Первые дни жизни новорожденного — все, что нужно знать маме: уход за ребенком после роддома, питание и общение. Первый месяц жизни новорожденного: учитываем все важные моменты

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Мамам не стоит переживать за здоровье малыша, потому что в роддоме ему делают прививки сразу же после рождения. В первые сутки (в течение 12-и часов после рождения) малыш получает прививку от гепатита типа В. Если в роддоме обслуживание высокого качества, то на вторые сутки после рождения ребенку могут сделать ультразвуковое исследование головного мозга, чтобы исключить возможные отклонения в развитии.

В течение первых двух суток после рождения ребенка осмотрят всевозможные врачи: педиатр, хирург, ортопед, невропатолог, ЛОР. Они обязательно расскажут маме обо всех отклонениях, если таковые присутствуют. Но чаще всего малыш здоров, и задача мамы – полноценно питаться и не волноваться, чтобы у нее не пропало грудное молоко. Иначе чем кормить кроху?

Ребенку 2 дня: внешность

В первые двое суток малыш приобретает нормальный цвет кожи, какой мы привыкли видеть у здоровых младенцев. Когда ребенок рождается, его личико может быть сморщенным, красным и вообще он может показаться маме не таким красивым, как она привыкла видеть малышей на картинках. Но в течение первых двух суток цвет кожи ребенка восстанавливается, а также устанавливаются его пищевые привычки и режим сна. На эти метаморфозы – превращение маленького сморщенного человечка в пухлощекого малыша с нежной розовой кожей – может уйти неделя, а то и две.

А пока что сосуды ребенка расширены, что и дает прилив крови к коже и ее неестественный ярко-красный цвет. На коже очень быстро проявляются опрелости и раздражение, кожа может шелушиться.

Физиологические особенности ребенка на вторые сутки после рождения

В первые сутки после рождения ребенок может не прибавлять, а терять в весе. Это относится и к второму дню жизни малыша. В это время кишечник ребенка очищается от стула, который называется меконием. Ребенок может сосать мало, худеть, терять в весе, терять жидкость. Поэтому на вторые сутки после рождения и в течение всей первой недели вес малыша может снизиться на 9% по сравнению с его весом при рождении.

Температура тела малыша 2-х дней от роду тоже может меняться. На вторые сутки после рождения она может снизиться примерно на 2 градуса. До конца недели температура маленького ребенка повышается – может стать очень высокой, до 40 градусов. Не стоит переживать – это так называемая транзиторная температура, которая может сопровождаться лихорадкой. В это время в организме малыша активно уничтожаются вредные бактерии.

Сон ребенка в первые двое суток

В первые два дня ребенок может долго спать, не просыпается даже для кормления в положенные часы. Бывает наоборот – малыш раздражительный, часто и много плачет, его сон тревожный и недолгий. Режим сна и кормления у ребенка устанавливается в течение недели, а то и двух. Вообще рекомендуется кормить ребенка через каждые три часа, остальное время он может спать. Но некоторые медики – поклонники естественного кормления и сна, только в те часы, когда ребенок этого хочет.

Если малыш мало спит и постоянно плачет, нужно сообщить об этом врачу, который еще раз обследует малыша и подскажет, в норме ли его организм. Бывает, что при малом количестве сна организм ребенка на вторые сутки после рождения все-таки в норме, просто таким образом он налаживает свои отношения с окружающим миром.

Чтобы мама не переживала за сон малыша, ей стоит знать, что в первые-вторые сутки он может спать до 22 часов в сутки. К концу первого месяца жизни сон малыша сокращается до 18 часов. Но это средние показатели. А вообще количество часов для каждого малыша индивидуально.

Ребенку 2 дня: как и сколько его нужно кормить

В первые сутки у мамы еще нет полноценного молока – только молозиво. Во вторые – тоже. Молоко в течение недели будет прибывать и наполняться необходимыми ребенку веществами. Калорийность молозива в первые-вторые сутки все равно очень высокая – больше чем в 2 раза, чем у обычного молока. Кроме того, молозиво мамы в первые несколько суток после родов содержит много полезных для ребенка веществ: витамины, иммуноглобулины, минералы.

Ребенок на вторые сутки после рождения может брать грудь матери минимум 2 раза, максимум – 20 раз. Но если практикуется режим кормления строго по часам, мама может быть избавлена от постоянных выматывающих кормлений. Постепенно часы и длительность кормлений наладится, но на это нужно время – от недели до двух.

А пока что малыш может не отрываться от груди довольно долго – до часа. Но столько молока ему не нужно. Мама должна знать, что оптимальное время кормления – до получаса. И это максимум, за который ребенок получает необходимое ему количество молока. А вообще он получает львиную его долю в течение 10 минут.

Что касается порций, то в первые дни после рождения ребенку по норме достаточно до 80 мл за кормление. Эти цифры увеличиваются к концу первого месяца жизни ребенка – до 130 мл молока за одно кормление.

  • Если у мамы мало молока, его можно увеличить за счет докорма (только по рекомендации врача). Этим докормом может быть адаптированная смесь молока, предназначенная специально для новорожденных.
  • Если молока ребенку достаточно и он не болеет, то в течение первого месяца уже начнет активно набирать вес.

Ребенку два дня? Очень хорошо! Пусть эти два дня будут самыми счастливыми в жизни мамы и папы.

Первый день после роддома наедине с малышом часто оказывается для родителей очень сложным. Что делать с этим маленьким крошечным человечком? Как вообще взять его, чтобы что-нибудь не сломать?

На самом деле, все совсем несложно. В любом случае, нужен опыт. Гораздо легче приходится тем молодым мамам, которые в роддоме лежали вместе со своим малышом, за это время (4–5 дней) можно многому научиться. Поэтому не стесняйтесь приставать с вопросами к акушеркам. Так вы будете чувствовать себя дома гораздо увереннее.

Новорожденному малышу надо не так уж и много. Да, он еще ничего не умеет делать сам, ему во всем нужна ваша помощь, но помощь эта вполне посильная, если правильно все организовать. Ребенок после роддома – что ему нужно? Итак, приступим.

Уход за новорожденным ребенком в первые дни

В первые дни и месяцы жизни малышу очень важно как можно больше находиться на руках у мамы. Но очень многие боятся брать малыша, как бы что ему не сломать. Вот как правильно это делать:

Затем кроху надо переодеть. Иногда делать это приходится много раз за день, и чем быстрее вы научитесь премудростям пеленания , тем будет проще.

Кроме традиционного средства – пеленок, сразу после рождения малыша можно одевать и в одежду для новорожденных. Это может быть распашонка, боди или ползунки.

https://www.youtube.com/watch?v1YApVjmcGY

Даже если вы решили пользоваться только самыми передовыми одноразовыми подгузниками, контакт кожи ребенка с мочой неизбежен. А значит, надо подумать о предотвращении опрелостей .

У многих малышей от рождения очень длинные ногти. И поскольку руками они размахивают без цели и надобности, эти острые коготки любят оставлять следы на нежной коже лица. В самом начале на ручки ребенка можно надеть царапки, но вскоре вам придется освоить технику
подстригания ногтей :

Особенность новорожденных, которой нет у других детей – это пупочная ранка . Иногда случается, что от небрежного ухода за ней появляется инфекция и ребенок может даже заболеть. Поэтому очень важно правильно ее обрабатывать.

Даже для тех малышей, которые родились абсолютно здоровыми, на первое время нужна детская аптечка. В нее войдут как средства для ухода за пупком, так и некоторые другие на всякий случай.

Уже в первые дни после выписки из роддома, даже если на улице дождь, с малышом необходимо гулять . Начинайте с недолгих вылазок на 20–30 минут, можно два раза в день.

Под вечер, после заката солнца, малыша можно бы и искупать. Хотя новорожденные еще не бегают по закоулкам вашего двора и не собирают на себя всю пыль из-под кровати, купать их можно просто для удовольствия, успокоения и ради раннего приучения к воде.

Ну вот, пожалуй, и все. Наступил вечер и малыша надо укладывать на ночной сон. Как это делать, оставлять ли его одного кроватке или класть с собой, а также как сделать спокойными ваши ночи – в разделе Детский сон .

Кормление новорожденного

Кормление ребенка – это отдельный огромный камень в фундаменте жизни вашего крохи. Поэтому мы выделили его в особый раздел.

Первое, что беспокоит молодых мам – как правильно прикладывать малыша к груди. Правильная техника поможет избежать трещин сосков и других проблем с грудью.

Многие мамы, которые выбрали себе для руководства свою маму или бабушку, встают перед проблемой —
кормить ребенка по требованию или по расписанию?
А также: сцеживать остатки молока после кормления или нет?

А у тех, у кого молока слишком много, так что ребенок не успевает высасывать, в первые дни может начаться боль в груди
и припухлость – лактостаз . Тут на подмогу может прийти
ручной или электрический .

И почти все боятся, как же малыш будет расти, когда он почти все, что съел, срыгивает?

Большинство молодых мам обладают достаточным здоровьем, чтобы кормить своего малыша грудью. Но если у нее по какой-то причине пропало молоко, ребенка приходится переводить на

Возвращаясь домой после родов, многие женщины, родившие первенца, просто не знают как ухаживать за крохой в первые дни. Несмотря на то, что есть бабушки, подруги и другие близкие люди, маме самой необходимо учиться обеспечивать сразу уход за малышом после рождения и когда он спит кормить его.

Первая неделя дома

Первые дни прибывания дома мамы и малыша сразу после родов, оказываются для родителей самыми сложными. Уход за новорожденным в первые дни после родов отнимает много времени и сил, малыш часто ест, спит и требует повышенного внимания. Если в доме есть бабушки или другие родственники, они должны сразу взять на себя все хлопоты по дому в этот период, ведь для того чтобы мама смогла полноценно ухаживать за ребенком, кормить его когда он спит, ей самой сразу необходимо полноценно отдыхать. При отсутствии родственников и близких людей, заботу о жене должен проявить супруг, взяв на себя часть работы по хозяйству.

Питание малыша

Сегодня специалисты настоятельно рекомендуют молодым мамам кормить ребенка по требованию с момента родов. Доказано, что малыш, который ест по желанию развивается гораздо быстрее. Он более спокоен и здоров, чем ребенок, который ест по часам. Конечно многие могут возразить и сказать что это очень неудобно делать, однако потерпеть придется лишь несколько дней. Позже ребенок сам составит для себя график чтобы его кормить и вы сможете спокойно планировать свои дни. Также имеет значение как вы кормите ребенка грудью, если малыш ест правильно, он будет наедаться и реже вас беспокоить с первых дней. Всем мамам после родов настоятельно рекомендуется получить консультацию у специалиста по грудному вскармливанию, который покажет и расскажет как нужно правильно кормить малыша.

Обработка пупка

Современные педиатры не рекомендуют после родов обрабатывать пупочную ранку зеленкой и заклеивать её пластырем или бинтом. Природа обо всем позаботилась сама. Пупок заживает в течение нескольких недель от рождения и не требует особого ухода, кроме соблюдения чистоты. Для нормального заживления пупочной ранки необходимо следить за тем, чтобы в первые дни на неё не попадали испражнения малыша. Также нужно следить за тем, чтобы пупок был сухим. После купания тщательно вытирайте пупочек стерильной ватой. При соблюдении правил гигиены и сухости, пупок заживет быстро и не доставит никаких хлопот. Вот и весь уход за пупком.

В случае, если вы заметили покраснения или нагноение в районе пупочной ранки, сразу необходимо обратиться к участковому врачу. Самолечение может только усугубить ситуацию.

Многие мамы проявляют беспокойство по поводу пупочной грыжи. Последние исследования доказали, что опасности для ребенка такое явление не представляет. Пупочная грыжа может образоваться по причине большого пупочного кольца, которое при напряжении мускулатуры желудка заполняется в первые дни, частью кишечника малыша.

Это явление проходит самостоятельно и не требует никакого лечения (при отсутствии патологий).

Заклеивание и бинтование пупочка является мерой не оправданной и не приносит никаких результатов. Так что можете успокоиться и дать матушке природе самой позаботиться о заживлении пупочного кольца. Сколько заживает пупочная грыжа сказать сложно, все зависит от индивидуальности малыша. Нормой считается зарастание от нескольких месяцев, до 3‑х лет.

Как можно быстро приучить ребенка к груди и не нанести ему психологической травмы

Зона родничка

Большинство мам пугает пульсация в зоне родничка, и они боятся повредить его. Не стоит переживать об этом, родничок у малыша защищен особой пленкой с рождения, которую крайне сложно нарушить, этот уход обеспечила сама природа. Если не наносить повреждений специально, навредить родничку практически невозможно. Поводом для беспокойства может стать ситуация, когда ребенок плохо ест и его родничок запал во внутрь.

Водные процедуры

Несмотря на то, что все наши бабушки постоянно твердят нам о том, что ребенка необходимо купать вовсе дни недели, такой необходимости на самом деле нет. График купания мама может составить в зависимости от времени года и отношения ребенка к водным процедурам. Сколько раз и как купать малыша после родов? Зимой малыша можно купать 2-3 раза в неделю. Единственное что нужно делать при таком графике водных процедур, является ежедневное подмывание и умывание. Подмывать ребенка следует после каждого опорожнения кишечника, а умывать лицо можно в течение дня, утром и вечером.

Для купания малыша необходимо приобрести специальную ванночку. Лучше всего если вы будите дополнительно класть на дно резиновый коврик, который предотвратит скольжение ребенка, также для этой цели можно использовать обычную пеленку. Температура воды не должна превышать 37 градусов. Сегодня в аптечных сетях можно приобрести специальный градусник, который будет купаться вместе с ребенком и вы сможете контролировать температуру воды во время всего купания. Купать ребенка нужно постоянно в одной и той же ванне, тогда он к ней привыкнет и не будет бояться.

Время водных процедур мама может выбирать сама. Главным правилом должно стать купание необходимо проводить до еды, если малыш поест перед ванной, он заснет раньше времени. Купать можно как перед дневными кормлениями, так и перед последним вечерним приемом пищи.

При водных процедурах следите, чтобы вода или мыло не попали в глазки малышу, иначе в следующий раз он может отказаться от купания, и этот страх останется надолго. При мытье ребенка используйте детское мыло и вату. Также можно использовать специальные варежки, которые мама одевает на руки и моет ребенка. Избегайте использования синтетических губок и мочалок, они могут вызвать раздражение на коже ребенка.

Особую осторожность необходимо проявлять при мытье головы крохи. Следите за тем, чтобы вата или варежка не были слишком пропитаны водой, иначе вода попадет в глазки. Мыло с головки нужно смывать слегка отжатой ватой по направлению от лобика к макушке.

Также осторожно намыливайте и обмывайте тело ребенка.

В случае, если малыш расплакался и не хочет продолжать купание, его следует сразу вытащить из воды.

В качестве полотенца в первые недели после рождения можно использовать фланелевую пеленку. Вытирать кроху нужно очень аккуратно, помните про то, что пупок после водных процедур необходимо вытирать насухо ваткой.

Все о коликах у новорожденных детей

После купания

После водных процедур необходимо тщательно очистить ушные раковины малыша, не затрагивая при этом ушной проход, остричь ноготки и одеть кроху в чистую выглаженную одежду. Ноготки ребенку желательно подстригать при помощи специальных ножниц, которые не имеют острых концов. По завершении всех процедур ребенка можно кормить и укладывать спать. Если ребенок хочет есть, и не желает стричь ногти и чистить ушки, можно отложить эти мероприятия и сделать это, когда он будет спать.

Как правило, здоровые дети не нуждаются в дополнительной чистке носа, рта и глаз. Не мучайте малыша и не лезьте к нему с лишней заботой. Обработка глаз и носа необходима только при признаках болезни этих органов.

Чистить нос нужно в случае появления в носовых проходах засохшей слизи, из-за забитости носа ребенок часто плохо ест. Нос в этом случае прочищают влажной ватным жгутиком. Делать это нужно быстро и крайне аккуратно. При забитости носа также может помочь солевой раствор. Одну чайную ложку соли разведите в одном литре кипяченой воды и закапайте по 2 капли в каждый носовой проход, это средство прекрасно увлажняет слизистую носа и все загрязнения выйдут естественным путем.

Использование присыпок и масел может быть оправданно, только по рекомендации педиатра. В остальных случаях здоровая кожа малыша не нуждается в дополнительном уходе. Поэтому поберегите семейный бюджет и не приобретайте разрекламированные средства, которые вам абсолютно не нужны. А сколько вы уже накупили ненужных рекламных продуктов?

Интимная зона

Для девочек крайне важно проводить ежедневные подмывания, начиная с первого дня рождения. Это обусловлено риском попадания инфекции из заднего прохода в половые пути, поэтому уход за девочкой должен быть тщательным. Подмывать девчонок следует по направлению от влагалища к попке. Подмывания должны производиться после каждого опорожнения кишечника и перед сном. Мальчиков можно подмывать по мере необходимости. Особого ухода половые органы мальчишек не требуют.

Одежда

Каждой маме на заметку! Даже если вы используете памперсы и по вашему мнению ребенок не пачкается, его необходимо переодевать 2 раза в день — утром и вечером. Одежда малыша должна быть выстиранной средствами для стирки детских вещей и обязательно выглажена.

Детские одежки должны быть удобными и пошитыми из натуральных тканей. Сегодня в магазинах и на рынках можно встретить сколько угодно недорогой и красивой детской одежды, которая может быть опасной для здоровья малыша. Синтетические ткани не имеют способности впитывать влагу, вследствие чего на коже новорожденного могут образовываться воспаления и раздражения, особенно если капли молока попадают на одежду, когда малыш ест.

Также следует обратить внимание на красители, используемые при окраске тканей. Не приобретайте для новорожденных яркие вещи, агрессивные красители могут спровоцировать аллергические реакции у ребенка. При выборе одежды отдавайте предпочтение натуральным тканям постельных тонов. Также следите за тем, чтобы кофточки, маечки и штанишки легко одевались и снимались. Это избавит вас от криков и протестов ребенка при переодевании.

Ошибка многих молодых мам заключается в слишком теплом одевании малыша дома или на прогулке. Поймите, ребенок это такой же человек, как и вы, только маленький. Если вам жарко и вы одеты в легкий сарафан, не нужно кутать малыша в 10 пеленок и надевать на него 3 шапочки. Одевайте ребенка в соответствии с климатическими условиями. Слишком тепло одетый малыш начинает потеть, и в этот момент порыв ветра или сквозняка сделают своё нехитрое дело. Пока ребенок не потеет, он здоров, хорошо ест и сколько нужно спит. Более того когда ребенок одет комфортно, он еще и спокоен.

Прогулки

Начиная с 14 — го дня после рождения, необходимо включать в расписание дня ежедневные прогулки с ребенком. Гулять нужно в любую погоду, в любые дни недели и в любое время года. Выход с ребенком на прогулку имеет двойной положительный эффект для малыша. Во-первых, свежий воздух обогащает кровь, органы и ткани малыша кислородом, что благоприятно сказывается на его развитии. Во-вторых, постепенное изменение температуры воздуха в ходе смены времен года учат организм малыша приспосабливаться к холоду и жаре, что является элементом закаливания. При регулярных ежедневных прогулках ребенок гораздо реже болеет, лучше ест и спит, чем его сверстники остающиеся дома в холодную погоду.


Первый месяц. Малышу месяц.
Занятия с ребенком 1 месяца.

Общие сведения:

Рождение ребенка многие врачи сравнивают с выходом космонавта в открытый космос. Действительно, девять месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в комфортных условиях постоянной среды обитания, в условиях невесомости, достаточного снабжения питанием и кислородом (естественно, если беременность нормальная). И вот, после многочасового напряжения (а процесс родов требует активных усилий не только от матери, но и от ребенка) он оказывается в совершенно новых условиях - испытывает силу тяжести, воздействие более низкой температуры, света; и с первых же минут жизни он сразу же должен самостоятельно дышать, по-новому питаться, учиться регулировать температуру тела и т.п., поэтому в самом важном - первом году жизни - врачи выделяют самый трудный и ответственный период - первый месяц жизни или период новорожденности.

В этом месяце, в свою очередь, наиболее ответственный этап - первые 5 дней жизни. Это период наиболее интенсивного приспособления (адаптации) ребенка к условиям внешней среды. У детей, рожденных здоровыми матерями при физиологических родах, этот период протекает относительно гладко, однако таких малышей (практически здоровых, или отнесенных к так называемой первой группе здоровья) сейчас рождается не более 10 процентов. Детей, имеющих уже при рождении признаки различных заболеваний, также рождается около 10-15 процентов. Подавляющее большинство малышей при рождении относится к т.н. "группе риска", или 2-й группе здоровья, - это означает, что у матери есть какие-то хронические заболевания, были отклонения от нормального течения беременности (например, токсикоз, угроза прерывания), осложнения в процессе родов. У таких новорожденных адаптация к новой жизни затруднена, они нуждаются в тщательном наблюдении врача, иногда - в дополнительных обследованиях и лечебных мероприятиях. Но вот малыш и мама дома. Мама еще слаба, растерянна, нередко излишне напряжена и беспокойна, тревожна. В это время очень важны помощь и забота близких людей, особенно отца малыша, который должен взять на себя значительную часть домашней работы (прежде всего ежедневную влажную уборку помещения, стирку, покупки). Мужчине необходимо учиться быть отцом, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни.

Самое важное на "первом месяце - наладить кормление ребенка. Наилучшей пищей для него, естественно, является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно, поэтому врачи рекомендуют различные способы стимуляции лактации. Одним из таких (популярных в последнее время) способов является более частое прикладывание ребенка к груди или к обеим грудям в одно кормление - так называемый режим "свободного вскармливания", или кормление "по требованию", - у некоторых мам получается 10-12 кормлений за сутки, при этом мама очень устает и всегда есть риск перекормить ребенка.

Запомните: лучше немного недокормить, чем перекормить малыша, так как последующие расстройства пищеварения приносят ему значительный дискомфорт. Режим кормления каждому ребенку врач рекомендует индивидуально, так как так называемое "свободное вскармливание" подходит далеко не всем детям - оно вполне допустимо для спокойных, уравновешенных детей, которые сами как бы устанавливают себе режим питания через 2,5-3-3,5 часа, не срыгивают и имеют нормальный стул.

Обычно врачи рекомендуют кормить новорожденного через 3 или 3,5 часа - получается б или 7 раз в сутки, желателен ночной перерыв - 5-6 часов. Если ребенок проспит кормление на 20-40 минут, а в следующий раз, напротив, потребует питания на 20-30 минут раньше, вполне можно пойти ему навстречу. Очень важно правильно вкладывать сосок в рот малыша (он должен захватывать весь околососковый кружок), держать малыша вертикально до и после кормления, чтобы он отрыгнул воздух. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5- 10 минут кормления, однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. В любом случае держать ребенка у груди дольше 20-25 минут не следует, не рекомендуется также докармливать ребенка, который быстро уснул, а через 40-50 минут проснулся и вновь требует еды, - этим сбивается ритм кормлений, закладывается почва для расстройств пищеварения и истерических неврозов.

Если у вас есть весы, вы сможете проконтролировать объем питания съеденного ребенком. В первые дни пребывания дома ему достаточно 60-80 мл молока при 6-7-разовом кормлении (на одно кормление), к концу месяца - 100-130 мл (в зависимости от индивидуальных особенностей). Кормящая мама должна строго соблюдать диету - даже если у ребенка нет аллергических реакций, в своем питании она должна избегать аллергических продуктов (консервы, острое, жареное, цитрусовые и т.п.), продуктов, резко изменяющих вкус и запах молока (лук, чеснок), а также блюд, способствующих повышенному газообразованию у ребенка (бобовые, квашеная и сырая капуста, редис и редька, огурцы, помидоры, виноград, арбуз). Разумеется, кормящая мать должна получать полноценное питание - в день не менее 120 г мяса (паровые котлеты), 100-150 г творога, 400-500 мл кефира - лучше био- или бифидокефира (пресное нежирное молоко лучше добавлять в каши, в чай), отварные овощи, растительное и сливочное масло, из фруктов - наиболее целесообразно употреблять яблоки, изредка бананы. При отсутствии у матери или ребенка аллергии разрешаются яйца, 1-2 раза в неделю - нежирная рыба. Учитывайте химическую загрязненность окружающей среды и старайтесь поэтому употреблять отечественные продукты (так как зарубежные к нам чаще всего завозят загрязненными пестицидами, тяжелыми металлами и т.п.).

Рациональное питание мамы - важный фактор достаточной лактации. Тем не менее существуют специальные средства стимуляции молокоотделения, но их обычно рекомендует врач (это касается не только гормональных препаратов, но и витаминов). Если мама хорошо переносит поливитаминные препараты, врачи обычно рекомендуют отечественный "Гендевит" или импортные "Lady"s Formula", "Materna" - их можно принимать курсами по 2-3 недели с перерывами в 1-2 недели. Можно использовать травяные сборы и чаи, содержащие крапиву, фенхель, анис, укроп, - но также при отсутствии индивидуальной непереносимости. Стимулирующее действие на выработку грудного молока оказывается точечный массаж (см. рис 1). Указанные на схеме точки на передней поверхности грудной клетки и на кисти следует легко массировать по часовой стрелке по 30-60 секунд каждую 2 раза в день. Очень важны также психологический настрой на кормление, уверенность в успехе. Существуют зарубежные исследования, придающие психологическому фактору решающее значение, - в частности, указывается, что нежные объятия мужа и жены перед кормлением ребенка усиливают приток молока.

Если установлено, что, несмотря на все эти меры, материнского молока ребенку все же не хватает, врач рекомендует докорм адаптированной молочной смесью, какой именно, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Сейчас выпускается много разнообразных смесей как для здоровых, так и для ослабленных детей, поэтому донорское грудное молоко в последние годы используется редко. Об основных подходах при подборе смеси для докорма или искусственного вскармливания малыша мы расскажем в следующем разделе (поскольку все же желательно вводить чужеродную для ребенка пищу по окончании периода новорожденности).

Кроме грудного молока или заменяющей его смеси новорожденный должен обязательно в промежутках между кормлениями получать питье (хотя некоторые активно сосущие грудь дети, получающие в связи с этим несколько избыточное количество молока, от питья могут и отказываться). Целесообразнее всего приучить ребенка пить (из соски или с ложечки) не подслащенную кипяченую воду - 100-150 мл в сутки, летом можно и больше. Готовые травяные чаи для младенцев (фенхелевый или ромашковый фирмы "Хип" или "Плантекс") также можно использовать, но их желательно делать менее концентрированными, чем рекомендовано по инструкции, так как они содержат значительное количество сахара. Питьевую воду для ребенка (да и для кормящей мамы) перед кипячением желательно фильтровать (через бытовой фильтр, обычно типа "Барьер"), так как качество водопроводной воды даже в крупных городах сейчас особенно снижено, в воде есть соли тяжелых металлов, хлор и т.п.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка - заживление пупочной ранки. Обычно к моменту выписки из родильного дома пупочная ранка еще не полностью заэпителизирована, в центре пупка у малыша имеется кровянистая корочка. Обычно рекомендуют смазывать эту область 2 раза в день спиртосодержащими растворами: 1-2%-м раствором "зеленки" или хлорофиллипта, левомицетиновым спиртом - утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С, продолжительность купания не более 5-7 минут. Если у ребенка появляются выделения (любого характера) из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца - нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.

В течение первого месяца жизни ребенка молодые родители хорошо осваивают умение пеленать его. Обычно в помещении на новорожденного надевают тонкую распашонку и фланелевую кофточку, затем до пояса запеленывают в тонкую и фланелевую пеленку, прокладывая подгузник. Ночью (если в помещении температура менее 21-20°С, то и днем) запеленатого подобным образом малыша до пояса укрывают байковым одеяльцем. В последние годы появились мягкие трикотажные ползунки для самых маленьких, штанишки типа комбинезона с удобной застежкой - они вполне могут использоваться наряду с традиционными пеленками. Главное правило - не стягивать при пеленании ножки малыша, сохранять (прокладывая подгузник) позу со слегка разведенными бедрами - это так называемое "широкое" пеленание, которое способствует правильному формированию тазобедренных суставов.

Если ребенок родился летом и он здоров, практически с первых дней пребывания дома начинаются прогулки на свежем воздухе - с 20-30 минут до 1,5-2 часов (время прогулки увеличивается постепенно). В зимнее время года при температуре воздуха до 10 градусов ниже нуля и отсутствии сильного ветра малыша можно вынести на 20-30 минут на прогулку, начиная с 12-15-го дня жизни, и до конца первого месяца жизни увеличить время прогулки до 1 часа (2 прогулки в день). Естественно, для прогулки зимой необходимы теплое одеяло, конверт или комбинезон, теплая шапочка, закрытая коляска. Допустима прогулка на балконе, если он не выходит на загазованную улицу, но ребенок нуждается в постоянном присмотре во время такой прогулки (опасны вороны, крысы, падающие сверху окурки и т.п.).

Не забывайте, что уже с 10-12-го дня жизни малыша необходимо несколько раз в день (лучше перед кормлением) класть на живот - сначала на 3-5 минут, затем - на 15-20. Не всем новорожденным это нравится, так как поднимать головку они еще не умеют, но такая "тренировка" ребенку необходима, поскольку она способствует развитию мышц живота, стимулирует движения головы, способствует отхождению газов. Вздутие живота, кишечные спазмы, "колики" - частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях - легкий массаж животика по часовой стрелке, вертикальное положение на руках у взрослого или так называемое "кенгуру" (контакт "кожа к коже") - малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеяльцем, мама поглаживает его по спинке. Эта процедура имеет и психотерапевтическое воздействие как на ребенка, так и на маму. При затрудненном отхождении газов можно использовать газоотводную трубочку, очистительную клизму (30-50 мл кипяченой воды температурой 36-Зб,5°С). При выраженном беспокойстве ребенка и слабой эффективности вышеназванных процедур необходимо обратиться к врачу.

Еще одна проблема первого месяца жизни - так называемый половой криз. В связи со сложной гормональной перестройкой и влиянием гормонов матери у многих детей в возрасте 5-8 дней припухают грудные железы, у девочек возможны слизистые или слегка кровянистые выделения из половых органов, у мальчиков - отечность мошонки. Обычно эти явления проходят через 1-2 недели и какого-либо лечения не требуют, необходимы лишь обычный гигиенический уход, тщательное подмывание после каждого испражнения. В некоторых случаях нагрубание грудных желез выражено значительно и требует консультации врача (который обычно рекомендует согревающую повязку). Ни в коем случае при этом нельзя пытаться выдавливать отделяемое из грудных желез!

К врачу необходимо обращаться срочно, если ребенок обильно и часто срыгивает, отказывается от груди, резко беспокоен или, напротив, вял; если стул у него становится жидким, пенистым, слизистым, учащенным (более 6-7 раз в сутки). Тревогу родителей должны вызывать повышение температуры - свыше 37, затянувшаяся более 3 недель так называемая "физиологическая" желтуха.

С первых дней жизни ребенку необходим не только уход, но и общение с родителями. Ласково разговаривайте с ним во время купания, пеленания, напевайте тихие колыбельные песни (можно на 5-10 минут 2 раза в день включать спокойную классическую музыку). Повесьте над кроваткой ребенка 2-3 яркие игрушки. И, скорее всего, к концу 4-й недели жизни ребенок улыбнется вам! Это будет ваша первая награда за труды и тревоги. В отличие от неосознанных "улыбок" первых дней - это уже сознательная реакция малыша! Ребенок как бы говорит вам: я узнаю вас! Мне хорошо с вами! Я вас полюбил!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.