Как подготовить малыша к появлению ещё одного ребёнка? Как подготовить ребенка к появлению приемного малыша

В умных книжках пишут, что после 29 недель женщине начинает сниться, как она рожает. Сознание готовится к последнему рывку. Но кроме мыслей о предстоящих родах в голове начинают судорожно метаться куда как более банальные соображения: «Нужно составить, наконец, этот список покупок к рождению ребенка… Аптечка. Мебель. Одежда… Когда я хотя бы соберу сумку в роддом… Да, еще где-то вчера отличные шерстяные носочки видела… Или вот: рожки покупать или нет?»

В твоей жизни наступает совершенно новый этап – в нее входит, конечно, долгожданный и любимый, но пока, отчасти незнакомый и непредсказуемый человечек, к появлению которого хочется подготовиться заранее, чтобы потом смаковать каждую минутку, проведенную вместе, а не носиться с коляской по душным магазинам, покупая не то, что нравится, а то, что есть.

Тут мне одна знакомая прислала список, что нужно для ребёнка. По мне так очень даже подробный. А подобные вопросы, что нужно возникают часто у молодых мамочек, которые рожают в первый раз.

Крупные вещи
1. Коляска
2. Кроватка
3. Матрас
4. матрас в коляску
5. Одеяло+пост. Белье+балдахин+борта –
6. Ванночка
7. Комод –
8. сумочка-переноска -
9. молокоотсос
10. 2 комплекта постельного белья в кроватку (Простыни на резинках 2 шт. лучше трикотажные)-80
11. Байковое одеяло
12. Шерстяное одеяло
13. теплый конверт в коляску или комбинезон-
14. неяркий светильник-ночник.
15. карусельку в кроватку и растяжку в коляску
16. пара погремушек

Одежда для новорожденного

17. клеенка 2 шт (лучше на поролоновой основе, чтобы попа не мерзла);
18. комплект на выписку
19. 25 х\б пеленок, 12 байковых ()
20. 4 совсем маленьких махровых штанишек
21. 8 х/б штанишек
22. 4 пары ползунков на лямочках
23. 8 х/б распашонок с зашитыми ручками
24. 6 байковых распашонок
25. 3 х/б + 2 байковых/трикотажных чепчика
26. красивый шерстяной тоненький гарнитур с шапочкой;
27. Боди с коротким рукавом (2-3 шт.)
28. 3 Боди с длинным рукавом (размер 62-68)
29. 2 Банных полотенца с капюшоном
30. Подгузники марлевые или тканевые (20 шт. 50х50 см, 20 - 80-80 см.)
31. Слюнявчики 3 шт.
32. Полотенце 2-3 шт. маленькие
33. Лента на выписку 3 метра

Гигиена

34. бак для грязных пеленок (он должен быть только для детских вещей
35. бутылочки 2 по 100-150 гр
36. соска 2 шт разные
37. мыльница
38. детское мыло разные производители
39. детский порошок разные производители
40. кондиционер
41. шампунь
42. пена
43. соль для купания
44. ковшик
45. губка
46. термометр для воды и воздуха
47. расчески (щетку из щетины и расческу-гребешок)
48. детский крем
49. масло
50. влажные салфетки обыкновенные
51. влажные салфетки специальные
52. присыпка
53. детские ножнички

Аптечка

54. маленькую мягкую спринцовку №1 или аспиратор для носа (обязательно с резиновым/силиконовым наконечником!);
55. грелка (маленькая) и большая
56. марганцовка
57. Зеленка (лучше в виде маркера)
58. средство от колик Эспумизан, укропная вода
59. Перекись водорода в виде жидкости - для обработки пупка
60. Градусник
61. Несколько пипеток
62. Вата обыкновенная
63. Вата стерильная
64. Бинт стерильный и обыкновенный
65. Ватные палочки с ограничителями и без них
66. средство от опрелостей – цинковая мазь
67. сушеная трава пустырника, чистотела, ромашки череда зверобой валериана
68. Лейкопластырь
69. клизмочка и газоотводная трубочка
70. Марля
71. Йод 1%
72. Вазелин
73. фурацилин
74. Памперсы 1 пачка для новорожденных
75. Одноразовые пеленки. В роддом и на первое время. побольше.
76. свечи глицериновые

Для мамы

77. Мазь Бепантен от трещин
78. Прокладки макси 2 пачки
79. послеродовые прокладки
80. одноразовые трусы
81. Масло облепиховое или шиповное (против опрелостей и трещин)
82. молокоотсос
83. накладки на грудь

Дополнительно

84. Лактационный чай
85. детский чай

Игровой коврик
Стульчик
Детская посуда

Из личного опыта подруги «Что брать с собой в роддом».
Если лечь на дородовую и вечером уходить домой, то с собой понадобится только
постельное белье (пока своё),
халат и под него легкую футболку или ночнушку,
полотенце,
мыло
несколько пеленок,
перчатки стерильные и зеркало (это если кому процедуры назначат).
Если будете там кушать (бесплатный только завтрак - достаточно съедобно. А вот пшенка и манка у них объедение получаются, я так дома не могу сделать вкусно пшенку)- посуда
Если будете оставаться на ночь там, то нужно всё из предметов личной гигиены. И ОБЯЗАТЕЛЬНО резиновые моющиеся тапочки (т.к. душ общий и не очень санитарно-гигиенический, так что босыми ногами встать на этот пол гадко).
Может шампунь и фен еще нужны будут (по желанию).
Посуда конечно нужна,
книжки (надо же себя развлекать). Телевизор смотреть только вечером, да и-то не каждая смена разрешает смотреть.
Да, еще обязательно пара носков.

В родзал.

С собой паспорт, всё те же резиновые тапочки, т.к. там будут мыть (после клизмы), пеленку.
Советую взять с собой наконечник для клизмы (дома вами простерилизованный). Там конечно есть, но для пущей гигиены лучше свой. Пару недель назад было такое, что на роды ушло сразу 11 девочек, так там не успевали стерилизовать эти наконечники. Так что думайте тут сами.
Потом с обой сразу берете пакет с вещами для малыша (3 распашенки, 3 штанишек, 3 шапочки, 3 пеленки байковые и 3 ситцевые, подгузники, силиконовая ложка (обязательно), салфетки влажные детские (не обязательно, но лучше взять), царапки, носочки).
Обязательно возьмите себе минералку и шоколадку (придаст сил),
кефир (не Био, обезжиренный) - это уже после родов надо будет попить. Вроде пока всё…

В отделение физиологии (полеродовое)
Посуда, мыло (обычное и детское),
туалетные принадлежности, дезик
полотенцА,
прокладки (брала с собой обычные Бэлла на 5 капель-без геля, просто ватные и урологические прокладки), Урологические впитывают ГОРАЗДО больше, но если есть швы, то могут преть с такими прокладками, ватные приятнее, но их уходит очень много за день, подкладные (сделайте дома несколько штук), крем или мазь БЕПАНТЕН
На вторые бессонные сутки попросила мужа контрабандой передать нам соску для бутылочки, чтобы давать докорм(но только ночью и втихаря-это страшно и строго запрещено) (т.к. одной кормить с ложечки вечно крутящегося ребенка почти невозможно без опыта и сноровки) и пустышку (мы очень любили сосать грудь именно как соску по 2 часа, от чего пошли такие трещины и боль была сильная, но давать грудь всё равно приходилось, чтобы малыш её рассасывал, иначе не прибудет молоко). Еще вспомню-допишу.

1. ночная сорочка с застежкой спереди – 2 шт. (х/б, удобная для кормления).
2. халат.
3. тапочки обычные и резиновые – 2 пары.
4. нижнее белье (трусы – 4 шт., бюстгальтер для кормления – 2 шт.).
5. носки теплые и х/б – 2 пары.
6. прокладки в бюстгальтер – 1 упаковка.
7. прокладки: большие (урологические) и средние – 2 упаковки.
8. памперсы для взрослых – 3 шт.
9. мыло, зубная паста, расческа.
10. полотенца – 2 шт.
11. хозяйственное мыло (детское) – 1 шт.
12. пакетики с шампунем – 2 шт.
13. заколка для волос.
14. косметичка.
15. чашка, ложка, тарелка, электрочайник, светильник (ночничок, который вставляется в розетку).
16. туалетная бумага – 1 рулон.
17. одноразовые полотенца-салфетки.
18. одноразовые наклейки для унитаза (я поступлю, наверное, как одна девушка, которая купили круг для унитаза и с ним ходила в туалет, а потом отправлю его на дачу).
19. послеродовый бандаж (акушерка советует не брать его в роддом и не носить в течение месяца после родов – это нужно для того, чтобы матка сократилась естественным образом. Пожалуй, не буду его носить, хочется все-таки быть здоровой. А с животиком справимся)
20. тетрадь и ручка (туда еще дома начинаем записывать время начала и продолжительность схваток).
21. паспорт, документы (обменная карта).
22. одноразовые пеленки: 5 больших и 5 маленьких.
23. гигиеническая помада (в схватках выдыхаешь открытым ртом – сохнут губы).
24. слабительные свечи (заранее не покупать, если на следующий день после родов будут проблемы со стулом, спуститься в аптеку в роддоме и купить одну свечу, больше не понадобится).
25. крем, снимающий боль при трещинах сосков (или масло). Подходит обычное облепиховое или виноградное масло.
26. лекарство от геморроя (заранее не покупать! По совету врача при необходимости).
27. салфетки – 1 пачка.
28. полиэтиленовые мешки для мусора и грязного белья.
29. одежда и обувь для выписки (остается дома).
30. постельное белье – 2 комплекта.

Вообще-то, вещи нужно упаковывать только в полиэтиленовые мешки, но в нашем роддоме, если сумка спортивного типа новая или чистая, то можно принести вещи и в ней. Так гораздо удобнее.

Зарождение новой жизни является прекрасным и волнительным событием для семьи, будь-то молодая пара в ожидании своего первенца, или уже бывалые родители, познавшие опыт рождения и воспитания маленького человека. Появление ребенка меняет жизнь его родителей раз и навсегда, причем каждый ребенок, будет менять ее снова и снова, ведь все малыши уникальны и несут в себе божественную частичку. На плечи семьи ложится огромная ответственность, состоящая в том, чтобы достойно встретить маленького гостя на пороге большой жизни, поэтому близкие должны помогать будущим маме и папе в подготовке к появлению ребенка.Когда пройдут первые, самые тяжелые, месяцы беременности, необходимо уделить особое внимание важным аспектам подготовки к рождению малыша.

1. Физическая подготовка к родам

Любая женщина должна с первого дня своей беременности начинать подготовку к благополучному вынашиванию и успешным родам. Прежде всего, нужно пересмотреть свой режим дня. Если ваша работа связана с сильными физическими и эмоциональными нагрузками, стоит предупредить руководство предприятия о своей беременности и попросить упрощения условий труда. Необходимо хорошо высыпаться, поэтому ваш режим дня должен сон той продолжительности, которую требует организм.

Питание беременной должно быть полноценным и сбалансированным, стоит отказаться от продуктов, содержащих консерванты, красители и ароматизаторы. Стараемся ограничить взаимодействие с вредными веществами, которое может происходить через кожу или дыхательные пути. Обязательным является отказ от алкоголя, курения и употребления любых лекарств, без консультации с врачом. Желательно сохранять умеренную физическую активность, это могут быть прогулки на воздухе, домашние дела, осуществление покупок. По возможности стоит начать посещать специальные занятия в группах, это может быть гимнастика для беременных или prasu-yoga. Нужно избегать большого скопления людей в закрытых пространствах, таких как общественный транспорт, концерты, кинотеатры, в целях исключения возможности заражения инфекционными заболеваниями, если посещения таких мест необходимо, стоит пользоваться защитными одноразовыми масками.

2. Моральная подготовка к родам

Ваше общение не должно сводиться к привычному кругу, найдите единомышленниц среди состоявшихся матерей, общайтесь с ними на тему беременности и родов, спрашивайте советов, однако, не всем советам стоит следовать, всегда проверяйте информацию. Читайте специальную литературу, журналы для беременных, смотрите видео, чтобы уровень вашей теоретической подготовки был настолько высоким, насколько это возможно. Ведь люди, как правило боятся неизвестного, а то с чем человек знаком, хотя бы в теории, становится более понятным, от того менее страшным. Нужно помнить, что беременность не болезнь, а роды, являются природным естественным процессом.

3. Психологическая подготовка к появлению ребенка в доме

Изучайте литературу о том, как выглядит, и какого ухода требует новорожденный ребенок. Вы должны знать, с какими трудностями вы можете столкнуться, чтобы избежать паники в случае их возникновения. Готовьтесь к рождению ребенка как к появлению желанного гостя, узнайте все о его пристрастиях и вкусах, о том, как нужно себя вести в тех или иных ситуациях. Ведь важность этого маленького гостя трудно переоценить, нужно сделать все, что в ваших силах, чтобы облегчить его приход и адаптацию в этом мире. Начните с периода беременности, знакомьте его с миром вкусов, звуков и прикосновений. На определенных сроках ребенок будет взаимодействовать с вами, и вы это поймете по ответным толчкам внутри. Вы поймете, что ему нравится, а от чего он не в восторге, когда ему страшно и когда он доволен и расслаблен. Первым важным шагом на пути к духовной близости с ребенком станет первое УЗИ, стоит сделать фото маленького человечка, оно будет напоминать вам о важности вашей роли, и снизит последствия страданий, которые может испытывать женщина на разных этапах беременности.

4. Подготовка дома к появлению ребенка

Дружественная обстановка, порядок и чистота, а также личное пространство, создают первые жизненные условия ребенка. Родители должны максимально позаботиться о том, чтобы к моменту появления нового члена семьи у него был свой личный уголок в квартире, полочки в шкафу и другие мелочи, создающие комфорт. Стоит позаботиться об отсутствии грибка на стенах комнаты и ванной, при уборке должны использоваться экологически чистые моющие средства. Помещение должно хорошо проветриваться, увлажняться и иметь возможность регулировать температуру отопления. Среда обитания является первым индикатором здоровья ребенка.

5. Сборы приданого для малыша

Существует ряд предрассудков связанных с беременностью и родами. Одним из них является подготовка к появлению ребенка. В народе считается, что покупать детские вещи до рождения, является плохой приметой. Однако, стоит понимать, что все приметы уходят корнями в глубокое прошлое, и связаны с событиями, которые имели место очень давно и стали не актуальны в современном мире. Несколько веков назад при родах гибли как дети, так и роженицы в большом количестве. Сегодня медицина шагнула далеко вперед, роды принимает не повитуха, а квалифицированные специалисты, поэтому оставим предрассудки в прошлом. Обязательные покупки, которые стоит сделать до родов: детская коляска, детская кроватка, матрас в кроватку, детское постельное белье, комод для пеленания или столик для пеленания, ванночка, детские вещи и косметика по уходу за малышом. Обязательно подготовьте комплект на выписку, который должен содержать вещи по сезону. При подборе приданого учитывайте такие факторы как, экологическая чистота, натуральность, безопасность, комфорт, легкость, мобильность.

6. Выход в декрет

Беременная женщина по закону имеет право на декретный отпуск. Сроки выхода в декрет зависят, прежде всего, от вашего самочувствия. Однако, выплаты декретных средств происходят только в соответствии с законом. Беременной женщине нужно узнать информацию о том, какая социальная структура занимается начислением и выплатой пособия, какие документы необходимы для оформления пособия, какие официальные сроки начала декретного отпуска для беременных, куда будут перечисляться средства. О поиске информации стоит позаботиться заранее, когда живот еще не мешает свободным передвижениям, также стоит уладить все вопросы, связанные с поездками до наступления непогоды, например, сильных холодов или гололеда.

7. Выбор роддома и врача

Также нужно узнать заранее о том, какие роддома находятся ближе всего к вашему месту жительства. Необходимо посетить роддом, ознакомиться с тем каким образом проходят роды, в каких условиях находятся роженицы и родильницы, пропагандирует ли роддом грудное вскармливание, стимулируют ли роды и т.д. Также лучше всего определиться с врачом, который будет вести ваши роды заранее, очень важно заручиться взаимопониманием и поддержкой врача.

8. Сумка в роддом

Для того, чтобы сделать ваше пребывание в роддоме максимально комфортным, необходимо собрать сумку в роддом заранее. Список обязательных вещей вам выдадут, а вот перечень предметов, которые делают вашу жизнь комфортной, вы должны составить сами. Можно посоветовать включить состав сумки хорошую книгу или планшет, чтобы сделать ваше пребывание в казенном месте более приятным, также будет не лишним рукоделие, если угодно. Не забудьте фотоаппарат и аккумуляторы к нему, очень важно запечатлеть первые минуты жизни вашего малыша для его первого альбома.

9. Обустройство детского уголка

Место, где будет стоять кроватка и другая детская мебель, должно быть не только функциональным, но и красивым. Стоит подумать о легком ненавязчивом декоре детского уголка, это могут быть буквы с именем, цветные флажки из бумаги, красивая картина. Только избегайте слишком ярких и крупных изображений, они могут пугать малыша. Детские вещи должны лежать отдельно от взрослых. Все вещи, которые вы приобретаете ребенку, должны быть выстираны и проглажены, для стирки используйте детский порошок. Если вещь не подлежит стирке, стоит протереть ее влажной тряпкой, возможно с использованием натурального моющего средства. Проверьте детское место на наличие сквозняков. Постарайтесь, чтобы в комнате, где находится малыш, было достаточно светло и свежо. Хорошим приобретением будет увлажнитель воздуха, а также термометр (для измерения температуры воздуха) и гигрометр (измеритель уровня влажности воздуха).

10. Сортировка и подготовка детских вещей

Рассортируйте детские вещи по возрасту и по назначению. Чтобы избежать беспорядка на полках, сложите вещи, время которых еще не пришло, в отдельные пакеты и уберите в шкаф. Детские вещи, которые вы собираетесь использовать в первые три месяца жизни ребенка, постирайте, прогладьте и сложите в комод. Подготовьте средства по уходу за ребенком, выделите специальные полки или приобретите пластиковый стеллаж в хозяйственном магазине. Для мелкой детской одежды типа шапочек, слюнявчиков и носков, стоит приобрести тканевые контейнеры, основа которых легко снимается и поддается стирке.

Теперь вы готовы к приему гостя. Сохраняйте оптимистичное и радостное расположение духа, не слушайте страшные истории о родах и детских болезнях. Эмоциональное состояние беременной женщины напрямую связано с успешностью родов и становлением лактации. Будьте внимательны к своему организму, слушайте своего ребенка, не игнорируйте интуицию. Хорошая подготовка в любом деле всегда приводит к успешному исходу мероприятия.

То, насколько будут дружны дети в семье, определяется множеством факторов.
Особенно важны первые годы после появления на свет следующего ребенка. Многие братья и сестры с удовольствием помогают родителям заботиться о новых членах семьи.

Старшие дети играют с ребенком, успокаивают его, кормят и меняют пеленки. С другой стороны, рождение младшего ребенка часто вызывают дистресс у старших детей. Особенно он силен, если разница в возрасте между ними и новорожденным меньше трех лет.

Старшие дети могут замкнуться в себе, или наоборот, будут вести себя чересчур по-детски, пытаясь вернуть внимание родителей. Зависть, агрессивность и повышенная тревожность - обычные реакции детей дошкольного возраста на появление соперника.

Для большинства первенцев рождение второго ребенка не является полной неожиданностью. Дети любопытны и их внимание привлекает изменившиеся очертания фигуры матери, они наблюдают за приготовлениями к появлению малыша. Раньше или позже их расспросы побуждают родителей раскрыть суть происходящего.

Дети, как правило, хотят, чтобы в их семье был малыш. Часто первенцы прямо просят "купить " им братика или сестричку. Их желание вполне понятно. Они нуждаются не только в покровительстве родителей, но и в партнерах по играм и развлечениям. Кроме того, рождение малыша сулит им приятную перспективу попробовать себя в роли опекуна, учителя по отношению к младшему.

В детском воображении малыш значительно более развит, чем на самом деле. Дети обычно представляют его как умеющего говорить, ходить или по крайней мере ползать.

Надо обязательно обсудить с первенцем, что новорожденный будет сначала беспомощным, требующим много внимания, заботы всех членов семьи и только постепенно они подружатся и смогут играть вместе. Очень важно объяснить, что малыш с самого начала очень хрупок и ему в первую очередь будет нужна забота матери.

Такой разговор необходим, чтобы поддержать положительное эмоциональное отношение к новорожденному, но не к тому вымышленному, который возник в голове у ребенка, а к реальному, каким он будет на самом деле. Очень важно не переборщить, разукрашивая достоинства будущего члена семьи, а стараться до конца быть искренним с ребенком. Это поможет избежать разочарования.

Другая крайность заключается в том, что стремясь не обременять первенцев, родители могут изолировать их от заботы о появившемся новом члене семьи. Если это не становится принудительной обязанностью, детям часто нравится опекать и присматривать за малышами. В таких ситуациях они чувствуют себя взрослее, много умеющими и знающими. Они воображают себя в роли родителей и это приносит им большое удовлетворение.

Однако, увеличение семьи для старших детей не связано только с приятными перспективами. Их реальная жизненная ситуация очень меняется. Родительское внимание сосредотачивается на младшем брате или сестре. Младенцу нужен постоянный уход. Мать может испытывать серьезное переутомление, недосыпать и в этой ситуации не быть способной в полной мере отвечать на потребности старшего ребенка. Положение дел несколько облегчается, когда с появлением следующего ребенка отцы начинают уделять больше внимания старшему.

Чтобы помочь старшим детям приспособиться к новой ситуации, очень важно, чтобы родители постарались сохранить те "ритуалы общения", к которым ребенок привык и которые ему нравятся: определенные игры или чтение сказки на ночь, телесный контакт матери с ребенком, привычные занятия. Взрослым также стоит воздерживаться от чрезмерного восхищения малышом в присутствии старшего.

В ситуации появления нового ребенка старшие дети пытаются найти всевозможные средства восстановить эмоциональный контакт с родителями и утвердить собственную значимость в семье. Нередко старший ребенок начинает вести себя подобно младенцу , снова становится плаксивым, неряшливым, перестает пользоваться горшком. Он как бы регрессирует в своем развитии, пытаясь вернуть утерянное внимание. Вместо того, чтобы препятствовать такому поведению и бороться с ним, родители могут эффективно его преодолеть, намеренно предоставив ребенку возможность снова побыть младенцем в специальной игре.

"Игра в младенца" помогает дошкольнику осмыслить произошедшие в семье перемены путем естественной для этого возраста ролевой игры. Для ее проведения матери понадобится 15-30 минут в день. Игра заключается в том, что мать по отношению к старшему ребенку ведет себя так, будто он снова стал младенцем. Ребенок вновь, подобно новорожденному, ощущает себя в центре материнского внимания и заботы, и это может снизить остроту переживаемых им чувств обиды, зависти и злости. В ходе игры мать может предложить ребенку как будто снова стать маленьким и беспомощным младенцем, закутаться в пеленку, попить из бутылочки, пососать соску и т.д. Игра может начаться с показа фотографий и видеозаписей, на которых он увидит себя младенцем. Можно предложить ребенку одну из тех игр, в которые с ним играли в раннем детстве. Хороший способ закончить игру - "усыпить младенца", нежно укачивая его и спев ему колыбельную песню.

Чтобы сделать "игру в младенца" эффективной техникой преодоления ревности к брату или сестре , важно отвести для нее специальное время и не использовать в присутствии других членов семьи. Отец и другие близкие ребенку люди могут отдельно играть с ним в эту игру. В нее следует регулярно играть с ребенком до тех пор, пока ребенок не потеряет к ней интерес. Время от времени говорите ребенку о том, что вам нравится так играть, поскольку, не переставая гордиться тем, какой он взрослый, вы грустите о том времени, когда он был маленьким. Проигрывая различные формы поведения малыша, имитируя его отношения с окружающими, старший ребенок постепенно разочаровывается в такой игре и выбирает занятия, более соответствующее своему возрасту. Лежание в пеленке, хныканье, сосание воды из бутылочки не дают такого удовлетворения четырехлетнему ребенку, как подвижная игра или работа с интересным конструктором. Родителям следует позволять ребенку отыгрывать роль младенца в специальной игре и игнорировать его стремление действовать так, вне специально отведенного для игры времени. Это будет говорить ему о том, что вне игры родители ожидают более зрелого поведения. Благодаря этой игре ребенок оказывается в состоянии осознать, что когда-то он действительно являлся центром материнского внимания и получал от родителей все то, что теперь получает его брат или сестра. Вследствие этого чувство зависти по отношению к ним теряет свою остроту.

«Мой брат (сестра) чудом остался жив (осталась жива)», - говорят многие про своих братьев и сестер, родившихся с небольшой разницей в возрасте. К сожалению, известно много случаев крайней жестокости старших детей по отношению к своим младшим братьям и сестрам. Например, такой случай: старшая девочка регулярно поила младшего брата холодной водой, и он постоянно болел; продолжалось это, пока ее не застали на месте преступления. А родители при этом недоумевали: «Как это могло случиться?»… Мой приятель вспоминал, как он в трехлетнем возрасте принес домой огромную палку для того, чтобы ударить своего брата, и только прутики кроватки и близость мамы спасли последнего от увечья.

Конечно, это крайности, но они реальны.

В основе такого отношения лежит четкая мотивация: ревность . Ревность снедает старшего ребенка, грызет его психику. В этом смысле он ничем не отличается от взрослого, только объект его ревности, обладания - родители. Вы можете вполне понять его чувства, если ревновали хотя бы раз в жизни. Мировая художественная литература изобилует описаниями этого специфического состояния, в романах можно даже найти самые разнообразные «рецепты»: как разжечь ревность или, наоборот, как не дать для нее повода. Вам предстоит серьезнейшая работа, прежде чем вы будете по-настоящему готовы к решению проблемы со старшим ребенком в преддверии рождения и в течение первых лет жизни младшего.

Возникает несколько вопросов. Все ли дети подвержены чувству ревности к младшим братьям и сестрам? Какой возраст старшего ребенка самый опасный? И наконец - что делать? Попробуем ответить на них по порядку.

Ревность может возникнуть у любого ребенка, даже у хорошо подготовленного к рождению брата или сестренки. Подчас достаточно одного неосторожного слова, чтобы пожар заполыхал в полную силу. Можно ли его предотвратить? Думаю, что можно.

Конечно же, существует зависимость между силой возникающей ревности и возрастом старшего ребенка. Понятно, что бессмысленно подготавливать пятнадцати-шестнадцатилетнего первенца к рождению второго ребенка так же тщательно, как при разнице в пять-шесть лет, да и ситуация такая встречается куда реже, чем небольшая разница в возрасте. По-особому трудна разница в год-полтора. Ведь ваше старшее дитя не внемлет никаким вашим доводам, сколько бы вы ни призывали его к разумности и т.п. Зато в этом возрасте психологическая проблема, даже если она возникает, еще не так велика, как та, которая может появиться у ребенка постарше, когда он годам к пяти-восьми достаточно вкусил всех прелестей положения всеобщего любимца.

Известно, что предупреждение болезни обусловливает значительно меньшие издержки, чем ее лечение . При всех минусах в ситуации «старший - младший» есть один важный плюс: наличие четкого «диагноза» позволяет предупредить возможные трудности и преодолеть их. Таким образом, наша проблема - из разряда прогнозируемых и решаемых.

«ТЫ БРЫКАЛСЯ У МЕНЯ В ЖИВОТЕ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК И ТВОЯ СЕСТРИЧКА»

После того как вы узнаете, что в семье грядет пополнение, у вас есть вполне приличный срок, чтобы подготовить первенца или второго ребенка к появлению самого младшего. В этот период надо постепенно вводить в жизнь ребенка те или иные ограничения: у мамы, например, болит спина, и поэтому она не может поднимать его на руки и т.д. При этом ни в коем случае нельзя давать ребенку понять, что какие-либо ограничения в его жизни появляются из-за грядущего появления малыша в семье.

Ребенок должен хотеть появления брата или сестры, и его надо убедить в том, что он этого хочет.

Нельзя спрашивать у старшего ребенка, хочет ли он братика или сестричку, - ни в коем случае! Стоит ему ответить отрицательно - и чтобы убедить его в обратном, вы потратите в десять раз больше усилий, чем потребовалось бы до произнесения этого рокового «нет».

Что же говорить ребенку и как? Дети очень хорошо чувствуют фальшь. Они куда лучше воспринимают слегка равнодушный голос, чем воодушевленно-восторженные излияния. Попробуйте «внепланово» подарить своему ребенку большой подарок - он обязательно заинтересуется причиной этой щедрости. Не следует специально отводить время для каких-то воспитательных бесед, не нужно обсуждать собственное поведение или гипотетическое поведение старшего, не стоит говорить ему о долге и пр . Например, лучше избегать фраз типа: «Ты должен любить своего братика » или «Мы все равно будем тебя любить ». Такие разговоры могут насторожить ребенка и привести к нежелательным расспросам. Необходимо снабжать малыша тщательно продуманной информацией постоянно, но в очень маленьких объемах, как бы вскользь. Ни в коем случае нельзя переборщить. Причем делать это нужно тем тоньше, чем он старше.

Некоторые примеры текста.

«Везет тебе, скоро появится твой настоящий братик ». (Развивается тема позитивности, желанности его появления и отличия «настоящего», родного братика или сестрички от двоюродных братьев и сестер, друзей и пр.)

«А у меня вот не было младшего братика в детстве ». (Тут можно поговорить о негативных проявлениях этого неприятного момента в вашей жизни: некого было защищать, не с кем играть и т.п.) «Счастливчик, у тебя скоро будет маленькая сестричка, а я в детстве говорил своим родителям: «Рожу себе сестричку сам, раз вы не хотите »…».

Неплохо сравнивать старшего малыша с младшим. Сравнение, конечно же, должно быть либо нейтральным, либо в пользу старшего (пока младший еще не слишком смышлен):

«Когда ты был у меня в животе, ты все время хотел пить яблочный сок - мой любимый, а твой братик, чувствую, любит морковный! »

«Давай измерим мой живот, посмотрим, кто больше - твой братик сейчас или ты, когда там сидел… »

«Ты брыкался у меня в животе точно так же, как и твоя сестричка… »

Необходимо дать старшему возможность почувствовать, что он имеет исключительные права, - например, подсказать ему имя будущего малыша, чтобы потом он с гордостью говорил: «Это я так его назвал», или вместе с ним пойти в магазин за игрушками для маленького, чтобы впоследствии старший гордился тем, что сам выбирал игрушки для братика или сестрички.

Самостоятельность старшего ребенка - залог успешного решения проблемы (хотя и не само решение). Если ребенок несамостоятелен, нужно по возможности скорее, иногда даже форсированными мерами, достичь необходимых результатов. Степень самостоятельности, естественно, зависит от возраста ребенка. В понятие самостоятельности входит умение самостоятельно есть, засыпать, играть, ходить на горшок (унитаз), вытирать попу и многое другое.

Необходимо заранее купить новые игрушки для старшего, чтобы потом, после рождения младенца, синхронно дарить подарки обоим детям (неплохо, объяснив ситуацию, давать их и гостям - для подарка старшему от их имени). Хорошо, если есть возможность выделить для старшего ребенка больше места в квартире (а лучше - отдельную комнату), к отдельной кроватке его также разумно приучить заранее.

В общем, что сможете, то и сделаете. Что не сможете - не форсируйте после появление младшего в доме!

ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ…

Очень важно для детей первое знакомство. Неплохо было бы избавить старшего от восторженных криков родственников при появлении младенца дома, а «предъявляя» новорожденного старшему ребенку, можно сообщить ему, что он был, честно говоря, посимпатичнее, и описать чем, в заключение же сказать, что ничего, маленький еще станет похож на брата (сестру). Первые дни после возвращения мамы с младенцем из роддома во многом определят отношение старшего малыша к младшему. Именно поэтому не отдавайте в это время старшего ребенка бабушкам и дедушкам, как бы они вас ни уговаривали: он сейчас особенно нуждается во внимании родителей. Если бабушка хочет и готова помочь, лучше пригласите ее к себе домой, а если у вас есть проблемы в общении (и если позволяют средства) - найдите помощницу, с которой вам точно не придется спорить по поводу того, как, что и когда делать.

После появления новорожденного перво-наперво придется запастись огромным терпением. Особенно внимательно нужно следить за своими словами, причем относится это не только к маме и папе. Если родители предельно чутки и осторожны, а бабушка позволит себе самую, на первый взгляд, безобидную фразу, адресованную старшему ребенку и касающуюся его отношений с младшим (например: «Отдай сестре свою игрушку немедленно, она маленькая» или «Не кричи, Таня спит» ), без необходимого сопровождения-объяснения, то проблема может возникнуть совершенно неожиданно.

Ту же ситуацию можно представить старшему ребенку несколько иначе: «Везет тебе, Илюшка, у тебя такие хорошие игрушки! У Тани таких нет, дай ей немного поиграть твоего робота, а ты покажи мне лучше свой последний рисунок, он мне так нравится… » Еще до появления младшего ребенка научите старшего меняться игрушками, а не отбирать их. Можно сказать и так: «Сережа, ты же знаешь, как мы оберегали твой сон, когда ты был маленький, мы даже бегали к соседям, просили их не шуметь, а однажды ты проснулся и долго громко плакал, и мы утешали тебя целый час ». Старайтесь улыбаться, но не смейтесь.

Давайте старшему потрогать младшего и не переживайте, если он разбудит малыша неосторожным движением или криком, - это неизбежно.

Разумеется, старшему ребенку нужно уделять ничуть не меньше внимания, чем младшему. С ним надо по-прежнему заниматься его любимыми делами, выкраивать время для того, чтобы поговорить, - дети очень любят, когда с ними просто разговаривают «ни о чем». Выучите вместе новую песенку (колыбельную для младшего), запишите ее на магнитофон и включайте для новорожденного. Если хвалите младшего, надо сразу же найти причину похвалить и старшего. Ласкаете младшего - уделите долю ласки и старшему! И так далее.

Что касается повседневного расписания для малышей, то распорядок дня вы подберете самостоятельно исходя из ваших возможностей. Некоторые вещи удобно делать одновременно с двумя малышами: гулять, укладывать спать, кормить. Это может показаться сложнее, но, поверьте, избавит вас от тотальной занятости и связанного с ней стресса.

К сожалению, в поведении старшего ребенка при появлении в семье нового малыша могут возникнуть определенные психические отклонения (отмечу, при отсутствии должного внимания к нему со стороны родителей).

Самое неприятное - это агрессивное поведение, направленное на младшего. В лучшем случае он станет будить его громкими криками, в худшем попытается причинить ему физическую боль. Детская «изобретательность» в этой области даже поражает воображение. Проблема еще в том, что дети не понимают, что такое жестокость и даже смерть, подчас они не чувствуют опасности и не представляют, какой силы может быть урон, который они в состоянии нанести даже при своих небольших физических возможностях маленькому человечку.

Другие случаи менее страшны по последствиям, но также неприятны.

Бывает, что старший ребенок решает добиться «прежнего расположения» родителей путем подражания младшему. Например, начинает просить соску, писать в одежду и пр. (так называемое регрессивное поведение).

Ребенок может начать мстить родителям: капризничать, грубить, не откликаться на зов и т.д. и т.п.

Некоторые замыкаются в своей обиде на весь мир, и вывести ребенка из этого состояния не всегда бывает просто.

Поведенческие варианты сводятся к неосознанному или сознательному желанию ребенка понять, любят ли его родители по-прежнему. Родители должны приложить все силы к тому, чтобы восполнить пробелы в его воспитании, и ни в коем случае не прибегать к грубому воздействию.

Вам трудно будет уберечь младшего от синяков, возникающих по вине старшего, но не ограничивайте их общение рукопожатиями через решетку манежа. Очень важно, чтобы между ними установился не только тактильный, но и психологический контакт, тогда они станут ближе друг к другу, привыкнут делать многие вещи вместе, помогать и выручать друг друга.

В конечном итоге правильно построенные отношения между детьми помогут им понять сущность отношений между людьми. Они вырастут уравновешенными и уже наделенными мудростью каждодневного компромисса, способностью бескорыстно любить и отдавать себя.

Как подготовить малыша к появлению второго ребенка

Итак, у вас будет еще один ребенок. Однако одно лишь решение родителей не определяет всех событий, поскольку в семье есть еще один человек – сын или дочь, мнение которого тоже необходимо учитывать. Деткам, которых в семье двое-трое, гораздо легче адаптироваться к появлению «нового» ребенка – они это уже проходили. А вот для первенца задачка будет не из легких, поэтому большинство вопросов, которые будут рассмотрены в этой главе, касаются именно взаимоотношений «номера первого» и «номера второго».

Самое главное, чего хотят родители, – это чтобы с появлением младшенького старшие братик или сестренка стали ему другом, примером и защитником, а для родителей – союзником и единомышленником, а не оппозиционером.

Однако на практике все бывает порой совсем не так: ревность, капризы, ссоры, жалобы, «шкоды», наказания – словом, все как у взрослых: «скандалы, интриги, расследования»… Почему же так происходит? Видимо, потому, что мы забываем: тот факт, что детей связывают кровные узы, вовсе не является гарантией привязанности и дружбы между братьями и сестрами. Чтобы родственные чувства расцвели, их необходимо бережно и кропотливо выращивать, удобрять терпением и поливать любовью.

Как это делать правильно? Попробуем разобраться.

Итак, во-первых, постарайтесь сделать ваше решение о рождении второго ребенка общим задолго до самого события. Сообщите, что вы ждете малыша, расскажите, как это здорово – иметь брата или сестру и быть при этом Старшим, поделитесь подробностями младенчества самого первенца: как вы с нетерпением ждали его, как ухаживали за ним, как играли, как много времени проводили вместе. Все это – профилактические меры для того, чтобы снять возможный высокий градус ревности («с мелким все возятся, а Я???»), а еще – чтобы сын или дочка настроились на правильную волну приятия нового существа и провели параллель с самим собой – «я тоже был в этой роли». А вот как точно не стоит поступать – так это задавать вопрос: «Хочешь ли ты младшего братика?» Велика вероятность получить ответ «нет» – и что будете с ним делать?

Во-вторых, старайтесь включать первенца во все бытовые приготовления: вместе со старшим можно отправиться выбирать кроватку, коляску, одежки и игрушки для малыша, при этом активно советуйтесь – что нравится ему самому, что хотелось бы иметь, будь он таким маленьким? Этим вы натренируете навык «влезть в шкурку» младшего брата или сестренки, поставить себя на его место – такое умение много раз понадобится старшему в будущем. Кстати, во время шопинга не забудьте купить что-нибудь и старшему, иначе ему будет обидно, и в сознании может закрепиться негативное: «Ему все, а мне – ничего!»

В-третьих, постарайтесь максимально доступно и сообразно возрасту подробно рассказать старшему, как поживает еще не родившийся малыш, что он чувствует в животе у мамы, как можно с ним пообщаться (погладить, поговорить, дать послушать музыку). Инициатива старшего сделать малышу подарок (в виде рисунка, к примеру) должна только поощряться! Заранее настроенный на такую волну, старший ребенок куда легче адаптируется к появлению маленького, чем если поставить его перед фактом непосредственно перед рождением. Совершенно неправильно на протяжении всей беременности делать вид, что ничего особенного не происходит, потому что дети – существа очень чуткие и сообразительные, они все равно уловят изменения, поймают своеобразный «ветер перемен», а в ситуации, когда эти перемены неясны и остаются без объяснений, малыши склонны видеть в них негатив, поэтому если что-то назревает, а взрослые это скрывают – то точно ничего хорошего ждать не приходится.

В-четвертых, не вносите кардинальных перемен в жизнь старшего ребенка прямо накануне появления маленького: не стоит в это время отдавать старшего в детский сад, затевать большой ремонт и переселять его в другую комнату – в детском сознании все эти неприятности крепко увяжутся с «пришельцем»: «Все из-за него!» Ясно, что многое из перечисленного – необходимость, но лучше сделайте все заблаговременно.

В-пятых, не вводите первенца в заблуждение относительно того, что такое новорожденный малыш, рассказами вроде: «У тебя появится друг/подружка, с которыми можно играть», – ведь детки дошкольного возраста понимают все буквально, и появившийся в доме «сверточек» – то плачущий, то спящий – порядком разочарует первенца: «С кем играть-то? Он же ни ходить, ни говорить не умеет! Обманули…» Так что лучше расскажите старшенькому, как нужно ухаживать за малышом, что делать можно и чего – не нужно, а главное – объясните, что малыш будет сначала маленьким беспомощным существом, которому очень нужна будет забота, – зато в благодарность это существо крепко и на всю жизнь полюбит тех, кто будет любить его.

Ну и в-последних – долой «принуждения к миру». Не заставляйте старшего любить малыша! Делается это обычно при помощи выражения «ты должен» – но это «должен» способно отравить любые искренние попытки старшего полюбить младшего, потому что «должен» – прямой антипод «хочу», и означает оно «не хочешь, а придется». Вспомните старую пословицу: «Насильно мил не будешь», – поэтому не давите. Если все остальное вы делаете правильно, теплое чувство к маленькому придет само. Ну а если нет, то слово «должен» – все равно не та кнопка, нажатием на которую «включается» любовь. К тому же, если мы еще и запрещаем детям высказывать негативные чувства в адрес сестер или братьев, то тем самым даем понять, что чувства эти для нас ничего не значат, – как и те, кто их испытывает…

Итак, общая концепция, думаю, ясна. Тем не менее, существует определенная разница в подходе – в зависимости и от пола, и от возраста старшего ребенка.

Если первенец – мальчик, сделайте ставку на рыцарство: старший сын может помочь маме, защитить ее от трудностей, подставить свое плечо. В этом случае чрезвычайно важен пример отца, поскольку мальчик будет вести себя таким образом только в случае, если и папа не пытается быть мачо, а ведет себя как настоящий мужчина – сильный, разумный и заботливый.

Если у вас девочка, то лучше сделать ставку на природное стремление существ женского пола (вне зависимости от возраста!) заботиться о младших и нянчить их. Это естественная модель поведения для девочки, поэтому нередко дочки становятся отличными помощницами: ведь возиться с малышами – ее естественная потребность, а чтобы простимулировать процесс, скажите малышке, что она ведет себя как истинная женщина и станет прекрасной мамой в будущем.

Относительно помощи как сестричек, так и братиков важно запомнить вот что:

Заставлять помогать нельзя. Можно попросить, можно поощрять все «правильные движения души», но не принуждать и не приказывать, иначе в ответ родятся только протест и неприятие. Помните: ожидая от ребенка доброты – ее и получаем, ожидая лишь неприятностей – можно не сомневаться, что они и последуют;

Принимайте любую помощь, даже если она поначалу кажется вам неуклюжей. Нет верней способа отбить охоту помогать, чем постоянно отвергать «неудачные» попытки ребенка. Принес не тот крем? «Спасибо, котенок, но это мне будет нужно позже. А пока принеси мне другое». Выбрал не ту баночку с питанием? «Это вкусное пюре, можешь полить им свое мороженое. А малышке дай не сливовое, а яблочное». Напугал братика, пытаясь поиграть? Поиграйте все вместе, своим примером показывая, как лучше. А вот если в ответ на инициативу обычно «дают по рукам», энтузиазм старшенького быстро зачахнет (а мама будет удивляться и обижаться: «Эх, пользы от тебя никакой!»). Поэтому не отвергайте помощь и цените ее, ведь это не только проявление доброты, но и первые признаки взросления старшенького. Теперь поговорим о возрастных особенностях. Возраст первенца также важен, поскольку то, что понятно школьнику, сложно объяснить двух-трехлетнему малышу. Поэтому, если старшему ребенку меньше 2 лет, вы, естественно, можете рассказать о предстоящем рождении маленького – но особенно рассчитывать на понимание не стоит. Дети такого возраста не умеют управлять своими чувствами и остро переживают появление в доме «соперника», который отнимает все внимание родителей. Отстаивая свое право на внимание, они нередко «регрессируют», пытаясь снова сосать грудь или соску, писаясь по ночам или залезая в коляску новорожденного. Если такое поведение вскоре проходит – значит, родители успешно справились с ситуацией, если же закрепляется надолго – лучше всего пройти курс семейной терапии у психолога.

Старший по отношению к младшему испытывает крайне противоречивые чувства: это жгучая смесь любопытства, ревности, нежности и обиды, желания поруководить и поиграть, поэтому главное здесь – чуткость и понимание.

Если старший ребенок – дошкольник в возрасте от 3 до 6 лет , то под основной своей задачей вы должны понимать формирование эмоциональной привязанности между детьми. Скажите старшенькому, что малыш его уже любит: улыбается ему, ищет его глазками, пытается с ним «поговорить» на своем языке. Старайтесь привлечь старшего к посильной помощи под тем предлогом, что забот у мамы стало больше, а он уже достаточно взрослый, чтобы помочь. Таким образом вы решаете одновременно две важные задачи: разгружаете себя и даете понять первенцу, что он – взрослый. Кроме того, постарайтесь сделать так, чтобы старший ребенок не был зациклен только лишь на вас: чем шире круг его общения и больше интересных дел вне дома (кружки, друзья, увлечения), тем легче дается ему появление в доме малыша.

Ну а если старший ребенок уже школьник (более 7 лет) ? В этом случае главное – помнить, что у него уже должно быть личное время и пространство, и его интересы нужно уважать. Ни в коем случае нельзя превращать старшего в няньку для малыша – это лучший способ взрастить неприязнь между детьми – впрочем, мы уже об этом говорили. В принципе, природа играет в вашу пользу: как уже отмечалось, именно в этом возрасте интересы старшего ребенка уже лежат вне дома и родительской семьи (в школе и коллективе ровесников). С радостью и благодарностью принимайте любую помощь и проявления приязни, но не заставляйте любить и заботиться.

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Выбор второго супруга Большинство из нас учится на собственных ошибках и подходит к выбору супруга для второго брака с особой осторожностью. Мы стали более зрелыми, лучше знаем самих себя (по крайней мере, нам так кажется) и ищем такого человека, с которым действительно

Из книги Стриндберг и Ван Гог автора Ясперс Карл Теодор

ВРЕМЯ ВТОРОГО БРАКА Незадолго до приезда Стриндберга в Берлин его первый брак был наконец расторгнут. За короткое время пребывания в Берлине он, по свидетельству Пауля, переживает «пять романов». В мае 1893 года он женится во второй раз. В этом новом браке, в отличие от

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ПОЯВЛЕНИЕ ВТОРОГО РЕБЕНКА Воспитание ребенка по типу «кумир семьи» приводит к поощрению истероидности в ребенке, что со временем наносит сильный удар по семейным связям.Дети–истероиды часто могут быть завистливы и ревнивы. На появление второго ребенка в семье они

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Игры второго класса Если игры первого класса мы назвали «мышеловкой», то игры второго класса отличаются от первого сменой ролей или наличием переключения. Их формула описана Э. Берном как: «Крючок + Клев = Реакция - Переключение - Смущение - Расплата».А сама игра

Из книги Камасутра общения. Магия слов и жестов автора Ром Наталья

Практика второго шага Оцениваем свою внешность и гардеробДля выполнения этого упражнения вам понадобится человек с хорошим вкусом и – главное! – откровенный. Попросите его вместе с вами составить список тех аспектов вашей внешности, над которыми надо поработать.

Из книги Любовь по правилам и без, или Как организовать свою личную жизнь автора Ром Наталья

Практика второго шага Найдите поддержкуПриняв решение добиться счастливой встречи, найдите союзника: друга, который будет помогать вам в ваших действиях. Важно, чтобы этот человек хотел принять участие в устроении вашей или своей собственной личной жизни. Вам будет

Из книги Любовь и секс: как мы ими занимаемся автора Даттон Джуди

Как подготовить мозг к незабываемому сексу Пусть кровь бурлит. Мозг, как и гениталии, процветает при правильном и хорошем кровотоке. Так что лучше избегать вещей, которые преграждают доступ крови к голове, таких, как кофеин, никотин и недостаток сна. Люди, которые

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Как подготовить содержание Карта идей, которую мы подробно рассмотрели в главе «Презентации и выступления», отлично подходит для подготовки к выступлению на телевидении, но требует предельной краткости. Это имеет еще один плюс, вы сможете выступать без записей. Насчет

Из книги Трудно быть принцем автора Крупенин А. Л.

Угроза второго рода Мы надеемся, что вы уже привыкли и приняли точку зрения Докинза, что мир живой природы разделён на две части - репликаторов и носителей, и что мы, люди, относимся к категории носителей, что мы являемся машинами для выживания генов. Они выживают, мы

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Как подготовить ребенка к школе? Выработка необходимых умений и навыков В предыдущих главах, посвященных проблеме выбора школы и вступительному тестированию первоклассников, затрагивались вопросы о необходимых знаниях и навыках, которыми должен владеть ребенок,

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Как подготовить конспект выступления Шаг № 1. Составьте перечень фактов, которые считаете возможным отнести к данной теме. На первом этапе это должен быть именно перечень, без всякой классификации, в который следует включить все, что сможете вспомнить, даже то, что

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.