Развитие эмоциональной сферы младенцев. Эмоции ребенка начинают формироваться еще в утробе

Наши дети хотят общаться с нами с момента рождения. И наше лицо для них - как картина Пикассо, для них нет интереснее игрушки. Как и нет музыки очаровательнее, чем наш голос. При общении с младенцами многие вещи мы делаем интуитивно правильно. Но иногда отношение к ребенку как к живой игрушке пересиливает - и тогда мы делаем ошибки, которые могут сказаться на всей его дальнейшей жизни.

Мы считаем детей крошечными и беспомощными. Но полученные результаты говорят о другом. Когда рождаются дети, они чрезвычайно компетентны. И мы изначально настроены на сигналы друг друга.

В середине 1960-х годов ученые решили внимательно изучить мимику младенцев. И были поражены. Оказалось, что уже через сорок две минуты после рождения дети могут копировать выражения лица взрослого.

И это не просто рефлекс вроде легкой улыбки. Дети имитируют и чувства взрослого, воссоздавая те же процессы возбуждения в нервной системе. Это означает, что дети способны воспроизвести внутреннее состояние взрослого человека.

И если кто-нибудь будет поддерживать головку ребенка, то в первые же минуты после рождения он в 100 процентах случаев поворачивает ее на голос матери и в 80 процентах - на голос отца, а не на голос врача. В течение нескольких минут дети узнают, к кому лучше держаться поближе!

Смотрите на ребенка? Не делайте "каменное" лицо

Ребенка, смотрящего на нас в упор, больше всего интригуют пять выражений нашего лица.

Первое - удивление: мы широко раскрываем глаза, поднимаем брови, отрываем рот… и замираем. Можно сказать что-то вроде: "А-х-х-х-х…", постепенно повышая тон.

Второе - наша улыбка: мы широко, искренне улыбаемся так, чтобы в уголках глаз собрались морщинки.

Третье - когда мы хмуримся: насупливаем брови, сводим их вместе и говорим что-то вроде: "Х-м-м-м-м…", постепенно понижая тон.

Четвертое - выражение сочувствия, как при словах: "Ох, бедное дитя", что-то среднее между притворно-удивленным и нахмуренным лицом.

И пятое - просто нейтральный взгляд.

Все это очень нравится детям.

Но дети ненавидят "каменное" выражение лица. Психолог Эдвард Троник провел эксперимент "Лицо без выражения". Матерей или отцов просили смотреть на своих трехмесячных детей, не шевелясь и не издавая ни звука. Троник обнаружил, что большинство детей делали то же, что и их родители: просто безучастно смотрели вдаль.

Потом, правда, они могли улыбнуться, качнуть головой или посмотреть вверх. Если это не выводило родителей из оцепенения, они могли захныкать, завозиться и даже заплакать. Дети хотят, чтобы их родители были подвижными, а не застывшими.

В Швейцарии, в Лозанне, мы познакомились с крошечной Региной. Она могла бы получить Нобелевскую премию мира. Нужно сказать, что ее родители чувствовали сильную неприязнь друг к другу. Но шестимесячная Регина заразила маму и папу своей радостью.

Сначала он включила в игру одного родителя, потом посмотрела на другого и улыбнулась ему, приглашая присоединиться. Вскоре родители улыбались уже не только ребенку, но и друг другу. Спустя некоторое время отношения в их семье расцвели. Возможно, это заслуга Регины. Если так, она, пожалуй, может считаться самым юным семейным психотерапевтом.

Зачем играть с ребенком лицом к лицу

Один из главных уроков, который ребенок получает в ходе игр лицом к лицу, - что мир (а в такие моменты мир для него - это вы) будет реагировать на его желания, а не игнорировать их. Наилучшим образом можно проявить свои родительские качества, если:

быть эмоционально открытым и доступным;
быть отзывчивым к сигналам ребенка.
В силу незрелости нервной системы дети легко перевозбуждаются. Они словно чувствительная антенна: слишком много сигналов сливаются в неразборчивый шум. Все мы знаем, как это неприятно.

В такие моменты дети стараются отключиться от источника сигнала, чтобы перезагрузить свой приемник и снова настроиться на нужную частоту. Они могут отвернуться от вас, но не потому, что вы им не нравитесь, а потому, что им нужно немного отстраниться и успокоиться.

Через некоторое время они снова к вам повернутся. Еще они могут отвлечься на то, чтобы что-то пососать, например свою ручку или какую-нибудь игрушку. Включаясь в игру, а затем выключаясь из нее и успокаиваясь, они пытаются регулировать свою реакцию на внешние раздражители.

Что произойдет, если не уважать желание ребенка смотреть в сторону и стараться силой заставить его смотреть на вас? Вы лишите его одного из главных способов успокоиться. Тогда ребенок может захныкать, завозиться и в конечном счете выразить свой протест во весь голос.

Так он узнает, что неспособен контролировать свой мир и, что еще хуже, людей в его мире не волнует его дискомфорт. Если такое случится раз или два, не проблема. Но если вы часто не позволяете ребенку отворачиваться и успокаиваться, то у него не будет иного выхода, как отстраниться от вас. Он научится тому, что единственный способ справляться с трудностями - это отстраниться от всего и всех.

Об этом мало кто знает, но это очень важно. В течение первых трех лет жизни формируются фундаментальные нервные структуры, которые отвечают за способность ребенка успокаиваться самостоятельно, концентрировать внимание, верить в любовь и поддержку родителей и формировать надежную привязанность к матери и отцу. Иными словами, полученный в этом возрасте опыт родительской любви и уважения буквально формирует модели в мозгу, которые будут определять его будущие реакции на мир.

От того, как вы реагируете на плач ребенка, и от того, как вы с ним играете, зависит его будущее поведение. Игнорируйте ребенка сейчас - и он, скорее всего, научится отстраняться, вплоть до формирования кокона депрессии. Реагируйте на него сейчас - и он, скорее всего, останется включенным в свой мир.

Как понять, что ребенок перевозбудился

Проведя свое исследование, мы тоже обнаружили, что от того, сколько взрослые играют с ребенком лицом к лицу, зависят его реакции в будущем. Однако существуют две серьезные ошибки, допустив которые можно свести на нет все положительные эффекты и лишить радости и себя, и ребенка.

Первая ошибка - отсутствие координации у играющих с ребенком родителей. Похоже, детям ненавистна ситуация, когда родители конкурируют за их внимание, вместо того чтобы вместе участвовать в одной игре. Бывает, что один из родителей внезапно отстраняется от игры или, наоборот, вмешивается в нее, отодвигая в сторону другого родителя. Ребенок может начать выгибаться, хмуриться, плакать - словно на своем детском языке он пытается сказать нам: "Вы все портите. Прекратите!".

Вторая ошибка - перевозбуждение ребенка. Оно возникает, если мы игнорируем сигналы малыша: "Нет! Я не хочу этого!". Вначале сигналы могут быть едва заметными, но если их не замечать, их интенсивность будет нарастать. В конце концов ребенок просто отстранится. И это плохо, так как в этом случае мы потеряем контакт с малышом. Как понять, что он устал и нуждается в отдыхе?

Наблюдая за играющими с родителями детьми, мы отмечали, как они сообщают о необходимости передохнуть пару минут. Вот сигналы, говорящие о том, что ребенок нуждается в отдыхе.

Смотрит в сторону. Это очень четкий сигнал: ребенок поворачивает голову в сторону или просто переводит взгляд с вашего лица на более нейтральную в информационном смысле футболку.
Закрывает лицо руками. Ребенок поднимает ручки и держит их перед своим лицом, словно пытаясь защититься.
Отталкивает игрушку. Когда у ребенка улучшается координация движений, он может оттолкнуть игрушку, показывая, что он больше не хочет с ней играть.
Явно морщит лобик. Это говорит о том, что ребенок расстроен, часто из-за перевозбуждения. Он выглядит грустным или рассерженным. Однако если лобик морщится совсем чуть-чуть, это не является негативным сигналом и говорит лишь о том, что ребенок сосредоточен.
Выгибает спину. Если ребенок выгибает спину и напрягает тело, это явный сигнал того, что он расстроен.
Кряхтит. Ребенок издает звуки, похожие на прелюдию к плачу.
Демонстрирует смешанные эмоции. Выражение лица ребенка то и дело меняется с радостного на испуганное.
Плачет.

Как снять перевозбуждение

Следует чутко следить за наступлением момента перевозбуждения и корректировать интенсивность взаимодействия с ребенком, чтобы он мог успокоиться и сделать передышку, в которой нуждается. Следует отодвинуться от него, дать посмотреть в сторону и расслабиться. Вот полный список того, что можно предпринять.

Сохранять спокойствие. Когда вы спокойны, говорите и действуете спокойно, это помогает успокоиться и ребенку.
Дать ребенку что-нибудь пососать.
Прижать ребенка к себе и успокаивающе погладить его.
Говорить мягко, пока ребенок не восстановится.
Как только ребенок снова переведет на вас взгляд, продолжить играть или петь, но не энергично, чтобы он мог посматривать в сторону и восстанавливаться.
Имитировать ребенка. Делая то же, что и ребенок, вы производите на него неизгладимое впечатление.
Подыграть ребенку. Это близко к имитации. Детям нравится, когда повторяют их действия, но с какими-то вариациями. Например, если ребенок ритмично качает ложкой, можно начать в том же ритме издавать какие-нибудь звуки. Это точно его заинтересует.
О том, что ребенок готов продолжить общение, он может сигнализировать вам самыми разными способами. Например:

Начать смотреть на вас или на игрушку, которой вы играли. Это очень ясный сигнал.
Лицо ребенка принимает спокойное выражение, он начинает нормально дышать.
Тело ребенка расслабляется.
Если вы заметили эти сигналы, попробуйте мягко пригласить ребенка к игре.

Чего нельзя делать при перевозбуждении ребенка

А теперь давайте поговорим о том, чего делать нельзя. Если вы видите, что ребенок забеспокоился или смотрит в сторону, у вас, скорее всего, возникнет соблазн попробовать сменить игру или активизировать текущую. Однако детям это обычно не нравится - они еще сильнее перевозбуждаются.

Перемещать свое лицо так, чтобы оно снова оказалось перед лицом ребенка, когда он отвернул от вас голову (это не даст ему посмотреть в сторону и получить передышку, в которой он нуждается).
Приближать свое лицо вплотную к лицу ребенка, лишая его возможности посмотреть в сторону.
Увеличивать темп игры и добавлять раздражителей после того, как ребенок подал вам сигнал о перевозбуждении.
Переключаться между разными видами деятельности после того, как ребенок подал вам сигнал о перевозбуждении.
Перемещать ребенка так, чтобы он снова смотрел на вас. Обычно детям не нравится, что их ограничивают физически.
Стимулировать ребенка, тыкая в него пальцем или раз за разом вытирая ему рот. Рот имеет очень много нервных окончаний, и его стимуляция действует на ребенка возбуждающе.

Когда малыш начинает сознательно улыбаться и выражать свое удивление , родители приходят в восторг . Ведь так интересно наблюдать за радостью , удивлением и даже гневом маленького человечка .

Эмоции закладываются еще в утробе матери и являются врожденными сигналами , которые выражают реакцию человека на посылы из окружающего мира . "Сигнализаторами " эмоций являются мимика , голос и движения тела . В основном с первых дней жизни дети задействуют именно голосовые эмоции .

К концу первого месяца жизни ребенок смотрит на лица родных и хочет повторить их выражения . Через месяц кроха способен подарить осмысленную улыбку родителям . Трехмесячный карапуз уже смеется и активно изучает незнакомые места и людей . Малышу становится скучно без мамы и он может капризничать и требовать ее внимания различными звуками , движениями ручек и ножек .

В четыре месяца ребенок настолько любопытен , что часто отвлекается даже от любимого лакомства - маминого молока . Во время кормления кроха может вертеться по сторонам и отворачиваться на появляющиеся звуки . Именно с этого периода время кормления может увеличиться на 10 -20 минут .

К пяти месяцам ребенок радуется при встрече с другими детьми , выражая свой восторг звуками . Ваше чадо узнает вас среди незнакомых людей и обязательно выразит свои положительные эмоции . Однако иногда вы можете заметить некоторые перепады настроения у своего малыша .

Шестимесячный ребенок начинает бояться незнакомых ему людей и сообщает об этом маме и папе . Карапуз будет чаще проситься к вам на ручки и показывать свои желания .

Ближе к восьми месяцам малыш способен заметить исчезнувший предмет в комнате , а уход родителей воспринимает с волнениями и плачем . Девятимесячный ребенок показывает свои достижения в игре родителям , ожидая от них похвалы .

В конце первого года жизни дети способны воспринимать запреты , наблюдают за реакцией мамы и папы на свои действия . Получив желаемое , годовалый карапуз испытывает радость , но недовольно реагирует , если родители не выполняют его требований .

Очень важно научиться разумно реагировать на чувства и эмоции своего ребенка . Не делайте из своего чада идеального ребенка , загоняя в жесткие рамки правильного поведения . Постоянными одергиваниями и наказаниями за бурные проявления чувств вы рискуете сделать так , что малыш будет скрывать свои эмоции . Постепенно из раскрепощенного и оптимистично настроенного ребенка может вырасти эмоционально зажатый и неуверенный в себе человек .

Психологи советуют избегать проблем с эмоциональными проявлениями , устанавливая контакт с малышом с момента зачатия . Учите своего карапуза различным эмоциям и общайтесь с ним с помощью определенной интонации , которая подходит для конкретной ситуации .

Я. Дембовский (1959) отмечает, что новорожденный обладает тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать - испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание кожи. Что же касается выражения этих эмоций, то прежде всего у новорожденного возникает плач. Но у него бывает выражение, похожее на улыбку. Вероятно, это чисто рефлекторное явление, не связанное с событиями окружающего мира. Мне довелось наблюдать ребенка в возрасте около 10 дней, у которого прорезался даже хохот, продолжавшийся две-три секунды.

Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. М. Ю. Кистяковская (1946) отмечает, что если 3-4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, то 5-6-месячные дети при приближении и обращении к ним другого взрослого, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова (1949) пишут, что до года улыбка появляется у ребенка почти исключительно на человеческое лицо или голос. Крик (испуг) в ответ на зрительные воздействия впервые появляется при дифференцировании знакомого человеческого лица от чужого человека или маски.

Формы реагирования, связанные с плачем и улыбкой, по-видимому, универсальны и отражают процесс созревания нервной системы (Emde et al., 1976). Даже у детей, рожденных слепыми, наблюдается та же последовательность событий (Fraiberg, 1971). Примерно в два с половиной месяца у младенца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу. Малыши с готовностью улыбаются и реагируют движениями всего тела на приближающегося к ним человека.

С этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего появляется новый вид эмоционального реагирования - формирование аффективно-личностных связей. Они закладываются в первые полгода жизни ребенка, чему способствует развитие у него средств экспрессии. В начале младенец выражает свои аффекты беспокойными движениями или неподвижностью. Затем подключаются мимика, звуки и телесные движения.

Меняется и характер голосовой экспрессии. На протяжении 1-го месяца крик ребенка выражает только его недовольство, причем звуковой состав этого крика сходен с интонациями обиды и недовольства взрослых. На 2-м месяце появляется спокойное «гуление», на 3-м - звуки радости, а позднее - смех (Тонкова-Ямпольская, 1966). Правда, по другим данным, ребенок впервые начинает смеяться в возрасте 5-9 недель (Church, 1966; Maior, 1906; Wolff, 1966). Стимулы, вызывающие смех, с взрослением младенца меняют свое значение. Дети 10-12 месяцев, как показали Л. Сроуф и Дж. Вунш (Sroufe, Wunsch, 1972), гораздо чаще смеялись в ответ на зрительные и социальные стимулы, тогда как дети 7-9 месяцев - в ответ на тактильную и звуковую стимуляцию. Авторы объясняют это тем, что у более старших детей в понимании ситуации как смешной когнитивные процессы принимают уже большее участие. В среднем реакция смеха у детей возникала на тактильные стимулы - в 6,5 месяца, на слуховые - в 7 месяцев, на социальные (игра в прятки) - в 8 месяцев, на зрительные - в 10,5 месяца.

В 3-месячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери или отца. В эксперименте, когда родитель по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель продолжал делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим (Tronic et al., 1978).

Характерно, что и мать «настроена» на восприятие выражения эмоций младенца и готова ответить на них заранее, до того, как эта эмоция проявится у младенца.

Д. Штерн (Stern, 1984) вводит в связи с этим термин «аффективная настройка», который означает способность матери соответствовать в своем поведении темпу и интенсивности проявлений младенца и его эмоциональному состоянию без буквальной имитации его поведенческой экспрессии. Все это способствует установлению взаимной аффективной системы обратной связи между ребенком и взрослыми, обеспечивающими его выживание (Basch, 1976; Call, 1984).

В первые полгода жизни ребенка аффективно-личностные связи проявляются как его стремление разделить со взрослыми свои положительные эмоции по поводу восприятия радующих воздействий (интересной игрушки, веселой музыки и т. п.). Сначала - это отслеживание визуальных признаков сопереживания, включение объекта восприятия и взрослого в единое поле зрения; несколько позже отмечаются более активные проявления: показ взрослому радующего предмета, ожидание ответных положительных эмоций.

Ко второй половине первого года жизни младенец проявляет умение пользоваться восприятием эмоций матери для того, чтобы проверять себя и получать поддержку (Mahler et al., 1975), а также по выражению ее лица ориентироваться, продолжать ли свои действия, когда ситуация становится незнакомой. Это аффективное взаимодействие называется «социальным соотнесением» (Emde, Sorce, 1983).

Во вторые полгода жизни аффективно-личностные связи проявляются не только в положительной, но и в отрицательной эмоциогенной ситуации (в незнакомом помещении, при встрече с посторонними взрослыми, при виде пугающего предмета и т. п.). Ребенок ищет у взрослого защиту, прижимается к нему, заглядывает в глаза.

В это время у детей внезапно появляются боязнь незнакомых людей и тревога отделения от родителя («тревога семимесячных»). Малыши, которые до этого улыбались и были приветливыми, в присутствии посторонних становятся робкими и настороженными. Перспектива остаться одним в незнакомом месте даже на короткое время вызывает у них сильное беспокойство. Они часто плачут и цепляются за родителя. По данным Г. Бронсона (Bronson, 1978) 9-месячные малыши, увидев незнакомца, иногда начинают плакать еще до того, как тот к ним приблизился. Боязнь незнакомых людей сопровождает ребенка почти до двух лет.

Как отмечают М. Эйнсворт (Ainsworth, 1967), Е. Маккоби и С. Фельдман (Масcoby, Feldman, 1972), младенцы, имеющие отношения исключительно с одним из родителей, склонны проявлять более сильную боязнь незнакомцев и тревогу отделения (последняя особенно проявляется при попадании детей в ясли, что показано в работе Дж. Якобсона и Д. Билль (Jacobson, Wille, 1984). Кроме того, эти виды тревоги появляются у них раньше, чем у детей, имеющих связи не только с одним родителем. По Р. Спитцу (Spitz, 1965), ребенок боится, что незнакомый взрослый разлучит его с матерью.

Имеется несколько подходов к объяснению механизмов негативной реакции ребенка на незнакомого человека. Одни психологи рассматривают ее как проявление более общей отрицательной реакции на все новое и неизвестное (Hoffman, 1974).

Однако экспериментально показано, что далеко не любое новое вызывает у ребенка отрицательную реакцию; например, незнакомый ребенок вызывает улыбку и интерес (Дж. Боулби). Другие авторы полагают, что дети боятся не незнакомого человека как такового, а его необычного, непохожего на материнское, поведение. Если незнакомец подражает поведению матери, то у ребенка страх не возникает (Р. Рахман, цит. по: Haith, Campos, 1977).

К. Кальтенбах и др. (Kaltenbach et al., 1980) показали, что приближения незнакомого взрослого к младенцам боятся и их матери, на основании чего они делают вывод, что боязнь незнакомца - общечеловеческая реакция, а не только маленьких детей.

И все же в отношении этого вида страха у малышей остается много неясного. Некоторые авторы приводят данные, согласно которым он вовсе не обязателен. В исследованиях С. Ю. Мещеряковой (1974), Г. Моргана и X. Рициути (Morgan, Ricciuti, 1969) показано, что такой страх возникает у малышей в основном в критических ситуациях - в незнакомой обстановке, в отсутствии матери, в тех случаях, когда незнакомец берет ребенка на руки и т. д. Если же ребенок находится на коленях у матери, то отрицательная эмоциональная реакция отсутствует, а у нормально развивающихся «домашних» детей наблюдается даже исследовательское поведение. С. В. Корницкой показано, что в детском саду привыкшие к обстановке, хорошо адаптированные дети не проявляют страха по отношению к незнакомым людям. Поэтому высказывается мнение, что возникновение страха незнакомого человека может быть следствием определенных отклонений в формировании личности и эмоциональной сферы ребенка. Возможно, что имеют значение и индивидуальные особенности психики ребенка, которые вследствие малого возраста детей с помощью диагностических методик не могут быть выявлены.

При недостатке ситуативно-личностного общения младенца с взрослыми аффективно-личностные связи не устанавливаются, что нарушает не только эмоциональное, но и общее психическое развитие ребенка. Это было показано в ряде экспериментов зарубежных авторов. Р. Спитц (Spitz, 1962, 1963), создавая свою концепцию взаимодействия матери и младенца, опирался на эксперименты Харлоу с детенышами обезьян, которых растили с использованием неодушевленных суррогатных матерей. Спитц отмечает, что отсутствие аффективного диалога между младенцем и суррогатной матерью имело разрушительные последствия для развития обезьяньих детенышей.

Такие же отклонения в поведении и развитии наблюдаются и у человеческих детей (Г. Крейг, 2000).

П. Янг (Young, 1961) модифицировал и уточнил схему К. Бриджеса (Bridges, 1932), в которой показано постепенное появление эмоциональных реакций у детей в течение первых двух лет жизни.

В этой схеме сомнение вызывает отнесение к эмоциональным реакциям младенца подозрительности, а также влечения к взрослым и детям. Подозрение - это интеллектуальная характеристика, это предположение, основанное на сомнении в правильности, законности, справедливости слов, намерений, поступков. Влечение, хотя и имеет положительную эмоциональную окраску, является потребностно-мотивационным образованием. Впрочем, такая нестрогость в отнесении психологических феноменов к эмоциональным реакциям присуща, как уже неоднократно отмечалось мною, многим авторам. Кроме того, в схеме отсутствует эмоция обиды, которая, по некоторым данным, появляется в возрасте пяти месяцев. Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.

А. Джерсилд и Ф. Холмс (Jersild, Holms, 1935) показано, например, что если в возрасте от года до шести лет одни факторы (шум, падение, чужие объекты) перестают быть причиной плача, то другие, напротив, вызывают страх все чаще (образы живых существ, животные, темнота и одиночество).

Александр Любимов


Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду - просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции - как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция : ему сказали - он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация - это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать - они сообщают об «искренней» оценке ситуации, - то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» - мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» - они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем - показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях - очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей - к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям - столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят - на то и смотрим;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций - большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags : они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает - всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем - эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость : удовлетворена какая-то ценность.
Страх : будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление : произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство : нарушены какие-то ценности.
Счастье : основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием - оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль : были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе : потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт : есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение : поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение : ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Первой формой человеческого активности является проявление эмоций ребенка. Новорожденный начинает свою жизнь с крика. В первые дни он безусловно-рефлекторный характер, является результатом спазма голосовой щели, который сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик является первым проявлением негативных эмоций: спазмы вызывают чувство стеснения. В этом случае еще невозможно различить мышечную реакцию й эмоциональное отношение, поскольку у новорожденного отсутствует какой жизненный опыт. В первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле. Причиной крика есть голод, мокрые пеленки и тому подобное. При нормальном воспитания приглушенный "уа" новорожденного незаметно переходит в плач, выражающий различные страдания (физическую боль и др.).

Первые эмоции новорожденного негативные, ему важно показать, что ему грозит, не удовлетворяет его. Доброжелательная внимание, любовь и заботу взрослого вызывают в него положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом является улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она свидетельствует, что малыш выделил объект (взрослого), направил на него свою активность.

Наибольшую радость родители испытывают от улыбки ребенка. Она появляется позже крика, как правило, примерно в конце 1-го месяца жизни на появление матери и звук ее голоса, выражая положительные эмоции. Первые улыбки ребенка возникают как реакция на ласковый выражение лица взрослого, и только через неделю-полторы ребенок начинает улыбаться, еще не увидев взрослого, а только почувствовав его приближение. Улыбка - не просто выражение удовольствия ребенка, а инструмент отладки ее взаимодействия с окружающими людьми. С ее помощью ребенок дает знать о себя, свои приятные чувства к близкого взрослого. Она является первым социальным жестом, свидетельствует об окончании периода новорожденности и начало младенческого периода. На ее основе производится особое поведение ребенка (специфический акт поведения в отношении взрослого) - комплекс оживление.

Комплекс (лат. Сотриlexus - сочетание, связь) оживление - система положительных эмоционально-двигательных реакций ребенка в ответ на появление в поле зрения людный, что наклоняется, разговаривает, улыбается.

Возникает он в конце 1-го - начале 2-го месяца жизни ребенка. Его признаками являются сосредоточение взгляда на лице человека, радостные звуки, гуление, живая мимика, улыбка, быстрые и энергичные движения ножек и ручек. Эта сложная реакция свидетельствует о выделения человека (как правило, взрослого, который ухаживает за ребенком) по окружающей среде и установления специфического связи в ней, о необходимости общения. С этого времени ребенок не только устойчивее фиксирует свое внимание на человеке по сравнению с другими предметами, но и меняет доступные ей в первые недели активно-негативные реакции, пассивное восприятие на активно-позитивные контакты с действительностью. Если активность ребенка на первых порах по преимуществу недовольными органическими потребностями и сопровождается негативными переживаниями, то со временем ее движения все чаще осуществляются на фоне эмоционального комфорта, обусловленного не только удовлетворением естественных потребностей, но и присутствием человека.

Принципиально важное значение для дальнейшего развития ребенка имеет комплекс оживления - основное новообразование периода новорожденности, появление которого является психологическим критерием окончания периода новорожденности.

Кризис новорожденности

Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, потому что в основных жизненных функциях ребенок долго будет оставаться несамостоятельным существом. Основные особенности их жизнедеятельности дают основания выделять новорожденность как особый возрастной этап, наделенный всеми характерными признаками критического возраста.

Кризис новорожденности не открыли, а обосновали теоретически как особый период в психическом развитии ребенка, его признаком является потеря ребенком веса в первые дни после рождения.

Кризис новорожденности - относительно короткий период в жизни ребенка (1-2 месяца), который характеризуется психологическими изменениями, которые выражены в лишении ребенка основных средств общения со взрослыми, беспомощности, переходе от пренатального к постнатального развития и тому подобное.

Социальная ситуация развития новорожденного неповторима. Биологически он совершенно беспомощен, не может удовлетворить ни жизненной потребности без помощи взрослого, поэтому максимально социальным существом. При определенной зависимости от взрослых ребенок лишен основных средств общения с ними, прежде всего человеческой речи. На этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения основывается их дальнейшее развитие в этом возрасте.

Именно в своеобразии ситуации развития Выготский видел самую особенность возрастного периода. Эта ситуация создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. Центром ситуации развития новорожденного является взрослый. Большую часть времени он спит и просыпается, чтобы поесть. Новорожденный совсем беспомощный, без опеки взрослого может погибнуть. Взрослый, прежде всего мать, организует его жизнь во всех аспектах: кормит, вызывает и поддерживает активность, создает предпосылки для новых впечатлений. Поэтому этот период считается переходным между внутриутробным и внеутробной жизни ребенка.

Период новорожденности предвещает начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни ребенка. Основной его особенностью является отсутствие поведения, ребенок проявляет только ее инстинктивные формы - безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы - наследственная форма реагирования на воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.

С ростом и развитием инстинктивные формы поведения исчезают, что открывает возможности для формирования новых (социальных) форм поведения.

Предпосылкой формирования условных рефлексов является зрительное и слуховое сосредоточение на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления грудью. В дальнейшем оно сопровождает все многогранные собственно человеческие формы поведения.

Центральным и основным новообразованием периода новорожденности является индивидуальное психическое жизни. Речь идет о том, что в период новорожденности ребенок существует индивидуально, отдельно от организма матери, сливается с социальным жизнью людей, которые его окружают. Кроме того, индивидуальная жизнь как первая и самая примитивная форма социального существования является психическим жизнью, потому что только оно может быть частью социальной жизни близких людей.

Новорожденному присуще лишь зарождение психической жизни (выразительность движений, состояние радости и печали, гнева и страха, удивления и размышлений; инстинктивные движения, связанные с голодом, избытка, удовольствием и т.п.). Эти проявления можно наблюдать сразу после рождения. Психическая жизнь новорожденного имеет очень своеобразный характер, о чем свидетельствуют: недифференцированность и нерасчлененность переживаний (своеобразное сочетание влечения, аффекта и переживания; неумение выделить себя и свои переживания среди объективных вещей, неспособность дифференцировать социальные и физические объекты; нерасчлененность восприятия ситуации в целом).

На основе первоначально аморфного восприятия ситуации загадать происходит различение ребенком более или менее ограниченных явлений, которые она воспринимает как особое качество на этом фоне. Закон структурности (различение фигуры и фона) является, по мнению Л. Выготского, примитивной особенностью психической жизни, исходным пунктом дальнейшего развития сознания. Критерием определения возрастной границы периода новорожденности он предлагал брать степень социального развития ребенка. Новорожденный еще не имеет никаких специфических форм социального поведения. Его психическое жизнь связана преимущественно с подкорковыми отделениями мозга.

К концу 1-го - начале 2-го месяца в психическом и социальной жизни ребенка наступает переломный момент, что проявляется в ее специфической реакции на человеческий голос. Сутью реакции являются улыбки в ответ на разговор взрослого человека. В конце 1-го месяца крик одного ребенка может вызвать соответствующий крик другой. Такая реакция является верхней границей периода новорожденности, который знаменует начало нового возрастного этапа развития ребенка.

Сущность социальной ситуации развития в период новорожденности характеризуется физическим отделением от организма матери, интеллектуальными формами поведения, которые переходят в социальные, зарождением психической жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.