Введение новых продуктов прикорма. Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать

Девять месяцев - именно столько времени малыш провел у мамы в животике, и еще столько же прожил как маленький человечек. Теперь он приобретает все большую самостоятельность. И, хотя кроха по-прежнему зависит от своих родителей, он уже не настолько беспомощен, как раньше.

Настало время обратить особое внимание на развитие его личности. Он умеет ладить с окружающими, уважать себя и других. Давайте проследим, как проходит развитие ребенка в 9 месяцев.

Физические параметры

Малыш уже неплохо окреп физически. Вес за месяц увеличится еще на 0,5 кг, да и рост добавит к своим показателям пару сантиметров. Поэтому параметры выглядят следующим образом:

  1. Вес ребенка в 9 месяцев составит около 9000-9200 гр.
  2. Рост - приблизительно 74 см (± 2 см).

Кроха к достижению этого возраста осваивает навыки вставания из положения сидя. Он учится управлять своим телом, координируя движения ног во время ползаний, подтягиваясь, где надо, с помощью ручек.

Нередко 9 месячный ребенок уже имеет 2 или 4 зуба. По крайней мере, к этому времени они должны пробиться. Так что, если малыш постоянно капризничает, плохо ест, загляните ему в ротик. Возможно, вас ожидает сюрприз.

Сон

На ночной сон в этом возрасте отводится по 10-12 часов, а также остается два дневных по два часа. Очень хорошо, если ребенок засыпает в одно и то же время, особенно это касается дневного отдыха. Насколько возможно, приучайте кроху к самостоятельному засыпанию, без качаний или кормлений. Так ему будет легче уснуть, если он пробуждается в течение ночи.

Детский сон может прерываться из-за боязни малыша потерять маму . Обычно, когда он начинает ночью плакать, то просто переживает, что потерял ее. Скорее всего, кроха успокоится, как только мама подойдет к нему. Иногда ребенок плохо засыпает из-за перевозбуждения, перенасыщенности дневных событий. Если вы установили, что это и есть причина плохого сна, следует ограничить эмоциональную активность в течение дня.

Основные навыки

  1. Кроха без посторонней помощи встает у опоры. Держась за стену, неуверенно ходит, а в ходунках даже бегает, то радостно подпрыгивая, то приседая.
  2. Самостоятельно садится. Правда, выглядит это довольно смешно, словно он падает на попу. Сидя, умеет дотягиваться до лежащего недалеко предмета, игрушки, чтобы потом с интересом заняться ею.
  3. Мелкая моторика рук становится все более совершенной. Теперь кроха умеет брать маленькие детали пальчиками. Наглядно подобные умения можно увидеть, когда карапуз, сидя под обеденным столом, подбирает крошки на полу.
  4. У малыша довольно крепкий захват руки. Если он взял что-то в свои ручонки, придется постараться, чтобы отнять. Карапуз еще сильнее сожмет кулачки и даже оттолкнет вас.
  5. Малыш неплохо ползает. Правда, не все дети одинаково справляются с этим заданием. Кому-то легко ползать в любом направлении, а кто-то двигается только вперед или назад. Одни сразу встают на четвереньки, другие долгое время ползают по-пластунски.
  6. Ребенок вполне может участвовать в повседневных делах. Например, одевая его на улицу, попросите сжать пальчики в кулачок и просунуть в рукав. Пусть после прогулки он сам снимает носки, предварительно развязанную шапку. Во время водных процедур кроха может помыть ручки и личико.

Тут присели, там встаем. Да, я целеустремлен!

Питание

В возрасте 9-ти месяцев питание смешанное. С одной стороны, мама и дальше кормит грудью (или смесью), с другой - активно вводятся новые продукты в качестве прикорма. Режим питания включает обычно 5 кормлений, а интервал между ними увеличивается до 3,5-4 часов.

Если на 8-м месяце малыш еще не познакомился с рыбными блюдами, пора это сделать. Однако из-за высокоаллергенности продукта вводить его следует с осторожностью, маленькой порцией. Предпочтительней белая рыба: минтай, хек, треска.

Понемножку можно переходить на мелкоизмельченную пищу, чтобы развивать жевательные мышцы. Банан или персик позволительно дать в виде небольших кусочков, конечно, под присмотром взрослого.

Могут начаться первые капризы, связанные с переборчивостью в еде. Некоторые блюда кроха решительно отвергает, отворачиваясь от еды и сцепляя рот. События иногда развиваются таким образом, что внезапно он отказывается от любого прикорма и ничего не хочет, кроме грудного молока. Паниковать не стоит. Попробуйте почаще есть всей семьей в его присутствии, демонстрируя всем своим видом, как это вкусно. Обычно подобная хитрость срабатывает, и реакция не заставляет себя долго ждать.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка достаточно большой пассивный набор слов, и теперь он все чаще упражняется в произношении не только слогов, но и отдельных слов: «папа», «мама», «дай», «ну-ну». При этом речь эмоционально окрашена.
  2. Активно просит жестами и «мычанием» вещь, которую хочет взять в руки.
  3. Выполняет несложные просьбы подать что-либо, найти и показать нужную игрушку. Утвердительно или отрицательно кивает головой, когда его спрашивают о чем-нибудь.
  4. Оживляется, слыша свое имя. Он понимает, что обращаются к нему.
  5. Любимое действие в отношении игрушек - бросать и наблюдать за траекторией падения, бить одну о другую, прислушиваясь к получающимся звукам, вкладывать один предмет в другой.
  6. Ребенок сейчас - маленький подражайка взрослых. Он повторяет действия и моделирует поведение, которое «подсмотрел» у мамы или папы. Поэтому дети так любят изображать разговор по телефону, кормить кукол, протирать тряпкой или кухонным полотенцем полы.
  7. Интересуется своими ровесниками. Позволяйте ему поиграть с другими детьми на площадке и понаблюдайте за их общением. Выглядит очень забавно.


Дети - маленькие повторюшки

Меры безопасности

Ваш малыш, почувствовав силу, будет стремиться покорять одну высоту за другой. Самое время подумать о безопасности спального места - детской кроватки. Близится час, когда маленький шалунишка попробует самостоятельно выбраться «из заточения», что чревато падениями с высоты. Совет: опустите бортики кроватки или ее дно, если такая возможность предусмотрена.

Проверьте, нет ли в доме неустойчивых стульев, стоят ли заглушки на розетках. А как с безопасностью на кухне? Советуем готовить на дальних комфорках, а ручки сковородок поворачивать к плите.

Помогаем развиваться

  1. Вместе постройте высокую башню из кубиков. Хотя малыш еще не может сделать этого сам, он с удовольствием будет подавать вам «строительные элементы». Научите кроху собирать пирамидку.
  2. А чем не игрушка туалетная бумага! Ведь ее можно разматывать, рвать на мелкие кусочки, комкать. Надолго отвлечет ребенка и простой отрезок скотча, приклеенный к ладошке.
  3. Самое время познакомиться с красками. Существуют специальные варианты под названием «пальчиковые краски». Они безопасны, нетоксичны и хорошо отстирываются. Некоторые занимаются подобным творчеством прямо в ванной, разрисовывая настенную плитку.
  4. В ванной также малыши любят наливать и переливать воду из одной емкости в другую.
  5. Как идея, можно в коробочку собрать кусочки ткани, разной по фактуре, регулярно пополняя ассортимент новыми экземплярами. Так карапуз развивает тактильные ощущения.
  6. Игры в «Сорока-ворона», «Ладушки» все так же актуальны. Они развивают координацию, чувство такта.
  7. Пойте малышу песенки, танцуйте вальс, кружа его на руках. То, что приносит удовольствие вам, понравится и ему.
  8. На кухне поиграйте с крупами, предложив крохе отыскать в миске с манкой спрятанную игрушку.

Не скупитесь на общение со своим ребенком, играйте с ним, помагая гармонично развиваться. Ставьте цели и достигайте их. Для родителей большое счастье видеть, как растет, а значит, взрослеет их малыш.

Аномальное развитие временных зубов у годовалого малыша может являться симптомом и причиной различного рода заболеваний , поэтому родители должны знать, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год, какова последовательность и специфика их прорезывания. При выявлении выраженных отклонений от среднестатистических показателей родителям следует проконсультироваться у специалиста.

Сколько зубов должно быть у ребенка до года и в год: хронология прорезывания

Зубные зачатки возникают уже на втором месяце внутриутробного развития. Характер их созревания в перинатальный период определяет специфику и сроки появления зубных единиц. Нормальное развитие жевательного аппарата подразумевает наличие у новорожденного ребенка зачатков 20 молочных и 16 коренных зубов. Прорезывание первых резцов наблюдается в полугодовалом возрасте. До года у малыша должно вылезти 6–8 зубов, к полутора годам – 12, к третьему году жизни вылезают все 20 временных зубов.

Для процесса прорезывания характерно одновременное появление соименных зубных единиц с левой и правой стороны челюсти. Режутся зубы поочередно и в определенной последовательности, однако они могут вылезти и с нарушением очередности. В норме, процесс прорезывания происходит в соответствии с таблицей:

Специалисты отмечают, что допустимо небольшое отклонение от показателей нормы, указанных в таблице и на схеме. Не является патологией как раннее появление молочного прикуса (с 4 месяцев), так и позднее (с девяти). Поводом обратиться к специалисту служит лишь значительное отклонение от показателей и полное отсутствие признаков формирования зубного аппарата в возрасте одного годика.

Факторы, влияющие на процесс прорезывания

Достоверно определить, сколько зубов должно быть у конкретного ребенка в 9 месяцев, полтора года или другой возрастной период, невозможно. Количество зубов и характер их прорезывания зависят от особенностей пренатального и постнатального развития малыша. К факторам, влияющим на характер пренатального развития, относят:

  • Заболевания матери. У детей, родившихся от мам с пороком сердца, запущенным кариесом или перенесших инфекцию (герпес, токсоплазмоз), жевательный аппарат прорезывается в два раза медленнее, чем у ребенка, родившегося от здоровой мамы.
  • Течение беременности и родов. Несовместимость резус-факторов, недоношенность, длительный токсикоз у женщины и другие осложнения при вынашивании являются факторами риска нарушения процесса роста и формирования зубных единиц.
  • Питание беременной женщины. Детские зубки начинают формироваться с первого триместра внутриутробного развития. В этот период будущей маме рекомендуется употреблять продукты, содержащие достаточное количество кальция, фтора и других элементов, необходимых для нормального развития зубного аппарата.
  • Инфекционные заболевания новорожденного ребенка.
  • Наследственность.

На количество и качество зубов, появившихся у ребенка в 1-й год жизни, влияют рацион и режим питания, климат, перенесенные малышом заболевания. Норма зубов в 1 год относительна, однако полное отсутствие признаков прорезывания в этом возрасте – показатель аномального развития прикуса ребенка.

Последствия патологического роста зубов

Замедленное развитие зубочелюстного аппарата ведет к неполному измельчению пищи. В связи с недостаточным пережевыванием, в желудок попадают большие необработанные кусочки еды, что провоцирует расстройство пищеварительной системы и ухудшение общего здоровья организма.

Позднее прорезывание зубов препятствует постановке правильного произношения звуков. Игнорирование данной проблемы закрепляет дефекты речи и способствует развитию дислалии – нарушения звукопроизношения.

Неправильное формирование молочного прикуса влечет за собой и такие патологии, как:

  • Выраженная диспропорция лица.
  • Деформация постоянного прикуса и запоздалое прорезывание коренных зубов.
  • Артрит и артроз (в связи с изменениями в строении височно-нижнечелюстного сустава).
  • Невозможность прорезывания коренных зубов. Данная патология возникает, если первые зубы у ребенка вылезли до рождения. Столь ранние зубы имеют структурные нарушения и подлежат удалению, что приводит к покрытию коренного зуба костной тканью и мешает его прорезыванию. Эта же аномалия может возникнуть, если молочный зуб выпал задолго до прорезывания постоянного.

Задержка в формировании зубного аппарата может являться признаком рахита, нарушения функционирования эндокринной системы и других заболеваний. Избежать осложнений и предупредить развитие патологий можно в случае своевременного выявления причины позднего прорезывания, поэтому родителям рекомендуется обратить внимание на то, сколько зубов появилось у ребенка до 11 месяцев, и при необходимости обратиться в стоматологию.

У почти годовалого ребенка должны наблюдаться признаки прорезывания зубов, в противном случае малышу могут назначить витаминные комплексы и медицинские процедуры вплоть до установки съемных протезов.

Признаки прорезывания зубов

Десна перед прорезыванием

О появлении первых зубов свидетельствует опухание десен и повышенная саливация (слюноотделение). Гиперсаливация возникает по причине усиленного кровоснабжения ротовой полости и сопровождается насморком. В ряде случаев повышенное слюноотделение провоцирует кашель, поэтому нечастое покашливание ребенка в период, когда у него лезет первый зубик – норма. Появившаяся температура также не является отклонением при прорезывании зубов, но только если она держится не более трех дней.

В большинстве случаев перед появлением зубов изменяется поведение ребенка. Грудничок тяжело засыпает и часто просыпается, сосет кулачки и стремится погрызть посторонние предметы, отказывается от еды. У ребенка повышается плаксивость, постоянно меняется настроение.

Чем помочь малышу

Любому малышу, у которого вылезают зубки, необходимо повышенное родительское внимание, поэтому взрослым рекомендуется:

  • разговаривать с ребенком только на спокойных и ласковых тонах;
  • чаще носить малыша на руках;
  • отвлекать от зубных болей посредством игры.

Уменьшить болезненные ощущения во время появления молочных резцов можно с помощью медикаментов, однако применять их следует с осторожностью и в случае крайней необходимости. Симптомы, вызывающие сильное беспокойство (температура выше 38,5 °C, насморк, затрудняющий дыхание), рекомендуется устранять исключительно под наблюдением педиатра.

Уход за ротовой полостью малыша

Потребность ухаживать за ротовой полостью появляется с того момента, когда у ребенка вылезли первые зубные единицы. Достаточное внимание к гигиене ротовой полости поможет предупредить развитие многих стоматологических патологий.

Профилактика зубных заболеваний включает в себя:

  • Ежедневную чистку зубов. До годовалого возраста специалисты рекомендуют применять для очищения всей ротовой полости силиконовую зубную щетку. Чистить зубки ребенку до 4 лет должны родители, а дети от четырех и до восьми лет должны выполнять процедуру самостоятельно под наблюдением взрослых.
  • Ополаскивание рта после еды.
  • Соблюдение режима питания. Рацион ребенка должен включать в себя продукты, содержащие кальций, фтор и другие микроэлементы. До полуторагодовалого возраста нежелательно употребление ребенком шоколада или кондитерских сладостей, также нежелательны перекусы между приемами пищи.

Вне зависимости от того, сколько зубов вылезло у малыша к 8, 9 или 12 месяцам, в возрасте одного года нужно отвести его на осмотр ротовой полости у стоматолога.

Количество зубов у детей согласно возрасту

Какое количество зубов у детей должно быть в разном возрасте? Этот вопрос начинает заботить многих родителей после того, как у их малышей прорежутся первые молочные зубы. В этой статье мы рассмотрим порядок прорезывания, количество молочных и коренных зубов у детей, а также, в каком возрасте и в какой последовательности коренные зубы заменяют молочные.

Порядок прорезывания и количество молочных зубов у детей

Обычно молочные зубы начинают прорезываться у малышей в возрасте 6 месяцев. Но возможны и исключения из общего правила: бывает, что первый зуб прорезывается в 4 или 10 месяцев – это обусловлено генетической предрасположенностью. То есть, если у папы или мамы ребенка первый зуб прорезался в 9-10 месяцев, то высока вероятность, что и у их чада появление зубов начнется в этом возрасте. В таких случаях график прорезывания зубов сдвигается: если первые зубы появились «с опозданием», то и все остальные прорежутся позже.

Рассмотрим схему, на которой представлено количество зубов у детей по годам и порядок их прорезывания. Стоит заметить, что в схеме даны усредненные сроки появления молочных зубов, утвержденные в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, а вот порядок прорезывания зубов всегда один и тот же.

Количество зубов у детей до одного года :

  • в возрасте 6-7 месяцев у малыша появляются два нижних зуба – центральные резцы;
  • в возрасте 8-9 месяцев прорезываются два верхних зуба – центральные резцы;
  • в возрасте 9-11 месяцев появляются два верхних боковых зуба – резцы;
  • в возрасте 11-13 месяцев прорезываются два нижних боковых зуба – резцы.

Итого к окончанию первого года жизни у малыша должно быть 8 зубов.

Количество зубов у детей старше одного года:

  • в возрасте 12-15 месяцев у ребенка появляются два верхних и два нижних зуба – первые моляры;
  • в возрасте 18-20 месяцев прорезываются два верхних и два нижних зуба – клыки;
  • в возрасте 20-30 месяцев появляются два верхних и два нижних зуба – вторые моляры.

Обычно к двум с половиной годам количество молочных зубов у детей равно 20. И столько их останется до 6-7 лет, пока не начнется смена молочных зубов на коренные.

Также существует формула, по которой можно рассчитать, сколько молочных зубов должно быть у малыша в тот или иной период жизни. Родителям будет очень просто ее запомнить: надо от количества месяцев прожитых ребенком отнять 4 – получившееся значение равно числу зубов, которые должны быть в этом возрасте. Например, малышу 10 месяцев, от 10 отнимаем 4 и получаем 6, вот и выходит, что в 10 месяцев у ребенка должно быть 6 зубов: верхние, нижние центральные резцы и верхние боковые резцы. Однако надо не забывать, что по формуле рассчитывается среднестатистическое количество зубов у малыша.

Хоть уже было сказано, что количество зубов у детей до одного года может отличаться от усредненных норм, и это связанно с наследственной предрасположенностью, хочется заметить, что позднее появление молочных зубов является симптомом такого заболевания как рахит. Поэтому в случае если первые зубки не прорезались после 7 месяцев, стоит показать малыша детскому стоматологу и педиатру. Возможно, после осмотра врач направит ребенка сдать анализы, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз «рахит». Если окажется, что малыш полностью здоров, то остается запастись терпением и ждать, когда зубки сами решат, что пора прорезаться.

Порядок прорезывания и количество коренных зубов

Первые коренные (постоянные) зубы начинают расти у ребенка в возрасте 6-7 лет и появляются они не на месте выпавших молочных зубов, как считают многие, а на свободном пространстве десны. Это жевательные зубы, которые парами прорезываются сверху и снизу, и называются они первые моляры.

Одновременно с появлением первых коренных зубов начинается процесс замены молочных зубов на постоянные. Коренные зубы, в процессе своего роста, рушат корни молочных зубов, из-за чего последние расшатываются и со временем выпадают. Выпадение молочных зубов происходит в той же последовательности, в какой эти зубы прорезывались. Чтобы было наглядней, рассмотрим схему, на которой представлено количество зубов у детей по годам, порядок выпадения молочных зубов и прорезывания коренных.

Порядок смены молочных зубов на коренные:

  • в возрасте 6-7 лет у ребенка выпадают нижние и верхние центральные резцы, на их месте прорезываются постоянные зубы, причем нижние центральные резцы появляются в 6-7 лет, а верхние в 7-8 лет;
  • в возрасте 7-8 лет выпадают верхние и нижние боковые резцы, нижние коренные боковые резцы прорезываются в 7-8 лет, а верхние в 8-9 лет;
  • в возрасте 9-11 лет выпадают нижние и верхние первые моляры, на их месте прорезываются первые верхние премоляры в 10-11 лет, а первые нижние премоляры в 10-12 лет;
  • в возрасте 10-12 лет выпадают нижние и верхние вторые моляры, на их месте появляются вторые верхние премоляры в 10-12 лет, а вторые нижние премоляры в 11-12 лет.

На этом смена молочных зубов на коренные заканчивается, количество зубов у детей 10-12 лет равно 24. Но рост постоянных зубов на этом не останавливается, он продолжается. И в период с 11 до 13 лет у ребенка появляются вторые нижние моляры, а в 12-13 лет вторые верхние моляры. Зубами, которые прорезываются самыми последними, являются нижние и верхние третьи моляры, обычно это происходит уже во взрослом возрасте, в 17-20 лет. Бывают случаи, когда эти зубы не появляются вовсе, поэтому нормальным количеством зубов у взрослого человека считается 28-32 зуба.

Надеюсь, в этой статье вы нашли ответ на вопрос о том, какое количество зубов у детей, в зависимости от их возраста, и в какой последовательности они прорезываются. Главное, на что хочется обратить внимание – родители должны хотя бы раз в год водить ребенка на прием к детскому стоматологу. Так как только квалифицированный специалист сможет оценить, правильно ли появляются у ребенка зубы, какое состояние новых зубов, есть ли необходимость во вмешательстве врача в этот процесс.

Как развивается ребёнок в 9 месяцев

Параметры ребёнка в 9 месяцев

Как мы уже отметили, в этом возрасте малыши не так быстро растут, как раньше. В норме параметры ребёнка в 9 месяцев составляют примерно 67,7 – 72, 6 см. За десятый месяц прирост составляет от 1 до 2 см. Мальчики обычно чуть крупнее девочек, однако это не является правилом. Кроме того, если ваш малыш не укладывается в эти рамки, не расстраивайтесь. Все дети развиваются индивидуально, при этом нужно учитывать и рост при рождении, и генетическую предрасположенность. Так, если оба родителя невысокого роста и хрупкого телосложения, не следует ждать от ребёнка больших параметров.

По данным Минздрава, в этом возрасте малыши должны прибавить в росте около 20, 5 см к исходному значению. Если ваши показатели сильно отличаются от приведённых нами, следует проконсультироваться с педиатром. Размер одежды ребёнка девяти месяцев также зависит от индивидуальных параметров его роста. Так, некоторые малыши до сих пор носят одежду 62-го размера, а другим приходится покупать 80-й. В основном это бывает одежда 68 – 74-го размеров.

Вес ребёнка в 9 месяцев: норма

Как и рост, вес детей зависит от пола, показателей при рождении и генетики. Сколько должна весить девочка в 9 месяцев: в среднем 7300 – 9300 г. Чем выше малышка, тем пропорционально больше должен быть её вес. Прибавка массы тела за десятый месяц может составлять от 50 до 450 г. Данные отечественных педиатров и ВОЗ говорят и о том, сколько весит девятимесячный мальчик: 7700 – 10300 г. Прибавка веса может достигать 500 г. Отклонения параметров вашего малыша от этих данных не говорят о каких-либо патологиях. На ежемесячном приёме педиатры обязательно замеряют вес, рост, окружность головы и грудной клетки. Поэтому врач обязательно сообщит вам, если что-то не так.

В ситуации, когда малыш 9 месяцев плохо набирает вес, следует адекватно оценить прибавку, а также выяснить причины плохого набора веса. Если до этого месяца с прибавкой было всё нормально, подумайте, что изменилось в рационе и не было ли болезни, стрессовой ситуации в жизни крохи. Возможно, малыш плохо ест блюда прикорма. Постарайтесь разнообразить его меню, готовьте сами вкусную и полезную пищу, отказавшись от баночных пюре. Или наоборот, если ваши блюда не нравятся ребёнку, предложите ему широкий ассортимент промышленных детских консервов.
Возможно, плохая прибавка связана с каким-либо заболеванием. Вам следует обязательно проконсультироваться с педиатром и сдать анализы. Чаще всего небольшой недобор веса бывает связан с плохим аппетитом крохи. Не отчаивайтесь, со временем это проходит. Если же прибавка отсутствует вовсе, следует выяснить причины и принять меры.

Ребёнку 9 месяцев: нет зубов

Вопрос прорезывания зубов постоянно занимает умы бдительных родителей. Давайте выясним, сколько зубов у ребёнка должно быть в 9 месяцев. В среднем, к концу десятого месяца у малышей бывает 4 – 6 зубов. Это центральные нижние и верхние резцы, которые прорезаются первыми, а также боковые верхние резцы. При этом данные нормы значительно устарели. В последние годы наблюдается тенденция к тому, что первые зубки у малышей прорезываются позже обычного. Следовательно, если у ваших сына или дочки есть всего пара зубов или их нет вовсе, это не страшно.

Когда ребёнку 9 месяцев и у него нет зубов, причина чаще всего не является патологической. Скорее всего, у него просто «поздние» зубки. Посмотрите ротик вашего крохи: вероятно, вы увидите в дёснах зачатки зубов, а сами дёсны будут набухшие и красные. Если к тому же малыш усиленно тянет пальцы и разные предметы в рот, а слюноотделение усилилось, то зубки скоро появятся. И ваш ребёнок в будущем ещё может обогнать своих сверстников по количеству прорезавшихся зубов. У некоторых малышей зубы появляются вообще после года, поэтому не переживайте. Для успокоения себя и бдительных бабушек сходите к детскому стоматологу: он точно скажет вам, есть ли причины для беспокойства.

Распорядок дня ребёнка в 9 месяцев

Режим дня малыша в 9 месяцев может сильно поменяться в сравнении с предыдущими месяцами. Всё дело в том, что теперь ребёнку интересно играть сидя, ползать везде и всюду, рассматривать различные предметы и, конечно же, гулять. Дневной сон почти у всех детишек становится двухразовым, а некоторые активные детки спят и один раз за день. Если вашего кроху устраивает подобный режим, он не капризничает, хорошо набирает вес, значит всё в порядке. Если же от одного до второго сна малыш дотягивает с трудом, следует укладывать его спать чаще.

Продолжительность дневного сна – от полутора до двух часов за один раз.
Ночью малыш может спать от 10 до 12 часов, не просыпаясь. Груднички и те дети, у которых болезненно прорезываются зубки, могут просыпаться несколько раз за ночь. В среднем за сутки девочки и мальчики спят около 17 часов, всё остальное время они активны и веселы.

Утром не забывайте делать малышу зарядку, которая станет в будущем полезной привычкой. Если позволяет погода, гуляйте дважды. В этом возрасте многие дети спят дома, а на улице сидят в коляске или ходят за ручки, познавая мир. Для девятимесячного крохи прогулки являются мощным механизмом развития. Показывайте ребёнку цветы, машины, разных животных, называя их.

Питание в этом возрасте остаётся пятиразовым. При этом первое утреннее и последнее вечернее кормления должны состоять из маминого молока или адаптированной молочной смеси. Завтрак, обед и ужин – из блюд прикорма, между ними могут быть небольшие перекусы из яблока или печенья. Приучайте ребёнка к тому, что на завтрак кушают кашу, а на обед суп и второе. Во время адаптации к детскому саду это сыграет важную роль. В свободное от прогулок, сна и приёма пищи время играйте с малышом, читайте ему книги. И не забывайте оставлять время для самостоятельной игры и занятий, чтобы кроха не привыкал к тому, что его постоянно кто-то развлекает.

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


- В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.


Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.


Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

Если ребенку 9 месяцев, то родителям приходится сталкиваться с его проклевывающейся самостоятельностью. Изменения происходят на физиологическом и психологическом уровнях, важно не забывать о контроле этого процесса, чтобы не пропустить ничего важного.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Тело малыша укрепляется, готовясь к ходьбе, становится крепче мускулатура улучшает координация движений. Он учится выстраивать простейшие логические цепочки, соотносить привычные звуки с последующими действиями. Ребенок в 9 месяцев умеет проявлять эмоции, уже можно распознать не только радость и неудовольствие, по его реакциям становится понятна обида, заинтересованность, удивление и другие.

Вес и рост ребенка в 9 месяцев

О корректном развитии говорят не только вновь появляющиеся умения, но и результаты измерений физических параметров. Одним из самых важных является вес ребенка в 9 месяцев. По данным ВОЗ масса мальчиков в этом возрасте должна находиться в пределах 7,1-11 кг. Для девочек показатель находится между границами 6,5 и 10,5 килограмм. В этот период набор массы тела несколько замедляется из-за более высокой активности малыша.

Рост ребенка в 9 месяцев ВОЗ считается нормальным 67,5-76,5 см для мальчиков и 65,3-75 см для девочек. Прибавка в росте за этот месяц составляет 1-2 сантиметра. При сильных отклонениях от этих параметров требуется обследование. Задержка роста может говорить о болезнях печени, пороках сердца, эндокринных или генетических нарушениях. При сочетании с недостатком веса есть риск скрытого течения .

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

В этом возрасте дети начинают активно закреплять все, чему научились ранее. Они больше двигаются, становятся любопытнее. Педиатр может рассказать, что умеет ребенок в 9 месяцев, но эти пункты нужно воспринимать, как ориентир. Небольшие расхождения допускаются, беспокоиться надо, если нет даже намека на приобретение навыка.

  1. Не всем малышам удобно передвигаться на четвереньках, но по-пластунски они уже охотно подбираются к игрушкам или маме.
  2. Самостоятельно садится и может пробыть в этом положении до 10 минут, может доставать до интересующих предметов.
  3. Легко удерживает в руках кусочки пищи, ложку, но пальцы разжимает с трудом. Поэтому отобрать вещь у ребенка сложно.
  4. Когда ребенку 9 месяцев, он старается не брать предмет всей ладонью, а использовать пальцы. Подбирает крошки, рвет бумагу, старательно ощупывает все, что находится в зоне его досягаемости.
  5. Может стоять, держась за опору. Некоторые дети делают первые шаги при помощи стула. В ходунках перебирает ногами, не устает около 10 минут.
  6. Многим нравится слушать музыку, подпрыгивать и топать ногами в такт.
  7. Полностью слова произносить еще не получается, но слоги ребенок повторяет активно, подражает родителям, общается эмоционально.
  8. В это время дети пробуют свои силы, учатся притворяться и манипулировать родителями.
  9. Если ребенку исполнилось 9 месяцев, то он уже умеет узнавать свое имя. В ответ на оклик он посмотрит или подползет поближе. Может выполнять несложные просьбы – взять или бросить игрушку, встать, найти знакомые вещи или лечь.
  10. Осваивает жесты, указывает пальцем на место, которое хотел бы посмотреть. Может играть в прятки и находить родителей по голосу или шороху. Любимая затея – стучать игрушками или сбрасывать их на пол.

Питание ребенка в 9 месяцев


Этот момент индивидуален, в силу особенностей или заболеваний, могут быть составлены отдельные рекомендации. Если был начат в полгода, то вопрос, чем кормить ребенка в 9 месяцев не должен вызвать сложностей – все базовые продукты уже присутствуют в меню. Его можно делать более разнообразным, постепенно сокращая объем грудного молока или смеси. Оно должно составлять не более четверти всего рациона. При начале прикорма раньше 6 месяцев новинок в еде не появится, только увеличится размер порций.

Меню ребенка в 9 месяцев

К этому периоду в состав детской еды уже включены:

  • фруктовое и ;
  • мясо;
  • желток;
  • растительное и сливочное масло;
  • творог и кефир;
  • пшеничный хлеб;
  • каши.

Ребенок в 9 месяцев должен начать получать:

  • нежирную ;
  • мясные фрикадельки на пару;
  • каши из смеси злаков на молоке, кроме манной;
  • комбинированные овощные пюре.

Рацион ребенка в 9 месяцев не так сильно нуждается в материнском молоке или смеси. Их оставляют на первый и последний приемы пищи за день, и для запивания непривычных блюд. С их введением необходимо быть осторожными, потому что остается риск получения необычной реакции. Чтобы его снизить нужно начинать с небольшого объема. Лучше предлагать новое утром, чтобы было время оценить полученный эффект. если к вечеру все нормально, то пищу можно давать на постоянной основе.

Сколько раз кормить ребенка в 9 месяцев?

Определить объем пищи, которую должен получать малыш в сутки, нужно разделить его вес на 9. Цифра ориентировочная, аппетит детей может отличаться. Чтобы организовать ежедневное питание, рацион питания ребенка в 9 месяцев разбивают на 5 приемов. Промежутки между ними должны составлять 3-4 часа, чтобы еда была равномерно распределена на весь день. Желательно постепенно вводить мелкоизмельченную пищу, заменяя пюре на овощи, размятые вилкой.

Режим ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте увеличивается любознательность, желание исследовать окружающий мир обеспечивает длительное бодрствование. Малыш в 9 месяцев почти не просыпается ночью, а режим дневного отдыха может немного измениться. Прогулки рекомендуется совершать дважды в день – утром и после обеда, допускается организация сна в этот период. В летнее время можно дольше оставаться на улице, чтобы дать возможность узнать новое и получить необходимое закаливание.

Сколько спит ребенок в 9 месяцев?


Общее время сна составляет 15-17 часов. Оно разбивается на три промежутка:

  • ночное – 10-12 часов;
  • дневное – 2 раза по 1,5-2,5 часа.

Девятимесячный ребенок постепенно сокращает время своего отдыха. Нередко активные дети отказываются от одного дневного сна или сокращают его до 30-60 минут, педиатры не считают это неправильным. В этом случае родителям нужно следить за отсутствием переутомления. Малыш должен не капризничать до следующего укладывания, не терять аппетит и сохранять любознательность. Если все это сохраняется, то не стоит заставлять его спать днем второй раз.

Ребенок 9 месяцев плохо спит

Из-за увеличения активности дети могут с трудом укладываться, а потом просыпаться несколько раз за ночь со слезами. Это не всегда является признаком чего-то серьезного, даже пробуждение каждый час может быть нормальным.

  1. Грудное вскармливание. Ребенок 9 месяцев плохо спит ночью из-за привычки чувствовать тепло матери, а лишившись его, перестает чувствовать себя в безопасности.
  2. Прорезывание зубов. Этот процесс редко проходит беспроблемно, в такой ситуации плохой сон вполне обоснован.
  3. Заболевания. Простуда, колики и отит часто становятся причиной боли, которая и провоцирует повышенное беспокойство крохи.
  4. Неправильный распорядок дня. Ребенку 9 месяцев может не хватать дневной активности, которую он и восполняет вечером.
  5. Некомфортная обстановка. Духота или слишком низкая температура в комнате, неудобная одежда, раздражающие запахи могут мешать глубокому сну.
  6. Сильные впечатления и шумные игры вечером могут долго не давать успокоиться.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

Период отличается большей самостоятельностью и любопытством, желанием исследовать все вокруг и узнавать больше. Поэтому главное в чем нуждается девятимесячный ребенок – развитие. Ему можно предлагать новые игрушки и более интересные занятия, помогая приобрести новые навыки. Чтобы он быстрее научился , можно попробовать:

  1. Попеременно подставлять руки для опоры ног.
  2. Подкладывать из одеяла под грудь и понемногу подталкивать вперед.
  3. Соорудить домик с тоннелем, в котором разложены любимые игрушки.

Игры с ребенком в 9 месяцев


  1. Кубики. Из них можно складывать башни и другие конструкции. Полностью повторить эти действия у детей не всегда получается, но наблюдают за родителями они с внимательно.
  2. Сундук сокровищ. В коробочку нужно сложить небольшие предметы с разной фактурой – куски ткани, картона, губки, крышки от бутылки. Малыш в 9 месяцев, развитие которого включает формирование хватательных функций, будет с удовольствием перебирать их.
  3. Игры в ванной. Во время купания можно научить переливать воду из стакана в стакан.
  4. Телефон. Сначала мама имитирует разговор по телефону, а потом предлагает повторить за ней.
  5. Рисование. Для этого используются пальчиковые краски. Ребенку может понравиться возиться с соленым тестом. Из него можно слепить лепешку, закатать мелкие предметы, а затем предложить достать их.

Чем старше ребёнок, тем более самостоятельным он становится. В 9-месячном возрасте кроха уже может проявлять свои личностные особенности и желать социального взаимодействия. Подросший малыш начинает подражать интонациям взрослых, копировать поведение других детей, откликаться на своё имя и искать глазами названный предмет. Он уже умеет самостоятельно передвигаться: ползать, садиться, стоять у опоры. Какие ориентиры должны быть у родителей для того, чтобы понять, что все физиологические потребности их чада удовлетворены? Сколько он должен спать в день и какому режиму подчиняться?

Сон 9-месячного малыша: педиатрические нормы

Сон 9-месячного малыша составляет 12–14 часов в сутки. Из них 10–12 приходится на ночной отдых, 3–4 - на два дневных.

График с двумя дневными снами по 1,5–2 часа скорее теоретический. У каждого малыша есть свои особенности, поэтому нормой считается и трёхкратный отдых днём. При этом первый и третий могут быть непродолжительными - около 40 минут каждый, а второй - длиться до трёх часов.

Режим сна зависит от эмоционального и физического состояния малыша, его утомляемости. В этом возрасте ребёнок может не спать 3–4 часа подряд. Бодрствование проходит активно и кроме игр включает в себя подготовку к отдыху и засыпание. В 9 месяцев ещё сложно говорить о режиме дня, скорее это определённый ритм, соответствующий физиологическим потребностям ребёнка.

К 9 месяцам около 70% детей могут спать всю ночь. Но нормальным считается одно ночное пробуждение для того, чтобы поесть. Если малыш находится на грудном вскармливании, это кормление будет важным для поддержания лактации.

Нарушения сна и их причины

К нарушению дневного сна относится то, что малыш спит более трёх раз, при этом продолжительность отдыха длится не дольше получаса. Но самая частая родительская жалоба - частые просыпания ночью. После них крохе бывает сложно уснуть снова, а дальнейший сон становится поверхностным и некрепким. Почему так происходит? Причин несколько.

  1. Сильное переутомление: большое количество гостей, слишком навязчивые игры, громкая музыка.
  2. Неправильные условия в комнате, где спит ребёнок: температура выше 18 градусов и излишняя сухость воздуха.
  3. Пренебрежение режимом: иногда родители «сдвигают» сны, подгадывая их под свои дела.

Для того чтобы нормализовать сон, нужно соблюдать несколько условий:

  • перед укладыванием в кроватку хорошо проветрить комнату;
  • надеть на малыша комфортную одежду - пижама не должна жать или натирать;
  • соблюдать «ритуал» - несколько действий, которые постоянно повторяются перед сном в одном и том же порядке;
  • за 1–2 часа до сна заменить активные игры спокойными;
  • стараться выдерживать распорядок дня.

Педиатры говорят о том, что через капризы при засыпании и даже отказ от дневного отдыха проходит большинство детей. Родителям нужно мягко настаивать на своём, выполнив при этом все рекомендации по нормализации сна.

Здравствуйте, я хотела задать вопрос по поводу сна моего ребёнка. Нам 9 месяцев, днём очень плохо засыпаем, всё начинается с утра, она просыпается, завтракает, затем через определённое время идём на первый дневной сон. Ребёнок начинает сильно капризничать, кстати, спим дома, я ложусь рядом. Капризы, плачь занимают около часа, затем от усталости она падает и засыпает, после обеда та же история. В коляске она перестала со мной засыпать, также плачет. Но когда приходит няня, с ней она спит, но также недолго. Ночью она засыпает хорошо, спокойно. За ночь просыпается 2 раза. Но иногда бывают моменты, что она очень беспокойно просыпается и плачет. Посоветуйте, как быть.

Отвечает Семенченя Татьяна Николаевна, педиатр:

Здравствуйте! Вам не нужно переживать, все дети проходят через такой момент, когда начинаются капризы и отказ от сна в дневное время. Главное - не уступать малышке, так как этот сон ей просто необходим. В этом возрасте норма сна около 15–16 часов в сутки. Постарайтесь создавать для сна особую атмосферу, полумрак, спокойная музыка или ваше убаюкивание, качание в коляске, отсутствие раздражителей, громких звуков. И это хорошо, что ночью малышка спит. Удачи вам 🙂

Семенченя Т.Н., педиатр

https://health.mail.ru/consultation/1655487/

Часто в ночное время плохо спят малыши, находящиеся на грудном вскармливании по требованию. Такой подход предполагает совместный сон. Близость мамы и запах молока создают ситуацию, когда ребёнку нужно прикладываться к груди несколько раз за ночь.

Любое существенное изменение качества сна, внезапное пробуждение или желание спать в необычное время должны насторожить маму. Сонливость может быть признаком повышенной температуры или недостатка жидкости в организме. Если у родителей возникают какие-то сомнения относительно отдыха ребёнка, нужно обратиться к детскому неврологу.

Часы бодрствования

Время бодрствования 9-месячного ребёнка следует наполнить полезными и интересными занятиями. Важным в этом возрасте является развитие моторики - с такой сложной задачей помогут справиться пальчиковые игры, которые обычно очень нравятся малышам, или яркие лоскутки ткани с пришитыми на них пуговицами. Дети любят рассматривать картинки, поэтому среди игрушек вполне могут появиться картонные книжки или карточки. Большинство из них уже умеет ползать, поэтому можно играть с ними в догонялки или прятки, давать мячики.

У каждого карапуза свои предпочтения по части игр, но важным правилом является чередование активных занятий с более пассивными. При этом время непосредственно перед сном лучше провести спокойно.

В распорядке дня ребёнка должна быть гимнастика. Проводить её нужно ежедневно в одно и то же время. Оптимально делать это через 40–50 минут после завтрака. Так между приёмом пищи и активным времяпрепровождением будет достаточный перерыв, но у малыша останется время до первого дневного сна.

Как и более младшие дети, подросшие крохи любят гимнастику на фитболе. Это не только весело, но и полезно для развития крупной моторики и вестибулярного аппарата. Этот спортивный тренажёр можно чередовать с упражнениями на пелёнке.

Упражнения на фитболе для детей до 1 года - видео

Дневные прогулки

Важным элементом в распорядке дня являются прогулки. Если малыш спит в коляске, то на свежем воздухе можно проводить один из снов. При двух дневных отдыхах лучше устраивать на улице первый, а при трёх - самый долгий, как правило, второй. Но не все дети в 9 месяцев соглашаются на эти условия. В таком случае прогулка становится способом получить новые впечатления.

При хорошей погоде гулять нужно 2 раза в день. Продолжительность нахождения на улице зависит от времени года и желания родителей. Например, летом можно проводить на воздухе несколько часов, взяв с собой в парк или сквер плед и лёгкий перекус. Зимой при несильном морозе длительность прогулки составляет около 1–1,5 часов.

Плохая для прогулки с ребёнком погода бывает исключительно редко (ливень, ураган, метель, +40, -30). И следует честно признать, что под понятием «плохая погода» часто скрыта откровенная родительская лень. Хотя, по большому счёту, не только лень или занятость родителей виноваты. Достижения цивилизации: телевизор, компьютер, игрушки - всё чаще и чаще приводят к тому, что пребывание в помещении самим ребёнком рассматривается как более предпочтительное.
Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребёнком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни.

Комаровский Е.О., педиатр

http://articles.komarovskiy.net/gulyaem.html

Купание

В большинстве семей принято купать детей перед ночным отдыхом - чаще всего это занятие действует расслабляюще, помогает «смыть» дневные эмоции. В этом случае оно становится частью ритуала отхода ко сну, который можно дополнить пожеланием спокойной ночи родителям или игрушкам, пением колыбельной, чтением сказки.

Но есть и такие малыши, которых купание, наоборот, возбуждает. Для них водные процедуры лучше проводить утром или после дневного сна. Но, главное, не стоит вовсе отказываться от ванной.

Кормление: когда и сколько должен есть и пить малыш в 9 месяцев

Питание ребёнка 9 месяцев зависит от некоторых обстоятельств. У большинства деток к этому возрасту есть несколько зубов, поэтому малыш уже хочет пробовать новую пищу. Можно постепенно изменять консистенцию привычной еды, но делать это нужно осторожно и плавно.

Особенности кормления зависят и от вида прикорма, который выбрали родители. Те, кто склоняется к традиционному, или педиатрическому, прикорму, к этому возрасту дают ребёнку каши, овощи, фрукты, мясо. Некоторые мамы уже начинают вводить в рацион детский творожок.

В последнее время всё чаще можно увидеть информацию о педагогическом прикорме. Это направление развилось в качестве альтернативы традиционному прикорму с точными объёмами пищи и порядком введения новых продуктов. По схеме педагогического прикорма малыша предлагается прикармливать с маминой тарелки - это микродозы всех продуктов, которые едят в семье. Естественно, речь не идёт о «нездоровой» пище.

Интересно, что большинство педиатров являются сторонниками классического педиатрического прикорма, а последователи идей «естественного» воспитания склоняются к педагогическому.

Традиционная схема предполагает пятиразовое питание. Объём каждого приёма пищи составляет около 200 мл. Первое и последнее кормления даются в виде грудного молока или смеси. Если ребёнок находится на грудном вскармливании по требованию, он дополнительно в течение дня получает грудь.

Не стоит забывать о питьевом режиме. В качестве питья лучше предлагать обычную воду - кипячёную или специальную детскую, продающуюся в магазинах. Если ребёнок просит пить, нужно давать ему столько воды, сколько он хочет. Особенно это касается искусственников: грудное молоко состоит из воды на 87%, а в смеси её гораздо меньше. Обезвоживание организма способно вызывать проблемы с пищеварением, запоры, а в тяжёлых случаях - нарушение в крови баланса натрия и хлора и почечную недостаточность.

Примерный объём жидкости, которая поступает в организм малыша в сутки, составляет примерно 1 литр. В этот показатель входит и вода, содержащаяся в пище. Исключением являются хронические заболевания сердца и почек. В этом случае рекомендации по питьевому режиму даёт врач.

Более подробно о питании ребёнка в 9 месяцев .

Примерный распорядок дня девятимесячного ребёнка

При установившемся режиме питания распорядок дня малышей на искусственном и естественном вскармливании не различается, кроме случаев, когда грудное вскармливание происходит по требованию.

Примерный распорядок дня ребёнка 9 месяцев - таблица

Временной интервал Элемент режима
7:00–7:30 Пробуждение, утренний туалет и первое кормление (грудное молоко или смесь)
7:30–9:30 Игры, гимнастика
9:30–11:30 Первый дневной сон (желательно на воздухе)
11:30–12:00 Пробуждение, второе кормление (каша или фруктовое пюре)
12:00–13:00 Игры
13:00–15:00 Прогулка
15:00–15:30 Третье кормление (овощное пюре с мясом или супчик на овощном бульоне)
15:30–17:30 Второй дневной сон
17:30–19:00 Игры, прогулка
19:00–19:30 Четвёртое кормление (кашка с мелко нарубленным мясом, творожок)
19:30–20:30 Игры
20:30–21:00 Купание
21:00–21:30 Пятое кормление (грудное молоко или смесь)
21:30–7:00 Ночной сон, который может прерываться кормлением

Причины нарушения режима дня

В течение первого года жизни распорядок дня ребёнка кардинально меняется несколько раз. Это зависит от увеличения времени бодрствования и уменьшения количества сна. Режим у детей до 1 года подчиняется их естественным ритмам, поэтому на отклонения в 20–30 минут обращать внимание не стоит. Если он сбивается более существенно, этому может быть несколько причин:

  • прорезывание зубов;
  • болезнь;
  • уменьшение потребности во сне;
  • недостаточная двигательная активность;
  • овладение новыми навыками.

Часто случается так, что после болезни или отдыха в другом часовом поясе режим дня сбивается. Если этот период не сочетается с другими причинами, то распорядок восстановится сам. В других случаях нужна деликатная помощь родителей. Допускается будить ребёнка для того, чтобы уложить спать на ночь пораньше. Главное, делать это плавно и последовательно, ориентируясь на примерные возрастные нормы сна.

Особую роль в восстановлении режима играет ритуал отхода ко сну. Его начало даёт малышу сигнал о том, что скоро нужно ложиться в кроватку. Примерно за час до отдыха нужно прекратить активные игры и исключить посторонние шумы.

Если родители позволяют себе смотреть телевизор в присутствии ребёнка, самое время его выключить. Можно подобрать тихую спокойную музыку и порассматривать с крохой картинки.

Но самым главным правилом является спокойствие и уверенность мамы. Дети мгновенно считывают настроение и эмоции близких взрослых: если они нервничают, ребёнок сам станет капризным и возбуждённым. Н и в коем случае нельзя допускать вспышки раздражения. Тактильные и словесные проявления любви и заботы помогут карапузу быстрее успокоиться.

В возрасте 9 месяцев многие малыши становятся взрослее, осваивают навыки самостоятельного передвижения. В это время огромное значение для детей имеют совместные занятия с родителями. Если понимать физиологические и социальные стороны развития ребёнка, беззаветно любить его, то воспитание маленького члена семьи принесёт только счастье.

Здравствуйте! Меня зовут Наталья, имею два гуманитарных образования. Сейчас нахожусь в декрете. Заниматься копирайтингом стала около 8 месяцев назад. В первую очередь, для меня это возможность немного отвлечься и заняться тем, что я люблю и что у меня, я думаю, уже получается.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.