Маленький ребенок 2 месяца. Развитие младенца на втором месяце жизни

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

Вот и настал тот славный момент, когда родилось маленькое чудо. Какое оно милое и прекрасное! Так и хочется его обнять и поцеловать. Но оно даже не понимает этого: ему всего две недели. Но проходит совсем немного времени, и ему исполняется месяц, два. И потихоньку новорожденный становится классическим младенцем. Второй месяц жизни ребенка очень важен для него. На этом этапе формируется организм порой даже скорее, чем в подростковом возрасте.

И даже не оспоришь этого факта, ведь каждый знает, что младенчество - это этап сверхбыстрого роста, который потом замедляется и восстанавливается лишь в подростковом возрасте. Но и это не дает такой же скорости. Дитя на втором месяце развивается так быстро, что порой невозможно уследить за ним. Тем не менее следует пытаться это сделать. Нам нужно разобраться в аспектах, которые сопровождают второй месяц жизни ребенка и развитие вашего маленького чуда на данном этапе. Давайте сделаем это прямо сейчас.

Развитие

Очень важен второй месяц жизни ребенка. Развитие здесь проходит очень стремительно. Только за второй месяц обычно прибавляется около 800 граммов к весу малыша, а к росту - около трех сантиметров. Ни с каким подростковым возрастом эти цифры не сравнятся. Впрочем, следует учитывать и то, что данные усредненные, поэтому у каждого младенца может это проявляться по-своему. Объем головы увеличивается на три сантиметра, а роднички почти полностью зарастают. Также увеличивается период бодрствования ребенка. Он может достигать 20 минут в час или даже больше.

У некоторых детей может, вообще, быть такое, что родничок к концу второго месяца уже полностью покрывается соединительной тканью, так что мозг уже к этому времени защищен. Отклонения от этих показателей, однако, могут замечаться достаточно часто. Все зависит от особенностей индивидуального развития ребенка.

Второй месяц жизни ребенка: 5-6 недели

А теперь давайте рассмотрим процесс развития ребенка в течение самого месяца. Оказывается, что при этом важна каждая неделя. Развитие ребенка на втором месяце жизни имеет такие особенности.

  1. К шестой неделе появляется умение поворачивать голову к определенному предмету, ведь уже достаточно развились мышцы шеи и спины. А это лишь начало второго месяца жизни ребенка. Также на шестой неделе ребенок уже умеет схватывать предметы губами и крепко их держать.
  2. Также на данном этапе глаза уже достаточно развиты, чтобы увидеть руку, которая проносится перед ними. Глаза обретают способность к конвергенции, то есть к фокусировке на предмете, который расположен рядом с ними. Достигается это путем сближения двух зрачков один к другому. С каждым днем устойчивость взгляда все улучшается, и к концу 7 недели ребенок уже может устойчиво смотреть на руку. И вообще, он начинает ее очень детально рассматривать.

Также достаточно развиты мышцы рук, которые позволяют удержать кулачок на уровне рта. Чадо может даже начать кусать кулачок и грызть ногти. В общем, малыш становится таким типичным ребенком.

А что происходит на 7-8 неделях?

Дальше идет все намного интереснее. Для седьмой-восьмой недели характерно умение определить источник звука, и малыш даже может посмотреть на него сфокусированным прямым взглядом. Также продолжается увеличение периода бодрствования. Может быть такое, что ребенок не будет засыпать в течение часа. Впрочем, здесь нужно также подходить к вопросу индивидуально, так как невозможно полностью идеально спрогнозировать поведение ребенка на определенном этапе развития. Поэтому один младенец может на седьмой или восьмой неделе только начать фокусировать зрение, а другой пойдет дальше в своем онтогенезе.

В принципе, второй месяц характеризуется началом активного поведения ребенка. И чем старше он становится, тем более выражены эти признаки. Седьмая-восьмая недели являются стартом для активного познания мира. На более ранних этапах, даже тех, которые входят во второй месяц, характерно обычное выживание с помощью стандартного набора рефлексов и ничего больше. Режим дня ребенка второго месяца жизни становится все более разнообразным.

Что нужно делать на втором месяце жизни ребенка?

Поскольку ребенок начинает активно познавать мир, то нужно всячески поощрять его попытки. Также следует увеличить время общения с чадом. Если вы считаете, что банально поменять пеленки вашему ребенку - это достаточно, то нет. Он будет понимать, что вы механически выполняете все то, что ему нужно, но при этом любви получать не будет. А это может спровоцировать развитие комплекса неполноценности и синдрома дефицита внимания еще в двухмесячном возрасте.

Чтобы привлекать ребенка к познанию окружающего мира, можно где-то на расстоянии 30 сантиметров от него повесить игрушку с большим количеством деталей. Что умеет ребенок на втором месяце жизни - так это интересоваться всем миром, и этой игрушкой в частности. Пусть детально ее рассматривает и изучает. Это ему будет полезно в дальнейшем. Очень сложный возраст как для родителя, так и для чада - второй месяц жизни. Уход физический на этом этапе очень важен, но и психологический аспект требует приложения усилий родителей. Поэтому обратите особое внимание на эмоциональную сферу ребенка.

Эмоции на втором месяце жизни

Именно в детском возрасте человек приучается к открытому выражению своих эмоций и к миру. И открытость к людям - это не черта, присущая только экстравертам, она есть и у интровертов. Просто последние более склонны к закрытым социальным контактам. Тем не менее, если правильно воспитывать таких детей, то ничего сложного в общении с другими людьми они видеть не будут.

С самого рождения нужно заниматься развитием социальных навыков у ребенка. Важно следить за тем, чтобы он учился общаться с другими людьми. В определенных аспектах его можно начинать посвящать в мир социальных норм. Например, когда ребенок берет чужое, даже просто чтобы поинтересоваться, стоит отнять и сказать, что это можно делать, только спросив разрешения и получив его.

Да, он, может, и не поймет смысла этого послания в столь юном возрасте. Но вот само звучание сообщения обязательно отпечатается в его памяти. И когда вы будете обучать его в более зрелом возрасте этой истине, будет намного проще это сделать, так как данная мысль с большей вероятностью будет казаться ребенку родной, простой и понятной.

Приемы привлечения взрослого и общения с ним

На втором месяце жизни ребенок располагает целым спектром приемов привлечения взрослых людей. Дети в этом аспекте достаточно изобретательны, так как от этого в некотором смысле зависит их выживание. Тем не менее определенные тенденции все равно имеются. В них следует разобраться.

  1. Улыбка. На втором месяце ребенок уже может отвечать улыбкой на то, что другой человек также проявил к нему такой знак внимания.
  2. Вокализация. На данном этапе дитя уже может издавать различные ухающие звуки, чем привлекает взрослых к себе. Если вы услышали такие звуки от малыша, то следует на них реагировать. Таким образом, ребенок научится вас призывать в те моменты, когда ему нужно с вами пообщаться. В более раннем возрасте это можно было сделать только через плач. Но теперь у него есть еще один арсенал. Не заставляйте его переходить на плач, и вы увидите своего ребенка счастливым и гукающим.
  3. Двигательное оживление. Это еще один прием привлечения взрослого. На втором месяце жизни чадо уже может направлять свои движения, в то время как на более ранних этапах они были, скорее, хаотичными.

Вот такие приемы, на которые следует реагировать, чтобы поддерживать контакт с ребенком. Это уже полноценное общение, пусть и не несущее пока полноценной информативной ценности. Можете быть уверены: ребенок вас понимает.

Развитие инициативы у ребенка

Это очень важный элемент, который следует начинать развивать у вашего чада с двухмесячного возраста. На данном этапе инициатива во взрослом понимании этого термина невозможна, так как дите даже еще не научилось ходить. Но при этом некоторые элементы поведения, которые будут закладывать базу для инициативности ребенка, уже можно прививать.

Что же является базой? Уверенность в себе. Обладающие этим качеством люди всегда являются инициативными. Что же такое уверенность в себе? Если говорить предельно просто, это то ощущение, когда тебя ценят. И его можно запросто создавать. В первую очередь это делается при помощи общения. Во вторую же очередь уверенность в себе у ребенка создается путем скорейшей ликвидации всех признаков дискомфорта. Помните, что каждая минута простоя сейчас может сказаться на самооценке ребенка в дальнейшем. И если он не запомнит этого, то данный факт еще не означает, что самооценка будет в порядке или не появится склонности к закомплексованности.

Как вести себя с двухмесячным ребенком?

Так как же вести себя с ребенком этого возраста? Поскольку это очень сложный второй месяц жизни ребенка, уход требует некоторых усилий. В принципе, советы достаточно простые, если так подумать. Достаточно просто удовлетворять все потребности малыша, избавлять его от дискомфорта и общаться с ним побольше. Под общением подразумевается взаимодействие с ребенком через весь спектр органов чувств: глаза (игрушка), слух (нежные слова), тактильные ощущения (объятия) и так далее. Это очень важно учитывать, так как при общении людей, вообще, все каналы важны, но для ребенка они являются просто жизненно необходимыми.

Чем хорошо сюсюканье с ребенком?

В последнее время очень много рассказывают о том, что сюсюканье вредно. В принципе, это правда, но лишь частично. Дело в том, что в два месяца уши у ребенка настроены слушать только высокие частоты, поэтому сюсюканье является достаточно хорошим способом общения, который был заложен в нас природой.

Кроме того, такое общение само по себе нежное, поэтому ребенок будет чувствовать от вас эмоциональную поддержку и любовь. Соответственно, самооценка у чада также повышается. Вернее, закладывается тот фундамент для ее повышения, который был оговорен нами ранее.

Второй месяц жизни ребенка: питание

Питание является очень важной сферой жизни человека любого возраста. А вот что касается двухмесячных детей, так это, вообще, вопрос жизни и смерти. Ведь некачественная пища, которая употребляется таким малышом, может негативно сказаться на иммунитете человека в будущем. Вообще, до пяти месяцев ребенок все еще нуждается в грудном вскармливании. Если же вы чувствуете, что молока мало, то нужно докармливать ребенка, постепенно добавляя смеси и новые блюда в рацион.

Выводы

Мы разобрались в том, что умеют дети в двухмесячном возрасте и как с ними нужно себя вести, чтобы они вырастали полноценными личностями, способными к адекватному сотрудничеству и заявлению о своих потребностях. Позднее вам нужно приучать ребенка также к учету мнения других людей, но это задача не для двухмесячного ребенка, а такого, который будет немного постарше. Вы должны будете сами почувствовать этот момент.

Медленно, но верно ваш новорожденный растет. Вы не успели и глазом моргнуть, а уже наступил второй месяц жизни ребенка. Время летит очень быстро. Вчера он был еще совсем крохой, а скоро уже начнет ходить, потом делать уроки и даже поступит в институт. Но это будет не скоро – сейчас ваш ребенок остро нуждается в вас.

За этот месяц младенец очень вырос – он прибавил в весе почти килограмм и стал длиннее на 3-4 сантиметра. Казалось бы, эта цифра совсем невелика, однако для младенца – это существенный рост. Сейчас у новорожденного невероятно быстрые темпы роста, идет стремительно развитие. Ему нужно много сил и энергии. Любая проблема, что возникнет на этом этапе, может стать серьезной. Поэтому внимательно следите за своим чадом все время.

Сейчас у новорожденного всего 2 источника энергии:

  • питание.

Позволяйте ребенку спать до 20 часов в сутки на протяжении этого месяца. Не забывайте будить новорожденного, чтобы он чаще бодрствовал. Сейчас ему нужна и активность. Старайтесь, чтобы младенец в течение дня не спал больше 2 часов подряд – кормите его, играйте, делайте массаж, гуляйте. Он должен вести относительно активный образ жизни и распорядок дня должен быть очень насыщенный. Любая подвижная зарядка и гимнастика – очень полезны для гармоничного роста и развития ребенка.

Органы чувств

Рост и развитие ребенка продолжаются. Что касается органов зрения, то и здесь заметны важные достижения. Новорожденный в два месяца уже может фокусировать взгляд на предмете, если расстояние до него не больше метра. Хотя фиксировать яркие вещи проще, он может справиться с чем угодно.

Более того, ребенку уже несложно наблюдать за предметами: если вы будете медленно их носить по комнате, малыш будет с любопытством следить за тем, что происходит. Так же внимательно он будет смотреть на вас, если вы будете, например, прибираться в квартире или делать зарядку.

Несмотря на столь ранний возраст, младенец уже узнает своих родителей и легко может выделить маму и папу из толпы друзей или родственников. Он узнает их не только интуитивно или по запаху, но и по внешнему виду. Изучать лицо матери – это одно из самых любимых занятий новорожденного на 2 месяце жизни. Если, конечно, не считать сон, которым ребенок занимается с не меньшей радостью.

Кроме вашего лица, малыш уже помнит и ваш голос. Вообще все звуки для него теперь разные. Он способен отличать обычные звуки от речи, полезные от бесполезных. Например, если вы что-то уроните в соседней комнате, малыш должен обернуться в сторону источника шума. Если издать этот звук еще раз, он обернется снова. Однако, после 3-4 раза, младенец причислит этот звук к бесполезным и не будет больше реагировать на этот шум.

Психологическое развитие

Постепенно ребенок начинает размышлять. День ото дня развиваются все его части тела, в том числе мозг. 2 месяц жизни – это время, когда новорожденный уже способен составлять простейшие логические цепочки. Например, мама несет его к воде – будем мыться. Мама одевается – идем на улицу. Если заплакать, мама подойдет. И тому подобное. Можно даже заметить реакцию на такие мысли. Например, если ребенок любит гулять, его обрадует, что вы его одеваете потеплее и одеваетесь сами. Ведь это означает, что скоро вы пойдете на прогулку. Если ребенку скучно, он заплачет – мама возьмет его на ручки. В таких мелочах уже можно разобрать характер новорожденного, его привычки и предпочтения.

Развитие новорожденного движется достаточно быстро, ему уже интересно, что происходит вокруг. Кроватка давно изучена за последние два месяца, ручки и ножки тоже. Сейчас младенец будет очень внимательно рассматривать все, что попадется в его руки. Каждый предмет будет подвергаться тщательному анализу и обязательно пробоваться на вкус, будет изучаться внешний вид, запах, форму, ощущение. Малыш его погладит, погрызет, понюхает, повертит в ручках и совершит еще множество других действия. Внимательно будет изучаться мама – лицо, нос, уши, руки, одежда. Поэтому постарайтесь не носить ничего с мелкими деталями, которые можно легко оторвать. Серьги – тоже не лучший вариант для мамы новорожденного. Не давайте крохе в руки мелкие предметы или сложные вещи, которые можно разобрать на несколько составляющих.

Будьте также внимательны к любым проявлениям болезни. Даже безобидный кашель может быть опасен для жизни крохи. Младенец еще не умеет откашливаться. Причину кашля у ребенка возрастом 2 месяца может определить только врач. В любом случае, если у ребенка проявляется кашель, следуйте рекомендациям:

  • Температура в помещении должна быть не ниже 25 градусов,
  • Воздух должен быть увлажнен,
  • Проветривайте помещение, где слышен кашель ребенка.

2 месяц жизни – это время, когда все умиляются очаровательной улыбке новорожденного. И правда, он постоянно улыбается. Кстати, психологи заметили, что мальчики и девочки делают это по-разному, это даже можно наблюдать по видео. Мальчики сначала открывают рот, словно удивлены чему-то, и лишь потом расплываются в улыбке. Девочки же наоборот, сначала поднимают уголки губ, а после этого приоткрывают рот. По крайней мере, так говорит статистика. Попробуйте проверить: последите за улыбкой своего чада. Это время не будет потрачено впустую.

Кстати, ребенок умеет выражать не только радость. Например, многие дети в 2 месяца улыбаются незнакомым, словно стараются им понравиться. Иногда они улыбаются людям, которых уже видели – узнают. Они улыбаются, если им что-то нравится.

А еще малыш в 2 месяца научился плакать. Но не так, как раньше. Теперь причины не только физиологические. Если кроха плачет, это не значит, что он сходил в туалет или хочет кушать. Возможно, ему просто скучно. Или он устал и хочет спать. Или он расстроен, что не может достать до игрушки. Или ему одиноко, потому что в течение дня, к нему редко подходила мама, а кроха хочет на ручки. Причин может быть очень много.

Разговоры

Во второй месяц жизни у новорожденного закладывается развитие речевого аппарата. Кроха уже должен уметь подражать речи взрослых.

Все начинается с обычных гласных. «А» и «о» – самые распространенные, также бывают «е», «и», «у». Причем это не бессмысленные звуки. Малыш произносит их с обращением к кому-то, довольный собой. Зачастую они что-то значат, хотя мысли пока и довольно примитивны. Например, малыш может сказать «а» с хмурым выражением на лице, потому что не может дотянуться до своей игрушки.

Затем к гласным присоединяются согласные. Получается слог из 2 букв – «ба», «ме» и тому подобное. Открывая для себя новую согласную, малыш безмерно радуется и долго потом повторяет этот слог. Чуть позже, примерно через месяц, к слогу прибавится еще одна гласная, создавая общеизвестное «агу» и прочие. А на данном этапе жизни и такая речь очень радует родителей.

Игры

Развитие новорожденного может проходить само, но будет лучше, если вы ему поможете. Здесь ваш лучший друг – это игры. Играя с крохой, можно было научить его за последние два месяца чему угодно, развеселить, развлечь и порадоваться самой.

Для начала обязательно внимательно выбирайте игрушки для ребенка. Лучше, чтобы это было что-то яркое, но не режущее глаз. Проверьте, есть ли у игрушки лицензия, выясните материал – не вреден ли он ребенку. Если это мягкая игрушка, убедитесь, что у малыша нет аллергии на наполнитель. Это должен быть довольно крупный и прочный предмет, чтобы от него нельзя было отломать или откусить кусок.

Выучите несколько простых игр вроде Сороки-белобоки и её подобных. Играя в них на протяжении этого месяца, вы поможете развиться моторике малыша, поможете мальчикам расправиться. Веселые стишки, сопровождаемые действиями, порадуют ребенка.

Во 2 месяц жизни ребенку уже можно начинать делать массаж. Но помните: никаких серьезных втираний и тому подобного. Массаж должен состоять из нежных и мягких поглаживаний. Делать массаж лучше после вечернего купания, используя при этом специальное детское масло для массажа.

Также можете начать гимнастику – простые упражнения, легкие потягивания. Неплохо будет проводить гимнастику в воде. Посмотрите специальное видео. Там найдется множество рекомендаций о том, как и когда лучше заниматься гимнастикой, как плавно включить ее в привычный распорядок дня младенца и принести ребенку максимум пользы и удовольствия.

Полезные предметы

На данном этапе жизни у вас могут появляться и другие дела кроме постоянного присмотра за малышом. Например, встречи с друзьями и подругами, хождение по магазинам, возможно, уже работа. Хотя второй месяц – это слишком рано, многие родители без страха оставляют детей с родственниками или няней, если хотят провести время вдвоем. Для упрощения жизни матери придумано много полезных вещей. Вы можете подробно изучить их на сайте любого магазина для детей и их родителей.

Рюкзачок

Многие отцы и матери используют рюкзачки для малышей на протяжении этого месяца. Это такое удобное приспособление, в которое можно посадить новорожденного. Так он будет постоянно рядом, вы сможете его контролировать, делая при этом несколько дел одновременно. Есть несколько плюсов использования этого предмета:

  • Ребенку нравится такая ненавязчивая зарядка;
  • Так младенец может изучать мир со всех ракурсов;
  • Близость к родительскому телу, его тепло успокаивают кроху.

Однако кроме плюсов есть и несколько минусов:

  • Перегрев – в жаркую погоду находиться постоянно в рюкзаке довольно душно. Если вы планируете носить так малютку весь второй месяц, то кроха может перегреться;
  • У малыша нет стимула к движению – он и так раскачивается, ничего не делая.
  • Ребенок легко может заснуть в рюкзаке. В результате он будет спать слишком много.
  • Есть некоторый риск повредить организм новорожденного. Когда идет только 2 месяц, косточки малютки еще очень слабы. Это может быть опасно для жизни новорожденного.

И помните, не носите своих детей в таких рюкзаках, если планируете быстро передвигаться. Например, бегать с ребенком в рюкзаке – это не самая лучшая идея.


Еще одно полезное приспособление – молокоотсос. Оно помогает отсасывать молоко матери из груди, что понятно по названию. Оно хорошо подходит как для этого месяца, так и для последующих.

Бывают ситуации, когда мамы отлучаются на три и более часов. Если в этот период не будет происходит акта сосания, тогда лактация может замереть. В случае, если подобные перерывы в кормлении происходят довольно часто – молокообразование прекратится совсем, в независимости от желания матери.

Если нужно избежать застаивания, необходимо удалять молоко каждые 2 или 4 часа. Можно кормить ребенка, а можно сцеживать его в бутылочку. Для упрощения этой процедуры и создан молокоотсос.

При достижении второго месяца жизни, кроха еще очень незащищен и нуждается в материнском молоке. Оно для новорожденного – не только источник питательных элементов. Молоко поддерживает иммунную систему крохи и позволяет слаженно работать всем внутренним органам.

Ведь, двухмесячный возраст слишком маленький для введения прикорма. Овощные и фруктовые соки еще не могут усваиваться желудочно-кишечным трактом младенца.

Новорождённый ребёнок – уникальное явление. Он развивается необыкновенно быстро, с каждым месяцем приобретая новые умения. Вес малыша увеличивается за 30 дней примерно на килограмм, в росте кроха приобретает 3 сантиметра. Но самое главное – это то, что маленький человек начинает контактировать с миром, с теми, кто ближе к нему, в первую очередь, с мамой. Ребенок на 2 месяце жизни начинает улыбаться!

Каждая мама волнуется, всё ли в порядке с сыном или дочкой. Надо сказать, что все существующие нормы являются приблизительными, и каждый малыш развивается по-своему.

Поэтому, ориентируясь на педиатрические показатели, не следует сравнивать собственного 2 месячного кроху с чужими детьми. Такие «гонки» не приведут ни к чему, кроме волнения родителей.

Что умеет большинство 2-месячных малышей?

  • Держать головку. 2-месячный ребёнок начинает приподнимать её уже после . Из положения «лёжа на животе», которое особенно важно для того, чтобы продолжали правильно развиваться позвоночник и брюшные мышцы, малыш может какое-то время удерживать голову на весу. Сначала он только отрывает щёку и лобик от пеленального стола, ко второму месяцу большинство грудных детей достаточно уверенно рассматривает мир вокруг.

Когда новорождённого или месячного грудничка носят вертикально на руках, он кладёт головку на грудь или на плечо взрослого человека, ведь у него пока не хватает сил держать её самостоятельно. Зато, когда исполняется ребёнку 2 месяца, он легко отрывает её от опоры, чтобы изучать всё, что вокруг него.

  • Улыбаться. Это не только радостный для родителей и родственников, но и важный для становления личности момент, свидетельствующий о том, что младенец контактирует с людьми, общается с ними, эмоционально отзывается на их слова, а значит, с точки зрения психологии, у него нарушений нет. Однако дети начинают улыбаться раньше, если с ними разговаривают, напевают им песенки, обращаются к ним, глядя в глаза. Такие эмоции, как правило, становятся следствием визуального контакта, потому что грудничок примерно в два месяца хорошо фокусирует взгляд на лицах.
  • Демонстрировать «комплекс оживления». Этот важнейший термин возрастной психологии обозначает реакцию, которую проявляет ребёнок в два месяца, когда к нему подходит знакомый и любимый взрослый, например, мама, папа, бабушка, дедушка. Выглядит это так: малыш лежит в кроватке, он один в комнате. Он практически неподвижен, может посасывать кулачок, иногда делать небыстрые движения головой. Однако стоит взрослому подойти, склониться, заговорить, как ручки и ножки ребёнка 2 месяцев от роду начинают активно шевелиться. Кроха по мере возможности вертит головой. Такое поведение характеризуется нескоординированными, беспорядочными движениями, но обычно доставляет родителям большое удовольствие – ведь в нём проявляется радость их чада от встречи.
  • Фокусировать взгляд. Если идет второй месяц ребенку, он может задерживаться глазами на движущихся или же, наоборот, неподвижных предметах – это показатель того, что его развитие в рамках нормы. Малыш будет с удовольствием рассматривать игрушку, которую вы показываете ему, провожать её взглядом, поворачивать за ней головку. Это явление свидетельствует об активной работе мозга и правильном развитии зрения.
  • Что может ещё делать ребёнок в 2 месяца? Подносить ко рту и засовывать туда все предметы, которые оказываются у него в руках. Конечно, самостоятельно захватить что-либо пальчиками он ещё не может, но вложенную игрушку, например, не выпустит. Ребёнок держит очень цепко те или иные вещи и тут же тянет их в рот. Это не вредная привычка, а необходимый этап познания мира, поэтому каким-либо образом «отучать» крошку не стоит.
  • Развитие ребёнка в 2 месяца характеризуется и тем, что он внимательно прислушивается ко всему, что происходит вокруг, а также начинает различать родные голоса, в первую очередь, конечно же, мамы. Мочь повернуть головку на её ласковый призыв – одно из базовых умений после первого месяца жизни.
  • Грудничок начинает «гулить», то есть, произносить звуки. Это не имеет отношения к плачу, такое явление можно смело охарактеризовать как общение. Пока взрослые слышат лишь протяжные гласные звуки, которые позже, после 3 месяцев, станут трансформироваться в более сложные конструкции.

Не забывайте, что плач малыша – это также способ коммуникации. Хотя это и нормальное явление, оставлять без внимания его не стоит. Плач – это призыв, просьба о помощи. Маме и папе важно понять, что в этот момент волнует их чадо – ему страшно, мокро, холодно, жарко, неудобно, либо требуется питание. Дети в 2 месяца остро нуждаются в удовлетворении базовых потребностей.

Дневной и ночной режим

Обычно к данному периоду начинает налаживаться распорядок жизни мамы и малыша. Хотя по опыту многих родителей режим как таковой появляется после трёх месяцев, однако, определённое упорядочение жизни уже происходит.

Все события и действия в этот период, несомненно, привязаны к кормлениям. Если малыш на грудном вскармливании и ест по требованию, это может происходить и раз в час-два, и гораздо реже.

Ночные кормления могут быть продолжительными, некоторые мамы практикуют совместный сон, так они могут отдохнуть более-менее полноценно.

Детки, которым дают смесь, имеют в большей степени выраженный режим. Питаются они от 7 до 9 раз за сутки, съедают примерно 120 мл смеси за раз, то есть, в среднем за 24 часа около 800 грамм.

Если ребёнку 2 месяца, развитие его происходит естественно и нормально, он бодрствует от 30 минут до 1,5 часов. Большинство мам стремиться к тому, чтобы ночной сон был наиболее продолжительным и прерывался не более двух раз. Днём многие детки хорошо спят в коляске на улице или на балконе, что даёт возможность женщине сделать какие-то свои дела.

Грудничок 2 месяцев и его развитие

Как мама может помочь своему чаду познавать мир? В таком возрасте нужны простые и подходящие игры и массаж, именно они способны обеспечить правильное и своевременное познание мира.

  • Правильным решением будет подвесить над кроваткой или шезлонгом чада мобиль – специальное приспособление с крутящимися на ниточках фигурками, иногда с механизмом, проигрывающим нежную и спокойную музыку.
  • Лучшие развивающие игры – демонстрация каких-либо предметов. Например, мама берёт в руки яркий колокольчик, сначала звенит им в стороне от головки ребёнка, ожидая, пока он повернётся на звук. Потом медленно проводит перед его глазами предметом и звенит уже в противоположной стороне. Такая тренировка очень полезна, только не стоит двигать предмет быстро – ребёнок ещё слишком мал, чтобы успевать перестраиваться за секунды.
  • Как таковые игры проводить ещё слишком рано, но вот ношение сына или дочки на руках вертикально – очень важное занятие, ведь так расширяется обзор и происходит интенсивное познание мира. Стоит рассказывать ребёнку что-то, напевать, часто менять позу, обращать его внимание на яркие, заметные предметы. Чем больше будет общения и разнообразных впечатлений, тем скорее станет развиваться ваш кроха.
  • Особое значение приобретает грудничковый массаж. Овладеть им внимательным родителям совсем не сложно, зато польза будет огромная. Во время такой процедуры происходит и тактильное, и эмоциональное общение мамы или папы с чадом, укрепляются его мышцы. Массируя спинку и животик, ручки и ножки, личико ребёнка, важно разговаривать с ним, что-то напевать. Отличным решением будут народные песенки и потешки, которые развивают и эстетическое чувство, и ритм, и музыкальность маленького человека.

Не забывайте о мерах предосторожности: при любом немедицинском массаже важно избегать области собственно позвоночника, сердца и печени. Нельзя делать массаж при температуре, когда малыш устал и капризничает, голоден или, наоборот, только что поел.

Характерные проблемы

Самой основной неприятностью, которая случается со всеми детишками до 3-4 месяцев, являются колики. Обусловлено это явление физиологической незрелостью кишечника, иногда накладываются и аллергические реакции. Проявляются колики следующими симптомами:

  • вздутие кишечника;
  • неприятные, колющие ощущения;
  • метеоризм;
  • дискомфорт.

Самое главное, что следует понять каждой маме – это явление временное и абсолютно нормальное. Но облегчать состояние малыша, конечно же, нужно. Как это сделать?

  • Периодически выкладывайте сына или дочку на животик. Делать это необходимо несколько раз в день, но не после еды. Такой естественный массаж животика способствует его оптимальной работе.
  • После кормления поносите кроху «столбиком», чтобы вышел лишний воздух.
  • Делайте упражнение, прижимая ножки малыша к животу и аккуратно распрямляя. Так мам или папа может помочь ему выпустить газы и унять боль.
  • Если малыш кричит, дайте ему какое-либо облегчающее состояние средство, например, Эспумизан или Боботик.
  • Массируйте живот крохи по часовой стрелке. Так вы поможете наладить пищеварительные процессы.
  • Сильные некоторые специалисты советуют лечить контактом «кожа к коже»: мамино тепло помогает маленькому человеку расслабиться и заснуть.

Самое главное, что следует понять о развитие крохи в двухмесячном возрасте – ему необходимо ваше внимание, ласка, общение с вами и, конечно, безусловная любовь. Именно эти факторы являются решающими, способствуя нормальному росту, здоровью и психологическому комфорту малыша.

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Приглядитесь к своему ребенку: он уже обладает индивидуальными чертами характера, которые отличают его от сверстников, своей манерой общения, в первую очередь с родителями.

Общение для крохи в этом возрасте по своей занимательности сравнимо с разгадыванием головоломки: младенец старается понять вас, серьезно всматриваясь в ваше лицо. Ребенку еще нет и двух месяцев, а он уже ищет источник эмоционального питания, нуждается в пополнении своего эмоционального резервуара – ему необходимо присутствие мамы, ее песенки, теплые руки, нежные слова. Рядом с ней, глядя в ее глаза, он улыбается , приглашая маму к взаимодействию.

Учимся понимать друг друга

Лишь к концу первого месяца родители начинают по-настоящему понимать своего малыша. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

В этом возрасте ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее, он стремится к общению. Больше всего малыш любит слушать человеческий голос. Поэтому используйте любую возможность, чтобы поговорить с любимым чадом.

Старайтесь, чтобы ваша речь сопровождалась богатой мимикой: поднимайте брови, широко открывайте или прищуривайте глаза и округляйте рот или сжимайте губы. Путем таких гримас и движений, на первый взгляд кажущихся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который является неотъемлемым элементом разговорного языка.

Продолжительному поддержанию интереса малыша к разговору способствует и изменение тембра голоса от низкого до высокого и наоборот. Если ваше общение носит регулярный характер, уже к концу второго месяца кроха начинает «гулить» . И хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается 1-2 гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Характерная для новорожденных нервная дрожь также пропадает. Наиболее заметное изменение, которое можно отметить в поведении ребенка – это способность двигать головой.

Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. А некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают ее и смотрят вокруг. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.

Как правило, в этом возрасте дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем не менее, даже самые пассивные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног.

Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

Вижу, слышу, ощущаю…

В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, - повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.

Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.

Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.

Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс , который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.

Занятия с ребенком в 2 месяца

Поскольку и мама, и папа вносят что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Надеемся, что игры, предлагаемые ниже, не только помогут ребенку освоить новые навыки и умения, но и будут способствовать вашему с ним сближению.

Смастерите для младенца куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку руку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него и схватить. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики. Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Пусть это будут хорошо знакомые вам детские стихи или народные потешки. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам , и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.