Лекция по обществознанию семья и брак. ЕГЭ по обществознанию: Социология. Семья. Право. Брак. Исторические формы брака

Школьное время - это самая прекрасная пора. Но по окончании обучения никому не избежать Звучит довольно пугающе, но если готовиться к нему не одну последнюю ночь, то это покажется легко, просто и даже интересно.

Самая тяжелая, по мнению учеников, часть экзамена - это творческая работа, так как там требуются аргументы к сочинению из классической литературы. На экзамене атмосфера тяжелая, мысли моментально улетают из головы. Именно по этой причине необходимо познакомиться с основным клише, выучить аргументы для самых распространенных тем.

Если вышеперечисленные условия соблюдены, то и проблем с написанием совсем не будет.

Взаимосвязь природы и человека

Рассмотрим аргументы к сочинению на тему "Взаимосвязь человека и окружающего нас мира" или "Отношение людей к природе как к матери". Тема может звучать по-разному, но смысл один.

Для этой темы хорошими примерами будут служить произведения:

  • "Слово о полку Игореве". Если вспомнить, то на протяжении всего времени действия природа помогала героям, давала знаки, предупреждала об опасности. В общем, была наделена человеческими качествами, всеми силами пыталась уберечь от опасности.
  • Произведение Антона Павловича Чехова «Степь». Это произведение про девятилетнего мальчика Егорушку, который был влюблен в степь, оживил ее в своих мыслях, вместе с ней радовался и тосковал.
  • «Война и мир» - роман, написанный величайшим автором Л.Н.Толстым. Здесь мы можем встретить сразу два примера. Наташа Ростова и Андрей Болконский.
  • Аргументы к сочинению этой тематики многочисленны, приведем еще одно произведение - «Царь-рыба» (Астафьев). Это история про браконьера, встреча с одной из рыб изменяет его мировоззрение в корне.

Семья и семейные отношения

Очень часто встречаются и тематики такого рода, сейчас приведем аргументы к сочинению. Если необходимо выделить роль детства, то наиболее хорошим примером будет служить произведение «Война и мир». Давайте вспомним, как Петя Ростов показал все свои лучшие черты, приобретенные в родном доме. Незадолго до своей гибели он в отношении своих товарищей выражал и доброту, и желание помочь.

Еще один хороший пример - это «Последний поклон». Катерина Петровна вложила самые хорошие и ценные чувства и черты в своего любимого внука.

Если тема звучит иначе, например "Роль семьи в формировании личности", то аргументы к сочинению подойдут следующие:

  • «Война и мир». Сравнение детей Ростовых и Курагиных.
  • «Утюжок и мороженое». Болезнь Риты и жестокость сестры.

Если необходимо выделить роль матери:

  • «Сказки об Италии», где автор явно и точно высказал свою позицию по отношению роли матери. Мать - это все, все самое лучшее и ценное дает именно она.
  • «Молодая гвардия», где есть отступление, посвященное матери.
  • «Сопричастный всему живому…» - автор обращается к своим читателям с просьбой беречь матерей.

Учитель

Аргументы к сочинению по русскому, посвященные учителям и их роли в нашей жизни, можно найти среди следующих произведений:

  • «Тапер».
  • «Уроки французского», где невероятная учительница преподавала не только в рамках своего предмета, но и учила ценным моральным качествам.
  • Всем известный «Маленький принц», здесь учителем выступает Лис, который научил Маленького принца видеть в людях хорошие качества.

Внутренние качества

Аргументы к сочинению по русскому языку на экзамен можно подобрать абсолютно по любой теме. Не исключение и тематика данного раздела. Самые страшные примеры бессердечия приведены в произведениях «Прыжок в гроб» и «Телеграмма». Ю. Мамлеев описал картину, где родственники похоронили заживо больную старушку, чтобы избавить себя от бремени ухода за ней, а Паустовский повествует историю о Насте, которая забыла про свою любящую и единственную мать.

Яркий пример подлости приведен в «Капитанской дочке», олицетворением стал Швабрин, который плохо отзывался о Маше, которая отвергла его, нанес подлый удар в спину на дуэли Гриневу.

Сила слова

В произведении А. С. Пушкина «Дубровский» Маша, так любившая главного героя, не смогла нарушить клятву и уйти с любимым. Или произведение того же автора «Евгений Онегин», в котором Татьяна Ларина была образом верности и искренности, проявила свой твердый характер. Смогла отвергнуть чувства ею любимого Онегина, осталась верна своему мужу.

Искусство

Аргументы к сочинению по русскому ЕГЭ на данную проблему многочисленны:

  • Если выделять конкретно музыку, то «Домский собор» - это хороший и яркий пример. Здесь автор (В. Астафьев) убежден, что только музыка может спасти человека от распада.
  • «Старый повар», где К. Паустовский вел рассказ о слепом поваре, которому музыка помогала возвращаться в прошлое и вспоминать красивейшие картины природы.
  • Сразу два произведения Л. Н. Толстого - «Альберт» и «Война и мир». Первое о талантливом музыканте, который обладал особым даром: своей музыкой согревать души слушателей, они ощущали нечто неописуемое. Во втором же произведении объектом воздействия на человека является Наташа Ростова, которая всех поражала своим пением.
  • Роль чтения и литературы в нашей жизни отражают произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и «Воспоминания». В первом говорится о том, что мало можно в жизни увидеть, но многое знать, ведь девяносто девять процентов своих знаний мы получаем из книги. Во втором герой признается, что свое образование он получил не в колледже и не в университете, а в библиотеке.

Лекция:


Понятие и типы семьи


Семья является объектом изучения социологии, психологии, правоведения и других наук. Социология семьи рассматривает её в двух значениях:


Семья – это малая группа людей, объединенная узами брака или кровного родства, организующая совместный быт.


Семья – важный социальный институт общества, удовлетворяющий потребности человека в репродукции, общении, понимании, заботе и любви.


Семья может быть супружеской или родственной. Супружеской называется семья, состоящая из мужа, жены и детей. Такая семья живёт отдельно и ведёт собственное хозяйство. Родственная включает несколько супружеских пар и поколений. Например, родители одного из супругов, супруги и их дети. Иногда бывает и такое, что семья берёт под свою опеку родственника, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Подобная семья также является родственной. Также семьи можно классифицировать по следующим типам:

    По характеру взаимоотношений между членами семьи – патриархальная или традиционная (признаки: чёткое разделение обязанностей между супругами, выполнение домашних забот в основном женщинами, экономическая зависимость женщины от мужчины, решение семейных вопросов главой семьи), партнёрская или демократическая (признаки: равномерное распределение обязанностей между супругами, экономическая самостоятельность женщины, одинаковое участие членов семьи в решении семейных проблем).

    По количеству детей – многодетная, малодетная, бездетная.

    По составу – нуклеарная (родители и дети), многопоколенная, неполная.

Функции семьи


Семья, как важный социальный институт выполняет ряд функций:

    регулирование половых отношений путём заключения брака;

    репродуктивная функция – рождение детей;

    воспитание подрастающего поколения, забота о детях, обеспечение благоприятных условий для их развития;

    социализация – семья является первичным агентом социализации и играет главную роль в усвоении социальных норм детьми;

    хозяйственно-экономическая функция – ведение совместного быта, домашнего хозяйства, взаимная материальная помощь;

    статусная функция – передача определённых статусов (к примеру, национальность, аристократичность, профессия) по наследству;

    эмоциональная функция – в семье человек удовлетворяет потребности в любви, ласке, заботе, внимании, понимании, сочувствии;

    защитная функция – физическая, психологическая, материальная защита членами семьи друг друга;

    досуговая (рекреационная) функция – совместный отдых членов семьи.

Тенденции современной семейной жизни


Семья, как и любой другой социальный институт находится под влиянием общества, поэтому она изменяется вместе с социальными условиями. Изменения семьи также связаны с собственными внутренними закономерностями её развития. Рассмотрим тенденции современной семьи:

    равноправие супругов и равномерное распределение обязанностей между ними;

    падение рождаемости, рост числа разводов, увеличение числа холостяков;

    резкое имущественное расслоение семей на богатых и испытывающих значительные материальные затруднения;

    ухудшение психологического климата семьи, неуверенность в завтрашнем дне;

    ослабление религиозных и нравственных ценностей;

Как видно, в основном, тенденции не радующие, они свидетельствуют о кризисе современной семьи. Поэтому для укрепления института семьи важны целенаправленные государственные меры семейной политики. Среди которых:

    создание условий для повышения рождаемости и материальная помощь семье. Например, предоставление материнского капитала женщинам, родившим второго ребенка; выплата пособий неблагополучным семьям и иные меры социальной поддержки;

    улучшение здоровья населения и снижение смертности, совершенствование системы здравоохранения, реализация профилактических мер;

    общее повышение доходов и благосостояния населения;

    укрепление статуса семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных семейных традиций, пропаганда лучших примеров семьи через СМИ.










Типы семей в зависимости от численного состава Нуклеарные (супружеские)Расширенные Репродуктивная (родители и несовершеннолетние дети) Ориентационная (только супружеская пара) Объединяют три и более поколения Типы семей по характеру распределения домашних обязанностей Патриархальная (традиционная) Матриархальная Партнерская (демократическая) Роль лидера принадлежит мужчине, экономически обеспечивающему семью, с четким разграничением домашних работ на «мужские» и «женские» Мужчина не в состоянии экономически обеспечить семью, и женщина вынуждена принимать участие в общественном производстве, в то же время за ней сохраняются домашние обязанности. Все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо. Решения по семейным вопросам принимаются совместно. Типы семей по характеру семейного воспитания Авторитарная ЛиберальнаяДемократическая Признание авторитета главы семьи, безоговорочное выполнение его требований, принудительные меры воздействия. Интересы индивида ставятся выше интересов других людей и общества в целом. Основа воспитания – убеждение, самовоспитание, сотрудничество детей и родителей.


В отличие от юридически зарегистрированного брака, существуют и браки фактические. Фактический брак – длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины, но без юридических регистрации этих отношений. В Российской Федерации правовые последствия порождает только юридический факт регистрации брака.




ФУНКЦИИ СЕМЬИ Это способы проявления её активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных её членов. Репродуктивная Воспитательная Рекреационная (досуговая) Хозяйственно- экономическая Социально- статусная Духовно-нравственная Психологическая Сексуальная Первичного социального контроля


ФУНКЦИИ СЕМЬИ Функция семьи Как проявляется Репродуктивная Биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Воспитательная Формирование индивида как личности, социализация. Хозяйственно- экономическая Ведение домашнего хозяйства, материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Рекреационная (досуговая) Организация рационального досуга членов семьи. Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры общества. Первичного социального контроля Регулирование поведения членов семьи с помощью правовых и нравственных норм, традиций. Духовно-нравственная Развитие личности каждого члена семьи. Психологическая (эмоциональная) Оказание эмоционально-психологической поддержки членам семьи, создание благоприятной атмосферы в семье. Сексуальная Регулирование отношений между полами.

Эпиграф к уроку:

Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. (Унамуно)

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)

  • Показать роль права в регулировании семейно- брачных отношений
  • Уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе.
  • Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

Основные понятия:

  • семья,
  • брак,
  • Семейный кодекс,
  • брачный возраст,
  • нуклеарная семья,
  • расширенная семья.

Оборудование:

  • компьютер и проектор;
  • Семейное право;
  • Учебник Обществознание Л.Н. Боголюбова. 10 класс
  • Интернет-ресурсы:
  • http://koi.www.uic.tula.ru/school/ob/pusk.html

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами, позволяющими учителю организовать обсуждение предлагаемых вопросов по слайдам

Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Учащиеся должны знать:

  • Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ
  • Семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.
  • Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • Семья
  • Условия вступления в брак

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять понятия
  • Раскрыть основы семейного права
  • Разрешать ситуации в семейных отношениях
  • Высказывать собственную точку зрения

Тип урока: комбинированный с элементами практических заданий

Ход урока

План

1. Что такое семья и брак

2. Функции семьи

3. Типы семей

4. Формы брака

5. Заключение брака

Вступительное слово учителя

С понятием " семья" ученики уже знакомы. В этой связи изучение новой темы можно начать с беседы

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивостьчеловеческого общества.

Были времена, когда семьи не существовало. Люди жили в первобытном стаде. Все было общим. И дети тоже.

Но те времена миновали. Семья существует уже тысячи лет. И все прекрасно знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.

1.Что такое семья?

  • Что такое семья?
  • Зачем человеку семья?
  • Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудности?

После предположений учеников слово учителю.

Объяснение учителя:

  • Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности
  • Семья - общность супругов, родителей и детей

Задание:

Ответьте на вопрос: "Семья ли это?"

Результат внесите в таблицу:

№ примера Каков состав семьи Каковы основания семейных связей

Слайд №5-9

1. Евдокия Павловна - вдова, живет со своей дочерью в общежитие того предприятия, в котором она работает

2. Владимир и Елена - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

3. Ивану Петровичу - 47 лет. Он никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка

4. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственного угла, и они живут вместе с родителями.

5. Татьяна и Олег познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе, нанимая квартиру совместно.

Семья - это совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство

В настоящее время семейные отношения регулируются новым Семейным кодексом РФ, действующим с 1996 г., федеральным законом "Об актах гражданского состояния", и новым Гражданским кодексом, частью 1. Гражданский кодекс регулирует имущественные права супругов и представительство родителями несовершеннолетних детей

Слайд №10

Статья 1, ч.2 Семейный кодекс:

Признается брак, заключенный только в органах актов записи гражданского состояния.

Можно и поставить знак равенства между понятиями семья и брак?

Какую роль в создании семьи играет заключение брака?

Заключение брака - это юридический акт, обеспечивающий юридическое оформление семьи. Слово "брак" произошло от древнерусского слово "брачити", т. е отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое

Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Слайд №11

Статья 10 ч. 2 Семейный кодекс:

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Основа семейной жизни - любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины. Гармония сексуальных отношений супругов имеет большое значение, но не меньшее значение имеет и духовная, и нравственная связь мужа и жены.

2. Функции семьи

Слайд №12

Функции семьи в обществе многообразны. Перечислим только главные из них:

  • воспроизводства общества и регулирование сексуальных отношений
  • обучение и воспитание детей, их социализация и приобщение к культуре
  • экономическая функция-производство материальных благ и попечительства о нетрудоспособных членах общества

Как видим, семья обладает всеми первичными признаками социальной структуры, из которых главные - способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Как тело человека состоит из клеток, так и общество, по сути, состоит из семей. И как не может быть здоровым человек, если клетки его организма больны, так не может быть здоровым общество с неблагополучными семьями.

Слайд №13

  • Задание: Работа со статьей Семейного кодекса.
  • Определите принципы семейного права.
  • Защита брака и семьи государством и обществом
  • Равноправие между мужчиной и женщиной
  • Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи
    • всесторонняя защита детей
    • равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей
    • уважение личности
    • забота и взаимопомощь между членами семьи
    • равноправие всех граждан в семейном отношении
    • законность только гражданского регистрированного в загсе брака
    • допустимость только одного брака

Слайд №14

3. Типы семей:

В истории у разных народов складывались разные традиции семейной жизни, виды семьи. если в современном обществе чаще встречается Нуклеарная семья- то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей, то в древности и ныне у многих народов была распространена расширенная , или родственная семья, включающая кроме родителей и детей еще и родственников разных поколений, живущих одним хозяйством.

Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, а во второй половине ХХ века статистикой все чаще стало фиксироваться снижение числа официально регистрируемых браков и рост внебрачной рождаемости. В социальном плане в таких странах существует, как правило, хорошо развитая система помогающих семье институтов: детских учреждений, здравоохранения, обслуживающих предприятий.

Задание: работа в группах.

Каждая группа определяет круг своей семьи, распределяет обязанности, устанавливает принципы своей семьи.

Слайд №15

4.Формы брака и семьи.

Каждый из рассматриваемых социальных институтов - брак и семья - подразумевает существование различных своих форм. Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах.

5. Заключение брака.

Можно любить и жить без стремления создать семью. Некоторые так и поступают.

Встретились мужчина и женщина. Понравились друг другу и решили " сойтись". Родились дети. Все живут счастливо. Но их отношения государством не было зарегистрировано. Можно ли считать эту группу людей семьей? (да)

Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и моральной ответственностью

Представьте, что детей у них нет. Можно ли в этом случае назвать их союз семьей?

Глубоко верующие родители молодых людей настояли на венчании в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли назвать эту пару семьей? (нет)

Какую же роль в создании семьи играет заключение брака?

(Браком считается семейный союз мужчины и женщины, поражающий их права и обязанности по отношению друг у другу и к детям. Если не заключен брак, значит, не состоялось юридическое оформление семейного союза. И не возникло очень многих прав и обязанностей, которые регулируются законом. И это может иметь юридические последствия.)

Кратко запись в тетради

Признаки брака:

  • Союз мужчины и женщины
  • Единобрачный союз
  • Свободный союз
  • Равноправный союз
  • Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
  • Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

6. Правовые основы семейно- брачных отношений

Центральная проблема подтемы - правовые основы семейно- брачных отношений. Она включает ряд аспектов:

  • порядок и условия заключения и расторжения брака;
  • права и обязанности супругов;
  • имущественные правоотношения супругов

Работа с Семейным кодексом РФ

Слайд№17-18

Обозначенные аспекты семейной жизни регулируются Семейным правом РФ:

Глава 3 СКРФ ст 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в ЗАГС.

Отдельных случаях месячный срок может быть изменен, сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц.

Ст.12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13 . Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается с 18 лет.

При наличии уважительных причин, по просьбе брачующихся он может быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха в армию.

Ст. 14 Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке
  • Близкими родственниками
  • Усыновителями и усыновленными
  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства

Ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

3.Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Кратко запись в тетради

Слайд №19

Условия действительности брака:

  • Не должны состоять в зарегистрированном браке с другим
  • Взаимное согласие
  • Дееспособность обеих сторон
  • Не должны быть близкими родственниками
  • Достижение брачного возраста
  • Не должны быть усыновителями и усыновленными

Слайд №20

Брак недействителен:

  1. Если один из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции
  2. Если брак зарегистрирован без намерения создать семью.

Задание: "Семейный очаг"

Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Их задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым, чаще совершают преступления и т.д. но чтобы убедить в этом своего партнера нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа - сторонники одинокого образа жизни. Их задача- отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейных уз- отстоять свою точку зрения. Время - 3 минуты на подготовку.

Заключительная часть урока Подведение итогов по теме.

Д/з 18. ответить на вопросы на стр.

Литература:

  1. Обществознание.10 кл., базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова.-2 изд.-М.:Просвещение,2007
  2. Обществознание.10 кл.: поурочные планы по учебнику обществознание. Автор- составитель-С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель,2008
  3. Никитин.А.Ф. Основы государства и права.10-11 кл: пособие для общеобразовательных учебных заведений.-3-е изд., -М.: Дрофа,2001. Глава VIII.Семейное право. С.265
  4. ЛазебниковаА.Ю., Брант М.Ю. Урок обществознания в 11 классе. Методическое пособие по курсу " Человек и общество".-2-е изд.,М.:Дрофа,2000
  5. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 74 с.
  6. Семейное право РФ
  7. Конституция РФ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Можгинского района МСБОУ «Пычасская средняя общеобразовательная школа»

Семья и брак

Методическая разработка для учащихся

11 класса

С применением метода ситуационной задачи

Дисциплина Обществознание

с. Пычас– 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Системно-деятельностный подход, заложенный в идеологии нового ФГОС, изменяет подход в образовании: он требует перехода от изолированных понятий учебных предметов к включению содержания образования в контекст решения обучающимися жизненных задач. В связи с этим важнейшим методическим ресурсом обновления содержания образования являются ситуационные задачи для обучения ключевым компетенциям, умению решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний.

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.

Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении учащихся к активному разрешению учебных проблем, тождественным реальным/жизненным, позволяет обучающемуся овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Курс обществознания, как никакой другой, связан с разрешением жизненно важных проблем для подростка. Тема «Семья и брак» позволяет проблему поиска своего места в обществе, актуальную для подросткового возраста, рассмотреть с позиции объективных и субъективных возможностей и устремлений, сделать ее личностно значимой.

Тема: Семья и брак.

Количество часов : 1 академический час

Тип: Изучение нового материала.

Форма реализации: Решение ситуационной задачи

Цели:

Образовательная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

Развивающая: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, патриархальная семья, нуклеарная семья, расширенная семья;

Воспитательная : осмысление ценности семьи, семейных отношений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Задачи:

Личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

Метапредметные – владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Предметные – способность применять понятийный аппарат обществоведческого знания и приемы анализа для раскрытия сущности понятий.

Основные понятия: семья, брак, функции семьи.

Ход

  1. Организационный момент (10 мин.). Постановка и обсуждение личностно-значимого вопроса. Ознакомление с порядком работы и оценки ситуационной задачи.
  2. Изучение нового материала по материалам ситуационной задачи (20 мин.). Задание: изучить информацию самостоятельно и выполнить задания для работы с данной информацией (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез).
  3. Подведение итогов занятия, домашнее задание (15 мин.) По желанию учащиеся зачитывают свое эссе. В качестве домашнего задания выполнить этап ситуационной задачи «оценка результатов работы».

Ситуационная задача

Название задачи

Семья - это кристалл общества

В. Гюго

Личностно-значимый познавательный вопрос

По статистике, 85 % молодёжи стремятся вступить в брак и завести семью. Свой выбор они объясняют тем, что именно в семье осуществляется преемственность поколений и формируется личность ребёнка.

А что вы думаете по этому поводу? Каковы функции семьи? Как ваша семья повлияла на ваше формирование?

Информация по данному вопросу:

Текст 1. Семья, как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья, как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. (Словарь обществоведческих терминов).

Текст 2.

Из работы русского педагога, писателя, журналиста А.Н. Острогорского «Образование и воспитание»

«В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, идеалы… Но жизнь семьи, её нравы, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества. В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи. Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, оставленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие – и семьи живут дружно. Складывается общественная жизнь не по-человечески, по принципу борьбы за существование, - и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав.

Текст 3.

По составу семьи бывают расширенные и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. В нуклеарной семье проживают два поколения – родители и дети.

Текст 4.

В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гунтера, что он просватал ее за некого рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

Фрагменты из русского «Домостроя»:

«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аше то жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет... Дщерь ли имаши: положи на них грозу свою».

«Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии... И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и тюрити по его наказанию».

Текст 5.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)

«Главный замысел и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» (В.А. Сухомлинский)

«Брачный союз – первая ступень человеческого общества» (Цицерон)

«Добродетель родителей – большое приданое» (Гораций)

«Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (Л. Бернэ)

“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности” (Шопенгауэр)

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье» (Д. Трамп)

Текст 5.

Семья выполняет множество функций:

  1. Репродуктивная функция, т.е. биологическое воспроизводство человека
  2. Социально-статусная функция, связанная с наследственной передачей ребёнку статуса семьи
  3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция – удовлетворение материальных потребностей членов семьи
  4. Эмоциональная функция, основанная на потребности человека в любви, заботе
  5. Функция сексуального регулирования
  6. Функция социализации детей, т.е. подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе.

Задания для работы с данной информацией

Ознакомление

Составьте графический организатор по теме «Семья»

Понимание

Какая социальная функция семьи в центре внимания А.Н. Острогорского? Как он характеризует влияние общества на семью? Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?

Применение

Вспомните описание семьи Ростовых в романе «Война и мир» и описание уклада семьи Кабановых в пьесе «Гроза». Сравните эти семьи с точки зрения основных функций семьи. Подумайте, как могла бы сложиться жизнь Катерины, если бы она выросла в другой семье?

Анализ

Проанализируйте свою настоящую семью. Из чего складываются взаимоотношения в ней? Какие составляющие не зависят, а какие зависят от вашей воли? Запишите ответ в виде схемы.

Синтез

Изложите в форме эссе ваше мнение по вопросу «Влияние моей семьи на мое жизненное самоопределение».

Оценка результатов работы (домашнее задание)

Матрица оценивания выполнения ситуационных задач

(пример)

Список учащихся

1. Ознакомление: нахождение необходимой информации в текстах СЗ для выполнения заданий и вопроса

2. Понимание: освоение смыслов в найденной информации

3. Применение: предложение способа выполнения, решения в стандартных ситуациях

4. Анализ: перенос информации в новую ситуацию: выявление проблем, взаимосвязей

5. Синтез: создание из различных идей нового продукта или плана

6. Оценка: оценивание продуктов, материалов, идей на основе определённых критериев

Итого

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.