Можно ли младенцев. Можно ли давать воду новорождённому: советы для молодых мам. Для смены подгузника нужны

При появлении ребенка в семье на родителей всегда ложится огромная ответственность. Младенцу требуется постоянная забота, внимание и тщательный уход. Конечно, купание, кормление и смена подгузников - не такие уж сложные процедуры, но их тоже нужно выполнять правильно. Несмотря на все старания, родители часто совершают ошибки, особенно поначалу. О том, как их избежать, читайте в этой статье.

1. Купание в марганцовке

Мамы часто купают своих малышей в ванне с раствором марганцовки. Они убеждены, что благодаря таким водным процедурам младенец будет здоров и не подхватит никакую инфекцию. Однако педиатры объясняют, что марганцовка не только не полезна для здоровья крохи, но и может нанести вред.

«Розовая вода» сильно сушит кожу и если купать кроху в воде с раствором марганцовки часто, это может привести к ее шелушению. Те же эффекты дает настой череды. В целом любые травы - это потенциальные аллергены и причины сухости кожи, поэтому использовать их можно только после обсуждения этого вопроса с врачом.

Действительно полезной ванна с марганцовкой может быть только для заживления пупочной ранки. Т.е. купать новорожденного в марганцовке нужно лишь до того момента, пока не заживет пупочная ранка. В других случаях использовать «розовую воду» бессмысленно.

3. Страх переохлаждения

Забота о маленьком ребенке часто доходит до крайностей и типичная ошибка большинства родителей – боязнь переохладить ребенка. Взрослые начинают кутать грудничков в одеяла, включать обогреватель, одевать в зимние комбинезоны на прогулку, когда на улице ранняя осень. Свою лепту вносят бабушки, которые уверены, что ребенок постоянно мерзнет.

Любой педиатр подтвердит, что перегрев для младенца - более опасное состояние, чем переохлаждение. При перегревании у него начинает потеть сразу все тело, его кожа становится влажной. От легкого ветерка или небольшого сквозняка младенец рискует простудиться. Также чрезмерное укутывание ребенка и перегревание провоцирует - кожную сыпь, которая сильно зудит и чешется. В глобальном смысле, перегревание негативно сказывается и на нервной системе ребенка.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Правило: Одевать грудничка нужно так же, как себя, плюс еще один слой. Важно, чтобы одежда была сшита из натуральных тканей, то же касается постельного белья. Комнату, где находится младенец, нужно регулярно проветривать. В ней должна поддерживаться температура в районе 22-24 градусов. Тогда ребенку будет комфортно.

4. Стричь ногти – это мучение

Затруднения у большинства родителей вызывает подстригание ногтей у новорожденного. Они боятся поранить ребенка, сделать ему больно. При этом малыш постоянно ворочается, шевелит ручками. Однако, если выбрать правильный инструмент, процедура значительно облегчится.

Младенцу нужно стричь ногти по мере их роста. Рекомендуется делать это почаще, потому что под ногтями скапливаются вредоносные бактерии. Для этого стоит приобрести безопасные тонкие детские ножницы: концы у них затуплены, поэтому ими нельзя травмировать пальчики грудничка.

5. Обдирание корочек на голове

У младенца не сразу стабилизируется работа сальных желез. По этой причине в первые месяцы после рождения у него на голове могут образоваться корочки желтоватого цвета. Явление это очень распространенное, для здоровья не опасное, однако требующее правильного ухода.

Читаем также:

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Не целуй его в губы, нельзя! В поликлинику надо? Нужно прицепить к распашонке булавку вниз головкой, а то сглазят! Не стой с ним перед зеркалом, нельзя! Такие и множество других советов сыпятся со всех сторон молодой маме в отношении ее новорожденного ребенка, приводя в полное замешательство. А через сколько дней после рождения можно показывать малыша?

Народные поверья

То, что говорят о новорожденном предания русской старины, относится к области суеверия как с научной точки зрения, так и с официальной религиозной. Суеверие — предрассудок, берущий свое начало в язычестве, основанный на вере в потусторонние сверхъестественные силы и их влияние на человека, а также вере в предзнаменование грядущих событий. Или, по выражению знаменитого писателя Максима Горького, суеверия — обломки старых истин.

Вот лишь некоторые из них, касающиеся новорожденного:

  • Новорожденного нельзя проносить через зеркало, потому что его можно сглазить, навлечь детскую немощь (рахит) и даже смерть. Если целовать ребенка в губы, то он будет немым. Когда рождается слабый ребенок, то его необходимо окрестить и при этом крестильную рубаху младенца нужно одевать и всем последующим детям, чтобы они не враждовали между собой и любили друг друга.
  • Нельзя кормить грудью и купать при посторонних — сглазят. Если намазать новорожденного салом, то ему будет сопутствовать удача. Когда качаешь пустую колыбель (читай на современный лад: кроватку, коляску), можно привлечь скорую смерть.

Многие из этих поверий вызывают лишь улыбку. Рассуждая таким образом, к сглазу можно отнести любое состояние пошатнувшегося здоровья, которое с сегодняшним развитием медицины вполне возможно объяснить с научных позиций без вмешательства сверхъестественных сил.

Но с не безосновательностью некоторых «пережитков старины» научный мир все-таки соглашается. Например, с запретом показывать ребенка до 40 дней после появления на свет. Почему его нельзя показывать с позиций языческих верований?

Очистительная молитва матери после родов обязательна ли она?

Новорожденный ребенок беззащитен перед людьми, являющихся носителями различных — добрых и злых невидимых сил. И человек, посмотревший на ребенка, может даже сам того не ведая, сглазить и навести порчу. Лишь через 40 дней после рождения, когда по сложившейся традиции малышей крестили в православную веру, можно было устраивать смотрины. При таинстве крещения ребенку дается Ангел-хранитель, который и оберегает от воздействия всякой нечисти.

Что говорит православное христианство

Многие считают, что запрет показывать ребенка 40 дней после рождения — в традициях православного христианства. Но священники разводят руками, слыша такое утверждение. Тогда почему бытует такое мнение?

Ранее существовал обычай крестить ребенка на 40-й день после родов. Это время женщина считается «нечистой», оскверняющей храм кровотечением и ей запрещено входить дальше притвора церкви. Даже священник с кровоточащей раной не допускается к службе, ведь и по определению — приношение бескровной жертвы Христовой, осуществляемой на Евхаристии, в Храме Божием не должно быть никакой крови.

Естественно, в послеродовом периоде с кровянистыми выделениями женщина не могла присутствовать при крещении своего ребенка и этот срок оттягивался до их полного прекращения. Вообще же определенные сроки крещения новорожденного ребенка православная церковь не устанавливает.

Таинство можно совершать хоть на следующий день после рождения по желанию родителей. Разобравшись с цифрой в 40 дней, дальше начинается суеверие об отсутствии ангельской защиты у некрещеного младенца и беззащитности от всяческих сглазов и порчи.

Что говорит наука

Почему нельзя показывать новорожденного ребенка сразу после выписки с научной точки зрения? Сейчас много исследований ведется в области микробиома человека. Его даже выделяют в отдельный, ранее неизвестный орган. Микробиом состоит из квадриллиона бактерий, что соответствует числу клеток всего организма, а у некоторых людей даже превышает это число в десятки раз. Каждый человек является носителем от 1,5-3 кг микробов!

Когда женщине можно идти в церковь после родов

Первый контакт с ними и их заселение в организм новорожденного начинается еще тогда, когда ребенок проходит по родовым путям матери. Поэтому у детей, родившихся с помощью кесарева сечения несколько повышен риск инфекционных заболеваний еще в роддоме.

Микробиом играет огромное значение в жизни человека. Бактерии, населяющие кишечник, являются поставщиками части ферментов, необходимых для пищеварения, витаминов для обеспечения жизнедеятельности всего организма и даже показывают противовоспалительные свойства. С их помощью происходит поддержание иммунитета, регуляция обмена веществ.

Чтобы представить всю важность взаимодействия бактерий с человеком, приводим результат, полученный в ходе исследований. Оказывается, в геноме человека отсутствуют механизмы выработки ферментов, отвечающих за переваривание растительных сложных углеводов. Эту функцию выполняют кишечные бактерии «бродильщики», делая не усваиваемую пищу вполне пригодной для питания человеческого организма.

При нарушении баланса установившегося микробиома возникают всевозможные заболевания. Причем в здоровом состоянии болезнетворные организмы спокойно сосуществуют с полезными микробами, которые держат в свою очередь тех «в узде». Самые густонаселенные бактериями части человеческого тела — это пищеварительный тракт, в котором и дислоцируется микробиом (говоря иначе, кишечная микрофлора) мочеполовая система, ротовая полость и кожные покровы.

Состав микробиома адаптируется к месту проживания, особенностям питания и прочим условиям, окружающим человека. То есть, в конкретной семье, доме, квартире, дворе свой, присущий только этой среде обитания микробиом. И организм ребенка после рождения начинает адаптироваться к окружающему его многообразию микрофлоры, то есть к живущим и присутствующим в папе, маме, доме микроорганизмам. Формируется своеобразная микробная экосистема.

Поэтому нельзя мешать, когда идет процесс построения этой системы, и показывать ребенка после рождения всем без разбора.

Дать «взглянуть хоть одним глазком» конечно же можно, но желательно только близким родственникам, и не тиская малыша на руках.

А друзьям и всем остальным можно похвастаться, когда у ребенка сформируется присущий ему микробиом. Происходит это приблизительно через 1 месяц после рождения малыша и показать ребенка желающим лучше не ранее этого срока.

Насколько рискованы роды в возрасте после 40 лет

Также у новорожденного еще не развиты центральная нервная система, а процессы возбуждения коры головного мозга доминируют над процессами торможения. Частично некоторые функции торможения формируются только на 2 году жизни ребенка.

При длительном воздействии возбуждающих нервную систему факторов возникает эффект перевозбуждения. Для новорожденного ребенка, и так окунувшимся в океан новых впечатлений, запахов, голосов, прикосновений, дополнительная встряска в виде смотрин через непродолжительное время после появления на свет как раз чревата таким состоянием перевозбуждения.

Когда такое происходит, то малыш беспокойный, долго плачет и ему сложно заснуть.

В первый месяц от рождения активно идет отладка механизмов взаимодействия мамы и малыша через грудное вскармливание, прикосновения и оттенки интонации маминой речи и плача малыша, и лишние люди могут только помешать. Постоянные отвлечения на гостей, накрывание столов, бесконечные убирания не самым хорошим образом скажутся на только начавшей устанавливаться лактации и дальнейшем взаимопонимании матери и новорожденного ребенка.

"Кормить - по часам! Спать укладывать - по режиму! К рукам не приучай, а то избалуешь! Спать вместе с ребенком - боже упаси!" Кому из нас не приходилось выслушивать подобные рекомендации от представителей старшего поколения?

Современная педагогика настроена по отношению к младенцу более гуманно: во главу ставится индивидуальность ребенка, его психологические потребности, подчеркивается необходимость психоэмоционального контакта с матерью. Постоянное ношение на руках, длительное грудное вскармливание, совместный сон не только приветствуются, но признаются единственно правильной линией поведения по отношению к младенцу.

Все замечательно… Но если еще несколько лет назад подобные идеи воспринимались "на ура", то сейчас мамочки относятся к ним со все большим скептицизмом. Необходимость кормить ребенка чаще, чем через 2-3 часа, вызывает недоумение. Продолжение после года признается нецелесообразным (не говоря уже о том, что многие на полном серьезе доказывают преимущества : мол, при таком способе кормления дети реже по ночам просыпаются). А перспектива совместного с ребенком сна и вовсе приводит в ужас. ("А как же секс? Муж тоже человек!")

Понять, почему "новомодные тенденции" в воспитании младенцев приживаются с трудом, вполне возможно. Как бы привлекательно не звучала идея постоянного ношения малютки на руках для обеспечения телесного контакта с мамой, у любой женщины, кроме ребенка, есть еще куча домашних дел. А руки, к сожалению, всего две. И домочадцы не придут в восторг, если мама будет целыми днями "обеспечивать телесный контакт" малышу, и при этом обед останется неприготовленным, а квартира - неубранной (особенно если учесть бытующий в нашем обществе стереотип, что у женщины, сидящей дома с ребенком, уйма свободного времени, в отличие от других, работающих, членов семьи).

Если кормить ребенка по требованию в буквальном понимании этого слова, молодой маме будет проблематично отлучиться из дома даже на час. И продолжать кормление после года на самом деле очень утомительно. Ну, и совместный сон с ребенком, вне всякого сомнения, сильно усложняет "личную жизнь" молодых родителей…

Непонятно другое - почему современные женщины, так же как их мамы и бабушки, оправдывают невозможность, а порой и элементарное нежелание уделить ребенку внимание, боязнью "избаловать"? Можно ли вообще избаловать младенца?

Кстати, лично у меня есть собственная гипотеза, почему тенденции в воспитании грудничков ужесточились буквально за последние два-три года. Если раньше большинство молодых родителей зачитывались бестселлером Уильяма и Марты Серз, то сегодня настольной книгой, или, как изящно выразилась одна читательница на форуме, "современной библией" для многих мам стала монография Е. Комаровского "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников".

В данном случае я не ставлю своей целью критиковать всеми любимого педиатра: Евгений Комаровский - действительно грамотный, знающий, здравомыслящий специалист. Иногда даже слишком здравомыслящий… Например, я с удивлением прочитала в его книге следующие строки: "Если вы видите, что ребенок уже перестал глотать и просто сосет, немедленно забирайте у него грудь и отправляйте его в кроватку. Если, ребенок, несмотря на то, что уже наелся, плачет при попытке забрать у него грудь, то это уже точно фокусы. Подумайте, кого вы хотите воспитать - нормального человека или фокусника?" А ведь сколько писалось о том, что акт сосания важен еще и для обеспечения психологического комфорта, поддержания контакта с матерью.

Да, бесспорно, за то время, пока малыш сосет грудь "впустую", женщина успеет и суп сварить, и пеленки погладить. Но лично мне рекомендация оторвать блаженно посасывающего (как правило, для того, чтобы крепче заснуть) ребенка от груди и, не обращая внимания на его плач, положить в кроватку, кажется, по меньшей мере, жестокой. Что бы почувствовали вы, если муж, в объятиях которого вы нежитесь, вдруг оттолкнул бы вас со словами: "Прости, дорогая, больше времени уделить тебе не могу: дела!" А на ваш обиженный плач равнодушно передернул бы плечами: мол, фокусы!

Читаю дальше: "Если женщина не успела в течение дня сделать домашние дела, потому что ребенок, оставшись в одиночестве, плакал, и она была вынуждена носить его на руках, то в результате ребенок, может, и перестанет плакать, но плакать начнут все остальные члены семьи". Согласна, ситуация действительно не радостная, бытовые хлопоты никто не отменял.

Далее: "Если ребенок и днем, и ночью нуждается в присутствии взрослых и ношении на руках, это говорит либо о болезни, либо о серьезных педагогических проблемах". Минуточку… Потребность новорожденного находиться на руках - болезнь? Боязнь ночного одиночества у ребенка, еще вчера находившегося в уютном мамином животе - болезнь???

Нет, я согласна, с точки зрения логики все приведенные выше доводы абсолютно верны. Действительно, не имеет смысла держать у груди явно наевшегося ребенка. Действительно, не имеет смысла подбегать к малышу на первый же вопль, если наверняка знаешь, что он сыт, здоров и сух. Но можно ли считать, что женщина, которая в большей степени полагается на свою материнскую интуицию, балует ребенка?

Всех без исключения молодых мамочек интересует можно ли новорожденным давать воду и надо ли это делать. Мнение педиатров и советы старшего поколения обычно не совпадают. Бабушки утверждают, что поили своих деток водой уже в первые дни жизни малыша, а современные медики рекомендуют обходиться без нее.

Что же делать молодой мамочке, чтобы найти правильное решение? Рассмотрим, нужна ли младенцу вода, и чем объясняется отказ от ее введения в рацион новорожденного.

Ключевым моментом здесь становится тип вскармливания грудничка.

Нужна ли вода новорожденным при грудном вскармливании

Педиатры считают, что грудное вскармливание новорожденного покрывает потребность его организма в жидкости. Объясняется это тем, что на 85% грудное молоко состоит из воды, а остальное – необходимые питательные элементы. Такое процентное соотношение покрывает питьевую потребность малыша.

Однако некоторым мамам кажется, что ребенок нуждается в дополнительном питье, особенно в жару. Здесь стоит учитывать, что выпитая вода вызовет у крохи чувство насыщения, и он выпьет меньше молока. Следовательно, малыш получит меньше витаминов и микроэлементов.

Причем до введения прикорма такая ситуация может спровоцировать уменьшение лактации, так как малыш не будет высасывать все молоко из груди. Особое значение имеют ночные кормления, ввиду того, что гормон выработки молока активнее синтезируется в ночное время.

Кроме того, есть риск нарушить баланс бактерий в кишечнике малыша. Природой заложено, что мамино молоко идеально подходит для формирования здоровой микрофлоры, а все остальное может поколебать естественный баланс и вызывает риск появления дисбактериоза у младенца.

Еще один существенный минус – ребенок может отказаться от груди. Чаще всего водичкой поят из бутылочки с соской, которую сосать значительно легче, чем грудь. Из-за этого малыш может отдать предпочтение именно такому способу кормления.

Водичку новорожденному, находящемуся на ГВ, можно давать, только когда у него жар или понос. Также допустимо поить грудного ребенка водой с отваром укропа или фенхеля при коликах. Это поспособствует отхождению газов у малыша.

Допаивание младенцев, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании

Малыши на искусственном вскармливании, получают внушительный объем белка, а значит вода им нужна. Когда идет расчёт количества для кормления смесью, вода не засчитывается как еда. При смешанном кормлении вода ребенку также необходима.

Норма воды для дитя в возрасте 1 месяца на смешанном или искусственном вскармливании – до 200 мл в сутки. Если кроха пьет неохотно, значит ее ничего не беспокоит, и вода не требуется.

Какая вода подходит новорожденным

Вода грудничкам предпочтительнее специальная. В аптеках можно найти особую восстановленную водичку для младенцев. На бутылочке в обязательном порядке указан возраст, для которого она предназначена. Если нет возможности купить бутилированную водичку, подойдет и обычная вода. Но стоит помнить, что ребенка можнопоить только кипяченой водой.

Самая полезная – талая вода. Рецепт ее прост: нужно обычную воду налить в емкость и поставить на лист картона в морозильную камеру. Спустя некоторое время, после замерзания воды, миску достают и дают оттаять при комнатной температуре.

Лучшая температура воды для допаивания грудничков – 22-25°С.

Как давать грудничку воду

Оптимально поить грудничка с ложечки. Так можно контролировать количество выпитой воды и в случае ГВ кроха не приучится пить через соску.

Ребенку, получающему грудное молочко, воду давать можно исключительно после прикладывания к груди, иначе желудок наполнится, и малыш не съест желательный объем молока. Решать сколько воды нужно давать грудничку в день нужно родителям. В норме младенец до 2 месяцев выпивает 10-30 мл водички в день.

При ИВ водичку стоит предлагать крохе в промежутках между кормлениями, при условии, что ребенок не демонстрирует признаки беспокойства.

Однако, если родители видят симптомы обезвоживания организма, малыша нужно обязательно напоить. О недостатке воды сигналят следующие признаки:

  • ребенок становится непривычно вялым или капризным;
  • малыш очень редко моргает;
  • кожные покровы бледнеют, возникают шелушения, сухость;
  • язычок также становится сухим;
  • мочеиспускание происходит редко, а моча становится темной и с резковатым запахом;
  • появляются запоры;
  • родничок у новорожденных начинает западать;
  • когда ребенку предлагают пить, он с жадностью хватает соску (ложку, поильник).

Основное правило - не ставить экспериментов над младенцем особенно в первые месяцы жизни. Вода необходима в организме ребенка, но родителям нужно контролировать ее поступление и следовать рекомендациям специалистов.

Как советует доктор Комаровский Е.О. в статье «Детский вопрос: пить или не пить»: “Здорового ребенка не имеет смысла заставлять пить воду… Ваше дело предлагать, а пить или не пить – ребенок решит сам”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.