.


Чем занять малыша

Ребенок в 3 месяца довольно активный и подвижный, стремится поворачиваться, двигать ручками и ножками, поэтому это время как нельзя больше подходит для активных игр. Разумеется, ползать или сидеть младенец еще не умеет, поэтому активные занятия с ним должны заключаться в следующем:

  • изучение подвесных игрушек – повесив в манеже несколько разных погремушек или мягких зверьков, вы предоставите малышу возможность самостоятельно проводить гимнастические упражнения. Ребенок сам постарается доставать предметы сначала ручками, потом ножками, что существенно укрепит его мускулатуру;
  • утренняя гимнастика – после проведения утренних ванных процедур нелишней будет небольшая гимнастика. Мягкое сгибание и разгибание ручек и ножек способствует развитию связок, а поворотные движения туловища со спинки на животик помогут малышу научиться переворачиваться без вашей помощи. При проведении гимнастических упражнений следует учитывать такой показатель, как вес ребенка в 3 месяца, поскольку кардинальные отклонения от нормы требуют проведения специальных занятий;
  • массаж – легкое поглаживание спинки и области шеи позволит избежать застаивания мышц, а легкое массирование коленных и локтевых суставов повысит упругость мышц;
  • уличные прогулки – как можно чаще берите малыша на прогулку, детям 3-го месяца жизни очень интересно наблюдать за окружающим миром, например, животными, растениями и т.д. Чтобы малышу было интереснее, немного поднимите спинку кровати или чаще берите ребенка на руки, предоставив ему максимальный кругозор;
  • занятия на фитболе – мягкий упругий мяч для физических занятий позволяет координировать движения ребенка, при этом считается отличной профилактикой кишечных колик.

В три месяца малыш с удовольствием воспринимает новые игры и занятия. Это удачный период для развития тактильных ощущений, в чем помогут самодельные игрушки. Предложите новорожденному несколько мягких предметов разной текстуры, к примеру, бархатную мягкую игрушку, жестковатую кухонную перчатку и мячик из плотных ниток – прикасаясь к разным поверхностям, ребенок развивает моторику рук. Пользуются популярностью также и мягкие кубики с погремушкой внутри. Возьмите несколько обычных кубиков и один с погремушкой, покажите грудничку разницу между ними. Вскоре малыш сам будет находить гремящий предмет из массы остальных.

В три месяца малыш с удовольствием познакомится с другими детками, они, конечно, не смогут играть вместе, но получат массу новых впечатлений. Если у вас дома есть домашние животные, не ограничивайте их общения с ребенком, разумеется, под вашим строгим контролем.

Так как грудничок третьего месяца способен различать звуки и знакомые предметы, ему будет интересно понаблюдать за собой. Для этого повесьте в манеже безопасное зеркало, кроха обязательно оценит такое нововведение.

Попробуйте познакомить малыша с разными стилями музыки, в период бодрствования включайте ритмичные песни и сопровождайте их похлопываниями ладошками, а также легкими танцевальными движениями. Перед сном лучше поставить спокойную музыку, и вскоре ребенок будет различать взаимосвязь между ритмом музыки и последующими действиями.

Такие нехитрые занятия помогают правильному и активному развитию малышей третьего месяца, к тому же детки, получающие много внимания со стороны родителей, растут умными, развиваются быстрее своих сверстников и реже болеют.

Возраст трех месяцев заставляет маму по-новому взглянуть на своего кроху. Он становится социально активным! Более того, вдруг проснувшись утром, вы обнаруживаете, что ребенок изменился буквально за одну ночь. Его личико стало другим, а все семейство разбудил заливистый смех. Прекрасный период трех месяцев начался!

Особенности физиологического развития

Практически у всех деток к этому возрасту проходит гипертонус мышц, ранее сжимавший ладошки в кулачки. Ручки и ножки становятся более подвижными и послушными. Если тонус у ребенка 3 месяца сохраняется, вам следует проконсультироваться с участковым педиатром на ближайшем плановом осмотре. Скорее всего, вам порекомендуют пройти курс массажа, который за неделю или 10 дней полностью устранит мышечное напряжение.

Кстати, массаж полезен каждому малышу в этом периоде. Дело в том, что мышцы крохи начинают активно набирать силу. Ребенок может уверенно упираться ступнями в бортики кроватки и дольше стоит на ножках, если расположить его вертикально. Мышцы шеи хорошо держат головку в любом положении, хоть вертикальном, хоть горизонтальном. Поэтому мамина или папина помощь уже не нужна, когда кроха находится на руках. И можно без волнений усаживать его в слинг, если ожидается пешая прогулка.

Сон ребенка в 3 месяца становится менее продолжительным. Общее его время составляет до 15 часов в сутки, хотя многие крохи спят меньше. Чаще всего малыш уже определяется со своим суточным режимом и спит ночью, не просыпаясь, до 8 часов. Дневной сон делится на 3 периода, один из которых наиболее продолжительный (лучше, если он приходится на время прогулки в коляске). А два - краткие, не более часа-полутора.

Радует и стул ребенка в 3 месяца, который становится периодичным и не столь частым, как раньше. Малыши-груднички какают до 5 раз в день, причем нередко это происходит прямо во время еды, и мама заранее знает, в какое кормление случится «событие». Искусственники опорожняют кишечник реже, до 3 раз в день.

Вес ребенка в 3 месяца увеличивается не столь значительно, как в первый месяц после рождения. А вот рост может и «скакнуть». Примерные параметры веса, объема головы и роста ребенка в 3 месяца представлены в таблице.

Навыки трехмесячного малыша

Развитие грудничка в три месяца позволяет ему освоить много навыков. Итак, что должен уметь делать ребенок в 3 месяца? Немало:

Игры и гимнастика

Развитие 3 месячного ребенка позволяет ему принимать участие в интересных играх! Для мамы не составит труда их придумывать, ведь зачастую крохам нравится абсолютно все. Но чтобы игры с ребенком 3 месяца были полезными, выбирайте:

Для зарядки для детей 3 месяца используйте:

  • фитбол - гимнастический мяч. Укладывайте кроху на него спинкой и животиком и, удерживая за ножки, катайте. Это становится прекрасным массажем, стимулирует развитие вестибулярного аппарата и устраняет риск запоров (актуально для искусственников);
  • шершавый коврик - ненадолго ставьте малыша на него босыми ножками. После чего коврик можно потрогать и ручками, сравнивая с гладкими предметами.

Очень важно всегда поощрять и хвалить ребенка за любое достижение. А их в этом возрасте будет немало! Чего стоит только схваченная ладошкой игрушка или целая минутка катания на мяче. Поэтому не скупитесь на похвалу и старайтесь всегда находиться рядом с малышом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.