Народы у которых есть многоженство. Думаю тему разрешенности полигамии надо закрыть. Муфтий против муфтия

Многожёнство и многомужество - вымысел, культурный обычай, народная драма или большая любовь?.. В самом деле, в некоторых странах на протяжении истории существовали или существуют подобные формы отношений.

Критики полагают, что западная практика частых разводов и вступления в повторные браки тоже представляет собой форму серийного многоженства, хотя большинство психологов считают это серийной моногамией, когда люди женятся и выходят замуж более одного раза.

Многомужество

В отличие от многожёнства - мужской полигамии, многомужество или полиандрия - довольно редкое явление, однако культурные традиции некоторых сообществ позволят женщинам иметь несколько мужей. Например у народов Непала.

Полиандрия - есть форма полигамии, при которой одна женщина имеет несколько мужей, а также может выходить замуж за всех своих братьев или братьев своего мужа. Все эти мужчины имеют равные права в сексуальном доступе к жене, и вся семья заботится об общих детях, в вне зависимости от конкретного биологического отца ребёнка.
С точки зрения самого общества, в котором существует женская полигамия, такой брак концентрирует в себе богатство и ресурсы всех мужей и их родственников одновременно, землю и имущество их родителей.

Многожёнство

С социальной точки зрения, многоженство или мужская полигамия, - это признак достатка мужчин, так как требует много денег, чтобы содержать большое количество жён и детей.

С биологической точки зрения, полигамный мужчина - это самец, стремящийся передать свои гены как можно большему поколению. Мужчина может быть потенциальным отцом множества детей в короткие сроки, в то время как свобода сексуального поведения женщины ограничивается периодами беременности.

Многоженство является признаком самодостаточности и преимуществом в некоторых социальных группах, где быстрое и частое воспроизводство потомства имеет жизненно важное значение для выживания.
Ранняя еврейской доктрина предлагает многоженство потому, что евреи были в меньшинстве, и им необходимо было увеличить свою численность. Некоторые еврейские секты пропагандируют многоженство и сегодня, а некоторые учёные считают, что в Талмуде есть места, демонстрирующие терпимость или даже поощрение многоженства.

Исламские традиции связаны с многожёнством напрямую. В Коране говорится, что человек может иметь до 4-х жён, но только если он может содержать их и относиться к ним одинаково. Многие исламские общества допускает многоженство, но как правило, только самые богатые люди могут позволить себе нескольких жен. Западное влияние заставило многих молодых мусульман пересмотреть свои взгляды на полигамию, как старомодное явление.

Во Вьетнаме многоженство не является законным, но практика всё же существует, по причине войны, которая снизила количество мужского населения. Полигамия была распространена в Китае до конфуцианства, а затем впала в немилость.
Многие африканские и индейские племена дохристианской эпохи также практиковали полигамию.

Отличие многожёнства от других понятий

Полигамию часто путают со свингерством, полиаморией и двоеженством. Двоеженство происходит, когда один мужчина женится более чем на одной женщине незаконно. Он мог бы жениться на второй женщине, если бы вовремя оформил развод с первой. В редких случаях, мужчины вели двойную жизнь, ведь жениться на двух женщинах означает оказывать поддержку двум семьям, при этом одна жена не знает о существовании другой.
Двоежёнство преследуется законом, в отличие от понятия полигамии и многожёнства в стране, где законы не запрещают иметь двух и более жён.

Полиамория - это целое мировоззрение, допускающее возможность существования множественных любовных связей. Это концепция бытия в любви более чем одним человеком.
Полиамория не обязательно практикует полигамию. Могут быть могут созданы условия для совместного проживания, в которых несколько взрослых образуют одну семью, имеют в ней долю экономического бремени, обязанности по уходу за детьми и возможность обмениваться сексуальными партнёрами. Тем не менее, никто из них не пытается связать себя законным браком. Различия между полиаморными семьями и семьями многоженцев налицо. Хотя бывают и исключения.
В целом многоженцы приходят к своему решению благодаря консервативным взглядам и религиозным традициям, а полиаморцы - из-за личных и философских убеждений.

Свингеры также не имеют отношение к полигамии, то есть многобрачию. Открыто заниматься сексом с людьми помимо своих супругов; возможно это и является признаком особых доверительных отношений, но обычно не образует устойчивых семейных связей. Свингеры не являются частью семьи: акцент делается только на секс.

Религиозные доктрины полигамии

Термин "полигамия" тесно связан с религией мормонов, основанной Джозефом Смитом-младшим в 1800г. Смит утверждал, что получил сообщения от ангела, который рассказал о древних людях, которые пришли в Северную Америку из Израиля. Смит якобы обнаружил священные золотые пластинки в Нью-Йорке и перевёл их. Это писание известно, как Книга Мормона. Книга Мормона сама по себе не содержат конкретной информации о полигамии. Тем не менее, Смит начал практиковать многоженство с 1830г. и тайно образовал сообщество, в котором человек должен взять себе несколько жен, чтобы стать королём в небе. Он указал на Ветхий Завет и такие фигуры, как Соломон и Иаков в качестве примера.
По мнению историков Джозеф Смит-младший, имел около 48 "жён".

Хотя его многоженство стало известным и преследовалось, Смит публично не признал эту практику и не претендовал на официальную церковную доктрину. Практика полигамии получила распространение из-за преемника Смита - Бригама Янга. Основная ветвь мормонов - "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней" поощряла многоженство до 1852г., пока у церкви не произошёл раскол.

Члены церкви, которые продолжали практиковать многоженство были отлучены от Церкви. Эти изменения привели к еще одному расколу, образовалось несколько небольших групп мормонов, которые стали создавать свои собственные секты, где могли продолжать практику многоженства. Эти группы иногда называли себя мормонами-фундаменталистами.

Неужели у полигамии нет никаких преимуществ? Можно рассматривать полигамию, как встроенный сдерживающий фактор измены со стороны мужа, так как у него так много жён, что не будет необходимости отклоняться от привычного курса... А как же ревность между женами? Ведь одному мужчине очень трудно уделить достаточно внимания каждой жене. Выходит, что создание "ночного расписания" - единственный способ хоть как-то урегулировать вопрос. При этом жёны должны, как правило, иметь разные комнаты и даже отдельные дома, чтобы лишний раз не встречаться и не разжигать конфликт.

Экономика полигамии также может быть очень тяжёлой. Строгий анклав многоженца не застрахован от нищеты, ведь чем больше жён, тем больше рождается детей... Возможно, что мужчина будет просто не в состоянии заработать столько денег, чтобы поддержать всё своё семейство. В итоге всё зависит от социального обеспечения. Ведь детей надо не только кормить, но и одевать, учить и, к сожалению, лечить. Подобные "общины" станут тяжким бременем для государства, если заявят о своих правах, ну и конечно, для остального - моногамного общества.

В некоторых областях Америки (Юта) мужчины могли иметь статус полигамии. Однако ряд федеральных законов, принятых в 1800г. сделали полигамию незаконной на всей территории США, включая Юту. Когда Юта стала штатом, законодатели обозначили конкретный запрет на многоженство в конституции штата.

Готов ли современный мужчина иметь более одной жены?

Так из-за чего же весь сыр-бор? - спросит россиянин, - Пусть живут так, как хотят, а у нас - традиционная моногамная семья, наша гордость.
В 2000 году непредсказуемый политик Владимир Жириновский предлагал ударить полигамией по демографии, якобы в России катастрофически не хватает мужчин.

Однако тысячи российских мужчин живут с несколькими женщинами, заводят детей и при этом не пытаются вступать в законный брак. В результате появляется масса детей без отцов, забота о которых обычно кладётся на плечи женщины. Ещё часть мужчин, оформив развод с жёнами, продолжают жить и спать с ними.
За подобный образ жизни невозможно привлечь к ответственности, а, например, за двоежёнство можно. Современная социальная система не готова контролировать негативные моменты личной жизни граждан, что и говорить, ведь существует много других, более важных, но всё ещё не решённых проблем, таких как жестокое обращение с детьми или насилие в семье.

В настоящее время с точки зрения морали нет различия между гражданским и официальным браком. Существует лишь юридический аспект. Законы против сожительства были бы не конституционными, в любом случае. Преследование по признаку полигамии невозможно, так же как и почти невозможно найти статистику о "многоженстве", потому что огромное число любовных союзов - не официально.

Схожесть гражданских и официальных отношений и породила эту путаницу относительно полигамии. Полигамия - это законное многоженство, при этом жёны знают о существовании друг друга, поддерживают родственные отношения, могут совместно воспитывать детей и не имеют друг к другу претензий.

Следует также отметить, что в России незаконная полигамия существует, но имеет очень скрытый характер, дабы избежать традиционного осуждения со стороны окружающих и уплаты алиментов в ту семью, куда мужчина возвращаться уже не собирается.

Более открытая полигамия - это привилегия "знатных" или очень состоятельных мужчин. Но часто структура таких семей создаёт ущерб женской независимости. Мужья обладают абсолютной властью, если их жёны и дети полностью зависят от них. Действительно, женщинам часто не хватает жизненных навыков, чтобы жить самостоятельно.
Причина согласия женщин на подобные отношения может быть и в том, что многие жёны многоженцев родились и выросли в семьях многожёнца. Если бы не психологический микроклимат семьи с момента рождения, то так бы и не узнали, что это выход...

Кодекс кодексом, а отдельные попытки разрешить в современной России многоженство все же делались. Инициаторами их были руководители Ингушетии и Чечни. Формально подобные поползновения в сторону средневековья отклонялись. Но фактически многоженство на Северном Кавказе сохранилось. Только скрытно. Очевидцы кавказских обрядов утверждают, что первый брак с женщиной горец заключает в , а остальные - в мечети.

Похожая ситуация и в Средней Азии. Особенно в Туркменистане, власти которого разрешили местным мужчинам иметь более одной супруги. Сразу вспоминается бессмертное «Белое солнце пустыни» и товарищ Сухов вместе с гаремом басмача Абдуллы. Ведь действие этого фильма происходило именно в туркменских песках.

Вопреки Соломону

«Все проходит. И это пройдет». Такая была сделана на кольце, которое, по преданию, носил древнееврейский царь Соломон. Со времен Соломона изменилось действительно многое, кроме, пожалуй, многоженства. Причем одним из его основоположников являлся сам царь, имевший почти 700 жен и три сотни наложниц. Не отличались «однолюбством» и другие небезызвестные библейские и даже исторические персонажи - Авраам, Иаков, Ламех, пророк Мухаммед с его полутора десятком жен.

К слову, именно на Мухаммеда в основном и ссылаются, пусть заочно, современные мусульмане и их сторонники, взявшие моду иметь современные комфортабельные гаремы. Настоящими рекордсменами считается парочка королей из Свазиленда. Но если Собхуза II был мужем сразу 70 африканских , то у его сменщика Мсвати III оказалось «всего» 13 супруг. Впрочем, всех нынешних и прошлых монархов намного обогнал простой 84-летний нигериец по имени Мухаммед Белло. Даже оказавшись перед угрозой реального расстрела, он не захотел выбрать только четверых из 86 своих жен. Любопытно, но в течение чуть ли не всей жизни Белло утверждал, что не надо заводить такую огромную семью, от нее одни неприятности.

«В желтой жаркой Африке»

Из всех африканских стран многоженство не разрешено только в почти «европейском» Тунисе, а также в Бенине и Эритрее. В других, даже не совсем мусульманских, иметь несколько жен считается правилом хорошего тона. Иногда, правда, оно немного ограничено законами.

Так, в Джибути нельзя иметь более четырех жен. В Алжире вторая жена может войти в семью, только если с этим согласна первая супруга и существует положительное решение. В Мавритании первая леди один раз за супружество имеет право требовать, чтобы муж не заводил другую жену. В Конго первая жена должна сразу заявить, что она против других браков супруга, это табу. В Марокко желающий заиметь вторую жену может это сделать опять же по разрешению суда. Муж также обязан подтвердить долговременную платежеспособность и поклясться любить всех жен.

Шариатом покати

Сборник основных правил поведения правоверного мусульманина под названием «шариат» разрешает иметь четыре жены, одновременно требуя заботиться обо всех и в равных долях. Благодаря такому «разрешению», почти все азиатские страны с преобладающим мусульманским населением активно пользуются возможностью узаконить многоженство. Опять же с определенными оговорками.

В Пакистане муж, прежде чем ввести в дом вторую жену, должен получить письменное согласие у первой. В Иордании мужчине нельзя иметь более четырех жен. Но собираясь вступить во второй брак, он должен познакомить жен и доказать способность материально их содержать. В Ливане, где проживает достаточное количество , полигамные браки только . В Сингапуре, помимо опять же согласия первой жены, от мужа требуется разрешение местной администрации.

В Непале мужчина получает право жениться без развода только в форс-мажорных случаях, произошедших с первой супругой. В их входят слепота, сумасшествие, венерическое заболевание, паралич, десятилетнее бесплодие. Еще одним допустимым вариантом является добровольное согласие первой жены, предварительно получив часть собственности, жить отдельно и не подавать на развод. Единственной азиатской страной, разрешающей многоженство, но не исповедующей при этом ислам, является Бирма.

Нельзя, но можно!

В некоторых странах, принимающих иммигрантов из Африки и Азии, иметь в семье несколько жен, несмотря на общий запрет, разрешается только эмигрирующим в них мусульманам. К таким государствам относятся, например, Австралия, Великобритания и Франция. В частности, британское правительство даже дает многоженцев немалые социальные льготы и платит .

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Не только на Кавказе, но и в европейской части России распространяется многоженство в мусульманской среде

Руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов высказался за легализацию многоженства в российском законодательстве.

Поводом для дискуссии стала прошедшая на прошлой неделе свадьба 47-летнего полицейского Нажуда Гучигова и 17-летней Луизы-Хеды Гойлабиевой.

По данным СМИ, у Гучигова, предположительно, уже была жена, с которой он не прекращал отношений.

Предложение Даудова породило дискуссию не только в среде депутатов Госдумы и религиозных деятелей, но и стало самой обсуждаемой темой в соцсетях.

В настоящее время российское законодательство не предусматривает возможности заключения более одного брака.

Проведенный в 2006 году опрос показал, что две трети россиян восприняли бы легализацию многоженства отрицательно. В 2015 "за" высказались 22% респондентов.

Между тем в некоторых странах многоженство не противоречит закону: у нынешнего президента ЮАР, например, восемь жен, а рекордсменом стал экс-король Свазиленда - у него было 70 жен.

В законе

Магомед Даудов в интервью изданию "Газета.Ru" заявил: "Я депутатом теперь не сижу, но хорошо бы, если бы многоженство легализовали. Но только чтобы по шариату все было: если мужчина может содержать еще одну жену, то почему нет? Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать".

Пользователи интернета отреагировали с иронией:

Правообладатель иллюстрации BBC World Service

Это не первый случай, когда в России выступают за многоженство. Попытки легализовать полигамию предпринимались в разных регионах страны.

Еще в 2006 году глава Чечни Рамзан Кадыров выступил за официальное разрешение многоженства в республике. Высказывался за это и лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

С такой же инициативой выступал в Башкирии депутат госсобрания Эдвард Мурзин. "У нас нормальных мужиков-то мало, на всех дам не хватает. Оттого и рождаемость низкая - без мужа мало кто отважится ребенка растить", - говорил депутат.

А в начале 2000-х президент Ингушетии Руслан Аушев широким жестом разрешил многоженство в республике, несмотря на содержащийся в федеральном законодательстве запрет. Вскоре ингушских мужчин снова лишили возможности заводить несколько жен.

В блогосфере раскритиковали последние попытки вернуться к разговору о легализации многоженства. Обсуждалось даже, что Госдума может рассмотреть законопроект, вводящий уголовную ответственность за это нарушение законодательства. Но слухи опровергла глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service

"Это нелепо, потому что причина не в не в отсутствии уголовного закона, а в том, что мужчин не хватает, возможно, таких, с которыми женщины хотели бы создавать семью и иметь детей", - сказала Мизулина, добавив, что по одной ситуации законы не принимают.

В религии

Коран разрешает мужчинам иметь несколько жен, если человек готов нести за них ответственность.

По заявлению первого заместителя председателя Духовного управления мусульман России Дамира-хазрат Мухетдинова, в последнее время многоженство в мусульманской среде становится распространенным явлением, причем не только на Кавказе, но и в европейской части России.

Представитель Русской православной церкви Всеволод Чаплин считает, что как легализация многоженства, так и введение за него уголовного наказания направлены на разрушение традиционной семьи.

"Конечно, в нашей традиции, чтобы была одна жена, и в горе, и в радости вместе. Но еще в Российской империи разные народы жили по-своему, и допускалось наличие разных правил", - пояснил Чаплин.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service

Известные многоженцы

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption ЮАР: мужчина со своими шестью женами признается, что любит их всех

Многоженство разрешено далеко не во всех мусульманских странах. Оно запрещено законом в Турции, Тунисе и Алжире.

Для повторного вступления в брак в Иране нужно согласие первой жены. В Ираке, Марокко, Пакистане и Сирии для этого нужно получить разрешение властей.

В США многоженство запрещено с 1882 года, во Франции – с 1993, но государство делает исключение для мигрантов.

Среди известных многоженцев – президент ЮАР Джейкоб Зума: у него восемь жен (пять – официальные). А у короля Свазиленда Собхуза II было, по разным оценкам, до 70 жен, которые родили ему 67 сыновей.

Один из них, Мсвати III, следующий король Свазиленда, ввел в стране запрет на секс с несовершеннолетними из-за эскалации кризиса СПИДа. Всего через неделю после этого король сделал своей восьмой женой несовершеннолетнюю девушку и оштрафовал себя на одну корову.

Последние исследования, которые провел арабский ученый Амин Даухал, показывают, что у мужчин, состоящих в полигамных браках, риск сужения коронарных сосудов в четыре раза выше, чем у тех, кто имеет одну жену.

18 мая 2014 Многожёнство разрешено законом в тех странах Азии и Африки, где государственной религией является ислам...

Согласно Корану, священной книге всех мусульман, мужчине можно иметь до четырёх жён, однако там же ставится условие: если он готов и имеет возможность содержать и их, и детей.

Однако многожёнство, или полигамия, официально разрешена далеко не во всех странах мусульманского мира. Запрет на полигамию в Турции наложен ещё в начале ХХ века, подобный запрет действует в Алжире и Тунисе, а в Иране второй и все последующие браки мужчина может заключать, только если имеется письменное согласие его первой жены. Не разрешено многожёнство и в мусульманских странах - бывших советских республиках, кроме Туркменистана. Во Франции, где многожёнство запрещено законом, для мигрантов из арабских и других мусульманских стран сделано исключение.

В России многожёнство тоже запрещено. После распада СССР среди мусульман, жителей республик Северного Кавказа, Татарстана, Башкортостана было много высказываний за официальное разрешение многожёнства. Однако реальная попытка была лишь одна – в 1993 году указ, разрешающий многожёнство, издал президент Республики Ингушетии. Однако этот скандальный указ был вскоре отменён судом. За разрешение полигамии в России много лет ратует лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

На Северном Кавказе с новой силой разгорелась общественная дискуссия по поводу легализации многоженства. На сей раз повод дал чеченский лидер Рамзан Кадыров , который давно считается сторонником полигамии: по его мнению, это соответствует традициям чеченского народа.

Между тем, против многоженства не раз высказывались даже религиозные лидеры, среди которых муфтий Северного Кавказа Исмаил Бердиев . Чья позиция для кавказского общества важнее, выясняла «Свободная пресса».

Многоженцев в Чечне нет? Официально…

Рамзан Кадыров в интервью телеканалу Russia Today поддержал многоженство — традицию, которая широко распространена в Чечне. По мнению чеченского лидера, полигамия честнее, нежели широко практикуемые в «неисламских» регионах свободные отношения (например, когда женатый мужчина заводит себе любовницу, а то и нескольких).

— Какая разница с точки зрения закона: поехал, погулял и приехал или получил разрешение у родителей и женился согласно требованиям ислама?! — задается вопросом Кадыров в ответ на вопрос журналистки Russia Today Анны Книшенко о том, что некоторые эпатажные предложения чеченского лидера противоречат российскому законодательству.

Кадыров в интервью еще раз подчеркнул, что в Чечне нет официальных многоженцев. Но только лишь потому, что в ЗАГСе регистрируется только один брак (да и то, кстати, не всегда). И в этом заявлении есть доля лукавства: Семейный кодекс напрямую запрещает многоженство, так что второй официальный брак в ЗАГСе все равно бы не зарегистрировали.

Сам Кадыров на эту норму тоже смотрит двояко: в интервью он высказался против того, чтобы брачные узы скреплялись в ЗАГСе, поскольку, мол, это — проявление взаимного недоверия между супругами. К слову, у Кадырова незадолго до этого вышла замуж старшая дочь Айшат. Интересно ей бы он пожелал брака без официальной регистрации, или чтобы она была не первой, и не единственной женой своего мужа. Его, кстати, для дочери Рамзан Ахматович сам выбрал. Он сын его погибшего друга, а с дочерью до свадьбы они были знакомы всего две недели.

Муфтий против муфтия

Полемика вокруг легализации многоженства на Северном Кавказе разгорается не впервые. Стоит напомнить, что в июле 1999 года тогдашний президент Ингушетии Руслан Аушев официально разрешил многоженство в своей республике, своим указом разрешив местным ЗАГСам регистрировать полигамные браки. Однако этот указ был отменен как противоречащий Конституции России.

Впоследствии о легализации многоженства (хотя бы для мусульман) говорили многие религиозные лидеры, среди которых муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, муфтии Северной Осетии Хаджимурат Гацалов (нынешний) и Али Евтеев (бывший).

Впрочем, как правило, эти заявления проходили незаметно. Зато много шуму наделало интервью, которое в январе 2016 года дал информагентству «Новости Федерации» муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов (ранее он также возглавлял Российскую ассоциацию исламского согласия).

Рахимов предложил узаконить многоженство для мусульман: по его мнению, только таким образом возможно решить демографическую проблему на Северном Кавказе, где многие девушки не выходят замуж, потому что им не хватает женихов.

При этом практику многоженства, считает Рахимов, распространять на регионы за пределами Северного Кавказа пока преждевременно: здесь решением демографической проблемы должен заниматься Московский патриархат.

Надо объяснять, что мужчина обязан быть продолжателем своего рода. Надо прояснять сознание молодых людей и сестер наших, чтобы они понимали: надо оставить сына или дочь, чтобы продолжался род человеческий, — считает ставропольский муфтий.

Раскритиковал позицию Рахимова председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаил Бердиев , который заявил журналистам: «Мусульмане в России живут по законам государства, а законы запрещают иметь нескольких жен. Поэтому я — категорически против многоженства».

О шариате вспоминают, когда выгодно

Как бы ни спорили богословы и политики, а практика многоженства в регионах Северного Кавказа существует давно. Так, еще в мае 2012 года телеканал НТВ показал сюжет о дагестанском проповеднике Исраиле Ахмеднабиеве , который самого себя называет шейхом Абу Умаром Саситлинским , кандидатом шариатских наук по вопросам бракосочетания. Всего у «шейха» было восемь жен, от которых рождено 17 детей.

Три года назад салафитский проповедник был задержан в Турции и несколько месяцев провел в турецкой тюрьме, но в Россию возвращаться не стал, поскольку в нашей стране он был объявлен в розыск по подозрению в экстремизме. По версии следствия, 36-летний Ахмеднабиев распространял на YouTube пропагандистские видеоролики, в которых возбуждалась ненависть к «немусульманам».

Так часто ли на Северном Кавказе практикуют многоженство? С просьбой прокомментировать заявление чеченского лидера «Свободная пресса» обратилась к президенту Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ.Мир.Развитие», кандидату политических наук Саиде Сиражудиновой :

— Постоянная работа в «поле» в республиках Северного Кавказа, заставила меня неоднократно наблюдать различные проблемы кавказских женщин. Немалая их доля, начиная от необеспеченности, обмана, психологической травмы и вплоть до убийств, являлись следствием полигамии.

Семья начинает разрушаться без регистрации, когда с браком начинают «играться»: при этом появляется безответственность мужчин по отношению к женам и детям. Подобное недопустимо, потому что шариата как такового на Северном Кавказе нет, о нем вспоминают лишь в отдельных случаях, когда кому-то выгодно, и тут же забывают…

То есть без светского закона, который по сути своей подкрепляется санкцией, порядка быть не может.

«СП»: — На ваш взгляд, готово ли кавказское общество к легализации полигамии, как утверждает Кадыров?

— Общество не готово к полигамии! Даже у пропагандистов высокого ранга, редко у кого семья смогла принять полигамный брак. Вступая в полигамный брак, почти никто не спрашивает разрешения у родителей. Статус второй и последующей жен низкий. Большинство вторых жен вынуждены оставаться в тени, скрываемыми, не признанными, презираемыми родственниками и друзьями того же самого «мужа», ничем материально не обеспеченными.

«СП»: — Так можно ли защитить права этих женщин?

— Незарегистрированные брачные связи затем влекут проблемы с правами детей, правами собственности, вызывают долгие наследственные и имущественные тяжбы.

Апеллирование к шариату как раз-таки часто и связано с нарушениями шариата. Шариат как закон здесь не действует, и не может защитить женщину и ее права. Скажем, остается непроясненным вопрос скрытого брака. В случае развода беременную жену часто никто не содержит необходимый срок. Порядок самого развода не всегда соответствует канонам шариата, от содержания детей многие отказываются и т. д.

В случае с полигамией мы сталкиваемся с противоречием Конституции, с нарушением гарантированного равенства мужчины и женщины, посягательством на права человека. И в этой ситуации способны защитить женщин только ЗАГС и законы светского общества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.