Действителен ли никах, если муж не заплатил махр

Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность .

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. ).

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. ).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров .

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

- «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]» ;

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».

Перевод:

«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом» .

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».

Перевод:

«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)» .

Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) .

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана» . Бо льшая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб) .

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет - поест, не захочет - не будет есть» .

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)» . В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.

6. Чтение молитвы.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь» .

Перевод:

«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.

Ответы на вопросы по теме

Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.]» (). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии . В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах - загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Да, конечно.

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.

Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?

Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание - это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше - и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.

2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном - на ваше усмотрение.

Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена - немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?

Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.

Я и мой будущий муж - мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае - необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.

Питье воды условием никяха не является. Главное - вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.

Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.

Никях повторять не надо. Единственное - лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям - традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте - важное условие, о чем сказано в Коране:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. ).

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз - здесь, а второй - у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. ).

В Исламе есть понятие махр - свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это - лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом , о чем упомянуто в Священном Коране .

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования - двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность .

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Что касается «он взрослый, ему 44 года », то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:

«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. ).

Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.

А вот относительно «накажет ли » в Коране четко сказано:

«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., - причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)» ().

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.

Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».

С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки - в Судный День ему держать ответ за них.

Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга - качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».

Мусульман наподобие христианского венчания. Стоит отметить, что проводится он не только у татар, но и в других государствах, где почитают Законы Корана - в арабских странах, Казахстане, Индии, Узбекистане и во многих других.

Условия для совершения Никах

По Закону Ислама Никах - это очень важное мероприятие. Но в то же время такой обряд не имеет какой-либо юридической силы. Поэтому после него молодые обязательно должны зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Никах имеет очень продолжительную историю, еще с далеких времен мужчина, который изъявлял желание взять понравившуюся девушку в жены, должен был выйти на главную площадь (улицу) города или деревни и громко прокричать, что берет эту женщину в жены.

Никах по шариату - брак между женщиной мужчиной, который основан в первую очередь на принципах гласности. Ислам не одобряет намерения парня и девушки жить вместе не говоря об этом никому, это считается большим пороком. Важно, чтобы общество обязательно признало новую семью.

Никах в Исламе - это обычай, который может состояться только после выполнения нескольких условий:

1. Согласие на женитьбу должны дать как жених, так и невеста.

Между родственниками согласно Корану строго запрещен.

3. Со стороны девушки должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола.

4. могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным.

5. Жених должен дать за невесту калым. В древности калым предполагал, что это должен быть очень щедрый дар, например табун лошадей или верблюдов. Сейчас же суммы подарков более скромные. Жених должен сделать подарок на сумму не менее 5 тысяч рублей. Чаще всего таким подарком бывает какое-то золотое украшение для девушки. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое в будущем. Это может быть просьба купить квартиру, машину, приобрести другое имущество, главное, чтобы подарок имел стоимость не менее 10 000 рублей.

Свадьба с лицами, не исповедующими ислам

Стоит отметить, что Никах - это обряд, который проводится не только между мусульманами. К примеру, брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, которые родятся в такой семье, должны воспитываться только согласно Корану.

Женщины, исповедующие ислам, как правило, не имеют возможности выходить замуж за представителей иных вероисповеданий. Проводить Никах и выходить замуж за «неверного» крайне нежелательно. При таких обстоятельствах девушке придется выбирать, что ей важнее - вера или любимый человек.

После брака у мужа и жены появляются 4 главных обязанности:

Жена не может покидать дом без разрешения мужа;

Супруга не должна отказывать мужу;

Муж, в свою очередь, полностью содержит жену и никогда не должен попрекать ее в этом;

Муж и жена должны вступать в интимную связь не менее чем раз на 4 месяца.

Ислам уделяет семье и браку достаточно большое внимание. Мусульмане считают, что крепкие семьи украшают и укрепляют общество, а пары, которые не имеют духовной гармонии, только разрушают социум. Никах - это великая основа союза мужчины и женщины, незаменимая для продления рода, сохранения семьи и защиты человеческого достоинства.

Никах - это процедура установления брачных отношений.Многие мусульмане очень слабо знакомы со своей религией, но о никахе всё же знают и стараются соблюсти этот обряд перед вступлением в семейную жизнь. Это, конечно же, очень радует, и хотелось бы, чтобы так же, как никах, мусульмане стремились соблюдать и другие обряды Ислама, прежде всего – Единобожие, молитву(намаз) и пост(уразу)

Регистрация брака в ЗАГСе, это юридическая регистрация брака в соответствии со светскими законами. Это не имеет никакого отношения к установлению брачных отношений в соответствии с требованиями ислама. Поэтому, можно провести никах, и не обращаться в ЗАГС, и это не будет грехом перед Аллахом.Самое главное, это ответственность мужчины и женщины, в первую очередь перед Создателем, Аллахом, перед друг другом, и обществом в котором мы живём

Никах – это мусульманский обряд, и предназначен он только для мусульман. К сожалению, очень часто можно видеть такую картину – никах читается людям, которые не то что об Исламе плохо знают, но и мусульманами-то себя не считают.

Исламское каноническое законодательство о браке разрешает брачные союзы между мусульманами и женщинами из людей Писания (христианками и иудейками). Во все времена - как в период миссии Пророка, так и в наши дни - мужчины-мусульмане могли жениться на христианках и иудейках. Мужчинам мусульманам следует внимательно и строго отнестись к принятию ислама девушкой, на которой он хочет жениться, и это и важно с точки зрения развития ислама, а также этот мужчина получит награду от Аллаха и ему будет легче отвечать за себя и свою семью перед Аллахом в Судный день.
Сам же мужчина должен стать образцом для своей жены мусульманки в религии, богобоязненности и порядочности.

Никах между женщиной-мусульманкой и мужчиной-немусульманином невозможен.Если мужчина не является этническим мусульманином, то здесь нужно объяснить, что по нашей религии женщине запрещено выходить замуж за представителя другой веры. Но обычно, когда люди идут в мечеть читать никах, они хотят быть мусульманами. И тогда, какой бы национальности человек ни был,он может узнать об Исламе и самых основных вещах, которые должен знать каждый мусульманин – это смысл свидетельства «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха», пять столпов Ислама, главные элементы нашей веры. после чего он может произносит свидетельство веры и становится достойным вступить в мусульманский брак.

Никах очень желательно провести пригласив близких родственников, которые засвидетельствуют ваш союз. Никах следует проводить с намерением, что вы женитесь на всю жизнь.

Допускается провести никах в иных местах, кроме мечети. Однако требования к условиям проведения никаха должны быть выполнены, как то в отношении присутствия свидетелей, невесты или ее представителя, находящегося рядом с женихом, согласия опекуна (отца) девушки и т.д.

Обязательные условия необходимые для заключения никаха:
1. Отсутствие близких родственных связей.
2. Заключенный брак не должен быть ограничен временем.
3. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.
4. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.
5. Публичное соглашение брачного союза.
6. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка со стороны жениха).
7. Присутствие опекуна со стороны невесты (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В идеале должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, мулла должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее.

В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью [близких отношений] в браке является бубен и голос [громогласное объявление о браке]»
Публичное объявление о бракосочетании сохраняет честь и достоинство юноши и девушки. Что же касается формы оглашения и оповещения, то у разных народов - разные традиции и обычаи, выполняющие данную функцию.
Так что поехать в мечеть на машинах,свадебном картеже,с громким бибиканьем не возбраняется

Проводить никах в мечети – старая добрая традиция.

Как бы уютно ни было дома, в нем не создать ту праздничную, свадебную и в то же время спокойную и умиротворенную атмосферу, которая царит в мечети

Сейчас никах в мечети проводится по всем правилам. в торжественной обстановке: невеста в нарядном белом платье и платке, одетый «с иголочки» жених, родственники и друзья в качестве гостей, переполненный угощениями праздничный стол, слова благословения от имама

Религиозные мероприятия теперь фиксируются в специальной книге. В мечети стабилизировали выдачу документов (заявление на проведение никаха, приглашения и свидетельства),

Все религиозные обряды проводятся в мечети бесплатно. Если же на праздничных собраниях люди и подают деньги, то они идут не имамам, а на поддержание мечетей, ремонт.

Мечеть является лучшим местом для того, чтобы объявить о никахе публично. Кроме того, не может быть лучшего места, чем дом Аллаха, чтобы заключить брак.
Расулюллах сказал:
أعلنوا هذا النكاح واجعلوه في المساجد
"Объявляйте о браке, и заключайте его в мечети" (Тирмизи, хадис №1009, передан Аишей).

А Аллах знает лучше.

Раньше на никах не давали никакого документа, сейчас же записывают в бланк к себе и молодоженам. Хотя бумага не имеет юридической силы. Туда вносятся полные имена жениха и невесты, свидетелей и так же свадебный подарок невесте от жениха, причем не только факт его наличия, но и его конкретное содержания. Он называется махр. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается имамом (в исламе духовное лицо). Желательно, чтобы он не был дешевле 5тысяч (это по нынешним ценам). Чаще всего просят на махр золотое украшение, машину или квартиру. Вносится дата, до какого числа (года) жених должен его исполнить, чаще всего пишут от даты регистрации 5-10лет. Жених должен дать перед всеми обещание, что он это сделает.

Но учёные-богословы считают,что махр важен,но он не является неотъемлимым условием брака,условием,без оговорки которого бракосочетание недействительно.
Брак,при котором не оговорили махр,возможен и допустим

Так же невесты и гости торжества должны быть одеты подобающе, то есть мужчины с головным убором – тюбетейкой; женщины же в платках, с закрытой шеей, с рукавами до запястьем, с длинной юбкой и на ноги должны быть прикрыты.

Предварительно нужно определиться с числом, это обязательно, так как можно попасть на время постов, когда будет проходить ураза. Так же должно заранее оговориться время, так как в мечетях в определенный промежуток идёт молитва. Никах читается около часа. Все время молодые и гости молча сидят, потупив взор, и лишь иногда участвуют в краткой молитве. Во время проповеди мулла объясняет жениху и невесте обретаемые им права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом. Спрашивает их согласия, убеждается, что они мусульмане, обычно он просит каждого из молодых прочесть молитву три раза. Завершается брачная церемониальная проповедью поздравлением новобрачных и чтением о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

ну а дальше по разному,как принято в традициях разных народов..
не знаю как по всем правилам, но может быть так например
- жених дарит невесте сережки;
- жених и отцы с обоих сторон дают садака (обычно в виде денег) Мулле после прочтения никаха;
- матери с обоих сторон раздают садака (могут быть полотенца, чай, платки, и т.д.) всем пришедшим гостям.

Вам конечно о таких вещах лучше спросить у Муллы или у людей старшего возраста, они больше об этом знают. А еще лучше обсудить с родителями невесты - это самый правильный вариант.

Мусульманин обязан изучать свою религию по мере возможностей. Необходимо знать основы Ислама, а также постановления шариата в областях, которые наиболее близки для человека. Бизнесмены должны знать все о нормах шариата, связанных с . Отправляющемуся в хадж человеку, необходимо изучить все, что связано с паломничеством в Мекку . А тому, кто собирается жениться, необходимо изучить все, что связано с браком. Так мусульманин сохранит свою религию и убережет себя от попадания в грех, споры и разбирательства.

В этой статье, по воле Аллаха, речь пойдет о , а именно о подарке для невесты, который в шариате обозначается термином «махр».

Определение и шариатское объяснение

Махр или садак’ в исламской терминологии – это название имущества, которое мужчине необходимо дать женщине, по причине заключения брачного договора (никах).

Махр не является обязательной составной брачного договора в шариате, потому что не является его основной целью. Однако подарок для невесты становится обязательным для мужчины, после завершения заключения никаха. Даже если обе стороны договорятся не упоминать подарок в брачном договоре или полностью его аннулировать, мужчина все равно должен отдать махр невесте. Данное действие будет не желательным, их договор об аннулировании махра не действительным, а подарок невесте обязательным.

Основа махра в Исламе

Подарок невесте имеет законную основу в Исламе и подкреплен доводами из Коран а, сунны и единогласным мнением ученых уммы (иджма).

В священном Коране есть несколько аятов, повествующих о подарке для невесты. Из них:
«Даруйте женщинам их приданое от чистой души » (Сура «Женщины», аят 4).

Также Всевышний Аллах говорит (смысл): «» (Сура «Женщины», аят 24).

А также: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое) » (Сура «Корова», аят 236).

Что касается сунны, то передается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Брачный подарок посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своим женам был равен двенадцати окийям и одному нишу. Знаете ли вы что такое нишш? Это половина окийи. В общем, это равнялось пяти сотням дирхамов» (Муслим, Ахмад, Абу Дауд).

Ученые Ислама также были единогласны относительно обязательности махра.

Мудрость в установлении подарка для невесты

Махр не является чем-то вроде цены покупки невесты. Женщина не является товаром в Исламе, а махр не является ее ценой. Аллах установил махр для того, чтобы он символизировал решительность мужчины и его серьезное желание вступить в крепкие узы брака. Махр всего лишь символ, заключающий в себе уважение к женщине и ее почтение.

Другая мудрость заключается в том, что махр может помочь невесте перед браком. Она может купить для себя хорошую одежду или другие необходимые для нее вещи перед тем, как перейти в дом своего мужа.

Размер брачного подарка

Шариат не установил точные рамки брачного договора. Нет ни его максимальной величины, ни минимальной. Общее правило махра – чтобы он был тем, что можно считать ценностью или платой за работу. Брачный подарок может быть каким-либо предметом, долгом или пользой в большом или малом размере. Например, автомобилем или десятью тысячами рублей, проживанием в доме или обучением ремеслу или науке.

Подарок для невесты может, как мы об этом сказали, быть чем-то малым. В хадисе от Сахдя ибн Саада, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал человеку, который намеревался жениться: «Дай ей хотя бы кольцо из железа» (Аль-Бухари и Муслим).

Также махр может быть и очень большим, потому что ученые единогласны в том, что нет максимального размера махра. Всевышний Аллах сказал: «…и если одной из них вы подарили кантар золота ». Кантар — это мера веса равная приблизительно 45 килограммам. Всевышний Аллах разрешил мусульманам дарить в подарок своим женам такое огромное количество золота, тем самым указав на то, что в махре нет максимальной величины.

Однако желательно, чтобы размер брачного подарка не был меньше десяти дирхамов. Также желательно, чтобы максимальный размер махра не превышал пятисот дирхамов из-за уважения к посланнику Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, потому что передается, что махром жен Пророка, а также его дочерей было именно такое количество дирхамов.
Передается от Абу-ль Аджфа’ ас-Сильми, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Умар, да будет доволен им Аллах, обратился к нам с проповедью и сказал: «Не чрезмерствуйте в брачных подарках для ваших женщин! Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не дал брачным подарком ни одной из своих жен, а также не было дано ни за одну из его дочерей, более двенадцати окий «» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи). Одна окийя равна двадцати дирхамам, значит махр был равен 480 дирхамам.

Не стоит слишком завышать размер махра!

Как уже было сказано, махр всего лишь символ, поэтому желательно не завышать слишком его размер. Это не цена женщины и поэтому он не может быть каким-либо средством для проявления гордости или чем-то почетным. Следует отметить, что завышение размеров брачного подарка приводит к проблемам в исламском обществе, из-за того, что молодым ребятам из средних и бедных семей становится трудно создать семью. Очень часто они не могут найти денег на махр и вступают в брак очень поздно. Все это чревато распространением внебрачных, запрещенных в Исламе отношений, приводящим к распространению нечестия, разврата и смертельных заболеваний.

Поэтому шариат указывает на желательность снижения размеров махра. Передается, от Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучший брак – самый легкий».

Можно ли отдать потом или все-таки нужно сразу?

Не обязательно отдавать весь подарок для невесты во время заключения никяха или сразу после него. Махр является исключительно имуществом невесты, выплату которого она может отложить. Она может поставить условие, чтобы махр был отдан сразу, если она пожелает этого. Она также может отложить выплату махра на будущее, вплоть до смерти. Если она поставит условие, чтобы махр был выплачен сразу или существует общепринятая практика, что махр выплачивается сразу, то невеста после заключения никяха имеет право препятствовать интимной близости с мужем или переезду в его дом, пока махр не будет выплачен. В таком случае мужу необходимо отдать махр, иначе его поступок будет греховным. Если женщина будет согласна и переедет в дом мужа, до получения махра, или после получения некоторой его части, то теперь она не может препятствовать близости, однако мужа принудят отдать махр, если он будет затягивать с его выплатой.

Если будет обговорено, что махр будет выплачен в будущем, то и в таком случае женщина не может препятствовать близости, так как она была согласна на позднюю выплату махра.

Не всегда нужно отдавать весь махр

Мужчине нужно отдать подарок для невесты, после заключения правильного брачного договора никях. Но иногда муж отдает только лишь его половину, а иногда махр может полностью быть аннулирован. Все это зависит от различных ситуаций, о которых вы сейчас узнаете.

Первый вид. Установление всего махра

Установление по причине интимной близости

Если и женой произойдет интимная близость, то махр устанавливается в полной мере и мужу необходимо отдать весь обговоренный махр. Он будет установлен полностью, если даже произойдет запретная близость, например, во время периода менструации у жены. Всевышний Аллах говорит (смысл): «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое) » (Сура «Женщины», аят 24).

Смерть

Если после заключения никяха один из супругов умрет, то махр будет установлен в полной мере. Нет разницы произойдет смерть до близости или после нее. Обязанность выплаты махра ложится на мужа. На этот счет существует единогласное мнение сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Второй вид. Установление половины махра

Половина махра устанавливается лишь в одном случае – когда муж дает развод своей жене до того, как у них произошла интимная близость. То есть после заключения , при котором был обговорен махр, муж, так и не приблизившись к своей жене, дает ей развод. В таком случае, ему необходимо отдать лишь половину обговоренного махра. Также он должен отдать половину махра, если их брак завершится посредством договора «хуль’», когда жена предлагает мужу деньги взамен на развод, до вступления в интимную близость.

Третий вид. Аннулирование всего махра

Обязанность выплаты махра полностью отпадает от мужа, если разрыв их брака будет связан с женой. Это может быть при следующих ситуациях:

Если муж и жена будут немусульманами и жена примет Ислам до вступления в интимную близость, то она не получит махра.

Если оба супруга были мусульманами и жена вышла из Ислама, встав вероотступницей, до интимной близости, то их брак аннулируется и она не получает махра. Однако если брак расторгается, по причине вероотступничества мужа, то отпадает лишь половина махра.

Если жена станет инициатором расторжения брака до интимной близости, по причине изъяна в муже, то она не получит махра.

Если муж станет инициатором расторжения брака до интимной близости, по причине изъяна в жене, то она также не получит махра.
Во всех этих ситуациях женщина не получает брачного подарка, потому что причина расторжения брака была связана с ней.

Это лишь немногая информация о подарке для невесты, которая будет полезна для мусульман. По воле Аллаха в следующих статьях мы постараемся затронуть и другие темы, связанные с подарком для невесты.

Причём, если первое понятие является обязательным условием для заключения брака в исламе, то калым – это пережиток прошлого, который появился в далёкие неисламские времена. Но кое-где, преимущественно, в Средней Азии, эта традиция ещё продолжает своё существование.

Выдача махра жене является ваджибом (обязательным действием) и если жених не в состоянии выплатить его, то он, по согласию невесты, может сделать это в процессе супружеской жизни. Но «Cамым лучшим является необременительный махр»,– говорил посланник Аллаха (с.г.в.). А вот какой махр попросила одна из сподвижниц пророка. Она сказала: «Истинно, я свидетельствую тебе, о Абу Талха, а также свидетельствую Аллаху и Его

Посланнику, что если ты примешь Ислам, то я готова стать твоей женой без всякого золота и серебра. Твой переход в Ислам и будет моим махром».

Мусульмане говорили по этому поводу: Мы никогда не слышали о более ценном махре, чем тот, который получила Умм Сулайм… Она сделала Ислам своим махром…

Какой же махр просит современная мусульманка

Безусловно, цена махра зависит от степени достатка будущего супруга и контингента той страны, в которой живёт невеста. Например, в странах загадочного Востока для девушки является обычным явлением попросить в махр квартиру, машину, или, например, личный счёт в банке. Ведь на то и рассчитан махр, что в случае развода или смерти мужа у женщины останется хоть какой-то капитал. Наши девушки обычно просят что-нибудь из бытовых

Предметов или украшений.

– Лучше, если махр будет иметь практический характер, – говорит Алия, накануне свадьбы, – лично я попросила у будущего мужа стиральную

Машинку.

– А я попросила в махр совместную поездку в хадж, мы поженились и через три месяца вместе поехали. Я нисколько не жалею об этом, ведь если бы я попросила в махр что-нибудь другое, то неизвестно, выдалась бы нам такая замечательная возможность побывать на родине пророка (с.г.в.).– рассказала Айгуль.

Очень часто девушки стесняются спрашивать махр, а если и спрашивают, то что-нибудь недорогое, совсем не то, что хотели бы получить на самом деле.

Рассказывает Нафиса: «Когда я выходила замуж, я попросила у мужа совсем скромный махр, зато потом после его выплаты муж задарил меня золотом».

Нужно ли просить махр, если жених не богат? Ислам не считает финансовые трудности достаточно серьёзным препятствием на пути к супружеству, ибо Аллах знает нужды новообразовавшейся семьи и всегда поддерживает её: «…если они бедны,– обогатит их Аллах своей щедростью…».(«Свет»,32).

Если мужчина, вступающий в брак, испытывает финансовые затруднения – это одно, если же он их не испытывает и при этом не желает платить махр – это другое. Мужчине, испытывающему финансовые затруднения исламский закон не запрещает вступать в брак, но не надо забывать о том, что по шариату муж должен обеспечить жену в её ежедневных потребностях. Жена имеет право на личный, независимый от семьи и мужа источник доходов – одним из проявлений этого права является предоставление мужем махра своей супруге. В Коране говорится: « По щедрости души давайте своим жёнам дар предбрачный, и коль они (жёны) по своей доброй воле вам предоставят часть его, питайтесь им во здравие своё и благость». («Женщины», аят 4).

И ничего зазорного в вопросах махра нет и быть не может, ведь его давал

Наш пророк, об этом написано и в Коране: «Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (махр)» Коран, сура ан-Ниса’ 4, аят 24.

Есть ли какой-то определённый лимит, касающийся размера махра? Известно, что является сунной определять количество махра в брачном контракте, но если эта сумма не определена, брак всё равно считается действительным. Жене следует дать махр, как и другим женщинам, подобным ей, которые обладают такими же характеристиками, согласно которым степень (цена) махра может различаться. То есть он устанавливается в размере равной минимальной величине, принятой в данной местности. При этом, учитывается возраст, ум, красота и воспитание невесты. В исламе обговариваемый махр должен быть не менее 10 дирхемам серебра. Это примерно стоимость 33,6 грамма серебра (или 4,8 гр. золота, так как в ханафитском мазхабе 1 гр. золота условно приравнен к 7 граммам серебра). Давать махр меньше стоимости 33,6 гр. серебра или стоимости 4,8 грамма золота нельзя, даже если оговаривалась меньшая сумма (по ханафитскому мазхабу 1 дирхем равен 14 каратам. Вес 1-го карата составляет 0,24 грамма. умножив 14 на 0,24, получим вес 1-го дирхема,= 3,36 грамма). Ну, а максимум – по желанию, только конечно, нужно учитывать финансовые возможности жениха.

– Я не знала что попросить мне в махр, и когда нам читали никах в мечети, то имам рассказал, что установлена определённая сумма, которая назначена в отношении махра, на тот момент это было 5 тыс. рублей, её мне муж и заплатил, но невеста может попросить в махр всё что она пожелает, однако, как сказал мне имам нежелательно назначать большой махр, который может поставить супруга в затруднительное положение»,– рассказала Нурия.

Диния ГЕЛЬМУТДИНОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.