Гигиенические требования к одежде. Памятка родителям "основные требования к детской одежде и обуви"

Значение одежды для сохранения здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности человека очень велико. Одежда используется для защиты тела от неблагоприятных воздействий внешней среды: низкой или высокой температуры, метеорологических осадков, химических, механических повреждений и других загрязнений, а также для обеспечения комфортного теплового состояния организма путем создания вокруг него оптимального микроклимата. Эти назначения одежды особенно важны для детского организма, так как особенности его терморегуляции создают возможность более легкого, чем у взрослого, нарушения теплового состояния: перегревания или охлаждения, а кожа детей нежна и легкоранима. Поэтому к одежде детей предъявляются особые, повышенные требования. Эти требования не могут быть едиными для всех видов одежды или тканей, ее составляющих. Они зависят как от метеорологических условий, так и от конкретного назначения одежды и вида деятельности детей. Различны требования и к конструкции одежды.

В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое - не препятствовать наибольшей теплопотери. Поэтому верхняя зимняя одежда должна достаточно плотно прилегать, иметь более замкнутую конструкцию, препятствующую проникновению холодного воздуха под одежду. Ткани для такой одежды должны иметь низкие показатели воздухопроницаемости. Гигроскопичность тканей также должна быть небольшой, чтобы меньше адсорбировать водяные пары из воздуха.

Летняя одежда, особенно для жаркой и сухой погоды, должна быть максимально открытой и свободной, обеспечивающей хорошую вентиляцию пододежного пространства.

Известно, что кожа принимает активное участие в обменных процессах организма с окружающей средой: поглощает кислород, выделяет жидкие и газообразные продукты обмена. Поэтому одежда не должна препятствовать свободному доступу воздуха к телу, обеспечивая нормальный процесс кожного дыхания. В первую очередь это относится к одежде, прилегающей к телу: белье, легкое летнее платье и т. п. Ткани для таких изделий должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью, хорошей гигроскопичностью.

Общими для любой одежды являются следующие гигиенические требования: мягкость, легкость, удобный покрой и красивый фасон, соответствие возрасту и размерам тела детей. Все эти требования направлены на обеспечение свободы движений ребенка. Движения, особенно на свежем воздухе, являются сильнейшим стимулом нормального роста и развития организма. Детям свойственна большая естественная подвижность, и одежда не должна ей препятствовать.

Одежда не должна быть слишком длинной и широкой, а также тесной, затрудняющей свободные движения ребенка. Кроме того, грубая и тесная одежда сдавливает кожные покровы и находящиеся в них кровеносные и лимфатические сосуды, тем самым нарушая нормальное функционирование внутренних органов и систем организма. В младшем возрасте, когда скелет очень податлив механическим воздействиям, такая тесная и узкая одежда может способствовать нарушению правильной осанки и развитию различных искривлений позвоночника. Тугие пояса, лифы, резинки, высокие тесные воротнички, стягивающие манжеты и т. п. из ассортимента детской одежды должны исключаться.

Кроме того, одежда должна быстро и легко надеваться и сниматься, быть красивой, воспитывать эстетический вкус у ребенка. Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движения и делает детей неуклюжими.

От покроя одежда во многом зависит нормальное развитие детей . Поэтому покрой детской одежды должен быть таким, чтобы основная ее масса приходилась на плечевой пояс и равномерно по нему распределялась. Все это будет способствовать сохранению правильной осанки. Фасон должен быть простым (без рюшек, оборок, большого количества складок и пр.), обеспечивать быстрый и удобный уход за одеждой (чистка щетками, стирка, глажение и т. д.).

Комфортность состояния и самочувствия человека в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно контактирующая с кожными покровами.

Интенсивное развитие химической промышленности в последние годы способствует широкому использованию в производстве тканей и трикотажа синтетических (полимерных) волокон. Последние могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм детей не только в силу своей химической нестабильности, но и вследствие неудовлетворительных физико-химических свойств: низкая гигроскопичность, большая электризуемость и пр. Неблагоприятное воздействие химических веществ на организм детей значительно сильнее, чем на взрослых, в силу еще недостаточной зрелости защитно-приспособительных механизмов. Поэтому полимерные материалы, предназначенные для изготовления одежды для детей, должны отвечать особенно высоким требованиям. Обязательным является их использование в смеси с натуральными волокнами и при строгой регламентации процентного вложения в материалы различного назначения. Рекомендуется использовать примеси синтетических волокон не в тканях, а в трикотажных полотнах, поскольку структура последних обеспечивает более благоприятные физико-гигиенические свойства материала. Особенно недопустимо использование синтетических материалов для изготовления бельевых изделий и легкого платья, т. е. того ассортимента детской одежды, которая близко соприкасается с телом.

Белье - это первый слой- одежды. Для мальчиков и девочек оно состоит из рубашки, майки, трусов.

Нижнее детское белье шьют из тканей мягких, тонких, имеющих высокую воздухо- и паропроницаемость, хорошую гигроскопичность и смачиваемость (гидрофильность). Этим требованиям в наибольшей степени отвечают тонкие и мягкие хлопчатобумажные и льняные ткани, вискозное и трикотажное хлопчатобумажное полотно. Однако последнее из-за того, что оно более плотно прилегает к телу (особенно при обильном потоотделении), не рекомендуется носить при высокой температуре воздуха. Запрещается нижнее белье для детей новорожденных, ясельного и младшего дошкольного возраста из синтетических и ацетатных волокон. Допускается для изготовления белья детей старшего дошкольного и школьного возраста использование капровискозного и хлопколавсанового полотна с содержанием капрона и лавсана не более 40%, а также хлопчатобумажное полотно в сочетании с капроновой текстурированной нитью эластик (не более 23%). Белье должно иметь свободный покрой, не сдавливать тело, не иметь толстых рубцов. В трусах и ночнойсорочке (пижаме) резинка должна вдеваться только сзади.

Одежда во время сна не должна стеснять ребенка; рекомендуется длинная (до пят) свободная ночная рубашка с коротким (для теплой погоды) и длинным (в зимнее время) рукавом или пижама. Не разрешается спать в лифчиках, штанах, чулках, колготках и т. п.

Детское белье рекомендуется изготавливать из светлых, лучше всего белых, тканей. Его не следует крахмалить, так как крахмал закупоривает поры ткани. При использовании во время стирки синтетических моющих средств белье следует тщательно прополаскивать тёплой, лучше проточной, водой. Менять белье надлежит по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю; трусы, чулки, носки, колготки следует стирать ежедневно.

Легкое платье - это второй слой одежды. Для девочек - это платье или юбка с блузой, сарафан; для мальчиков - рубашка и штанишки (короткие или длинные). Покрой легкого платья должен быть свободным, чтобы в летнее время обеспечивать максимальное обнажение тела. Платье делают короткими, с короткими рукавами или без них, с широким вырезом у шеи, лучше сарафаны. На детей ясельного и дошкольного возраста в жаркие дни надевают трусы и майки.

Для пошива летних платьев применяют Тонкие хлопчатобумажные и льняные ткани, ситец, сатин, батист и т. п. Для пошива изделий для детей ясельного и дошкольного возраста используют также фланель и бумазею, которые даже при частой стирке меньше, чем шерстяные ткани, теряют гигиенические свойства. В жаркую погоду не рекомендуются для постоянной носки платья из шелковых тканей. Детям нельзя носить платья из капрона и других синтетических (полимерных) материалов. Летняя одежда должна быть светлых тонов, которые отражают тепловые (инфракрасные) и хорошо пропускают ультрафиолетовые лучи, необходимые для здоровья детей. В условиях юга, где резко повышена интенсивность солнечной радиации, более целесообразна одежда красного и синего цветов, так как они в меньшей степени, чем белая, пропускают ультрафиолетовые лучи.

Форменная одежда для девочек из шерстяной «школьной» ткани в значительной мере отвечает гигиеническим требованиям. В настоящее время традиционной становится форма в виде юбки, жакета или жилета. Блузки могут быть различными как по цвету, материалу, так и по покрою. Праздничная форма - белая блузка. Для мальчиков рекомендуется форменная одежда из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна.

Одежда детей в помещении определяется температурой воздуха. При температуре 20° С и выше одежда должна быть такой же, как и в летнее время. С понижением температуры воздуха в помещении теплозащитный эффект одежды должен повышаться. Например, при температуре 16-17°С для девочек рекомендуется 3-4-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, платье (байковое, полушерстяное, шерстяное) , трикотажная кофта, колготки, на ногах - теплые тапочки или туфли.

Наиболее распространенной зимней верхней одеждой для детей являются зимнее пальто и меховая шуба. Меховые шубы целесообразно носить в районах с суровыми климатическими условиями (низкие температуры воздуха и сильные ветры). В условиях умеренного климата с целью закаливания организма детей рекомендуется более легкая одежда. Для верха такой одежды рекомендуется использовать ткани, имеющие небольшую массу, низкие показатели воздухопроницаемости и влагоемкости (плащевая ткань с водоотталкивающей пропиткой и т. п.).Утеплителем могут быть шерстяной или полушерстяной ватин, сочетание его с синтетическим мехом или ватой с обязательной хлопчатобумажной или вискозной подкладкой.

Для детей младших возрастов, проводящих значительную часть времени на открытом воздухе в движении, более приемлемой является зимняя одежда в виде комбинезона или полукомбинезона. В суровых климатических условиях рекомендуется зимняя одежда замкнутой конструкции, с защитными приспособлениями от проникновения холодного воздуха под одежду и с дополнительным слоем утеплителя. Для районов с сильными ветрами зимнюю одежду надо шить из более плотной ткани, чем детский драп; в «пакет» одежды могут быть введены ветрозащитные прокладки.

Для переходного времени года (осень, весна), а также для занятий физкультурой на воздухе в зимнее время рекомендуется надевать трикотажные костюмы из шерстяного и хлопчатобумажного трикотажа (с шерстяным или полушерстяным начесом}; при наличии ветра дополнительно необходимо надевать куртку из плащевого материала, «лаке» с подкладкой и т. д. Очень удобна одежда, состоящая из брюк, куртки и пристегивающегося к брюкам жилета, который позволяет изменять теплозащитные свойства одежды.

Особым видом одежды являются спальные мешки, предназначенные для организации сна детей на свежем воздухе. Спальные мешки изготавливают из стеганой ваты или меха, снаружи и изнутри покрывают съемными чехлами из хлопчатобумажной ткани. Спальный мешок состоит из длинной центральной части, на которой ребенок лежит, двух полок и капюшона. Конструкция спального мешка для детей школьного возраста должна предусматривать возможность самостоятельно его надевать и перемещаться в нем из помещения к месту сна. Спальные мешки изготавливают нескольких размеров как для детей дошкольного возраста, так и для школьников. Комфортное состояние детей в спальных мешках при различной температуре наружного воздуха должно обеспечиваться изменением нижней одежды. Например, если при температуре от +5° С до -2° С достаточно надеть пижаму и носки, то при более низкой температуре необходим шерстяной костюм

Одежда.

Гигиеническое значение одежды - предохранять от загрязнения, метеорологических факторов и повреждения кожи (социальное значение - скрывать стыд, украшать). Удобная, отвечающая требованиям гигиены обувь, красивая модная одежда положительно сказываются на нашем здоровье. И это не только эмоции. Одежда должна создавать благоприятный микроклимат для тела. Человек должен одеваться по погоде, избегая перегревания или переохлаждения. Для этого ткань должна удовлетворять гигиеническим требованиям.

Три показателя характеризуют гигиенические свойства одежды: теплопроводность, воздухопроницаемость и гигроскопичность.

Теплопроводность - свойство ткани проводить тепло тела в окружающую среду. Теплопроводность одежды зависит от количества воздуха, содержащегося в ткани. Поэтому одежда из рыхлых и пушистых тканей лучше сохраняет тепло. В холодное время ткань должна быть малой теплопроводности, а в жаркий период предохранять от перегревания. Просторная, свободного покроя летняя одежда отводит тепло от организма.

Гигроскопичность - способность ткани впитывать влагу.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух и влагу. Бельевая ткань, прилегающая к коже, должна быть гигроскопичной (впитывать пот) и обладать хорошей воздухопроницаемостью.

Белье из полимерных материалов имеет положительные свойства: меньше изнашивается и обладает большей воздухопроницаемостью, чем натуральные ткани; антимикробно, лучше пропускают УФ-лучи. Его отрицательные свойства: накапливает отрицательное электричество, обладает малыми сорбционными свойствами (не впитывают пот), теплопроводны (в холодное время в нем холодно), что ограничивает его применение для нательного или детского белья. Под влиянием солнечных лучей, повышенной температуры - полимерные материалы выделяют продукты распада, которые могут вызвать аллергию, экзему, местное воспаление.

Обувь защищает от механических повреждений и неблагоприятных метеорологических условий. Гигиенические требования: не должна нарушать кровоснабжение в нижних конечностях, не препятствовать испарению пота, не деформировать стопу, не мешать росту молодых ног; должны быть мягкой, не жать. Обувь на жесткой несгибаемой подошве (у японцев - деревянные башмаки) снижает пластичность стопы, шаг делается мелким, мышцы голени испытывают повышенную нагрузку и перенапрягаются. Лучший материал - натуральная кожа: она прочная, мягкая, с малой теплопроводностью, хорошей воздухопроводимостью.

В холодное время самые гигиеничные - валенки. Высокий каблук (выше 5 см) способстивует отечности ног, ухудшает кровоснабжение, смещает центр тяжести тела вперед: изменяется походка, смещаются позвоночник и тазовые кости, что отражается на родах.

Тесная обувь способствует отморожению, приводит к хроническим мозолям на пятке, подошве, между пальцами и над суставами. Узкая обувь в средней части стопы приводит к нейроме - сжатию нерва, что проявляется в сильных болях (надо снимать обувь и делать массаж). Узконосая обувь на высоком каблуке вредна вдвойне: тяжесть перемещается на носок, связки ног не выдерживают, развивается поперечное плоскостопие, сдавливаются сосуды и нервы, что приводит к быстрой утомляемости, расширению вен, раздражительности, болям в пояснице. Носить их рекомендуется только в торжественные дни. У 40% женщин стопы деформированы в связи с хождением на высоких каблуках и узкой обуви, что с возрастом вызывает воспаление суставов стоп.

Личная гигиена современного человека должна включать знание гигиенических правил обращения в быту с бытовой техникой и синтетическими материалами.

Бытовая техника - телевизоры, компьютеры, печи СВЧ и др. - вызывают электромагнитные волны, создают положительные аэроионы и электромагнитные поля (ЭМП), которые можно наблюдать в виде помех при работе телевизора, шум, вибрацию (стиральная машина). ЭМП вызывают три синдрома: астенический, астено-вегетативный и диэнцефальный, а также снижают в воздухе помещений количество отрицательно заряженных ионов, благотворно действующих на человека. С гигиенической точки зрения для сохранения здоровья необходимо ограничить общение с бытовой техникой, соблюдать дистанцию, выполнять элементы ЗОЖ - пребывание на свежем воздухе и т д. Рекомендации: использовать приборы, прошедшие стандартизацию; влажная уборка помещения, регулярное проветривание.

Бытовые синтетические материалы - ковролин, мебель, обивка стен и т. д. - загрязняют воздух жилища токсическими веществами (фенол, формальдегид и т.д.), накапливают статическое электричество - и в результате вызывают в организме аллергические и воспалительные реакции, снижение иммунитета. Гигиенические рекомендации: частое проветривание воздуха при новой мебели, соблюдение требований ЗОЖ, в первую очередь - пребывание на свежем воздухе.

Личная гигиена предусматривает соблюдение чистоты и гигиенического режима в жилье, поскольку предметы быта и жилье могут быть местом скопления пыли, микроорганизмов, продуктов жизнедеятельности плесневых грибков, клещей, бытовых насекомых и др. Это приводит к распространению возбудителей туберкулеза, аллергических заболеваний и др. Ежедневное использование пылесоса - показатель культуры жителей квартиры и реальная профилактика этих заболеваний.

Одежда ребёнка и подростка состоит из нательного белья, комнатного костюма, верхней одежды для улицы и головного убора. К предметам одежды надо отнести и постель, так как простыня, пододеяльник и одеяло служат в ночное время той же цели теплоизоляции тела, что и дневная одежда.

Особое внимание следует уделять фасону и покрою детской одежды. Она не должна иметь никаких лишних, выступающих поверх костюма частей, могущих задевать за мебель, игрушки и прочее, что может повлечь за собой травматические повреждения детей.

Одежда не должна стеснять движений детей и подростков, что возможно и при тесной, узкой одежде и при широкой и длинной, сшитой «на рост». Тесная одежда, помимо стеснения движений, сдавливает отдельные участки тела и тем вызывает застойные явления в области шеи, живота, ног, а также затрудняет дыхательные движения грудной клетки (узкий пояс, узкая в груди курточка, тесный лифчик).

Костюм ребёнка или подростка, таким образом, должен точно соответствовать его ростовым особенностям. Так как ребёнок растёт, то вместо широко практикующегося при пошивке детской одежды припуска «на рост» следует оставлять запас материи в складках и швах, за счёт которых в соответствии с увеличением роста ребёнка увеличиваются и размеры его одежды. Покрой одежды должен обеспечивать нагрузку всех её частей на плечи с тем, чтобы избежать по возможности стягивания отдельных поперечников тела поясами, резинками и тесёмками. Брюки должны удерживаться не затягиванием пояса, а бретельками или подтяжками. Для удержания чулок следует пользоваться не круглыми, окаймляющими голень, подвязками, а длинными боковыми, вверху пристёгивающимися к лифчику. На лифчике же должно держаться нижнее бельё.

Верхний комнатный костюм школьника-мальчика должен состоять из хлопчатобумажной или шерстяной курточки, плотно облегающей туловище, с внутренними карманами с боков и на груди. Для девочек вместо юбки со стягивающим поясом следует рекомендовать платье-сарафан, у которого юбка кроится с лифом без рукавов, с большим вырезом у шеи. Под лиф надевается кофточка из легко стирающейся материи.

Обувь ребёнка и подростка не должна быть тесной, чтобы не задерживать процессов роста. Но она не должна быть излишне свободной, чтобы не вызывать потёртостей ног. Покрой обуви должен соответствовать нормальной форме стопы. При невыполнении этого требования стопа получает неправильную форму, пальцы сдвигаются внутрь к средней линии тела и подгибаются один на другой. Узкая обувь деформирует стопу и плохо защищает её от холода, так как при этом уменьшается слой воздуха между кожей обуви и стопой. Вследствие же сдавливания при этом кровеносных сосудов стопы в ней ослабляется циркуляция крови. Поэтому у детей и подростков, носящих узкую обувь, чаще встречаются обморожения ног. Обувь с высокими каблуками вредна, так как она не соответствует построению стопы и механизму ходьбы. Но низкий каблук высотой 1 - 1,5 см полезен, так как при ходьбе он предохраняет от ударов в пятку.

В целях сохранения чистоты одежды педагоги и родители должны воспитывать у детей и подростков навыки гигиенического отношения к своему туалету. Необходимо приучать детей и подростков чистить одежду и обувь вечером, чтобы не держать в течение всей ночи загрязнённые и пыльные вещи.

Самостоятельная чистка детьми и подростками своей одежды и обуви вырабатывает у них навыки наблюдения за чистотой обуви и опрятностью своего костюма. Но и в школе необходим контроль со стороны учителя за чистотой и опрятностью одежды и обуви детей и подростков.

Омская государственная медицинская академия

Кафедра гигиены с курсом гигиены детей и подростков.

Курсовая работа.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Элементы личной гигиены


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление

Москва

17.04.2003 № 52

Об отмене Сан Пин 42-125-4390-876 в части одежды.

На основании Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. С момента введения в действие санитарных правил "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03", с 20.06.2003 года считать утратившим силу "СанПиН 42-125-4390-87. Вложение химических волокон в материалы для детской одежды и обуви в соответствии с их гигиеническими показателями", в части, касающиеся одежды, утвержденных 13.07.1987 г.

Гигиена детей и подростков

«Гигиена детей и подростков» - это учебная дисциплина, из самого названия которой видно, что она занимается гигиеническими проблемами детей и подростков. Эти проблемы касаются огромного контингента населения Российской Федерации. По данным последней переписи населения (1989), в России проживает свыше 40 млн детей и подростков в возрасте до 17 лет (включительно) - 27,2 % населения страны. На 1 января 1999 г., по данным Отдела медицинской статистики и информатики Министерства здравоохранения России, абсолютное число детей до 15 лет (включительно) составляло 27 833 383 человека (38,3 % населения страны), но не только численность детского населения определяет большое значение тех вопросов, которые изучает предмет «гигиена детей и подростков».

По сравнению с взрослыми дети находятся в своеобразных условиях, поэтому гигиенические принципы обучения и воспитания не совпадают с принципами профессионального труда или общественного существования взрослых.

Детям свойственны такие биологические особенности, которые резко, не только количественно, но и качественно, отличают их от взрослых и требуют для них несколько иной гигиены, отличающейся от «гигиены взрослых». Об этом более 100 лет назад (1898) говорил в своей вступительной лекции студентам Военно-медицинской академии выдающийся педиатр Н.П. Гундобин: «Гигиена детского возраста, благодаря анатомо-физиологическим особенностям организма, будет иная, чем у взрослых».

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Проблема роста и развития не встает ни перед одной другой отраслью гигиены и придает гигиене детей и подростков особую специфику. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени по сравнению с взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействия весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться (а часто и оказываются) незаметными и незначительными. В настоящее время эти проблемы усугубляются ухудшением во многих населенных местах эколого-гигиенической ситуации.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека в том, что внешние воздействия сказываются не только на его функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень сильно влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.

Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

Если гигиена изучает влияние факторов окружающей среды (природных и социальных) на организм человека и разрабатывает научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, то гигиена детей и подростков, кроме этого, учитывает благоприятное развитие ребенка в данных условиях.

Таким образом, гигиена детей и подростков ~ профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.

Гигиенические требования к предметам детского обихода:

С первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира. Это одежда, начиная с пеленок, подгузников, постельного белья (в последующем ее набор существенно расширяется), обувь. Взрослея, ребенок приобщается к миру игрушек и игр (в том числе электронных), детским книгам, в школьные годы - к учебникам и учебным пособиям, в это же время его окружают школьные принадлежности, включая технические средства обучения и персональные компьютеры. Мебель и различное оборудование также являются постоянными элементами окружающей ребенка среды - предметами обихода детей и подростков. Известно, что социально-гигиенические факторы, условия воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях оказывают выраженное влияние (28-35%) на формирование здоровья подросткового поколения. От образа жизни зависит в 3-11% случаев заболеваемость детей до 11 лет. Это указывает на значимость гигиенически адекватной среды, окружающей ребенка и формирующей его как личность, здоровую в физическом и психическом плане. Условия жизнедеятельности должны быть благоприятными для обучения и воспитания и способствовать нормальному росту и развитию детей.

Это возможно, если предметы детского обихода соответствуют морфофункциональным особенностям детей различного пола и возраста и отвечают физиолого-гигиеническим требованиям.

Основным гигиеническим требованием к предметам детского обихода является их безвредность для здоровья ребенка.


ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Функции одежды.

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододежный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. Температура его колеблется от 28 до 34 °С, относительная влажность составляет 20-40 %, скорость движения воздуха очень незначительна, содержание углекислоты колеблется в пределах 0,006-0,097 %. Создавая пододежный микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды особенно важны для детей, так как:

В детском возрасте механизмы терморегуляции весьма несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

Кожа детей нежна и легко ранима;

Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию и снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.

Требования, предъявляемые к материалам, используемым в производстве одежды.

При оценке детской одежды санитарно-гигиенической экспертизе подлежат ткани, используемые для ее изготовления, пакеты тканей - комплекты размером 1 м 2 , состоящие из верхнего покровного слоя, теплозащитного слоя и подкладки, а также готовые изделия.

Волокна, из которых изготавливаются ткани, могут быть натуральными (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные), искусственными или синтетическими. Нити, производимые из волокон, бывают кручеными и плотными или рыхлыми и пушистыми. По структуре ткани подразделяются на тканые и трикотажно-вязаные.

Использование тех или иных тканей для производства детской одежды связано с их физико-гигиеническими показателями: толщиной, массой, объемной массой, пористостью, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоемкостью, гидро- и липофильностью, а также теплопроводностью. Эти свойства в значительной мере определяются структурой ткани, количеством и размером пор, заполненных воздухом.

Толщина тканей измеряется в миллиметрах и непосредственно влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах, имеющих большую толщину, содержится больше воздуха, который обладает очень низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее (например, батист - 0,1 мм, драп - 5 мм, натуральный мех - 30-50 мм).

Масса ткани измеряется в граммах по отношению к определенной площади материала (1 м 2 или 1 см 2). Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств (например, крепдешин - 25 г/м 2 , драп - 77 г/м 2 , натуральный мех - 1000,0 г/м 2).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.