Агрессивный ребенок. Почему ребенок дерется

Почему все чаще появляется агрессия среди школьников, почему процветает , чем вызвано агрессивное поведение детей и что мы, как родители, можем сделать для того, чтобы снизить накал - рассказывает семейный и детский психолог .

Каждый родитель, имеющий ребенка-школьника, тем или иным образом сталкивался с проявлениями - такое это повсеместное явление. Какая бывает агрессия, чем она может быть спровоцирована и как "подстелить соломки" - читайте в статье.

Околошкольное. Агрессия в школе. И не только. Будет много. На пятом запросе за неделю об агрессии детей в школе я напряглась, на 10 уже заволновалась. С каждым случаем, конечно, нужно разбираться отдельно. И, наверное, скоро возникнет соц. запрос на команду модераторов, работающих в школах.

То, о чем мы можем подумать и что можем делать профилактически:

  • Агрессия — в здоровом варианте — направлена на обозначение границ, защиту. «Здоровая агрессия» — это в том числе и целеустремленность, достижение цели. Но это здоровое поведение не выглядит «агрессивным». Здоровая агрессия — в том числе и действовать, что-то менять. «Бери и делай»
  • (!) Агрессия (если речь не идет об органике) вырастает из страха, бессилия, ощущения небезопасности и тревоги. За агрессивным поведением важно искать страх.
  • Агрессия бывает активной и пассивной. (Активно-агрессивное поведение — это, например, прямая угроза, это само агрессивно проявленное действие. Пассивно-агрессивное - это нытье, брызганье ядом с дивана в ленту фб, сплетни, ругалки на заборах, обесценивающие шутки, топанье ногами, удары кулаком по столу)
  • Вербальной и тактильной- физической. Вербальная — это крик, ссора, угрозы, проклятья. Тактильная или физическая — драка, любое применение физической силы.
  • Внешней или внутренней. Вешняя — направлена на объект во внешнем мире. Внутренняя — аутоагрессия — это самобичевание, самоуничижение, аутоагрессия приводит к психосоматическими заболеваниям (порезы, шрамирование — могут быть одними из признаков аутоагрессии).
  • Защитной и провоцирующей. Защитная — ответ на чьи-то действия. Реально несущие опасность или воображаемые. Провоцирующая - наносящаяся удар первым. Втягивающая в конфронтацию.
  • Агрессивное поведение может быть вызвано органическими нарушениями. (Травмами мозга, например)
  • Последствиями травматизации. Мы практически всей страной живем в состоянии хронической травматизации. И один из признаков - снижение чувствительности - мы уже не воспринимаем информацию о боли. резкие скачки настроения. И неожиданные вспышки агрессии в ответ на незначительные воздействия.

Дети также попадают в воронку травмы. Первый этап работы с травматизацией — стабилизация. Возвращение ощущения безопасности. Дома и в школе.

Чем тревожнее ребенку в школе. Чем больше он боится совершить ошибку. Чем больше «заточена» школа на рейтинги и статусы, чем выше в школе конкурентность, чем меньше внимания уделяется чувствам ребенка — тем больше может быть агрессивности.

Но есть и обратный процесс — в очень излишне демократичных школах, где не простроены границы, где нет четких правил, где нет ощущения авторитетности взрослого (не авторитарности) — дети устанавливают свои правила. Но через агрессивное поведение.(абсолютно то же можно перенести и на семью)

Агрессия обусловлена гормональным фоном — гормоны тестостерон, адреналин, кортизол — это гормоны подросткового возраста. Это время, извините, — «выращивания яиц», время столкновения как в животном мире — оленьими рогами. И одновременно у подростков часть мозга, отвечающая за реакцию на опасность — миндалевидное тело — находится в постоянном возбужденном состоянии.

Жизнь многих подростков - приостановленное возбуждение - которое срывается с предохранителя на любую реальную или чаще кажущуюся опасность.

Мы сейчас живем в мире с «выученной агрессией» — к сожалению, даже очень хорошие фильмы и мультфильмы переполнены сценами неоправданного насилия. Для нашего мозга безразлично — он воспринимает информацию с экрана или видит в реальной жизни. Мы приучаем себя и своих детей к «выдерживанию» все большей агрессии.

Современное поколение — дети с высочайшей чувствительностью, но к сожалению, часто не умеющие эмпатировать. Когда-то Илларион Павлюк приглашал меня к участию в замечательном важном и сложном проекте — Ген Жестокости. Найдите его, пожалуйста.

Суть в том, что эмпатия может быть врожденным качеством, но она нарабатывается в полноценном эмоциональном контакте… В достаточно раннем возрасте. Нарабатывается в играх с родителями, в контакте со сверстниками в дворовых играх. То, на что сейчас хватает сил родителям — почитать, выучить стихи, вместе посмотреть фильм, сделать уроки.

Дети сейчас практически не играют в реальной жизни вместе — группами. Центрам эмпатии «не на чем» активизироваться. Высочайшая чувствительность без эмпатии — дает на выходе тревожность и уязвимость. И активную потребность в защите границ. На вопрос родителей — зачем играть с ребенком — все, что написано выше — один из ответов.

Вопрос, который я часто задаю родителям — учатся ли на вашем примере дети здоровой конфронтации?

Освоение, проживание агрессии — контуры нормы — 1 год, 3-4 года, подростковый возраст. Это время очерчивания «границ личности». в каждом возрасте — своим способом.

Если в семье ребенка есть запрет на проживание агрессии — он это будет делать через идентификацию с отрицательными героями сказок, мультфильмов, игр. (в этом — единственная польза некоторых мультфильмов), ребенок может выбирать в магазине монстроподобные игрушки и выбирать дружбу с хулиганами (которые «вместо него» проявляют качества и эмоции).

В тех семьях, где запрещены подушечные бои, пистолеты, солдатики - дети находят выход своей «агрессивности», а на самом деле - архетипической роли воина - в чем-то другом, не всегда продуктивном. Наша задача не «изъять», а направить энергию ребенка.

Дети, как правило, «ловят» и проживают вытесненное напряжение взрослых. Чем больше у нас тревоги, чем больше сопротивления — не направленного в конкретные действия, тем больше у наших детей будет агрессивных импульсов.

(Параллельно я всю эту неделю наблюдала за войнами в фб, слышала от учителей и от родителей — о их ругани в вайбере. про войны в фб я уже написала — это проявление пассивной агрессии — вместо реальных продуктивных действий. а для групп в вайбере — я бы предложила для тех, кто участвует в таких группах -(понимаю, что для быстрого обмена информацией, это может быть удобно), ввести правило — обмен только информацией. Для эмоций — только личные встречи.)

Агрессия — признак того, что ребенку небезопасно и больно.

У меня был случай в самом начале моей практики. Папа привел сына на прием с жалобами на агрессивное поведение в школе. Тогда я еще работала с детьми отдельно (буквально после этого случая стала приглашать на прием всю семью). Работая с мальчиком, я увидела у него на ладонях шрамы. Спросила, «что это?». Оказалось, что папа, чтобы научить сына «быть мужиком» прижигал ему ладонь сигаретой… Парень в школе «возвращал» свою «мужественность» тем, кому мог отомстить за боль.

Часто старшие дети в семье, которых с их точки зрения несправедливо (и часто так и есть) наказывают за конфликты и конфронтации с младшими, начинают борьбу со своими одноклассниками (проекцией братьев и сестер) за «место» рядом с учительницей, да и вообще за место в жизни.

Часто дети — кумиры семьи — идут в мир реализовывать амбиции родителей. Сталкиваясь с тем, что рядом тоже есть гении — начинают конкурировать — через обесценивание, провокации, травли.

Сейчас в работе с конфликтами мне очень нравится метод Ненасильственного Общения Маршала Розенберга. Я бы очень рекомендовала учителям и родителям, как минимум, прочитать книгу — «Язык Жизни. Ненасильственное общение." Я не видала ее давно в продаже, но знаю, что ее можно скачать. В книге подробная инструкция — как модерировать конфликт, как понять, что может находиться за конфликтом.

Но в любом случае, если мы сможем из «заряда» агрессивности ребенка изъять то, что относится к нам — ребенку будет только легче.

Я постепенно, когда будет появляться время, буду писать о разных методах работы с агрессией.

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК – что делать?

Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

У детей с ограниченными возможностями здоровья повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Но обычно с усвоением правил и норм поведения, эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью частые конфликты с окружающими и агрессивное поведение носят более стойкий характер и сложнее поддаются коррекции. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд психологических особенностей, провоцирующих их агрессивное поведение:

Недостаточное развитие коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции поведения;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Нарушения в отношениях со сверстниками.

Если для вашего ребенка характерна хотя бы половина из описанных ниже проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста:

Часто теряет контроль над собой, спорит и ссорится с окружающими;

Отказывается выполнять просьбы взрослых, не считается с мнением родителей, их запретами;

Намеренно вызывает у других чувство раздражения, долго помнит обиду, стремясь отомстить;

Обвиняет других в своих ошибках, угрожает словами, жестами, взглядом;

Вымещает свой гнев на неодушевленные вещи, выступает инициаторами

драк;

Часто испытывает чувство злости, гнева, зависти;

Намеренно делает больно животным и людям, не раскаивается в содеянном;

Прогуливает уроки, конфликтует с учителями, сверстниками -

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения:

    Не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его. Осуждайте именно действие, поступок, а не личность ребенка в целом.

    Постарайтесь исключить агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.). Особое место уделяйте формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлекайте к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д.

    Старайтесь чаще общаться «на равных», чтобы вовремя заметить тревожные «звоночки» и понять, чем они вызваны. Прислушивайтесь к чувствам своего ребёнка, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.

    Если ребенок просит вас уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Будьте внимательны к желаниям своего ребенка, постарайтесь выделить время на общение с ним.

    Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Помните, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей). Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами.

    Не подавляйте проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

    Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.

    Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

    Беседуйте с ребенком о его поступке без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

    Предоставляйте возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

    Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

В заключение отметим, что агрессивное поведение - своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру , в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.

Проявляя агрессию, дети словно говорят: «Дорогие мама и папа.. ..любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше; когда вы кричите и обзываете меня, мне кажется, что я самый плохой на свете, тогда рушатся все мои надежды, и я перестаю верить в себя; когда я надолго остаюсь один, я чувствую себя брошенным и никому не нужным; не требуйте от меня того, чего я еще не умею; когда вы говорите: «Ты мне всю жизнь испортил», я чувствую себя виноватым, но ведь я не отвечаю за проблемы взрослых; когда вы хотите сделать мне замечание, поговорите со мной наедине, мне очень больно и обидно, когда вы делаете это в присутствии других; когда вы сравниваете меня с другими, я считаю, что меня предают, я у вас единственный и неповторимый, я имею право быть таким, какой я есть».

1. Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.

3. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

4. Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

5. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа

самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.

6. Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.

7. Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

Педагог – психолог

Сафронова С.В.

Насилие, насилие в семье, вооруженные конфликты, войны. Все это проявления агрессии. Думается, что глобальная агрессивность состоит из крупиц той агрессивности, которая живет в каждом человеке, но у кого-то она содержится в малых дозах, а у кого-то раздувается в пожар.

Во все времена интересовались, почему иной человек не перестает быть агрессивным, даже получив блестящее образование и воспитание. К примеру, маркиз де Сад — элегантен до умопомрачения, но женщин убивал изощренным способом.

Под агрессией мы понимаем любое действие, поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

АГРЕССИВНОСТЬ — ЭТО ИНСТИНКТ ?

Именно так думали в свое время З. Фрейд и К. Лоренц.

Фрейд считал, что злоба, ненависть связаны с энергией разрушения, и это один из мощных человеческих инстинктов. Лоренц утверждал, что агрессивный инстинкт помог выжить и адаптироваться человеку в процессе эволюции.

По теории инстинктов человечество обречено на агрессивное поведение и никогда не сможет с ним совладать.

Сегодня эта теория психологами всерьез не принимается.

АГРЕССИВНОСТЬ ДИКТУЕТСЯ ОБЩЕСТВОМ

Людям свойственно стремление к первенству, соревновательная борьба.

Э. Фромм различал два вида агрессии — оборонительную и деструктивную.

Оборонительная агрессия способствует выживанию человека, а потому считается доброкачественной. Примером может служить мать, защищающая своего ребенка. Оборонительная агрессия исчезает тогда, когда исчезает угроза жизни и любая опасность.

Деструктивная агрессия обусловлена психологическими и социальными факторами. Если оборонительная агрессия связана с инстинктом самосохранения, то деструктивная злокачественная агрессия, проявляющаяся в жестокости, напрямую связана с характером.

ТЕОРИЯ «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ»

Представьте себе ребенка, который не хочет надевать шапку. Родители настаивают, ребенок сопротивляется. Родители нервничают, ругают ребенка, он, в свою очередь, тоже неспокоен.

Если существует препятствие на пути к достижению цели, у человека возникает психическое состояние, получившее название фрустрация. В качестве защитной реакции на фрустрацию возникает агрессивное поведение.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Согласно этой теории, агрессивное поведение усваивается путем наблюдения соответствующего способа действия. Родители, ведущие себя агрессивно, фактически обучают своего ребенка агрессивному поведению, потому что именно родители — первые посредники между ребенком и обществом. Именно эта теория более всего предсказывает агрессивное поведение. Кроме того, она утверждает, что агрессия проявляется только в соответствующих условиях, а значит, может быть преодолена, если взять ситуацию под контроль.

Агрессия проявляется в поведении и может быть вербальной, то есть словесной — угрозы, оскорбления и прочее, и физической — физическое нападение (драка, побои), разрушение и повреждение предметов.

ТИПЫ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Дети, склонные к физической агрессии . Это дети несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна импульсивность, нетерпеливость. Словом, это дети «без тормозов».

2. Дети, склонные к вербальной агрессии . У этих детей выражена психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе, депрессивность. В присутствии чужих людей они замкнуты, в кругу близких — раскованны и общительны. Часто не умеют владеть своими эмоциями в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли и чувства и высказывают их в оскорбительной форме.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии . Импульсивные, с отсутствием самоконтроля, не терпящие ожидания. Эти дети не считаются с обстоятельствами или желаниями окружающих, моральными нормами. Болезненно реагируют на критику в свой адрес, обидчивы, подозрительны.

4. Дети, склонные к негативизму. Ранимые, впечатлительные, в то же время эгоисты, самовлюбленные, обладающие чрезмерным самомнением. Все, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста.

Как видно, далеко не все дети склонны к агрессии, если мы говорим о детях без психопатологии — о так называемых «нормальных». В «боевой готовности №1» к агрессивным вспышкам окажутся тревожные, вспыльчивые, импульсивные дети, то есть дети, предрасположенные к агрессивному поведению.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ Я

Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации. Задумывались ли вы, каким образом маленькие дети усваивают модели агрессивного поведения?

СИТУАЦИЯ 1 Двухлетний малыш ударился о ножку стула и громко плачет. По тревожному сигналу «летит» любящая бабушка. «Что, мое солнышко, кто тебя обидел?» Ребенок указывает на стул и плачет еще громче. «Ах, этот стул негодный, мы ему сейчас покажем, как маленьких обижать», — приговаривает бабушка и отчаянно лупит по стулу. Внучок незамедлительно повторяет ее действия и молотит по ни в чем не повинному стулу. Вот и слезы высохли, все хорошо!

А все ли хорошо? Так ли безобидны действия бабушки?

СИТУАЦИЯ 2 К маме прибегает зареванный малыш 5 лет. «Вовка меня ударил», — вопит он. Мама решительно говорит: «А ты что же, не умеешь за себя постоять? Сейчас же пойди и дай сдачи!»...

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Перед нами два очень простых и достаточно ярких примера того, как происходит научение ребенка агрессивным действиям. Если это превращается в систему, можно с уверенностью прогнозировать развитие агрессивного поведения, которое со временем превратится в устойчивую черту личности — агрессивность. Ребенок, а затем подросток усвоит, что сила — оружие победы, и если ты не побьешь — побьют тебя.

Вспомните великолепную иллюстрацию воспитания агрессивности в ребенке в фильме П. Чухрая «Вор», где герой В. Машкова целенаправленно и методично внушает мальчику, что в жизни нужно нападать («Всегда держи соль в кармане, чтобы в случае чего «сыпануть» кому-нибудь в глаза»).

От того, каковы взаимоотношения родителей, родителей и детей, братьев и сестер, зависит, какими вырастут дети.

Жертвы агрессии зачастую сами начинают моделировать агрессивное поведение из поколения в поколение внутри одной семьи.

В раннем детском возрасте у детей можно наблюдать приступы упрямства, неуправляемость, драчливость в ответ на ситуацию, которая ребенку не нравится. Можно ли назвать это агрессивностью? Очень условно, ибо у малыша нет намерения причинить вред, это скорее защитная реакция.

В более позднем возрасте у детей возникают конфликты с ровесниками, связанные с желанием обладать, например, игрушками. Здесь уже наблюдается реакция нападения. Дети в возрасте 1,5 — 2 лет не отдают своих игрушек добровольно, потому что рассматривают их как часть собственного «Я». Попытка взять игрушку у ребенка воспринимается им как попытка отнять его руку или ногу.

По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, и здесь очень большую роль играет поведение родителей. Если они нетерпимы к любым проявлениям агрессии, «хитрые» дети избирают иные формы поведения, символические — в виде упрямства, непослушания вместо прямого нападения.

В возрасте от 3 до 11 лет у детей преобладает рукоприкладство (в среднем от 9 агрессивных проявлений в час). В более старшем возрасте физическое нападение сменяется более приемлемыми в обществе способами выражения недовольства — вербальной агрессией (соперничество, оскорбление, обвинение, критика, угрозы, замечания).

У подростков «взыгрывает» негативизм — немотивированное поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям других.

Замечено, что выраженное агрессивное поведение в основном совпадает с моментами возрастных кризисов.

Тяжесть агрессивных проявлений определяется по следующим параметрам:

  • частота и легкость их возникновения;
  • степень неадекватности той ситуации, в которой они возникают;
  • фиксируемость на агрессии;
  • степень напряженности в агрессивных действиях;
  • форма агрессии (легкая — вербальная, тяжелая — физическая, самоагрессия);
  • степень осознаваемости агрессивных действий. Если ребенок осознает то, что он делает, это предоставляет больше возможностей для его личностного развития.

Нужно понимать, что при тяжелом типе агрессивности не поможет психологическая коррекция. Необходимо прибегать к медикаментозной терапии.

Агрессивные дети вырастают в семьях, где мало тепла и ласки, где процветают силовые методы воздействия, особенно физические наказания, где нет терпения и заботы, где мало интересуются развитием детей, где не учат уступчивости и терпимости.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Мы проводили опрос в школе в параллелях

с 1-го по 8-й класс на тему, как наказывают детей дома. В среднем из 30-35 детей в классе лишь 2-5 человек отвечали, что их не наказывают.

А примерно 15-20 детей сетовали, что их бьют, ругают, используя словесные оскорбления.

В понятие «жестокое обращение» входит физическая жестокость (побои), психологическая жестокость, сексуальная жестокость, оставление ребенка без внимания, надзора или заброшенность.

В понятие «психологическая жестокость» вмещаются эмоциональное насилие — угроза в адрес ребенка, оскорбления, унижение его достоинства, непринятие, постоянная критика, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов, вовлечение в алкоголизм и наркоманию.

Сюда же относится грубое однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. Кроме того, в понятие «психологическая жестокость» входит моральная жестокость — отсутствие элементарной заботы о ребенке, недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, отсутствие питания, одежды, медицинской помощи, заботы, внимания и любви.

Следствием такого обращения с ребенком является появление агрессивности в качестве защитной реакции.

СИТУАЦИЯ 3 Дима Г., 11 лет. С виду добродушный толстячок с вечной улыбкой на лице. Никто и предположить не может, насколько обманчива его внешность. Стоит только тронуть этого ребенка, нечаянно толкнуть или сказать что-либо для него неприятное, он вихрем налетает на обидчика и молотит его так, что появляется опасение за жизнь жертвы.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Дима растет в семье с отчимом, мама не работает и зависит от своего нового мужа. Поэтому, когда отчим бьет Диму, мама на защиту не бросается. Нигде не работая, она, впрочем, не особенно много времени уделяет воспитанию сына, не очень тщательно за ним ухаживает. Свободное время, а его немало, уделяет мужу, подругам, хождению по кафе. В такой ситуации мальчик чувствует себя «недолюбленным» и понимает, что им пренебрегают. Часто у него не бывает тетрадей и ручек — «мама сказала, что у нее нет денег» (странно, что на кафе при этом хватает).

Вот и растет неудовлетворенный мальчик, который прекрасно понимает, что ему не очень повезло. С какой стати, например, он должен терпеть побои отчима? Свою неудовлетворенность Дима «разряжает» на сверстниках.

Совершенно очевидно, и это подтверждается как западными, так и отечественными исследованиями, что в агрессивных семьях растут агрессивные дети. Сколько приходилось наблюдать в школе за поведением детей и констатировать, что они драчливы, вспыльчивы, агрессивны, не стесняются в выражениях, и всегда оказывалось, что в семье их либо строго наказывают, либо мало любят.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» НАКАЗАНИЙ

Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия — хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

Ребенок, которого наказывают, будет избегать родителей или сопротивляться.

Наказание возбуждает и расстраивает детей. Иногда они забывают, за что, собственно, «схлопотали».

Часто дети повинуются только до тех пор, пока за ними наблюдают, то есть они скрывают внешние проявления нежелательного поведения, но оно не устраняется.

Достоверно чаще физические наказания применяются к мальчикам, поэтому и агрессивных мальчиков на свете больше. Если их агрессивность не корректировать, можно получить печальный результат. Агрессия с годами никуда не исчезнет, а только углубится. По некоторым данным, около 60 процентов выросших агрессивных мальчиков оказались к 24 годам на скамье подсудимых.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ

Иногда наказание может оказаться действенным средством изменения поведения, при этом необходимо учесть следующее.

  • Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и применяться сразу после совершения проступка. Отсроченное наказание недейственно!
  • Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от проступка.
  • Если звучит угроза, но не осуществляется на практике, дети начинают игнорировать родителей.
  • Нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз не обратить внимания на подобное поведение. Будьте последовательны!
  • Предложите альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан.
  • Оставьте на короткое время ребенка в одиночестве — это эффективное средство для изменения поведения агрессивного ребенка.
  • Помимо таких деформаций детско-родительских отношений, как применение силовых методов, к провоцирующим факторам можно отнести холодность, враждебность, безразличие матери к ребенку или же терпимое отношение матери к проявлению агрессии ребенком по отношению к сверстникам или членам семьи.

СИТУАЦИЯ 4 Максим Г. (8 лет) учится во втором классе. Даже на уроках ведет себя крайне агрессивно: умудряется стукнуть любого, кто его затронет. Что уже говорить о переменах! Здесь просто опасно оставлять его без присмотра взрослых наедине с одноклассниками. Мальчик кричит, кидается на товарищей с кулаками. Лицо Максима никогда не выражает улыбки, всегда какое-то злобное и сердитое.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Ребенок воспитывается в полной семье, но мама хронически находится на заработках за границей. Даже когда она и бывает дома, относится к ребенку весьма прохладно. Создается впечатление, что сын для нее обуза.

Папа вниманием не балует, работает водителем, поэтому контакт с ребенком эпизодический. Свое отсутствие компенсирует подарками в виде роликов, сладостей и даже мобильного телефона.

В арсенале имеется бабушка, которая принимает на себя весь шквал недовольства внука родительским неучастием в его жизни. На ровесников Максим смотрит свысока, кичится всем, чем только можно, часто словесно оскорбляет: «Да я вас всех по стенке размажу!» — кричит он, перекидывая из рук в руки мобильник.

Папа, надо сказать, регулярно звонит по этому мобильнику, причем в самое неподходящее время — то на уроке во время контрольной, то во время репетиции (учитель старается направить энергию Максима в мирное русло и всячески задействует его в школьных мероприятиях).

По словам бабушки, ребенок с детства был драчлив, но родители его никогда не останавливали. По сути, агрессивное поведение получало подкрепление. А в результате агрессия трансформировалась в агрессивность — устойчивую личностную черту. Помимо этого, эмоциональная отгороженность родителей является мощным провоцирующим агрессивность фактором.

СИТУАЦИЯ 5 Ваня Б. (10 лет) ученик 5-го класса. Растет в полной благополучной интеллигентной семье. Родители спокойные и уравновешенные люди, имеют высшее образование. Ваня постоянно демонстрирует агрессивное поведение. Очень скор на комментарии язвительного характера в адрес одноклассников непосредственно на уроке. Что до перемен, то тут в ход идут пинки, толчки, щипки. Жертвами становятся не только мальчики, но и девочки. Причем совершаются эти деяния Ваней без всяких причин, как-то походя. Создается впечатление, что ребенок выплескивает излишнюю энергию.

В рисуночном тесте «Моя семья» изобразил полную идиллию — мама, папа, Ваня, но в разгар рисования подал голос Алеша (мальчик, которого Ваня просто не выносит). Незамедлительно последовала реакция — на рисунке рядом с домочадцами, мирно сидящими на диване, появилось изображение Алеши и надпись: «Я выдергиваю ноги, уши и голову у Алеши Ф.»

Малыш всегда ассоциируется с маленьким доброжелательным, который охотно идет на контакт с окружающими. Каково же бывает удивление родителей, когда на их дитя поступают многочисленные жалобы, а в один прекрасный день мама и папа видят агрессию ребенка по отношению к другим детям. Почему происходят такие колоссальны изменения?

Агрессия у детей требует обязательной коррекции

Определение агрессивности у детей

Агрессия – деструктивное поведение, направленное на других людей, которое приносит физические и моральные страдания. От этого состояния страдают не только окружающие родители, но и сам ребенок, окружение отторгается от него, малыш начинает чувствовать обиду. Негативные эмоции растут, как снежный ком, непонимание окружающих порождает новые приступы агрессивного поведения.


Виды агрессии у детей

Отмечено, что агрессия активизируется, когда ребенок попадает в детский коллектив. Когда он находился в кругу семьи с мамой и папой он был центром внимания. В детском саду один воспитатель и минимум двадцать человек таких же, как он.

При агрессивном поведении следует исключить заболевания нервной системы. В общем количестве случаев агрессивного поведения эти причины занимают небольшой процент. Трудность состоит в том, что для работы с такими детьми без комплексного обследования и медикаментозного лечения.

Почему важно раннее воспитание?

В остальных случаях большинство проблем можно решить при помощи воспитания. Процесс взаимодействия с ребенком необходимо начинать с первой встречи. Доказано, что ребенок запоминает обращение с родителями с первых дней жизни. Когда у ребенка появятся собственные дети, он копирует поведение родителей.


Агрессивность может проявляться уже в раннем детстве

Замечено, почему дети, которых мало кормили грудным молоком, часто агрессивны. В истории развития агрессивного ребенка встречается ранее отлучение ребенка от груди.

Тесный контакт с матерью дарит ребенку ощущение защищенности и нежности, ребенок проносит их через все детские годы.

Возраст до года - агрессивный ребенок что делать?

Многие взрослые, считают агрессию врожденным качеством, ведь многие дети часто плачут и устраивают истерику. Но такая реакция новорожденного ни что иное, как умение выражать свои эмоции. Криком малыш выражает различные эмоции и потребности.


Агрессивность родителей передается детям

С возраста одного года ребенок начинает проявлять сильные эмоции. Малыш осваивает сидение, ползание, ходьбу, говорит свои первые слова. Если ребенок не получает желаемого, то выражает свое недовольство волной протеста. Если малыш стремится получить это от взрослого человека, то по отношению к нему может возникнуть злость, ребенок может больно ударить, ущипнуть, закатить истерику. В этот момент старшие родственники стараются переключить внимание ребенка, поначалу это удается.

Почему нельзя ограничивать ребенка в желаниях и стремлениях?

Необходимо подготовить безопасное пространство для малыша, где он мог бы осуществить. Например, ребенку нравится доставать вещи с полки в комоде. Для его безопасности можно закрыть все остальные полки, а на самую нижнюю положить мягкие вещи без опасной фурнитуры. Так малыш осуществит свое желание, останется в безопасности.

Протест и недовольство ребенка – это еще не истинная агрессия, проблему могут появиться позже. Важно с ранних лет не расшатывать психику ребенка и не убивать в нем стремления к познанию мира.

Дети в промежутке от 2 – до 3 лет

Каждый ребенок развивается индивидуально, конкретно на этот возраст не стоит. Ваш ребенок может приблизиться к этому кризисному этапу с полугодовалым опоздание или наоборот раньше. Необходимо четко отследить признаки агрессии в поведении ребенка.

С этого момента ребенок отличается себя от других людей, формируется его личность. Малыш начинает говорить: «Я сам, мое, дай!». Ребенок проявляет самостоятельность, пытается сделать все действия в одиночку. Нельзя пресекать желания ребенка в этом случае вы столкнетесь с сопротивлением и непониманием.

Агрессия может проявляться к вещам, родителям, посторонним людям

Проявление негодования могут начаться из-за незначительного события. Агрессивный ребенок потянулся за игрушкой, не сумел ухватить, вначале раздается громкий плач, все попытки успокоить чадо сталкиваются с непримиримым сопротивлением.

Почему ребенок реагирует на слова агрессией?

Приступы агрессии могут быть вызваны не только в ответ на действия, но и на слова. Зачатки этого состояния можно наблюдать, когда у малыша скудный словарный запас. При попытке объяснить свои желания и стремления он сталкивается с непониманием и смехом. Очень важно относиться с пониманием к любому вербальному выражению чувств ребенком, в противном случае у ребенка появиться злоба и обида.


Агрессия может проявляться словесно, в действиях и в истерике

Дети от 4 лет – до школьного возраста

С ростом и развитием малыша совершенствуется речь и чувство контроля над своими эмоциями и действиями. К этому возрасту дети умело начинают управлять своими действиями, как правило, реже дерутся, хотя некоторые дети продолжают физической силой выяснять отношения. Хотя некоторые продолжают отбирать игрушки, драться и кусать сверстников.


Агрессия у школьников часто направлена на сверстников

К возрасту 4-5 лет дети начинают вести активную полемику. Они пытаются унизить достоинство непонравившего ребенка при помощи слов, начинают обзываться и ругаться. Почему из уст маленького человечка можно услышать нецензурную брань? Такое поведение обычно ребенок впитывает из семейного общения. Очень важно не выяснять отношения при ребенке.

Если ваш ребенок замечен в таком виде агрессии, стоит с ним серьезно поговорить и изменить отношения в семье. Лучший пример – собственное доброжелательное отношение. Говорите ребенку, что нельзя унижать достоинство других детей.


Агрессивное поведение ребенка говорит об избытке эмоций и энергии. Возможно, есть смысл устроить чадо в секцию или кружок, где он будет физически и эмоционально задействован. Очень полезны в этом плане занятия на основе соревнования, единоборств, состязаний.

Подросток и агрессия

Почему трудно работать с этой возрастной группой?

Самый трагичный этап развития агрессии в возрасте 11-14 лет, если с ребенком работать проще, больший положительный отклик. То в случае агрессии подросшего отпрыска все намного сложнее. Корни проблемы по-прежнему в семье. Многие родители очень занятые люди, им не хватает времени сесть и просто поговорить с ребенком, все общение ограничивается дежурными фразами.


Справиться с подростковой агрессией очень не просто, здесь нужна консультация психолога. Необходим обстоятельная беседа о важности вашей работы, ребенок еще не работает, уровень жизни всех членов семьи напрямую зависит от вашей занятости.

Борьба предстоит нелегкая, но нужно стараться и верить в успех. Не существует безвыходных ситуаций, если не знаете, что делать ищите опыт других людей и специалистов.

Причины возникновения детской агрессии:

Пагубное влияние человеческого общества . Человек не может существовать в отрыве от социума. Однако люди, с которыми мы и наши дети взаимодействуют не всегда наполнены добром и позитивом. Ребенка в силу возраста и отсутствия опыта легко ввести в заблуждение.


Причина агрессии - отношение к ребенку

Проблемы в общении в семье с детских лет . Часто причина агрессии ребенка кроется в разладах в семье. Агрессивные дети часто копируют поведение взрослых членов семьи. Некоторые родители при детях выясняют отношения, может дойти до ругани и драки. Необходимо научиться контролировать свои эмоции и учить этому ребенка. В человеческом обществе есть множество способов решения проблем, агрессия ни в физическом, ни в психологическом виде не приветствуется.


Дискомфорт в обществе - одна из причин агрессии

Средства массовой информации . Этот источник примера для поведения преследует ребенка постоянно. Так агрессивные дети постепенно превращаются в подростков. С экранов телевизоров льется много сцен насилия, ругани, драк. Ребенок с ранних лет ни чем не защищен от воздействия. Если бы между ребенком и компьютером, телевизором находился взрослый, но родителям постоянно некогда. Общение с любимым чадом они оставляют на потом. Так ребенок средних лет усваивает уроки из средств массовой информации, как прописную истину. На сегодняшний день даже детские мультфильмы поменяли приоритеты. Уже в моде добрые мультфильмы, которые учили прописным истинам. Сегодня молодежь делает ставку на бойкость и дерзость. Такой способ решения конфликтов до добра не доводит.


Психологи считают. интернет приводит к детской агрессивности

Методы борьбы с детской агрессией


Наказывайте ребенка, если он только действительно этого заслужил. Все проступки не должны оставаться без вашей оценки, ребенок не должен чувствовать безнаказанность. Если ребенок проявил себя с положительной стороны, то не оставляйте это без внимания, ваша любовь и забота найдут отклик.


Что делать с агрессивным ребенком

Какие ошибки не стоит допускать при борьбе с детской агрессией


Заведите домашнее животное. Дети, которые ненавидят весь мир, могут привязаться к щенку или котенку. Через это общение будет проще достучаться до сердца ребенка.

Похожие материалы

К сожалению, число детей с агрессивным поведением с течением времени не снижается, а неуклонно растет и является актуальной проблемой не только для педагогов и психологов, но и конечно для родителей.

Это связано с конгломератом целого ряда разнообразных факторов. Причиной агрессивного поведения у детей может быть и определенный тип воспитания, взаимоотношений в семье, индивидуальные особенности ребенка, некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга и т.д.

Неожиданные агрессивные реакции могут также появляться в период возрастного кризиса. Безусловно, «увлечение» телевизором и компьютером тоже вносят свою лепту.

Как правило, распознать агрессивного ребенка не составляет труда. Хотя бы один ребенок-«ежик» есть в каждом классе.

Несмотря на трудности совладения с маленьким агрессором, он, как и любой другой ребенок, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Если Вы не уверены, повышен ли уровень агрессивности у Вашего малыша, воспользуйтесь критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер



Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Если хотя бы 4 из 8 признаков проявлялись в поведении ребенка в течение не менее чем 6 месяцев, можно предположить, что Ваш малыш агрессивен.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста.

Как реагировать при агрессивном поведении ребенка.

1. Сохраняйте спокойствие. Контролируйте свои негативные эмоции.

Легко сказать -- подумаете Вы. Дорогие друзья, если Вы сами будете отвечать агрессией на агрессию ребенка - ничего хорошего не выйдет.

Иногда довольно сложно сдержаться и не ответить ребенку тем же. Мы начинаем испытывать раздражение, возмущение, даже гнев, а также беспомощность или страх.

Однако наше преимущество заключается в том, что мы - взрослые и уже научились контролировать свое поведение (в том числе и агрессивное), а малыш еще не умеет этого делать.

Наша задача - принять негативные переживания ребенка, постараться понять «откуда ноги растут» и научить ребенка контролировать свои эмоции.

Следует отметить, - именно контролировать, а не подавлять свою агрессию, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Нужно научить ребенка отстаивать свои интересы, защищать себя адекватным способом, не причиняя вреда окружающим.

Для начала покажите ребенку образец конструктивного поведения. Дети довольно быстро перенимают модель неагрессивного поведения, если, конечно, взрослые ее демонстрируют.

Дети учатся тому, как следует реагировать на поведение окружающих и взаимодействовать с ними, прежде всего, путем наблюдения за собственными родителями.

Итак, первое, что можно сделать, - не выдавать агрессию в ответ. Выдерживаем паузу, переключаем внимание ребенка на деятельность, в общем, успокаиваем себя и ребенка, снимаем напряжение.

Дорогие друзья, пауза - это пауза.

Во время паузы постарайтесь воздержаться от повышения голоса, использования физической силы (подзатыльников и т.д.), угроз наказания, насмешек, требований, высказываний типа «Будет так, как я сказала!» или «Ты как всегда…» и т.д

С ребенком бесполезно разговаривать, пока он не успокоился. Сам по себе период успокоения является эффективным способом изменить плохое поведение.

Не спорю, иногда хорошая встряска помогает и начинает казаться, что и ребенку это пошло на пользу, но не спешите радоваться.

Отрицательные последствия агрессивного поведения родителя в ответ на детскую агрессию не заставят долго ждать. Для ребенка это сигнал - ага, значит можно применять силу к тем, кто меньше и слабее тебя.

Если наказывать детей за агрессивные поступки, они будут избегать вести себя подобным образом, по меньшей мере, в присутствии того человека, который их наказывал.

Однако их общий уровень агрессивности может повыситься. Например, может понизиться количество агрессии, проявляемой ими дома, но их поведение станет более агрессивным в школе.

Они могут выражать агрессию различными способами, например, ябедничая и обзываясь или, поскольку они не могут тягаться с Вами, переключить внимание на кошку, младшего брата, сестру и т.д.

Наша задача в том, чтобы не подкреплять агрессивное поведение ребенка, сохранить хорошие отношения с «агрессором» и продемонстрировать, как с ним можно взаимодействовать.

2. Ребенок должен знать, что Вы любите его в любой ситуации.

Мы неоднократно говорили в разных выпусках о том, что важно заверить ребенка в том, что Вы любите его в любой ситуации, не за что-то, а просто за то, что он есть. А Вы недовольны не им самим, а его действиями, поступками.

Акцентируйте внимание именно на действиях, а не на личности. Ребенок должен понять, что Вы любите его, но против такого поведения.

После того, как ребенок успокоится, спокойно, не обзывая и не оскорбляя ребенка, обсудите с ним его поведение.

При этом не нужно припоминать все его прошлые «заслуги», чтобы не вызвать новую вспышку агрессии или обиды. Не стоит также использовать эмоциональные высказывания типа «Как тебе не стыдно!».

В разговоре постарайтесь показать негативные последствия агрессивного поведения малыша, расскажите, как можно конструктивно отреагировать в конкретной ситуации.

Беседовать с ребенком о проступке лучше без свидетелей. Как мы говорили в предыдущих выпусках, дети очень не любят, когда их публично стыдят.

Не навешивайте на ребенка ярлыки. Публичное осуждение и негативная оценка может закрепить за ребенком ярлык агрессора и впоследствии стать самостоятельной силой для враждебного поведения.

Провожая ребенка в школу, постарайтесь воздержаться от высказываний типа «Только попробуй подраться» и т.д., - этим Вы можете вызвать противоположный результат.

3. Научите ребенка выражать свои чувства.

Подавление или запрет на агрессивное поведение может привести к ее «накоплению», к аутоагрессии (ребенок начнет наносить вред самому себе) или даже нанести серьезный вред здоровью. Мы ведь этого не хотим?

Поэтому нужно научить ребенка выражать негативные переживания социально приемлемым способом.

Нарисуйте, слепите, проиграйте или просто проговорите различные ситуации агрессивного поведения и как с ними можно КОНСТРУКТИВНО справляться.Только делать это нужно в спокойной атмосфере, когда ребенок не нервничает.

Ребенок узнает, что о своих чувствах можно говорить (а не сразу давать в глаз) и постепенно научится это делать, рассказывая Вам, что он расстроен, обижен, разозлен.

Однако, родителям в этом случае не стоит занимать позицию «я лучше знаю, что ты чувствуешь», дайте ребенку высказаться, помогите ему рассказать о СВОИХ чувствах.

4. Обеспечьте ребенку возможность разрядиться.

Частенько бывает так, что ребенок, которому не хватает двигательной активности, начинает злиться. Поэтому побольше играйте в подвижные игры, займитесь спортом.

Найдите в Вашем доме какую-то вещь, которую можно поколотить в случае раздражения. Например, спортивную «грушу» или подушку. Ребенок злится? Пойдем и подубасим «сердитую» подушку.

5. Регулярно играйте с ребенком.

Безусловно, агрессивные дети, также как и тревожные, о которых мы говорили в Выпуске № 10, нуждаются в помощи.

Если Вы осознали, что Ваш ребенок агрессивный, засучите рукава и приступайте. Есть масса несложных упражнений и игр, которые помогут малышу. Главный залог успеха - регулярность.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

В одном из выпусков в следующем году мы обязательно расскажем подробнее, как и во что можно и нужно играть с агрессивными детьми.

Если Вы нуждаетесь в помощи прямо сейчас - рекомендую почитать книгу Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.2004. 136 c.

А также книгу Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 1999. - 192 с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.