Настоящая любовь между мужчиной и женщиной - существует ли она? «Как рождается любовь между мужчиной и женщиной

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно эта любовь-влюбленность воспринимается молодыми людьми как очень важное, яркое, неповторимое, пронзительное чувство, смешанная и непонятная эмоция.

Проблема любви как «романтических отношений между мужчиной и женщиной», которые непременно предшествуют созданию семьи и продолжают существовать уже в рамках семейного союза, почти не поднималась христианскими философами. Святые отцы к этому вопросу подходят крайне целомудренно. В их понимании любовь, даже любовь между мужчиной и женщиной – это в первую очередь духовная христианская любовь, это жертвенность, милосердие, терпение, прощение. Однако молодой человек или девушка (даже из христианских семей), впервые открывая в себе интерес к противоположному полу (испытывая то, что по традиции именуется «первой любовью»), данные ощущения и эмоции вряд ли могут конструктивно напрямую увязать с теми сложными, хотя и правильными благочестивыми терминами, которыми говорит о любви христианское предание.

Для молодых людей (а очень часто и для взрослых) романтическая любовь – это непрерывное движение души, сопряжение великой радости и страха, ибо любовь призывает человека, как никогда ранее, открыться другому, а значит – стать уязвимым. Когда человек влюблен, он готов все то, что находится в глубине его души, разделить с объектом своего обожания. Это чувство (на момент его «активной фазы») как «двигатель» жизни, его нельзя отвергнуть, так же как нельзя отказаться от пищи. Такая любовь-влюбленность – мощное эмоциональное и психологическое влечение одного человека к другому. Любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания. Человеческая природа по-своему жестока, она требует к себе очень серьезного отношения. В данной ситуации человек впервые узнает в себе совсем иного человека, уже не ребенка. А главное, с этого момента любовь (влюбленность) становится нужна, необходима, человек сознательно или подсознательно ищет ее. Именно это чувство с удивительной силой генерируют творческую энергию человека, при этом значительно снижает его аналитический (рассудочный) потенциал в отношении происходящих событий.

Итак, что же это такое – любовь-чувство, любовь-влюбленность, любовь-влечение, эмоциональное и психологическое, с точки зрения христианства? Это чувство божественное или человеческое? Счастье человека может состояться с его одной единственной любимой (любимым) или платоновский миф об андрогинах не находит подтверждения в христианской традиции? Браки заключаются на небесах или в государственных структурах? «Настоящая любовь» навсегда или ее продолжительность определяется биологическими сроками зачатия, беременности и вскармливания ребенка, т.е. 3-5 годами? Любовь – это всегда радость и счастье или она может причинять боль и трагедию? Это все чрезвычайно важные вопросы, они особенно актуальны, а самое главное – интересны для молодых людей, т.к. эта сфера впервые постигается ими и требует определенной личностной реакции, интеллектуального и нравственного осмысления.

«Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании взрослые люди суть дети в вопросах межличностных отношений»

К сожалению, далеко не всегда взрослые способны в данной ситуации привести исчерпывающие ответы на жизненные запросы молодого человека. Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании (что характеризует подавляющее большинство представителей нашего постатеистического общества) эти взрослые суть дети в вопросах межличностных отношений, правда те дети, о которых апостол Павел предупреждает: «не будьте дети умом» (1 Кор. 14, 20). Ровесники могут быть хорошими друзьями (в смысле сопереживателями) и даже советчиками, но вряд ли их советы будут характеризоваться благоразумием. Те же современные психологи, к которым приводят своих взрослеющих чад родители или учителя, могут стоять на позициях, далеких от христианства, на позициях грубого материализма, воспринимающего человека как животное и, соответственно, предоставляя преференции его вполне животным инстинктам, или, что еще хуже – оккультизма. Такого рода «врачи человеческих душ», с точки зрения христианской нравственности, могут дать, скажем, девушке не просто плохие, а убийственные советы в духе: «Да тебе давно пора переспать с ним, и все образуется!»

Поэтому для православного миссионера тема «первой любви», которая неразрывно сопрягается с вопросами отношений между мужчиной и женщиной, правильного виденья, правильного поведения и, соответственно, построения этих отношений – создания семьи, является благодатной почвой для сеяния семян христианского благовестия. Один мудрец сказал: «Безумие отвечать на вопрос, который не задан». И очень часто наши просветительские старания терпят неудачу именно по той причине, что тема наших выступлений неинтересна для школьников и студентов. Она неактуальна для пространства их насущной жизни, она не трогает их. В этом контексте вопросы о влюбленности, любви, построении отношений, семьи являются хорошей основой для проповеди христианского вероучения. И к ответам на некоторые из этих вопросов я предлагаю перейти.

Что такое христианская любовь?

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия». Однако все же, чтобы дать некое понимание этой Божественной реалии, мы вынуждены прибегнуть к катафатике и, пусть нашими несовершенными словами и понятиями, все же показать различие между христианской любовью и любовью чувственной, плотской, романтической.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть».

Итак, христианская любовь – это не просто чувство! Христианская любовь – это сама жизнь, это вектор бытия, направленный к Небу, к Богу. Поскольку же «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4, 7), то эта жизнь (образ жизни) пронизана любовью, делами любви. Дела любви человека по отношению к окружающему миру есть подобие любви Божественной по отношению ко всему Им созданному.

Говоря языком человеческим, христианская любовь есть проявление высшей благожелательности по отношению к каждому человеку, который волею Божией встречается на пути его жизни. С одной стороны, это проявление благожелательности есть не просто исключительно внешнее поведение, ибо место пребывания этой благожелательности – сам дух, высшая фракция устроения человека, устремленная к Богу. С другой стороны, эта благожелательность должна проявляться в делах любви по отношению к окружающим и уж как минимум – в отсутствии злых измышлений и намерений касательно их. Святитель Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении». И действительно, с некоторой долей условности можно утверждать, что в наши дни христианская любовь является синонимом «благожелательности» и «милосердия» (в то время как просто «любовь» понимается в лучшем случае как романтическое увлечение, а в худшем – как нечто плотское и пошлое). Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится». Все мы помним, какие характеристики дает любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1 Кор. 13, 4-8).

Как выше было сказано, христианская любовь – это совсем не романтическое переживание, не чувство влюбленности и тем более не половое влечение. И в подлинном смысле любовью может быть названа именно христианская любовь как прямое проявление божественного в человеке, как инструмент восприятия нового, восстановленного, бессмертного Человека – Иисуса Христа. При этом следует оговориться, что романтическая любовь, равно как половое влечение, не есть нечто чуждое божественному устроению человеческого естества. Бог создает человека холостичным (от др.-греч. ὅλος - целый, цельный): и дух, и душа, и тело, разум и сердце – всё создается Единым Богом, всё создается прекрасным и совершенным («добро зело»), всё создается как единая, неделимая реалия, как единая природа.В результате великой катастрофы – грехопадения человека – его природа претерпевает повреждение, изменение, искажение, извращение. Некогда единое человеческое естество распадается на самостоятельно действующие фракции: ум, сердце и тело (иногда это деление представляется как дух, душа и тело), – каждая из которых обладает автономным волевым началом. Отныне эти начала действуют не в согласии друг с другом, они могут быть направлены не к добру, а ко злу, не к созиданию, а к разрушению – и самой личности, и окружающего мира. Но Господь Иисус Христос Своей крестной жертвой исцеляет эту поврежденную человеческую природу, приводит ее в совершенство, и разрозненные свойства человеческого естества (ум, сердце и тело) приводятся к гармонии, к единству в Богочеловеке Иисусе Христе.

Что такое влюбленность, или романтическая любовь?

Если пользоваться делением человеческой природы на дух, душу и тело, то влюбленность – это, безусловно, сфера души. Если вспомнить о святоотеческом делении на ум, сердце и тело, то романтическая любовь – это, безусловно, сфера сердца.

«Романтическая любовь – это служебное чувство, источником которого является Божественная любовь»

Здесь следует отметить, что мы используем понятия «романтическая любовь» и «влюбленность» как синонимы, в то время как последний термин чаще используется для характеристики поверхностных, несерьезных отношений (как говорят в светском обществе, флирта) в противовес «настоящей любви», «любви на всю жизнь», верности. Но в нашем контексте романтическая любовь, или влюбленность – это прежде всего чувство, эмоция. И для нас важно подчеркнуть, что эта «любовь» не та жертвенная христианская любовь, не движение к Богу. Романтическая любовь – это служебное чувство, но оно совсем не низменное, напротив – источником этого служебного чувства является как раз Божественная любовь. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что это чувство, ввиду необычайной яркости и силы переживаний, поэты разных времен и культур ошибочно называли «божественным». Блаженный Августин в своей знаменитой «Исповеди» говорил, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Именно «потеря покоя» очень часто отражает как внешнее поведение, так и внутреннее состояние влюбленного, поскольку сразу развивается зависимость, характеризующаяся частичной утратой свободы и именуемая в святоотеческой традиции пристрастием. В более высоком смысле все человечество лишено покоя в поисках Бога Истинного.

Господь от начала создает человека ради вечного блаженства. Что является непременным условием этого блаженства? Любовь к Богу. Но Господь в плане онтологическом много выше, совершенней человека, а потому любить Его непросто, любовь к Господу должна предваряться (воспитываться, осмысливаться) любовью к равному. Поэтому Господь создает малую церковь – семью. Цель семьи – спасение ее участников (мужа, жены, детей) через взаимную жертвенную любовь, которая, в свою очередь, взращивает, воспитывает в участниках этой семьи любовь к Богу. Богословские термины «обожение» или «боговселение» в практическом осуществлении означает – спасти свою душу, т.е. научиться любить, прийти к тому, чтобы любовь стала господствующей в человеке. Именно в семье, можно даже сказать, в быту повседневной жизни, где каждая ситуация, каждое событие – это, с одной стороны, урок, а с другой, в то же время и экзамен, происходит настоящая проверка того, насколько человек научился любить, насколько он способен жертвовать и терпеть. Человеку может казаться, что он уже научился любить, а на самом деле это не так. По этому поводу Антоний, митрополит Сурожский, говорил: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями». Грех живет в природе человека и искажает настоящее чувство.

Крайне сложно говорить о данных категориях в отношении неповрежденного мира и человека. Можно предположить, что той реалией, которую сегодня, в условиях падшего мира и падшего человека, мы именуем «романтической любовью», был как раз одним из аспектов того человеческого единства, той «единой плотью», которую создал Бог в Адаме и Еве: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). После грехопадения это «единство» осталось в человеке, но, как и все остальное, было повреждено. Теперь это «единство» есть обоюдное чувственное влечение друг к другу мужчины и женщины, которые, быть может, случайно встретились в океане этой жизни. Это чувство невозможно свести исключительно к половому влечению, ибо последнее неспособно стать основой для серьезных отношений между мужчиной и женщиной. Семья создается на основе взаимной симпатии, взаимного стремления, рвения и взаимной привязанности друг к другу, верности двух будущих спутников жизни. Безусловно, эта сфера взаимного влечения не сфера тела, не сфера физиологии, это именно романтическая любовь, сфера души, т.е. чувственного, эмоционального начала в человеке, хотя и сфера телесной близости соприсутствует с ней в виде инстинкта.

«В христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное»

Можно предположить, что до грехопадения любовь жертвенная, любовь романтическая и сфера телесной близости (вспомним Божественное повеление людям плодиться и размножаться – Быт. 1, 28) – были чертами единой любви. Но для описания человека поврежденного, онтологически разделенного, мы вынуждены в описании различных реалий употреблять различные термины. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в рамках христианского брака, когда его участники имеют по-настоящему христианское сознание (образ мыслей) и ведут по-настоящему христианский образ жизни, благодатью Божией эта гармония, это единство восстанавливается. И в христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное, и любовь жертвенная, и любовь романтическая, и та, следствием которой является рождение детей.

Вне всякого сомнения, романтической любви или влюбленности, сколько бы прекрасным это чувство ни было и сколько бы поэты ни воспевали amor, недостаточно для создания по-настоящему счастливой и крепкой семьи. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и там, где нет христианской любви, там, где любовь человеческая не облагодатствована любовью Божественной, там любому начинанию человеческому, любому его союзу уготована участь дома, построенного на песке – «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). И, собственно, вне любви Божественной обоюдная симпатия может пройти или «наскучить», и тогда брак вполне может превратиться в «животный» союз, и биологические животные сроки (зачатие, беременность и вскармливание ребенка), исчерпав себя, приведут его к неминуемому распаду. В то время как именно присутствие Бога в семье, наличие христианской жертвенной любви (т.е. христианского сознания мужа и жены) делает любовь романтическую «настоящей, единственной любовью» – той, которая «до гроба», той, которая «не перестает»! Христианский святой V века Блаженный Диадох говорил: «Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав – не перестает… В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная – остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью». Марк Твен говорил более прозаично: «Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века ».

Мои оппоненты могут возразить мне, сказав, что в атеистические годы (эпоха СССР) люди в Бога не верили, в Церковь не ходили, однако семьи были крепкими. Это так, и здесь я бы обратил внимание на имеющий чрезвычайную важность фактор воспитания. Как бы там ни было, Советский Союз создавался людьми, воспитанными в парадигме христианских нравственных ценностей, и этот благочестивый опыт, как и правильное воспитание, давали соответствующий нравственный стержень на несколько поколений вперед. Люди забывали Бога, но инерционно помнили, «что такое хорошо и что такое плохо». Тяжелые годы становления СССР, Великая Отечественная война слишком много отняли у людей, и было не до того, чтобы «разбрасываться любовью». Не надо забывать, что и Русская Православная Церковь была крепка, как Церковь мучеников и исповедников Христовых. Однако в более спокойные и сытые 70-е измена или развод уже были делами обыденными настолько, что в той или иной степени упоминания об этом стали достоянием шедевров советского кино («Москва слезам не верит», «Служебный роман» и др.). Конечно, дело не только и не столько в спокойствии и сытости, сколько в том, что инерция благочестия постепенно исчезала, умирали те, кто знал Источник настоящей христианской жертвенной любви. В настоящее время любовь испытывается через потребительское отношение – люди ищут наслаждений, вечного праздника и не принимают трудностей, избегают ответственности.

Именно христианская любовь воспитывает подлинную ответственность и чувство долга, ибо именно они способны преодолеть очень многие проблемы взаимоотношений между двумя близкими людьми, которые неминуемо возникают в процессе становления любого семейного союза. Семейные отношения – это не сплошные «розовые облака», бывают и скандалы, и охлаждения, и задача по-настоящему любящих людей – преодолеть, пережить эти «грозовые тучи», оставаясь при этом верными самым прекрасным минутам их взаимоотношений. Семья включает в себя такое сочетание обстоятельств, при которых личность проявляет себя в полной мере своего содержания, как положительного, так и отрицательного. И необходима христианская жертвенная любовь, чтобы научиться любить свою вторую половину иначе . Так появляется любовь не к иллюзорному человеку (которого зачастую еще до брака создает наше воображение или сама вторая половина, порой неосознанно, пускает в ход свои актерские таланты), а к настоящему, к подлинному! И вот как раз семья – это и есть тот организм, в котором две личности, которые были изначально чужими друг другу, должны стать единым целым с единым сердцем, едиными мыслями, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но обогащая и дополняя друг друга.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо… Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос?.. Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное «я» и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае – равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер». В последние десятилетия мы все являемся свидетелями того, что разводящиеся супруги сетуют на то, что, мол, «не сошлись характерами». А ведь за этой пресловутой формулировкой скрывается то, что люди не способны решать элементарные межчеловеческие проблемы, не способны справиться с самым простейшим конфликтом, эти люди не умеют ничего: ни терпеть, ни прощать, ни жертвовать, ни слушать, ни говорить. Эти люди не умеют любить, не умеют жить!

Начиная с эпохи Возрождения, с реставрации языческого мировоззрения, и далее с конца XVIII века - первой половины XIX века, с вхождением в сознание европейцев антропоцентрических и атеистических идей, все более и более забывается та любовь, о которой мы говорили в самом начале – любовь христианская, любовь жертвенная, любовь-уподобление Богу. Именно этим главным образом характеризуется эпоха Возрождения, эпоха романтизма, когда посредством популярной литературы, театра (на тот момент чрезвычайно модного), разного рода светских мероприятий (балов, приемов) романтическая любовь культивировалась как нечто абсолютное, самодостаточное и самоценное. Такая гиперболизация чувственной, человеческой любви с ее интригами, иллюзиями, страданиями, экспериментами, «треугольниками» привела к выхолащиванию духовного и нравственного содержания этого великого чувства. Любовь превращается в игру, в увлечение, в приключение, а иногда в психологическую патологию – в болезнь. Недаром Федор Михайлович Достоевский не без иронии замечал: «Влюбиться – не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя». Вторая половина XX века – начало XXI века ознаменовали себя еще большей деградацией: на сегодняшний день под любовью между мужчиной и женщиной понимается иной раз чистая физиология, чисто животное сожительство, пошлое, утилитарное отношение к человеческой личности. Христианская вера уводит человека от утилитарного отношения к своему ближнему (когда человек оценивает другого исходя из того, как можно его использовать), а ведет его к жертвенному отношению.

Подлинная любовь – это в том числе и способность терпеть отсутствие ее у других.

Если разум человека по своей природе бесстрастен, то сердце преимущественно является носителем страстей (не обязательно страстей в смысле греховных проявлений, но и чувств, эмоций). А поскольку романтическая любовь – это сфера именно сердца (или души), соответственно, это богоданное чувство единства мужчины и женщины в особой степени подвержено разного рода искажениям, извращениям. Кстати, в Библии уже описаны разного рода модули этого чувства: так, на примере Захарии и Елисаветы показана любовь самоотверженная. Но отношения Самсона и Далилы – любовь коварная, любовь-манипуляция. Отношения Давида и Вирсавии – любовь порочная и греховная, любовь-болезнь. Последняя в наши дни широко распространена: многие наши современники глубоко несчастны, будучи неспособны устроить свою личную жизнь или хотя бы заиметь хоть сколько-нибудь продолжительные отношения. И это при том, что они бесконечно «до безумия» влюбляются, но их состояние очень напоминает болезнь.

Православному человеку известно название этой болезни – непомерная гордыня и, как ее следствие, – гиперболизированный эгоцентризм. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе». А вот что пишет по этому поводу православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская: «Пока человек ждет любви и внимания от других, живет этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать все большего, и все ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом. И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом». Один американский психолог Леланд Фостер Вуд как-то сказал: «Удачливый брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком». И вот это очень важный момент – любить, а не ждать любви и всегда помнить: не я терплю, меня терпят!

О платоновском мифе

В наши дни бытует представление о том, что настоящую семью получится создать только со своей единственной и уникальной «второй половинкой». Иной раз некоторые романтичные мечтатели всю жизнь ищут эту вторую половинку, терпя неудачу за неудачей. Насколько такое представление о семье как союзе мужчины и женщины соответствует христианским воззрениям? В данном случае мы имеем дело со стихийно цитируемым платоновским мифом об андрогинах. Согласно ему, некие мифические перволюди, соединявшие в себе мужское и женское начала, возгордились своей силой и красотой и попытались напасть на богов. Те же в ответ произвели разделение в каждом из андрогинов на мужскую и женскую персону и рассеяли их по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Эта легенда, безусловно, красивая, романтическая, а самое главное – она отражает тот факт, что поиск спутника жизни действительно присутствует и порой этот поиск сопряжен скорее с разочарованиями, чем с удовлетворением. Однако, конечно, идея Платона не соответствует библейской картине устроения мира, в Священном Писании подобных идей мы не встречаем. Но все же надо отметить, что древнегреческий философ, хотя и был лишен Откровения, однако прочувствовал очень верные моменты. В частности, в его мифе мы слышим некий отголосок библейской истории первородного греха. И наконец, правда Платона в том, что действительно существует фактор психологической совместимости. Перед тем, как двух космонавтов отправить в совместный полет, соответствующие специалисты очень тщательно проверяют, насколько эти два человека способны бесконфликтно сосуществовать в рабочем пространстве. Подобные проверки проходят представители и других ответственных и опасных профессий.

И действительно, если мы посмотрим на себя, на свою жизнь, то наверняка заметим, что есть люди (и прекрасные, казалось бы), которые остаются для нас просто знакомыми, а есть те, которые становятся друзьями. Это не объяснить исключительно факторами нравственного или рационального выбора. Бывает так, что красавец-студент вдруг выбирает в качестве своей невесты не «Мисс университет», а какую-нибудь неприметную девчонку. «И что он в ней нашел?» – ворчат недовольные однокурсницы. А ему все ясно: «Нет в мире прекрасней Матильды моей». Все мы знаем, что существуют люди, нам симпатичные и не симпатичные (речь идет, в том числе, и о психологическом факторе). И это вне нравственных или эстетических категорий, это – нечто внутреннее. Разумеется, с точки зрения христианской нравственности, и к первым и ко вторым мы должны относиться с любовью, т.е. быть преисполнены благожелания к ним. Но наличие симпатии, аспекты психологической совместимости – это факт. Именно этим, кстати, объяснятся тот момент, что Бесстрастный Бог Иисус Христос имел любимого ученика Иоанна Богослова. Мы часто забываем, что Христос не только Совершенный Бог, но и Совершенный Человек. И, возможно, что Его человеческой природе в психологическом отношении был ближе именно апостол Иоанн как ученик, последователь, друг. И в нашей жизни мы наблюдаем то же самое. Поэтому конечно, Господь для Паши С. не творит специально Машу Н., подразумевая, что сии два индивидуума могут создать семью только в случае уникальной встречи друг с другом и не с кем иным. Конечно, таких «назначений» Господь не делает, хотя Своим Промыслом и направляет человека в правильную сторону. И решение, как и с кем создать семью – это решение в первую очередь самого человека, а не каких-то (пусть и Божественных) мистических перипетий. Конечно, семья не может быть создана людьми, которые не испытывают обоюдной симпатии или постоянно ругаются и спорят друг с другом. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся, т.е. создают семьи с теми, к кому, во-первых, испытывают симпатию и, во-вторых, с теми, с кем чувствуют психологический комфорт – с кем легко говорить и легко молчать. Это сложно объяснить словами, но это всегда чувствуется.

О «самом низшем»

В наши дни стихийно распространено языческое мнение о том, что исцеления заслуживает только маленькая «аристократическая» частичка человека («душа» или «дух»), все же остальное выбрасывается на «свалку» (в I-III вв. эту идею широко декларировали т.н. гностические секты). Христос же исцелил всего человека, не только душу, ум или совесть, а всего человека, в том числе и телесность. Даже то, что в светском обществе называли «самым низшим» – человеческую плоть – Христос вводит в Царствие Божие. Во Христе происходит преображение и духа, и плоти, в отличие от плотоненавистнических, космоненавистнических гностических идей.

В этом отношении имеется потребность сказать слово об интимных отношениях. В Церкви (по причине, возможно, и невостребованности) не существует единого выверенного мнения касательно этого вопроса во всех его аспектах. Многочисленные церковные писатели современности высказывают различные суждения по этому вопросу. В частности, можно прочитать, что для христианина секс вообще неприемлем, что это принадлежность нашей греховной сущности, и супружеские обязанности существуют исключительно для деторождения и что такие желания (в лоне супружеской жизни) следует, по-возможности, подавлять. Однако Священное Писание не дает никаких оснований полагать, что сами по себе интимные отношения есть нечто грязное или нечистое. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак (в частности, и в аспекте интимных отношений) недостойным христианина.

«Именно любовь позволяет человеку оставаться целомудренным»

Нигде в Священном Писании мы не можем прочитать каких бы то ни было суждений, из которых следовало бы, что Церковь в интимных отношениях видит что-то грязное, нехорошее, нечистое. В этих отношениях может происходить разное: и удовлетворение похоти, и проявления любви. Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. И, вместе с тем, не стоит сводить эти отношения исключительно к цели деторождения, ибо в таком случае человек становится подобным животному, ибо у них все точно так, а вот любовь есть только у людей. Полагаю, что супругов влечет друг к другу все-таки не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. Именно любовь освящает интимные отношения, именно она позволяет человеку оставаться целомудренным. Святитель Иоанн Златоуст прямо пишет, что «разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви». Борьба за целомудрие - самая тяжелая борьба. Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом. Одна из самых прекрасных и удивительных книг Библии - это Песнь Песней.

Известный педагог протопресвитер Василий Зеньковский оставил нам такие слова: «Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека… и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого – один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе».

Зачем нужна гражданская регистрация, если можно засвидетельствовать свои отношения перед Богом?

Многих молодых людей несколько смущает тот факт, что таинство Венчания в Церкви может произойти только в случае наличия документа, подтверждающего гражданскую регистрацию семейного союза. Спрашивается, неужели Богу нужны какие-то штампы? И если мы даем обет верности друг другу перед Богом, то на что нам какие-то печати? На самом деле этот вопрос не такой сложный, как кажется. Просто нужно понять одну простую вещь. Человек в этом мире ответствен не только перед Богом, но и перед окружающими его людьми, и первое невозможно без второго. Семья состоит минимум из двух персон, а в перспективе состав семьи может увеличиться и до трех, четырех, пяти, шести, семи и т.д. человек. И в данном случае семья – это часть общества, и общество должно знать, что это его часть, что это именно семья (в смысле «мама-папа-я»). Ведь общество предоставляет семье определенный статус, определенные гарантии (в аспектах распоряжения и наследования имущества, образование, медицинское обслуживание детей, материнский капитал), а, соответственно, данные люди должны засвидетельствовать перед обществом: «Да, мы хотим быть семьей». В случае если эти два человека утверждают, что не чувствуют своей взаимосвязи с обществом и отрицают вышеназванные обоюдные обязательства (по типу «да нам плевать»), то в таком случае они должны полностью и бескомпромиссно отказаться от всех видов общественных связей и социальных услуг (грубо говоря, уйти отшельниками в глухие леса). Но они же этого не делают. А значит, в самой основе их позиции лежит лукавство. Будучи неспособны ответствовать перед людьми, лукаво относясь к общественным обязательствам, смогут ли эти люди ответствовать перед Богом? Очевидно, что нет. Во что же тогда превращается для них таинство Венчания? В театральную постановку? До 1917 года именно Церковь юридически регистрировала брак (браки инославных и иноверных регистрировали их религиозные общины), но в советскую эпоху эту обязанность выполняли Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). И Церковь не противопоставляет себя государственному устройству и, соответственно, церковное венчание – браку государственному, и первое является закреплением второго, его венцом. Если же «домостроители» не способны возвести фундамент, то не рано ли им возводить купол?

Говоря о семье, хотелось бы закончить вот чем. Церковь в своей литургической традиции совсем не говорит, что семья – это легко. Скорее наоборот. Таинство, в котором Господь благословляет мужчину и женщину, называется «Венчание». Слово «венчание» и «венец» — однокоренные. О каких венцах идет речь? О венцах мученических. Когда священник во время таинства Венчания второй раз обводит молодоженов вокруг аналоя, то возглашает: «Святые мученики!» А в одной из молитв священник, обращаясь к Господу, просит Его сохранить супругов, как «Ноя в Ковчеге,.. как Иону в чреве кита,.. как трех отроков в огне, послав им росу с неба» и т.д. Требования в отношении семейных обязательств (в частности, запрещающие разводиться) Самого Иисуса Христа показались апостолам настолько строгими, что некоторые из них в сердцах воскликнули: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». И тем не менее, христианский опыт свидетельствует, что настоящую радость человеку дает не то, что просто, а то, что сложно! Известный французский католический писатель Франсуа Мориак как то заметил: «Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное». Да, семья – это сложно, да, это путь, состоящий из испытаний и даже соблазнов, но своим венцом этот путь имеет неописуемую благодать. И все мы это знаем, вспоминая еще те, крепкие, настоящие семьи наших предков, которые преодолевали все трудности и препятствия и являли собой образец по-настоящему любящих, счастливых людей.

Вконтакте

Если вы спросите нас, что такое любовь между мужчиной и женщиной? Что она значит и есть ли какое-то определение, кратко и ясно объясняющее данное чувство? Мы скажем, это самый простой вопрос, на который, к сожалению труднее всего ответить. На наш взгляд, любовь - это не просто повторяющиеся слова «я люблю тебя». А то насколько вы можете доказать, что это правда. Когда вы смотрите на этого человека и ваше сердцебиение ускоряется, а спина покрывается мурашками. Всякий раз, когда вы прикасаетесь к нему, то чувствуете, как электрические импульсы проходят между вами.

Любовь - самая сильная вещь на этой планете, которая может заставить вас сходить с ума. Может сделать вас больным, когда вы здоровы или чувствовать себя живее всех остальных, когда вы больны. Она одновременно самая сильная эмоция и одна из самых сложных эмоций для объяснения. О любви говорилось философами, поэтами, учеными на протяжении веков. Но по своей сути она может быть разбита на три основных компонента.

Любовь - это взаимное притяжение и свобода.
Любовь начинается с притяжения. Другими словами неописуемого чувства внутри вашего сердца, которое заставляет вас всегда хотеть быть рядом с желаемым человеком. Но если основой притяжение является исключительно физический характер, то это скорее похоть, чем любовь. В настоящей любви вы искренне наслаждаетесь обществом другого человека. Скучаете по нему, когда его нет. Часто думаете о партнере, с нетерпением ожидая следующей встречи. Возможно, вы отличаетесь во многом друг от друга, но у вас есть общие ценности и убеждения, которые делают вас совместимыми.

Другой важной составляющей любви является свобода. Вы гордитесь достижениями друг друга. При этом не испытываете никакой угрозы со стороны партнера. Ни один из вас не ревнив или придирчив. Вами движет вера в свою любовь и силу, способную преодолевать трудные времена. Это вселяет чувство уверенности и надежности, а не слабости или страха.

Любовь - это действие.
Еврейское слово «аhав» состоящее из букв «алеф-hей-бет» и переведенное как любовь раскрывает истинное определение любви. Данное слово построено на корневых согласных h-v , что означает «дать». Таким образом, на вопрос что такое любовь своими словами, можно сказать, что это сильные чувства, связанные с «активными, а не пассивными действиями. То есть когда любишь человека, то показываешь это на деле. И если любят вас, это должно быть также видно по конкретным действиям.

Также любовь состоит из постоянного потока решений и действий. Независимо как долго вы вместе, в принимаемых вами решениях всегда должно быть видно ваше желание учитывать интересы второй половинки, которая в свою очередь делает то же самое для вас.

Все пары независимо от совместимости будут испытывать времена раздоров. , проблемы с работой, родителями и многие другие ситуации снова и снова будут проверять их любовь. Но когда они действуют на благо возлюбленного, даже при полной усталости или нежелании, то свидетельствуют о своей любви к нему.

Заметьте, удовлетворение потребностей друг друга и совместная работа для достижения общих целей - отличительные черты настоящей любви, особенно при возникновении каких-либо трудностей. Поэтому никогда не прекращайте демонстрировать свою любовь посредством конкретных действий, которые поддерживают вашего партнера.

Любовь - это привязанность.
Привязанность развивается с течением времени. Любые новые отношения - это пьянящее и волнения о новых возможностях, смешанных с небольшим страхом и трепетом. Пара учится ориентироваться в «новых водах», то есть обсуждают условия отношений, стараясь точно определить, как действовать вместе, чтобы им было лучше всего.

Только после завершения ранних этапов отношений и ощущения комфортности в присутствии друг друга начнется этап привязанности. А однажды начавшись, привязанность у двух любящих людей будет длиться всю жизнь. Итак, притяжение дающее свободу, действия и привязанность - вот что такое любовь с точки зрения психологии.

Кризисные окна любви

Существуют два основных момента, когда любовь обычно сталкивается с проблемами. Первый кризисный момент наступает после этапа медового месяца. После того, как эндорфины стираются, а пары привыкли друг к дружке, у них вдруг открываются глаза и они начинают видеть недостатки друг друга. Они скучают по медовому месяцу и той спешке, с которой они торопились жить в первые дни совместной жизни, когда бурлили эмоции и кипели чувства. После чего пара начинает задаваться вопросом, смогут ли они сделать свою совместную жизнь лучше прежней? (Рекомендуем узнать, ).

Второй кризисный момент вызван серьезным изменением жизни и начинает действовать задолго до того, как наступает фаза привязанности. Этим изменением может быть наличие детей или принятие на себя ответственности за стареющих родителей одного или обоих партнеров. Но может быть также результатом индивидуального роста и развития. В этот момент партнеры задаются вопросом, есть ли у них все еще что-то общее, кроме прав или обязанностей? Могут ли они все еще поддерживать меняющиеся надежды и мечты друг друга?

Что такое любовь кратко и ясно

Рассмотрим, как многие люди кратко и ясно объясняют что такое, по их мнению, значит любовь.

  • Любовь похожа на падение в большой бассейн теплого шоколада. Это захватывающе, тепло и сладко. Наверное, это лучшая эмоциональная вещь, которая может произойти с человеком. Замечательное чувство, когда вы на «седьмом небе», счастливы, спокойны и довольны своим партнером.
  • Ничто другое не имеет такого влияния, когда самые маленькие вещи становятся спусковым крючком для тысячи лирических образов. Это как синестезия для всего, что связано с этим человеком. Например, в свою пользу интерпретированные слова, упоминание имени любимого человека вызывает прилив крови к голове или «бабочки в животе». (Кстати, вам понравится ).
  • Данное чувство из-за сильного увлечения другим человеком способно мотивировать тебя становиться лучшей версией себя. Вот в чем смысл любви.
  • Она бескорыстна и не хочет ничего взамен, потому что ей ничего не нужно. Когда кого-то любишь, то не ищешь только удовлетворения собственных потребностей или желаний. Если этого ищешь в любви, значит, просто используешь другого человека.
  • Любовь предполагает уверенность в человеке, на которого вы можете стопроцентно рассчитывать в любых трудностях и при любых обстоятельствах. Это, безусловно, заставляет вас чувствовать себя внутренне хорошо. Присутствие рядом с вами такого человека рождает в вас полное доверие к нему и чувство комфорта. Ваше сердце постоянно нашептывает . Потому что любовь никогда не приносит боли и не заставляет горько плакать.
  • Что такое любовь? Это означает, что пара стала настолько неразлучной, как в хорошие, так и плохие времена, словно они одно целое. Они любят различия друг друга, оценивая их так, как они есть. Любовь - это ощущение, что чего-то не хватает, после расставания и осознание того, как вам взаимно хорошо, когда вы вместе. Это полное принятие того, кого любишь со всеми его слабыми и сильными сторонами. Когда позволяешь кому-то быть таким, каким он есть, без какой-либо веры в то, что он недостаточно хорош.

Как любовь представляют себе дети

Группа профессионалов провела исследование среди восьмилетних деток и подростков на предмет того, что такое любовь глазами детей. Полученные ответы были глубже, чем кто-либо мог себе представить. На ваш взгляд, что вы думаете?

  • «Когда моя бабушка заболела артритом, она не могла наклоняться, чтобы красить себе ногти на ногах. Так что мой дедушка постоянно это делает, даже когда его руки тоже болеют артритом. Это любовь!»
  • «Это то, что заставляет тебя улыбаться, когда ты устал».
  • «Когда мама делает кофе для моего папы. А перед тем как отдать ему чашку она делает глоток с нее, чтобы убедиться, что вкус в порядке».
  • «Когда папа всегда целует маму, а когда устают целоваться он ее носит на руках, потому что все равно хотят дальше оставаться вместе. Моя мама и папа такие.

  • «Когда ты говоришь парню, что тебе нравится его рубашка, он начинает носить ее каждый день. Наверное, это любовь».
  • «Любовь подобна маленькой старухе и маленькому старику, которым все еще интересно быть вместе даже после того, как они уже всё знают друг о дружке».
  • «Это когда я чего-то испугалась, но посмотрев на папу, перестаю бояться, так как мне уже не страшно».
  • «Когда мама дает папе лучший кусочек курицы». Или когда видит папу грязным и потным, а говорит ему, что он красивее Ален Делона».
  • «Я знаю, что моя старшая сестра любит меня, потому что она постоянно делится со мной своей одеждой, перед тем как купить себе новую».
  • «Когда вы любите кого-то, ваши ресницы поднимаются и опускаются, а из глаз выходят маленькие звезды», (какой образ!?)

Виды любви, окружающие нас

Наверняка вы уже кого-то любили или продолжаете любить. Но знаете ли вы восемь типов любви, с которыми вам обязательно придется встретиться в своей жизни? Так как эти виды окружают нас постоянно. Где мы их проявляем, а где становимся очевидцами такой любви. Не вникая в теории или определения, поговорим о реальной жизни и переживаниях, которые испытывает каждый человек в собственной жизни. Прочтите эти несколько видов любви, и если какой-то вид вам еще не пришлось повстречать, не волнуйтесь, это не за горами.

Платоническая.
Данный вид - самый простой из всех типов. Нет никаких привязанностей, а также она лишена эротической составляющей. Эта любовь чиста, дружелюбна и формируется на каких-то общих интересах, общении, увлечениях благодаря которым двоим людям интересно совместно проводить время.

Такие чувства часто развиваются в юном возрасте, когда ещё невинные молодые люди наслаждаются друг другом, проводят время вместе, общаются через прикосновения и ласки, но без всякого рода проникновений. Со временем такая любовь либо перерастает во взрослую, наделенную сексуальными чувствами, либо угасает. Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать нечто подобное?

Безответная или неразделенная любовь.
Это когда ваши чувства наполнены сердечными страданиями. Это печально известная односторонняя любовь, где вам нравится кто-то, но вы знаете, что никогда не понравитесь ему как партнер. Вы чувствуете, что с каждым днем все больше влюбляетесь, хотя точно знаете, что никогда не будете счастливы от этой любви. Этот тип любви опасен тем, что ее могут использовать в корыстных целях. Но она также помогает понять реальную ценность взаимных чувств. (На сайте можно узнать, прочитав об этом статью).

Навязчивая.
Навязчивую любовь обычно испытывают новички, которые впервые влюбились в кого-то. При навязчивой любви ты чувствуешь себя беспомощным и одиноким без этого особого человека в своей жизни. Притом сильно боишься потерять объект своего обожания. Поэтому буквально засыпаешь его своим вниманием, не давая ему прохода. Из-за этого навязчивые любовники небезопасны и явно одержимы отношениями.

Часто подобными действиями они только злят объект своей любви, пока тот, в конце концов, не разругается и не расстанется с ним. Если вдруг вы или ваш партнер сейчас испытываете подобные чувства, то на самом деле нет здесь надежды на счастливый конец.

Эгоистичная.
Она умна и коварна, потому что основой ее служат отношения, при которых два человека любят одного - ваш партнер любит вас, а вы любите себя. Ее можно еще назвать нарциссическая любовь, в которой эгоист не заботится о своем партнере или его счастье. Заботится только о себе. Эгоистичные любовники - умные, интригующие «лисицы», вступающие в отношения, только чтобы увидеть, что с них могут получить.

Наверняка вы видели, как кто-то играл чужими чувствами, позволяя любить себя любимого, чтобы в конечном итоге использовать того человека в своих интересах. Согласитесь такую любовь между мужчиной и женщиной, вряд ли назовешь искренней или настоящей.

Любовь с первого взгляда.
Этот тип любви является самым спонтанным, и, тем не менее, (вы ее забудете быстрее всего) она проходит быстрее всего. Незабываемый опыт, наполненный запутанными мыслями, толчками в желудке, внезапными побуждениями и глупым чувством ухмыляющегося удовлетворения всякий раз, когда видите объект своих чувств. И все же, это не та любовь, которую хотелось бы сохранить на всю жизнь. Мы все испытали, как сердце тает при виде фотографий в Инстаграм с понравившимся человеком, но эти чувства поверхностны. (Кстати предлагаем узнать, ? Что по этому поводу говорят ученые?)

Страстная.
Чувства, основанные, лишь на сексуальном влечении друг к другу не имеют ничего общего с настоящей любовью. Олицетворяя лишь похоть и желание. Этот тип любви, в первые несколько недель посвящен преимущественно сексу, когда паре достаточно всего несколько секунд чтобы оказаться в объятиях друг друга. Чаще всего подобная любовь бывает односторонней и возникает преимущественно со стороны женщин, нежели мужчин.

Женщины по своей природе люди эмоциональные, поэтому такой союз способен ранить их. И принимается чаще всё же за временный феномен, к примеру, как . Однако случается что отношения, завязанные лишь на сексе способны дать рост высоким чувствам, которые возможно перейдут в любовь.

Романтическая.
«Бабочки в животе», блаженство, мысли, уносящиеся вдаль и музыка, наполненная романтикой - это все составляющие романтической любви. При этих чувствах мир вокруг вас кажется намного красивее. Трудно удержать или утаить улыбку на губах, независимо, что вы делаете. Итак, что значит любовь? Это сильное желание быть со своим любимым человеком все время. А расставшись, в мыслях все еще продолжаешь быть вместе. Такая любовь красива и сочна своими яркими красками.

Настоящая любовь.
Вы любите кого-то больше, чем любите себя? Заботитесь о своем возлюбленном больше, чем о чем-то еще в мире? Если вы оба трепетно заботитесь друг о друге, а ваши чувства самоотверженны, то вы находитесь в середине особой любви, которую мало кто сегодня испытывает, но при этом тратит всю свою жизнь на ее поиски. Это не вещи из сказок или романтических романов.

Такая любовь является конечным видом любви, рожденная из большинства ранее описанных видов. Счастливы люди нашедшие ее. Хотя это не просто, но определенно стоит того, чтобы к ней стремиться. (А вы Проверьте, что из описанного в статье вы знали раньше).

Заключение

Что такое любовь между мужчиной и женщиной? Это гармоничное пребывание людей в отношениях, не обремененных эгоизмом, чувство родства друг с другом, основанное на теплоте и нежности. Она спокойна, чиста и долговечна. Такая любовь определяет родственные души, держит семьи в гармонии, согревает сердца.

Это сильнейшее чувство из всех, так как одновременно овладевает телом, сердцем и душой. Но, говоря о любви, многие люди имеют в виду страсть, романтику, жажду обладать другим человеком, ревность, привязанность, сексуальное влечение и многое другое. К сожалению, эти качества являются лишь частью великого пути к возвышенному чувству под названием любовь.
С уважением, Андроник Олег/Анна.

Просмотрите это видео, в котором со слов Омара Хайяма можно понять, что означает любовь.

Любовь дарована людям в противовес страданию. Каждый связывает смысл своего существования во встрече с идеальным партнером, который поможет обрести гармонию. Настоящая любовь утолит все печали, приведет к созданию семьи. Но не все попытки в этих поисках заканчиваются браком. Люди ошибаются, принимая мимолетные радости за источник счастья. Советы от других людей не приносят большой пользы и поиски продолжаются, но далеко не у всех они приносят ожидаемый результат.

ШОК! ПОЛУЧИ 150,000 ПОДПИСЧИКОВ INSTAGRAM Стартовал новый сервис Абсолютно БЕСПЛАТНО смотреть >>

Позиции восприятия

В психологии нет четкого и одностороннего определения любви. Ее проявление в человеке тесно связано с его позицией восприятия:

  • Нулевая – просто любовь – возникает из-за физиологического влечения или срабатывает как механизм социального шаблона. Страсть быстро охладевает, а игра рано или поздно заходит в тупик.
  • Первая – я и любовь – живет интересами любящего, его нуждами. Если возникает желание одаривать партнера, то только целесообразным для любящего.
  • Вторая – ты и любовь – на первом месте интересы, нужды, потребности любимого. Обретает формы отзывчивости, опеки, принятия. Происходит растворение одной личности в другой.
  • Третья – мы и любовь – более качественная и насыщенная форма любви, отражающая, насколько партнеры похожи в любви и готовы к разногласиям и различиям.
  • Четвертая – жизнь и любовь – глубока и мудра. В ней есть место для прошлого и будущего, окружающих людей и осознание необходимости развития.
  • Пятая – ангел – выражается мудрой заботой и самоотдачей. Человек становится источником любви, ее живым проявлением. Мудрая любовь увеличивает количество добра в мире.

Мужчина и женщина страсть

Механизмы возникновения

В настоящее время выделяют несколько механизмов возникновения любви между мужчиной и женщиной. Они редко встречаются в чистом виде, часто смешиваются в индивидуальных пропорциях:

  1. 1. Химический. Эффект влюбленности наступает от запаха другого человека, который воспринимается органом обоняния. Он реагирует на феромоны, выделяемые человеком противоположного пола, и трактует как приятные те, которые исходят от человека, генофонд которого наиболее подходит для жизнеспособного потомства. За счет биохимического резонанса возникает симпатия, притяжение, секс.
  2. 2. Эффект единения. Эффект притяжения двух людей происходит от того, что им есть о чем разговаривать. Это объясняется детством, проведенным в одинаковой социальной среде, схожими семейными сценариями. Бывает даже, что люди находят продолжение и дополнение друг в друге себя. В таких отношениях немаловажную роль играет присутствие таланта врожденного психолога, интуитивно использующего методики активного слушания:
    1. Парафраз - повторение главной мысли собеседника в чуть-чуть измененном виде.
    2. 3. Вопрос-эхо - повторение последней фразы в форме вопроса слово в слово.
    3. 4. Слова-связки - «ну да», «конечно», «естественно», «понимаю» - достаточно иногда вставлять в беседе, и вас сочтут единомышленником.
  3. Эффект переноса чувств. Если человек с вниманием слушает о чувствах другого, то эти чувства переносятся на слушающего. Примером может послужить ситуация, когда мужчина хочет развестись и признается жене, что влюблен в другую женщину. Если она внимательно выслушает его монолог о чувствах, возникает вероятность 7 из 10, что он останется с женой и перенесет чувства, которые испытывал к любовнице, на нее. Человек, которого понимают, счастлив.
  4. Юмор. Человек, умеющий пошутить, вызывает симпатию. Мужчина с чувством юмора создает впечатление, что ему легко удается преодолевать жизненные трудности, а женщине комфортно быть защищенной. Улыбающаяся девушка – сексуальный сигнал.
  5. Импринтинг. Психологический термин, означающий отпечатывание определенного образа идеального партнера в подсознании человека и последующее восприятие его за эталон. Этот механизм срабатывает в момент кризиса переходного периода и оказывает влияние на последующий выбор любимого.

Психология любви

Проявления чувства

Для того чтобы понимать друг друга, супругам нужно проявлять свои чувства в форме, понятной для партнера. В теории существует пять способов любви, называемых языками:

  1. 1. Слова похвалы. Ощущение, что человека любят, приходит через комплименты, похвалу, признания, благодарность. Критика, требования, осуждения, упреки неприемлемы. Этот язык в большей мере присущ мужчинам. Слова похвалы помогают им справляться с жизненными трудностями.
  2. 2. Совместное времяпровождение. Этот язык любви комфортен для большинства женщин. Проводить вместе время, отдыхать, откровенно общаться, делиться переживаниями – проявления духовного единства для них.
  3. 3. Получение подарков. Проявление любви знаками внимания: цветы, сувенир, письмо дают уверенность в том что любимый человек заботится, помнит. Подарок подтверждает, что любят и приносит счастье. Этот язык любви не оставляет равнодушными женщин.
  4. 4. Служение делами. Такой язык любви проявляется будничными делами: уборка, готовка, мытье посуды. Неучастие в этих процессах кого-либо из партнеров может нанести другому травму. Выполнение семейных ритуалов дарит счастье обоим партнерам. К такому способу проявления чувств могут быть склонны как мужчины, так и женщины.
  5. 5. Физические прикосновения. Язык, необходимый мужчинам чаще, чем женщинам. Физическое ощущение партнера, проявленное прикосновением, объятием очень важно, не допускается проявления недовольства, раздражения или гнева прикосновением.

Эмоции человека, как и его чувства, связаны между собой. Рождаясь, младенец впервые испытывает сильное чувство – стресс рождения. Но значимым является дальнейшая судьба младенца – успокоение в материнских объятиях или лишение этого бесспорного права.

Для определения рассмотрим варианты любовных отношений. Чтобы понять, что такое любовь с точки зрения психологии, выделим основные типы, отражающие отношения людей.

Человеческие взаимоотношения разносторонние и многогранные. Глубина их зависит от человеческих качеств, воспитания. Социально-культурная среда накладывает отпечаток на понимание и проявление традиций народов одного региона. Несмотря на языковые и культурные различия, базовые чувства и эмоции людей остаются неизменны. Страх, радость, волнение, счастье и любовь – всегда выражаются одинаково. Эмоции отражаются на лице сразу, однако недолговечны. Чувства по лицу прочесть трудно, но они меняют самосознание.

Безусловная

Эмоциональные проявления для новорожденного — единственно возможные. Не имея возможности выражать потребности подобно взрослому, связь младенца с внешним миром происходит через плач, крик, сосательные движения рта. После стресса рождения младенец успокаивается в объятьях матери. Безусловная материнская любовь — наивысшее проявление любви. На нее нельзя повлиять, вызвать извне, уничтожить – она просто существует, подразумевая заботу, внимание.

Рассматривается вариант нормальных материнских привязанностей.

Обусловленная

Чувство, обусловленное внешними, внутренними факторами отдельного индивидуума, при наступлении пикового момента, называют любовью обусловленной. Это — взвешенное отношение к объекту любви, возникающее со временем. Желание обладать объектом, имеющим конкретные признаки, проявляющим определенные удовлетворяющие действия, имеющим оптимальную внешнюю оболочку. Такой тип привязанности долгий, но не глубокий.

Подростковая

В пубертатном периоде сексуальный подтекст явственный, но это платоническая пора жизни. Подросток исследует свои чувства, эмоции, желания, сопоставляя их с желаниями других. Этап требует терпения, доброжелательности, участия в жизни ребенка со стороны родителей.

Юношеская

Период окончания половой зрелости — время юношеской влюбленности, определенное внешними, внутренними обстоятельствами.

Внешние факторы:

  1. Частота встреч.
  2. Скорость наступления физической близости.
  3. Социальную активность отдельно взятого индивидуума.
Внутренние факторы:
  1. Жизненная установка.
  2. Личностное самоопределение.

Зрелая

Отдающая, благодарящая, дающая взамен. Отношения двух зрелых индивидуумов, принимающие личности друг друга, ее разности.

Мало зависит от внешних факторов, состоит из обоюдного полового влечения, общности жизненных позиций. Может длиться годами.

Страсть

Любовное притяжение, вызванное архаическим инстинктом размножения, двух людей, зачастую отличающихся друг от друга в жизненных установках, социально. Недолговечное, яркое проявление любви.

Истинная

Отношения, стремящиеся к самопожертвованию во имя любимого, принципа. Отдача собственного Я, времени, сил на алтарь любви. Встречается в религиозных группах или у одиночек, фанатично относящихся к объекту. Самопожертвование, предполагается наличие альтруизма у групп людей с просоциальным поведением, не являет собой закономерное развитие отношений. Природа идентификации высшего уровня, которая составляет развитие, до конца не понятна.

Что есть зрелые объектные отношения

Что такое любовь с точки зрения психологии – привязанность, стремление близости, потребность обладания. Желание, возникающее из первичной потребности. Возникнувшее состояние недостаточности служит сигналом начала действия, направленного к получению недостающего, служащего удовлетворением. Для индивидуума важна позитивная оценка, безопасность, близость, познание, принадлежность, самоактуализация.

Ребенок испытывает потребность любить самого себя, и объекты, доставляющие удовольствие до тех пор, пока они могут его удовлетворить. О подлинном чувстве между людьми можно говорить тогда, когда интересы любовного объекта учитываются настолько, что собственное удовлетворение потребностей становится невозможным без удовлетворения нужд любимого. Уважение интересов чужой личности как показатель полного развития объектных отношений Ференци назвал “эротическим чувством реальности”. Любовь предполагает полное осознание другого человека как личности.

Женщины склонны проявлять пассивную сексуальность, мужчины – активную. Архаически, у женщин больше выражена потребность получать любовь, нежели любить самой. Объектные отношения женщины предполагает момент идентификации любовного объекта, поэтому реальное понимание объекта любви затруднено.

Качество, количество испытываемых эмоций зависит от воспитания индивидуума. Дети, выросшие в атмосфере любви, заботы способны испытывать искренние выражения эмоций. Они могут дать определение ощущениям, выражают привязанность, другие эмоции вне зависимости от внешних факторов. Дети, у которых детство прошло в атмосфере отчуждения — выражать эмоции не умеют. Ребенок, лишенный материнской любви, не может построить объектные отношения с противоположным полом. Вместо этого происходит замещение объектных отношений на удовлетворение потребностей, когда один будет — отдавать, второй — получать.

Закисленность на предварительных фазах взаимоотношений делают невозможным достаточное понимание личности, не позволяют реально воспринимать действительность. Выражение этого чувства невозможно для незрелых личностей, теряющих границы между своим Я и личностью партнера, поэтому влюбленные оценивают достоинства своих партнеров не реалистично, продуцируя на них свои иллюзии, ожидания.

Заключение

Понимание любви есть не точным выражением действия. Правильнее сказать понимание как часть ощущения, потому как, не смотря на четкое определение, любовные отношения остаются на грани чувств, а не логики. Женщины охотнее подхватывают эмоциональную составляющую, в то время как мужчины более склонны к анализу и реализации. Различия восприятия эмоций и чувств заложены на генетическом уровне мужчин и женщин, и любые погрешности будут результатом исключения из общих правил.

Любовные переживания – есть намеренное или спонтанное желание объекта, вызванное химическими и физическими изменениями организма, психологическая потребность удовлетворения, степень которой всецело зависит от интеллекта и развитости индивидуума как зрелой личности.

Share:

Фото: Wavebreak Media Ltd/Rusmediabank.ru

Почему люди часто принимают за любовь простое плотское желание или стремление избежать одиночества? Мне кажется потому, что они не умеют читать сигналы истинной любви. А еще не способны сами посылать эти сигналы. Представьте себе, этому можно и нужно учиться.

Кто-то может сказать, что все это ерунда, и если любви нет, то никакими сигналами её не проявишь. Вот именно. Но мы не будем касаться этого тяжелого случая. Потому что проявление искусственной заботы и наигранного сочувствия, спланированная игра чувств и секс по Камастуре не имеют ничего общего с действительными сигналами любви.

Сигналы истинной любви каждый из нас умеет читать безошибочно, потому что они идут не от разума, не от желания завоевать симпатию или проявить себя, а от бескорыстного стремления защитить, сделать его жизнь красивее, лучшее и приятнее. Мы уже сталкивались с такой бескорыстной отдачей. Это любовь матери к ребенку, которая любит это существо не потому, что оно примерно себя ведет и не писает в штанишки. А потому, что просто существует в этом мире. Получить такую любовь – мечта каждого человека. Чаще всего мы к этому и стремимся. ПОЛУЧИТЬ . И не задумываемся о том, что важным условием истинной любви является и наша способность испытывать это чувство по отношению к кому-то. Чувство без условий и без параметров долженствования.

Для того, чтобы оказаться способным к бескорыстной любви, мало желать заполучить выгодного и удачного партнера. Надо стать личностью определенного уровня развития. Самое главное свойство этой личности – способность ОТДАВАТЬ . Для того, чтобы отдать что-то, нужно это иметь, развить в себе, вырастить, постичь, осознать. А вот это уже искусство. И некоторым людям оно дается не сразу. Порой путем множества проб и ошибок и тысячи разочарований. Есть, правда, исключения: кому-то везет и он проявляет способность к бескорыстной истинной любви сразу.

Понять свойственно ли это тебе не так сложно. Самое главное в сигналах истинной любви – направление. Она всегда направлена не на себя, а на объект и во имя объекта. Она спонтанна и бескорыстна, потому что идет от сердца.

Когда-то дедушка Зигмунд Фрейд со своим учением о бессознательном и любого человеческого поведения безнадежно упростил понятие любви. Однако его учение оказалось таким живучим, что мы до сих пор проверяем его на практике своих отношений и берем на вооружение в проявлении чувств. Столкновение «принципа удовольствия» и «принципа реальности», бессознательного и сознательного, «хочу» и «нельзя» приводит, по Фрейду, к неврозам и проблемам взаимоотношений. Психолог относил любовную привязанность к половому влечению, либидо, которое имеет одну цель – половую близость и половое удовлетворение. «Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков», – писал З.Фрейд.

Однако такая узость представлений неизбежно приводит к другой проблеме – неврозу от недостатка духовной близости, общности и единения.

Выяснилось, что человек чувствует себя более несчастным не от недостатка секса, а от неудовлетворения потребности в нужности, значимости и близости. Каждый из нас как социальное существо не может жить без близости с другими людьми, без внимания в свой адрес. Любого, даже отрицательного. Когда к нам равнодушны окружающие, мы страдаем. И всячески пытаемся компенсировать недостаток внимания. Каждый по-своему. Кто-то с помощью сексуальных побед, кто-то в поиске материальных бонусов. В близкие отношения мы тоже вносим ноту материальности, выбирая партнера не по душе, а по соответствию определенным параметрам: хотим, что он был обеспечен, имел образование, определенный рост, внешность, доход и т.д.

Коварный вопрос любви

Мы задаем себе вопрос: «Что мне в нем нравится?» И находим вполне определенные материальные ответы: «Он умен, добр, чистоплотен, честен, интеллигентен, образован и т.д.» И сами не подозреваем, что в этот момент подписываем приговор своей . Потому что в случае несовпадения с перечисленным набором качеств нас неизбежно ждет разочарование. Весь этот прейскурант – показатель наших притязаний и свидетельство нашей меркантильности, то есть направленности нашей любви исключительно на себя. Именно нам важны все эти качества, и мы рады, что, наконец, нашли их в ком-то, чтобы удовлетворить свои амбиции и потребности в наличии рядом именно такого человека. Он удовлетворяет наше тщеславие, нашу материальную потребность в обеспеченности, статусе, присутствии рядом и т.п.

Заполучив, мы всячески стараемся удержать его возле себя. И затеваем красивую игру «какая прекрасная пара» или «как мы любим друг друга». И старательно исполняем роли, доказывая друг другу и окружающим, что любим и любимы. Такой «любви» свойственно требовать, ждать, выдвигать ультиматумы, демонстративно проявлять чувства и ждать ответного десанта. Для этого просто необходимы ролевые сигналы . Какие?

У каждого свои сигналы любви:

цветы;
конфеты;
слова;
стихи;
подарки;
записки;
кофе в постель;
деньги;
почесывания пяточек по утрам;
оральный секс по вечерам и т.д. и т.п.

Вариаций бесчисленное количество. И мы все знаем о них. Мы много раз видели это в кино, читали об этом в книгах. Мы храним в мозгу тысячи опробованных кем-то моделей. И придумываем свои собственные доказательства любви.

И это прекрасно, даже если заимствовано из художественной литературы. Прекрасно в том случае, если является сигналом истинной любви. Представьте себе, сигналы одни и те же!

Только посыл радикально противоположный. Голову сломаешь, где настоящее, а где искусственное. Как же их различить? А вы попробуйте.

Если речь идет о ролевой игре в любовь , мы всеми силами стараемся:

Доказать свое чувство.
Удержать партнера в тонусе заинтересованности.
Не разочаровать.
Спровоцировать на отдачу.
Заставить испытать чувство вины, страха потери.
Удивить и поразить.
Показать свою зависимость от него «Я без тебя умру!», тем самым привязывая его.
Заполнить собою всю его жизнь (всегда рядом, контроль и тотальное участие).
Изменить, сделать его лучше, перевоспитать.
Пожертвовать собой ради него (изощренный вид эмоционального рабства).
Повысить планку, чтобы заставить его стать лучше, расти.
Быть половинкой целого, доказывая невозможность существования врозь.


Сигналом истинной любви будет:

Проявление внимания к партнеру.
Чувствительность к его состоянию и желание помочь.
Стремление показать ему, как он важен для нас.
Признание его ценности.
Забота о нем, а не о себе.
Желание развеселить, утешить, заставить верить в себя, поддержать.
Терпимость, принятие таким, какой он есть, помощь в проявлении лучших качеств.
Удовлетворенность, скромность и непритязательность (отсутствие требований и условий).
Осознание себя целым, вне зависимости от партнера. Самостоятельность, самодостаточность, независимость, уверенность в себе.

Главный вопрос, который мы должны задать себе, чтобы найти истинную любовь и научиться распознавать её настоящие сигналы должен звучать не так : «Где найти и партнера, который будет любить меня по-настоящему, без условий?» или «Как ПОЛУЧИТЬ любовь?» А вот так : «Насколько я способен к истинной любви?» или «Смогу ли ОТДАТЬ?» Вопрос, каким должен быть партнер отодвигается на второе место. Иногда человек всю жизнь питает иллюзии относительно себя и своей любви, думая, что любовь – это ряд требований, растворение в другом и жертвование собою.

Любая жертва – это территория зависимости. «Тот, кто чувствует себя зависимым, рано или поздно начинает ненавидеть партнера, поскольку он не может ни жить согласно собственным убеждениям, ни относиться к партнеру открыто и искренне, – писал швейцарский психолог Марк Люшер. – Тот, кто внутренне не стал самостоятельным и независимым, тот остается несвободным. Он живет во внутренней тюрьме, которая убивает всякую любовь».

Истинная любовь далека от требований. Это зрелая потребность ОТДАТЬ просто так, ничего не требуя взамен. Это «радость щедрости», как сказал ОШО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.