Как развить память и внимание у ребенка. Как развить и тренировать память у ребёнка? Советы психолога

К сожалению, современное школьное образование с первых классов нацелено на вбивание в детские головы фактов и другой «голой» информации, большая часть которой никогда не пригодится ребенку в обычной жизни. А вот вопросам о том, как развить память и внимание, время почти не уделяется. Результат – «двойки» в дневнике, «каша» в голове, расстройства и огорчения.

Чтобы избежать «неудов» и негативного отношения к обучению, важно развивать память и внимание малыша еще до школы. О том, как правильно это сделать, читайте ниже.

Немного о детской внимательности

В раннем возрасте дети не способы концентрировать внимание на чем-либо подолгу. Позже, к 6-7 годам, они приобретут эту способность, но это вовсе не значит, что развивать внимательность до этого времени не нужно. Еще как нужно!

Выделяют три вида внимательности:

  • непроизвольная – возникает сама собой, когда малыш видит что-то интересное;
  • произвольная – формируется у ребенка у 6-7 годам и способствует усвоению школьных знаний;
  • постпроизвольная – намеренное внимание, которое дети проявляют по отношению к интересующим их предметам.

Тем не менее, причин, отвлекающих детей от какого-либо одного заданного предмета, довольно много. Это объясняется тем, что они – недавно пришедшие в этот мир – находят вокруг слишком много интересных вещей.

Родителям остается помочь чаду развить в себе внимательность и умение сосредотачиваться. Можно предлагать ребенку игры типа конструкторов, пазлов, а можно поиграть с малышом в специальные игры на развитие памяти и внимания.


Игры для развития внимания

Заниматься развитием памяти ребенка нужно с раннего возраста. Как правило, серьезные занятия и игры рассчитаны на деток от 2-3 лет. Именно в этом возрасте стоит уделять максимум времени развитию внимания. Ниже приведены основные способы и игры, которые помогут вам сделать из вашего крохи внимательного человека.

  1. Изучайте с чадом понятия «много – мало», «меньше – больше», «шире – уже», «выше – ниже». Параллельно с изучением предлагайте ребенку задания: «Какая пирамидка выше? В какой коробке больше игрушек? Какой кубик большой, а какой маленький?»
  2. Поиск парных предметов – отличное упражнение для тренировки внимательности у детей. Малышу 2-3 лет сложно сосредоточиться и найти парный предмет, но после трех лет дети находят эту игру очень занимательной. Усовершенствованная версия задания – выбрать из набора предметов лишний. Ребенок должен не только знать свойства всех предметов, но и уметь логически устанавливать взаимосвязь между ними.
  3. Деткам, которые уже умеют писать, можно предложить «намокшее письмо». Придумайте красивую «легенду» о том, что это письмо предназначалось супергерою (для мальчика) или прекрасной принцессе (для девочки), но почтальон попал под дождь и промочил бумагу. Суть «письма» в том, что слова будут лишены некоторых букв. Малыш должен сам вставить их на «размокшие места».
  4. «Прятки» в привычном понимании довольно забавная игра, но прятки для развития внимания особенно полезны для детей. Спрячьте в комнате несколько предметов. Чтобы заинтересовать ребенка и мотивировать его, пусть это будут сладости или игрушки. Попросите кроху отыскать предметы. Можно давать подсказки (холодно — горячо).
  5. Поиск по признакам. Это разновидность предыдущей игры в прятки. Дайте чаду задание: найти в комнате предмет. Он большой, желтый с сиреневыми полосками. Малыш по описанию должен отыскать загаданную вещь.
  6. Игра «Что пропало?» требует от ребенка предельной внимательности и сосредоточенности. Положите 5 разных игрушек (по форме они должны различаться). Попросите чадо хорошенько запомнить все игрушки. После этого кроха должен закрыть глаза, а вы – убрать одну из игрушек. Далее малыш открывает глаза и говорит, что пропало. Усложнить задачу можно следующим образом: попросите ребенка, не открывая глаз, на ощупь определить, какая игрушка исчезла. Это упражнение рассчитано не только на развитие внимательности, но и на развитие мелкой моторики рук.
  7. Одна из самых популярных развивающих игр для детей – «Найди 10 отличий». Даны две картинки с минимальными, незаметными на первый взгляд различиями. Малыш должен отметить все несоответствия. Такие картинки можно найти в Интернете или купить книжку в детском магазине.
  8. Подросшим детям можно дать задание построить пирамидку (башню) по рисунку. Рисунок можете нарисовать сами – он должен включать в себя только геометрические фигуры (треугольники, квадраты), а у ребенка должны быть аналогичные кубики для строительства.

Также развитию внимания способствуют игры со специальными приспособлениями. Подойдут кубики, пирамидки, пазлы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.


Развиваем детскую память

Память – это то, без чего невозможно существовать здравомыслящему умному человеку. Чтобы ребенок хорошо учился, без проблем поступил в институт, а позже нашел престижную работу, необходимо многое, но память в этом списке будет стоять в первой десятке нужных качеств.

Память может быть разной. Выделяют следующие ее виды:

  • зрительную;
  • слуховую;
  • тактильную;
  • двигательную память.

Также можно сказать, что она бывает:

  • долговременной и кратковременной;
  • произвольной и непроизвольной;
  • логической и механической.

Память на даты, числа, лица, звуки, слова… Перечислять можно бесконечно долго.

Для правильного обучения ребенка вам следует задействовать как можно больше видов памяти. Для этого разработаны специальные приемы и игры на развитие памяти.


Игры для развития памяти

Можно сказать, что все представленные выше игры, развивающие у детей внимательность, также полезны и в этой ситуации. Но существуют и другие способы, помогающие как развить память у ребенка, так и открыть в нем множество других способностей.

  1. Самый простой способ для самых маленьких детей – вспоминать события прошедшего дня. Помогите ребенку и начните первой. «Вчера мы проснулись, умылись, позавтракали…. Что было на завтрак?» Эта игра развивает внимание к мелочам и умение запоминать мелкие детали.
  2. «Наперсточки» — любимая игра привокзальных шулеров и маленьких детей. Возьмите три стаканчика и под один из них спрячьте шарик. Сначала медленно перемещайте стаканчики, потом увеличивайте темп. Ребенок должен проследить за стаканчиком с шариком и в конце игры выбрать именно его.
  3. Ассоциации. Назовите чаду несколько слов: яблоко, дерево, дом (слова могут быть любые, но малыш должен знать их значение). Попросите малыша описать, какие ассоциации вызывают у него названные слова.
  4. Чтение – один из самых лучших способов развить память у ребенка. Читайте с малышом сказки, рассказы, стихи. Отвечайте на вопросы малыша и просите его пересказать прочитанное своими словами.
  5. Стихи – еще один безотказный способ развить у малыша способность к запоминанию. Начать лучше с простеньких четверостиший (С. Маршак, А. Барто). Также можно разучивать веселые детские песенки.
  6. «Нарисуй прошедший день». Такое упражнение подразумевает некий творческий подход, но для детей оно, как правило, не является сложным. Попросите чадо нарисовать прошедший день: что ему больше всего запомнилось? Что было самым приятным, а что, наоборот, не понравилось? Не критикуйте рисунок ребенка, даже если он не будет соответствовать действительности (по вашему мнению), лучше похвалите творческий подход и креативность.
  7. Можно приобрести игру «Мемори». Ее суть в том, что ребенок должен запомнить расположение определенных карточек и указать их, когда все карточки будут лежать верх «рубашками».

Очень хорошо развивает память искусство, и в частности живопись. Посетите с чадом галерею, а потом найдите репродукции увиденных картин. Обсудите с малышом детали каждой картины. Спросите, что кроха запомнил лучше всего.

Заключение

– мощный инструмент для совершенствования памяти и внимания. Очень важно уделять этому вопросу достаточно времени, чтобы к школе малыш умел без труда сосредотачиваться на предлагаемой информации и хорошо ее запоминать.

Как научить ребёнка внимательности? Рассеянные дети не только огорчают родителей и учителей, но и сами не в восторге от своей слабости. Хорошую память можно и нужно развивать, но не все знают, когда начинать этим заниматься и какие способы для этого существуют.

Когда начинать заниматься развитием внимательности у детей

Бывает, школьные учителя заявляют, что ученик катастрофически невнимателен, непоправимо отстаёт в учёбе, а момент, когда нужно было подтягивать память и внимательность, упущен. Родителям слышать такое неприятно, но главный вопрос - когда же нужно начинать заниматься, чтобы не было поздно?

Нервная система человека формируется примерно до пубертатного возраста, то есть до 12-13 лет. К этому возрасту головной мозг заканчивает своё органическое развитие, а значит, возможности для улучшения сознательных функций сокращаются.

Дальше придётся работать с тем, что есть - поддерживать память в тонусе, не давать концентрации падать ниже критического уровня. Львиную долю усилий родители должны направить на обучение в возрасте до 12 лет, и чем раньше начать, тем будет лучше и тем легче пойдёт процесс обучения.

Для поступления в начальную школу малышу уже нужно выработать минимальные навыки концентрации внимания и логического мышления. Ещё один важный для первоклассника момент - это стресс от потока знаний, который обрушивается на него в первом классе вместе с лавиной впечатлений.

Процесс адаптации к школьной среде отнимает много сил, в том числе умственных. Первокласснику будет намного легче учиться, если его внимание будет хорошо развито уже до школы.

Используйте простейшие приёмы с первых лет жизни, углубляйте навыки концентрации и запоминания в 3-4 года. В 5-6 лет учите вместе с будущим школьником как можно больше стихотворений, загадок и пословиц наизусть. В младшем школьном возрасте помогайте справляться с нагрузкой от занятий и поддерживайте их стремление узнавать и использовать новые знания.

Память и внимательность: как выработать их у ребёнка

Развитие внимательности тесно связано с памятью. Чтобы память хорошо работала, нужно включить в процесс три фактора: достаточное для запоминания яркое впечатление, затем повторение, и последнее - возникновение простой и понятной ассоциации, которая запустит процесс реактивного вспоминания.

На практике это выглядит примерно так. Если нужно выучить стихотворение, сначала прочтите его вслух, постарайтесь сделать это эмоционально и выразительно, насколько сможете. Затем обсудите прочитанное, задайте вопросы по тексту, спросите, что понравилось, обратите внимание на необычные слова и интересные выражения - этим вы включите логическое мышление.

Повторите стихи несколько раз. Затем, когда будете проверять школьника, используйте подсказки: мимику, жесты, помогающие вспомнить текст.

Память лучше работает через один-два канала восприятия - слуховой, зрительный, моторный. Как повысить у ребёнка внимательность? Ваша задача выяснить, каким способом он лучше запоминает информацию - когда читает, слушает или проговаривает текст. Конечно, для большего эффекта нужно использовать все три канала, но упор делать на ведущий.

Способ, как запоминать информацию рассеянным детям

Интересный метод, как повысить силу запоминания, заключается в том, чтобы повторять информацию с определёнными интервалами. Попросите школьника проговорить услышанное через 1 минуту, затем повторить через 5 и 20 минут. Напомните и заново проверьте текст через 4 часа, затем через 1 день и через 3 дня.

Этот приём работает не только со школьными заданиями, а с любым набором информации - слов, картинок или действий. Взрослые точно так же могут использовать этот мнемонический приём, чтобы запомнить важные вещи.

Учёные, разработавшие этот способ, утверждают, что если добавить к циклу ещё несколько повторений - через 1 неделю, 1 и 3 месяца, то можно запомнить информацию на всю жизнь! Не брезгуйте таким способом и в случае, когда хотите чему-то научить малыша или чтобы он запомнил ваши требования, советы и наставления.

Как привить ребёнку внимательность в быту

Хорошая концентрация и сила памяти нужна не только для учёбы. Рассеянность делает жизнь человека и всех, кто его окружает, сложнее. Часто собственная невнимательность и её последствия - ошибки, забытые поручения, потерянные вещи, неправильно понятые указания родителей - огорчают детей и отнимают у них уверенность в своих силах.


Сильная рассеянность может даже стать причиной постоянного подавленного настроения и детской депрессии. Исправить ситуацию и поддержать забывчивого малыша можете только вы, показав ему, как справляться с проблемой, и научив уважать себя даже после серьёзных промахов.

Обязательно на своём примере покажите, как пользоваться напоминаниями (записками, пометками, галочками в тетради), научите класть нужные вещи на видное место, внимательно проверять портфель, пересчитывать сдачу в магазине, уходя гасить свет, проверять, выключены ли бытовые приборы и прочее.

Такие простые и жизненные привычки помогут привить прилежание, которого так не хватает невнимательным детям.

Если вы хотите, чтобы сын или дочь росли организованными и собранными, то усилия требуются не только от них, но и от вас. Дети не умеют заботиться о том, как бы получше запомнить, что говорят им взрослые - это в данный момент ваша задача.

Старайтесь давать поручения так, чтобы их легко было принимать во внимание:

  • прежде чем сказать нечто важное, убедитесь, что малыш случает - смотрит вам в глаза, не отвлекается на игрушки, не отворачивается, не выбегает из комнаты;
  • никогда не кричите вдогонку - это гарантирует, что он забудет о сказанном вами;
  • говорите простыми словами, постоянно проверяйте, понял ли вас малыш, пусть он повторит сказанное вами, возможно, ещё и объяснит своими словами;
  • не повышайте голос и не говорите раздражённым тоном - негативные эмоции «выключают» сознание, и ребёнок, скорее всего, ничего не запомнит;
  • после сказанного добавьте мотивации: объясните простыми словами, что это очень важно для вас и обязательно должно быть сделано.

Если все пункты соблюдаются, это намного повысит вероятность, что ребёнок запомнит ваши просьбы и всё сделает правильно. Кроме того, благоприятный психологический настрой положительно влияет на самооценку, так что малышу будет комфортно и спокойно после разговора с вами, и он не станет допускать ошибок из-за того, что разнервничался.

Забота о здоровье повышает внимательность

Комплексный подход решает проблему, как развить внимательность у ребёнка.

Не ограничивайтесь одними только задачками на улучшение памяти, применяйте как можно больше из приведённых ниже полезных советов, чтобы детская способность к хорошей концентрации быстро закреплялась и росла:


  • используйте упражнения для улучшения всех видов памяти, которые вам сейчас доступны и подходят по возрасту: чтение детских и простых взрослых стихов по памяти, решение детских кроссвордов, картинок-лабиринтов, всевозможных ребусов и т.п.;
  • регулярно включайте в детский рацион натуральные источники антиоксидантов - вкусные и полезные соки, особенно виноградный, в котором ещё и много глюкозы, прекрасно питающей мозг;
  • обеспечьте малышу двигательную нагрузку, подходящую ему по темпераменту и по состоянию здоровья - спортивная секция, танцы, фитнес для детей, плавание;
  • научите его использовать мнемонические приёмы (начните с повторения вслух), сначала простейшие, затем можно освоить техники посложнее;
  • помогите соблюдать режим сна, посоветуйтесь со школьной медсестрой или педиатром, чтобы определить, сколько часов необходимо именно вашему малышу;
  • сеансы расслабляющего массажа особенно хороши при недостатке внимания в комплексе с гиперактивностью;
  • вместе с врачом обсудите, нужно ли пропить курс поливитаминов.

Эти простые и, возможно, очевидные советы помогут развить внимание малыша не только мотивацией, но и через улучшение физического здоровья.

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении. Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Способности к запоминанию

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. . Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«Это интересно. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче , тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка - проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице , в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом - заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в с вами и расскажет обо всём, что он понял.
  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие - когда сами читают или рассматривают картинки (), третьи - если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые - если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы. Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. « ». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему , знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета» . Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело - рука, рыба - море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

Память - загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой повинностью, новые знания вызывают интерес. Да и в быту такие ребята ловки и сообразительны: всегда знают, что положить к следующему учебному дню в портфель, в какое время пора собираться на секцию, когда у одноклассника день рождения и т.д.

А теперь главный вопрос: отличная память - «генетический подарок» или её можно развить? Ответ: и то, и другое. Способности к запоминанию зависят от особенностей нервной системы. Некоторые малыши, конечно, изначально находятся в более выгодных условиях. При этом неоднократно доказано: память можно натренировать. Буквально, как мышцу. И сделать это не так трудно. Главные условия: периодичность, доброжелательное отношение к малышу (даже в случае его неудач), занятия в ненавязчивой игровой форме.

Какой бывает память

Существует общепризнанная классификация видов памяти. Итак, она бывает:

  • в зависимости от волевого компонента - произвольная (когда человек специально запоминает какую-то информацию, прилагая определённые усилия) и непроизвольная (запоминание происходит само собой);
  • в зависимости от объекта запоминания - образно-наглядная (запоминание форм, цветов, изображений), словесно-смысловая (её ещё называют слуховой), эмоциональная (в памяти остаются пережитые чувства, эмоции), моторная (запоминается действие: движения танца, написанные собственной рукой слова и т.д.);
  • по времени хранения - краткосрочная и долговременная.

У каждого человека есть наиболее выраженный особенно развитый вид памяти. Для большинства это слуховое и зрительное восприятие. Важно знать: быстрое и эффективное запоминание возможно при задействовании сразу нескольких типов памяти. Поэтому важно уделять внимание развитию каждой позиции классификации.

Если говорить о детях, особенно самых маленьких, то их память носит непроизвольный и подчёркнуто эмоциональный характер. Малыши запоминают то, что им интересно. Поэтому и единственно возможный способ обучения дошкольников - это игра.

Если ребёнку станет скучно, он просто не воспримет и не запомнит информацию.

Начинаем тренировать память: когда?

Первые образы в памяти крохи закрепляются уже в его трёхмесячном возрасте. А лобные доли мозга, которые отвечают за запоминание, формируются примерно к 10-ти месяцам. Поэтому важную функцию можно тренировать уже на первом году жизни малыша.

Для этого маме нужно всё время говорить с ребёнком, постоянно выдавая ему новые порции информации. Инстинктивно об этом знает каждый родитель: взрослые объясняют крохе, где мама, где папа, а где бабушка, озвучивают названия окружающих предметов, совершаемых действий, происходящих явлений. В результате юные ученики уже к 9-11 месяцам, кто-то раньше, кто-то позже, могут по просьбе выбрать нужную игрушку из нескольких предложенных. Детская память податлива, она как губка - способна впитывать большие объёмы информации. Маленький человечек ещё не умеет говорить, но пассивный его словарь, благодаря стараниям окружающих взрослых, внушителен.

Уже с 10-и месяцев с крохой можно играть в простую игру «Где игрушка?» . Для это понадобятся две пелёнки. Под одну из них на глазах ребёнка кладётся игрушка. Затем, собственно, звучит сам вопрос: «Где игрушка?». Забавно наблюдать за сосредоточенным лицом крохи, когда тот пытается вспомнить, куда же мама спрятала яркую вещицу. А сколько радости доставляет правильное решение, если малыш сдёргивает нужную пелёнку. Несколько раз подряд кладите предмет в одно и то же место. Затем положите игрушку под другую пелёнку. И хотя кроха прекрасно видел перемену, он всё равно, скорее всего, попытается найти погремушку в старом «тайнике», ведь именно этот момент зафиксирован в его памяти.

Начиная с двух-трёхлетнего возраста начинайте играть с ребёнком в простую игру «Что пропало?». Суть её заключается в том, что перед малышом выкладывается несколько предметов, различающихся по форме, цвету, размеру, назначению и т.д. Затем кроху просят отвернуться и убирают в это время один из элементов ряда. Ребёнку нужно понять: что именно исчезло? Для этого придётся приложить усилия и вспомнить первоначальный состав предметов.

С детьми от 3-х лет и старше можно играть и в другие игры, способствующие развитию памяти. Обычно такие занятия увлекают детей. Эти игры не требуют особенной подготовки и значительных финансовых вложений. А вот немного драгоценного времени на регулярные «тренировки» с детьми выделить придётся.

Игры для развития памяти

«Я знаю 5 имён». Это игра из нашего детства. Не переставая отбивать мяч от пола, ребёнок произносит: «Я знаю 5 имён девочек (названий городов или рек, пород собак, марок автомобилей, цветов радуги). Мяч при этом нужен только для поддержания нужного ритма. Если игрушки нет под рукой или малыш пока не умеет отбивать мяч, подойдут хлопки, щелчки пальцами и другие действия. По мере взросления ребёнка количество предметов увеличивается до 10, 15-ти и т.д.

«Картинки». Детям на 20-30 секунд показывается картинка. Затем она убирается, и следует просьба описать увиденное - чем подробнее, тем лучше. Другой вариант - задавать по картинке вопросы: что стояло на столе, какого цвета было платье у куклы, что было нарисовано на листе бумаги, висящем над диваном и т.д.

«Мемори». «Магазинная» игра, в состав которой входят около 10-15-ти парных карточек с одинаковыми «рубашками». Начинать нужно с 3-4-х пар. Сначала карточки выкладываются изображениями вверх. Затем их переворачивают. Ребёнок сам открывает одну из картинок, после чего должен вспомнить, где находится её пара.

«Что изменилось». Вариация описанной в предыдущем разделе игры «Что пропало?». Только вместо того, чтобы убирать один из предметов ряда элементы меняют местами. Ребёнку предлагается выявить изменения.

«Сложи узор». Для выполнения упражнения понадобятся спички или счётные палочки. Взрослый выкладывает несложный рисунок, затем закрывает его листом бумаги, а ребёнку предлагает по памяти выложить такой же.

«Дорисуй коврик». Игра похожа на предыдущую. Только вместо того, чтобы выкладывать узор из палочек, его предлагают нарисовать по памяти в пустом прямоугольнике-«коврике».

«Мама (папа, бабушка, тётя) укладывает в свой чемодан….». Начинает взрослый: «Мама укладывает в чемодан расчёску». Ребёнок продолжает: «Мама укладывает в чемодан расчёску и свитер». Следующий игрок: «Мама укладывает в чемодан расчёску, свитер и зеркало». Игра продолжается до тех пор, пока словесная цепочка не станет такой длинной, что её невозможно будет повторить.

«Цепочка предложений». Игра напоминает описанное выше упражнение. Но в этом варианте запоминать придётся не отдельные слова, а целые предложения. Постепенно получается полноценный рассказ или сказка. Развивается не только память, но и связная речь, воображение. Для облегчения задания каждое предложение можно обозначит картинкой-символом. Например, «Выглянуло солнышко» - карточка с изображением солнца, «Запели птички» — карточка с птичкой и т.д.

«Кто больше запомнит?» Детям последовательно показывают одну за другой картинки. А затем ребятам предлагают вспомнить изображения. Побеждает тот, кому удалось назвать большее количество картинок.

«Маленький художник». Ребёнку демонстрируется изображение. Затем картинка убирается и даётся задание как можно подробнее нарисовать объект. Сначала это должно быть что-то простое, состоящее из знакомых малышу геометрических фигур - например, квадратный домик с крышей-треугольником. Позже картинку можно дополнить деталями: занавески в горошек, кошка на крылечке, дым из трубы, клумба перед домом и т.д.

«Узнай и запомни». Игра подходит для старших дошкольников. Ребёнку завязываются глаза. Затем в его руку поочерёдно вкладываются разные предметы. Потом малыша просят вспомнить: какие вещи побывали в ладони. Здесь задействуются сразу 2 процесса: узнавание (по тактильным ощущениям) и запоминание.

«5 предметов». Эта игра подходит для детей примерно от 4-х лет. Ребёнка просят вспомнить 5 предметов, объединённых определённым признаком. Например, дают малышу задание назвать 5 квадратных, синих, колючих, мягких или холодных предметов. Время ограничено: для его отсчёта можно использовать таймер, песочные часы или секундомер в мобильнике.

«Дискотека». Взрослый показывает детям несколько танцевальных движений. Чем старше игроки, тем сложнее па. Затем включается весёлая музыка, и ребята должны попробовать воспроизвести танец.

«10 слов». Ребёнку называют 10 ничем не связанных между собой слов. Например, гриб, стол, паровоз, учебник, шапка, птица, дом, заяц, чашка, робот. Если старший дошкольник воспроизводит хотя бы 5-6 слов, значит, он обладает хорошей слуховой кратковременной памятью. С тренировками количество запоминаемых слов увеличится.

Что ещё

И напоследок ещё несколько важных советов, которые помогут развить память малыша. Это уже не игры, а ненавязчивые действия, на которые не нужно выделять время специально (ну, разве что совсем чуть-чуть).

  1. По дороге из садика расспрашивайте малыша о том, как прошёл его день. С кем он сегодня играл или ссорился, во что была одета воспитательница, кого сегодня ругали (за что?) и кого хвалили (опять же - за что?) и т.д.
  2. После прочтения вечерней сказки обязательно обсудите с ребёнком сюжет. Снова задавайте вопросы: как звали главного героя (затем спросите о второстепенных), кто были его друзья и враги, с чего началась история, что делали (думали) персонажи в тех или иных ситуациях и т.п. Начиная с 4-х лет малыша уже можно попросить пересказать сказку (или хотя бы какую-то её часть). Это развивает не только память, но и речь. И обязательно разучивайте с детьми стихи.
  3. Вместо того чтобы сажать ребёнка перед телевизором (компьютером), предложите ему заняться лепкой, аппликацией, вышивкой, легоконструированием. Всё это развивает мелкую моторику, которая «тянет» за собой весь интеллект. Ведь вокруг зоны головного мозга, отвечающей за движение кистей рук, расположены речевой центр, а так же зоны внимания, мышления, концентрации и, конечно, памяти.

  1. Ни дня без спорта. Адекватная физическая нагрузка способствует лучшему кислородоснабжению мозга. Поэтому на прогулке организуйте своему ребёнку и его друзьям подвижные игры. Вспомните, во что вы играли в детстве дворовой компанией - казаки-разбойники, догонялки, вышибалы, пионер-бол и т.д. Обычно дети с энтузиазмом воспринимают идеи по большей части новых для них забав.
  2. Полноценный сон. Ночной сон дошкольника должен длиться минимум 9 часов.
  3. «Правильная» еда. Крепкой памяти способствует регулярное употребление в пищу каш, орехов, рыбы жирных сортов, бобовых, разных овощей и фруктов. Салаты лучше заправлять содержащим большое количество витамина Е растительным маслом (а не вредным для детей магазинным майонезом). Периодически давайте ребёнку рыбий жир курсами. Сегодня этот полезный препарат выпускается в форме капсул с приятным фруктовым ароматом и не вызывает у детей протеста.

Все эти нехитрые советы и увлекательные игры способствуют увеличению объёма и срока памяти, ускорению запоминания. Причём приведённые упражнения развивают все типы памяти. Занимаясь с малышом, взрослые не только совершенствуют его способности, но и общаются со своим крохой. Совместные дела сближают. Не стоит ругать или даже просто критиковать детей за промахи. Такой подход напрочь отбивает желание заниматься, ребёнок замыкается, обижается. А вот хвалить собственное чадо даже за маленькое достижение нужно обязательно. Это окрыляет и вселяет уверенность.

Мозг человека имеет удивительную способность адаптироваться к окружающей среде и изменяться. Это называется нейропластичностью. У детей такая способность развита особенно хорошо. Так воспользуйтесь этим! Чтобы улучшить память, нужно постоянно учиться чему-то новому. Поэтому обучение вашего чада только одному «ремеслу» (например, только музыке или только рисованию) не всегда оправдано. Пусть хобби и увлечения ребенка сменяют друг друга. И важно: выбирайте деятельность для ребенка по принципу: «это ново - это сложно - это интересно»!

Еда для хорошей памяти: рыба (лосось, тунец, форель, скумбрия, сельдь); грецкие орехи; тыква; фасоль; листовые зеленые овощи (шпинат, брокколи); бананы; абрикосы; дыня; зеленый чай.

Не экономим на физкультуре и сне

Ежедневные тренировки тела повышают способность мозга обрабатывать и воспроизводить информацию. Секрет прост: физические упражнения увеличивают поступление кислорода в мозг, клетки «серого вещества» начинают работать активнее. И при этом уменьшается риск заболеваний, приводящих к ослаблению работы мозга.

Важность соблюдения режима для детей - неоспорима. Ведь кроме всего прочего после полноценного сна восстанавливаются навыки критического мышления и процессы памяти.

Обнимаем и целуем

Многочисленные исследования показывают, что ребенок, который растет в крепкой, дружной семье, лучше усваивает школьные знания. Почему? Да просто поддержка и крепкие эмоциональные связи важны не только для душевного здоровья, но и для здоровья мозга! Поэтому дарите любовь, обнимайте ребенка, заботьтесь о нем и занимайтесь с ним. Это станет залогом его успешной учебы.

Смеемся от души

В отличие от эмоциональных реакций, ограниченных определенными областями мозга, смех активизирует различные зоны. Когда ребенок шутит, смеется и слушает веселые рассказы, у него быстрее начинают работать области, отвечающие за процессы обучения и за творчество. Не зря говорят, что смех помогает мыслить шире и свободней. Научите ребенка самоиронии - вместо того чтобы грустить над неудачей, можно и посмеяться над собой. Научите видеть во всем только положительную сторону. Чаще смешите его и провоцируйте на шутки.

Учим приемы

Существует целый ряд приемов запоминания, которые легко и удобно использовать в учебе и повседневной жизни. Вот некоторые из них.

Визуальный образ. Посоветуйте связать слово, которое нужно запомнить, с приятным знакомым предметом, явлением, человеком. Изображение лучше представить ярким, красочным и трехмерным. Это может быть любимый персонаж, герой из мультика.

Акростих. Научите ребенка запоминать предложения следующим образом: «держим в голове» первые буквы каждого слова в этом предложении. Получается аббревиатура. Кстати, для примера - существуют книги со стихами и загадками-акростихами для детей. Отличная тренировка!

Акроним. А это обычная аббревиатура. Например, чтобы по географии запомнить названия озер или рек, выучим в определенной последовательности первые буквы их наименований. И когда придет время воспроизводить - аббревиатура всплывет! А за ней и реки подтянутся.

Метод локусов. Прекрасный способ запомнить информацию (например, исторические даты и сражения) - это «расположить» ее в своем воображении в хорошо известном месте. Например, в детской. На кровати - Крещение Руси, за столом - Ледовое побоище и так далее.

Рифмы и аллитерации. Повторяющиеся звуки и слоги помогают легко запомнить сложные факты и цифры.

Попробуйте сделать из таблицы умножения веселую считалочку.

Кстати

Мы не можем вспомнить что-то, если не уделяли этому знанию должного внимания. Любая «кодировка» информации занимает около 8 секунд.

При запоминании надо привлекать все свои органы чувств - слух, зрение, осязание, обоняние и вкус.

Можно попробовать связать информацию, которую нужно запомнить, с той, которую ребенок уже знает.

Для запоминания сложного материала нужно суметь сосредоточиться на понимании основных идей - и легко, доступно объяснить их для себя.

Посоветуйте ребенку отрепетировать перед зеркалом то, что он пытается запомнить. Может, он расскажет это с выражением или представит, что выступает перед классом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.